Евгения ДЕКИНА

Между нами – бездна...

 
 
 

1. «Она жрет мой х... как бургер» -

- поет Фэйс, суперзвезда, кумир сегодняшних подростков. Они слушают это в плеере, они поют это и смотрят его выступления в интернете. Я сначала не поверила, но когда начала спрашивать у учеников впала в ужас. Они знают, кто это. А те, кто не признался, так стыдливо отводили глаза, что было ясно, что и они в курсе. Они все его знают.

До этого я думала, что нижнее днище нижнего ада – это сверхпопулярная группа «Пошлая Молли», пропагандирующая вялое полунаркотическое существование в мире тусовок, секса и алкоголя, но я ошиблась. Может быть и хуже. Это уже не шокировавшее нас «Давай, подвигай попой!», новое поколение идет дальше, вообще никаких ориентиров больше нет, нет вообще никакой морали и нравственности. Ничего. Только х... и бургер. Вот она, их поэзия. Чувствуете степень их цинизма?

Это песня. Они идут нам навстречу в метро, стоят перед нами в очереди, они едят мороженое на лавочке жарким летним днем, они держатся за руки на свидании, а в плеере у них играет вот это. И это не какие-то плохие американские дети из кино, это наши дети. Вы говорите со своим ребенком о духовности, о ценностях, потом отправляете его  за хлебом, он целует вас в щечку, берет рюкзачок, выходит из подъезда и включает это. Потом приносит хлеб, улыбается и садится обедать. Между нами – бездна.

Мы должны быть старше и мудрее, мы еще можем что-то сделать. Но для этого нужно признать, что мы потеряли истинную духовную культуру, мораль и нравственность, и если мы не опомнимся прямо сейчас, мы потеряем целое поколение. Этим детям больше нельзя проповедовать как раньше, им нельзя говорить про добро, красоту и Бога. Они не слышат. У них другие критерии – «круто / зашквар». Вы знаете, что такое зашквар?

Обвинять их в том, что с ними происходит, несправедливо, это просто дети. Обвинять буржуазную культуру, которая разрушает нашу духовность – глупо и непродуктивно. Ну, разрушает, ну нашли крайнего, и что? Запретим этого певца? Запретим бургеры? Запретим х...? Это что-то изменит? Все родители запрещают своим детям, а дети при этом достают наркотики, пьют, занимаются сексом с 12 лет. Сейчас это нормально. Запретный плод сладок, и нарушение табу – обязательный этап взросления. Чистая психология. Что мы можем сделать в этой ситуации, учитывая то, что мы не имеем права опускать руки.    

Единственный выход – дать им альтернативу. Сформировать новую культуру, которая будет говорить с ними на их языке, но не опускаться при этом до уровня Фейса и прочих упырей. Они пока способны слышать. И мы должны быть проще, быть увлекательнее, мы должны быть интереснее. Не надо мечтать, что они одумаются сами собой, дотянутся, обратятся к истинному. Нет. Мы так думали, мы писали, как нам пишется и говорили так, как велит нам наше сердце – и где мы оказались? Все просто деградировало до невообразимого примитивизма и пошло дальше – в такой ад, которого мы и вообразить себе не могли.

 

2. Сатанинская литература

В прошлом году, на одном из заседаний Совета молодых литераторов мы обсуждали некий православный текст, который поверг меня в ужас. Сейчас я успокоилась, но такие тексты продолжают попадаться. Более того, их публикуют в православных изданиях и дают читать детям. По сюжету повести православные детишки поехали в православный лагерь. Один из них тайно курил, а другой ругнулся матом. Но их пристыдил батюшка, и они тут же перековались. Все это – гигантский талмуд, с огромными журналистскими вкраплениями авторского текста о том, что православные лагеря – это прекрасно, что надо верить в Бога как автор этого текста, что курить плохо, а ругаться тем более. И вот я воображаю себе ситуацию. Родители приводят ребенка в воскресную школу, где ему вручают православный журнал, в котором опубликовано такое. И заставляют его это читать. Все, через три страницы этой невыносимой скукотищи мы получим безбожника, ненавидящего журналы, чтение и церковь заодно.

Нынешние дети – совершенно другое поколение. У них есть интернет, они смотрят сериалы, играют в компьютерные игры. Все это создано американскими драматургами на основе теории восприятия, НЛП и продающих рекламных техник. Мозг современного ребенка работает совершенно иначе. Он не выносит статики. Они избалованы фэнтэзи и фантастикой, они привыкли к быстрой смене картинок, они все хорошо фотографируют и мгновенно усваивают информацию. Они быстрее нас. Они не дослушивают песни, они переключают каналы, им нужна скорость, им нужен сюжет, им нужна драма. А им пытаются впихать вялые назидательные рассуждения, которые даже нам читать скучно.

Один из главных законов американского пиара гласит: читатель – не идиот. Они умудряются разжевать детям сложнейшие концепции времени и пространства, они прорабатывают неожиданные ходы, целые бригады работают над образами, у них есть фокус – группы, на которых они проверяют эффективность воздействия. Что мы предлагаем им взамен? Вялые авторские рассусоливания?

Да.

И при этом еще и давим, говорим, что вот же оно, истинное, вот же про Бога и духовность. А это вот все, твое любимое, что интересно тебе и всем твоим друзьям – это бесовщина, это от лукавого. Конечно, бесовщина, конечно, от лукавого, но почему православный автор ведет себя как полный идиот и пытается проломить лбом стену? Уповает на Господа, который развернет души человеческие к истине? Это же банальная лень. Вместо того, чтобы в подробностях изучить бездуховного врага, понять весь его арсенал и использовать против него самого, обогатив свою литературу, сделав ее объективно лучше и качественнее, православные авторы продолжают писать свою скукотищу. Кроме того, есть у православных авторов и эта вредная, оправдывающая свою лень позиция – все это мне Господь надиктовал. Я же просто медиум, я передатчик. Поэтому все, что я передаю, по определению гениально. А то, что передатчик фонит, и динамик его забит  мусором гордыни и самолюбования так, что читать это невозможно, почему-то никого не беспокоит.

Писать религиозную литературу в принципе сложнейшая задача. Такая литература должна быть всеобъемлюща и глубока, а сейчас все усугубляется жесткой конкуренцией. Бездуховность побеждает в головах наших детей, а православные писатели сидят, сложа руки и думают, что молятся.

 

3. Русская тряпка на рандеву

Существует целый пласт современной литературы, особенно молодой, в которой главный герой – вялая безвольная тряпка, тонко чувствующая, страдающая и вроде как высокодуховная. Авторы таких текстов, как им кажется, продолжают духовную традицию русской классики с обостренным чувственным восприятием мира. Но на деле пишут отвратительных инфантилов, не способных жить в современной реальности.  

И это уже не Обломов, который сам по себе фигура спорная, но он хотя бы пытается, и не герой Трифоновского «Обмена», который осознал собственное моральное разложение, но было уже поздно. И это не князь Мышкин, который хочет разобраться, это просто напыщенный нытик, которому брезгливо и противно жить с людьми. 

Где Гринев? Где Мцыри? Где хотя бы Штольц? Где хоть какой-нибудь деятельный и активный персонаж? Знаете где? В телевизоре. Боевики и современная кинокультура показывают Героя, яркую личность, способную к борьбе и противостоянию. Молодым авторам в любом противостоящем деятельном герое видится попса, а искать новый тип положительного персонажа, не грубого полицейского или очередного крепкого орешка им лень. Хипстеры никуда не делись, быть вялой ранимой тряпкой по-прежнему модно. В Японии, обогнавшей нас в уровне экономического развития, в это время уже происходит национальная катастрофа. Есть целый пласт молодых людей, которые после окончания колледжа сидят дома на шее у родителей. Потому что мир зол и агрессивен, а я весь такой тонкий и ранимый, что сдохну от грубого слова коллеги или начальника. И наша литература пропагандирует это же.

Герой Платона Беседина, взрослый мужик, не может купить мебель, это становится для него трагедией. Герой всеми любимого Юрия Лунина бродит и ноет, герой Андрея Тимофеева вечно страдает, что неправильно поступил, или, что хуже, никак не поступил.

Конечно, соцреализм уже невозможен, да и не нужен он, пусть герой страдает, пусть тонко чувствует, пусть переживает драмы, но он должен побеждать, он должен меняться, он должен расти, он должен становиться примером. И автор должен испытывать ответственность за то, что он пишет. Каждая вялая амеба на месте героя – это очередной гвоздь в гроб русской культуры. Кого мы воспитываем такой литературой? Кому подаем пример? Перестаньте искать виноватого, прекратите обвинять среду. Это, в конце концов, вторично. Эмиль Золя уже все сказал. Не засоряйте ноосферу. Спросите себя: мой персонаж нытик? Он побродит, поноет, пообвиняет всех вокруг и ни к чему так и не придет? Да? Жгите. Ради будущего человечества – в топку это все.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную