Светлана ДЕМЧЕНКО, член Союза писателей России, член Союза журналистов Украины, канд.философских наук, доцент (Львов, Украина)
ЗАЖЕЧЬ СВОЮ СВЕЧУ…

Литературные заметки о поэзии Владимира Клименко

Слова поэта суть уже его дела". [1]
А.С.Пушкин

«Горжусь российскою пропиской…». «Храм правды возводи в себе!». «А вы способны/ Видеть себя до дна?..».[2]

Решалась: какая строка из стихотворений поэта   подошла бы к названию  этой статьи? Однозначно: любая из них. Такое сложилось впечатление после знакомства с поэзией Владимира Клименко.   И всё же  выбрала  образное, «одетое» в народную мудрость: «Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно просто зажечь в ней свою свечу».  [3]

* * *

Но прежде предлагаю познакомиться c Поэтом.

Короткая автобиографическая справка.[4]

Владимир Александрович Клименко – самарский поэт, автор шести поэтических сборников – «Полигон» (1995), «Энергия слов» (1998), «Исповедь» (1999), «Пора отвечать» (2002), «Русская речь» (2006), «Сокровенное» (2011). Родился 4 августа 1953 года в совхозе имени Масленникова Хворостянского района Куйбышевской (ныне Самарской) области в многодетной крестьянской семье. Окончил Куйбышевское областное культурно-просветительное училище (оркестровое отделение), Куйбышевский государственный институт культуры (режиссерское отделение), учился на курсах повышения квалификации политсостава МВД СССР в Ленинградском высшем политическом училище имени 50-летия ВЛКСМ, служил во Внутренних войсках МВД СССР, в органах внутренних дел, офицер запаса. С 1989 года – журналист. Работал литсотрудником газеты «Рабочий» Металлургического завода имени Ленина, обозревателем газеты «Волжская заря», обозревателем межрегионального издания «Большая Волга», редактором газет «Алекс-информ», «Будни», заместителем директора Регионального информационного агентства «Самара», в администрации городского округа Самара. В настоящее время – руководитель проекта и главный редактор Международного альманаха «Литературная губерния» [5]

* * *

Заинтересовалась  творчеством Владимира Клименко после того, как получила   вот такую реакцию  на отправленный  в редакцию  «Литературной губернии»  обзор творчества   удмуртского  поэта  Василия Глушкова. (Читатели «РП» знакомы с этой статьёй)[6]: «Это частица души России! И сколько таких (поэтов – С.Д.)- не испорченных литературным образованием, не открытых, зачастую отвергнутых всякого рода литературными элитами, союзами...».

Да уж: бальзаковское «все мы умираем неизвестными» [7] весьма примечательно для многих скромных творцов,  художников, в том числе и в поэзии. Порой мы сетуем: «Ах, как много «развелось» поэтов». Но поэтов ли?

«Поэт - величина неизменная, - говорил А.С.Пушкин.- Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет. Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят "сбросить его с корабля современности". То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично. Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт». [8]

* * *

Владимир Клименко  так точно уловил главное в стихотворениях Василия Глушкова - «частица души России», что засвидетельствовало его талант  и редактора, и  «духовной движимости поэта» (В.Белинский) [9], понимающего толк в русском художественном слове. 

Перефразируя слова В.Белинского, одного такого предложения  хватило, чтобы принять в  его  авторе профессиональную компетентность, выходящую за черту обыкновенности, и продолжить: «даровита земля русская: почва ее не оскудевает, талантами... Лишь только ожесточенное тяжкими утратами или оскорбленное несбывшимися надеждами сердце ваше готово увлечься порывом отчаяния, -- как вдруг новое явление привлекает к себе ваше внимание, возбуждает в вас робкую и трепетную надежду... Заменит ли оно то, утрата чего была для вас утратою как будто части вашего бытия, вашего сердца, вашего счастия: это другой вопрос, -- и только будущее может решить его... Явление подобного таланта особенно отрадно теперь... когда в опустевшем храме искусства, вместо важных и торжественных жертвоприношений жрецов, видны одни гримасы штукмейстеров, потешающих тупую чернь; вместо гимнов и молитв слышны или непристойные вопли самолюбивой посредственности, или неприличные клятвы торгашей и спекулянтов...". [10]

Как же прозорливо   сказано о «штукмейстерстве», самовлюблённой посредственности,  и, словно, списано с дневника сегодняшнего дня.

После прочтения   упомянутых слов  Владимира Александровича подумалось: «Интересно, а какие стихи он сам сочиняет?»

* * *

Найдя их подборку на одном из сайтов, удивилась их настроению, той патриотической   «первозданности», которая изначально присуща русскому характеру, и поняла, что не  смогу не высказаться. Вот так и свела меня  творческая судьба ещё с одним талантливым мастером слова. Случайно ли?

Приходит на ум  великий К.С.Станиславский:«жизнь сводит людей в искусстве не по случайным обстоятельствам, но потому, что в одном сердце горит желание поделиться своим опытом, а другие хотят двигаться вперед и не могут оставаться в своем прежнем состоянии, потому что их внутренние силы крепнут, развиваются и ищут себе новых путей, чтобы пролиться в действие творчеством». [11] Конечно, задача была не из простых.

Ведь, если по Нерону, театр –  это море сил человеческих, и эта мысль, преодолев разделяющие нас тысячелетия, верна до сих пор,[12] то поэзия – океан  таких усилий?!  Не иначе. И вычленить в  стихах  основную эмоцию, не нарушив их гармонию с авторским замыслом, не просто.

Пишу эти строки и понимаю: вряд ли автор рассчитывал на подобный обзор, это будет для него полной неожиданностью. «Висят» себе  его стихи в интернете и «висят», даже песни есть на тексты  его стихотворений; небось, и сам  на сайты  давненько не заглядывал, а стихи-то читают, и мне они показались  знаковыми!

И как здесь не вспомнить  немецкого философа Артура  Шопенгауэра?! «Если ты намерен написать стихотворение, поэт, и при этом ничего не имеешь в виду, кроме рецензентов, гонорара, книгоиздателя и популярности, то у тебя ничего не выйдет, потому что в твоем творении нет правды! Хотя бы оно было напечатано, прошло через массу рецензий, заслужило похвалу, продано в двадцати изданиях, -- что с того? Твое произведение, на философском и на коммерческом языке, все еще ничто, чаще всего лишь призрак, обман зрения; благодетельное забвение безостановочно грызет его и не успокоится до тех пор, пока хаос, создавший его, не поглотит его снова».[13]

В данном  случае мы имеем дело с творческой личностью, для которой общего  света в жизни явно недостаточно, он усиливает  его накал по своему нравственному выбору и таланту, от того его свеча горит ярко, противясь различным  ветрам  и веяниям в литературе, культуре, да и вообще в житии-бытии. Об этом  клименковском  огне и пойдёт  здесь  речь. 

* * *

Прежде всего заметим, что  философская и гражданская   лирика  В.Клименко созвучна  духу нашего времени,  она современна   и по смыслам, и по формам, и по чувствам, по симпатиям и антипатиям, по скорбям и радостям, надеждам и желаниям.  В ней особенно ярко сказываются гуманистические и патриотические  идеи.

Играть восторженность не стану.
Своей любовью я люблю
России Ясные Поляны
И гимны старому Кремлю.
Горжусь Российскою пропиской!
И нет по мне земли родней -
Её холмов и обелисков,
И неба синего над ней,
Её суровой древней были,
Её неистовой мольбы,
Её дорожной хрусткой пыли,
Её теперешней судьбы.

При всей, казалось бы, скромности слога, ощущается слияние мысли и чувства, своеобразие и чистота художественного вкуса. Поэт проявляет чутье художника как в самом выборе тематики, так и в её поэтической интерпретации. Его мысль не болеет  страхом за  не всё или не так  «выговоренное», он просто высказывает однажды прожитую и прочувствованную им правду, и оттого его стихи живые, не «горбатые»  ни словом, ни мыслью, ни ощущением.
Мой последний порыв,/Мой последний разрыв -/Непременно им быть/в одночасье./И, навеки, горячею лавой застыв,/Я уйду со всеми в согласье…/ И останется с вами/моя маята, /В каждой строчке/стихотворений -/И любовь, и тоска, и восторг,/и мечта,/И картинки минувших мгновений./Всё случится потом,/а пока среди вас/ Я живу - почти вольный художник,/И пишу этот мир почти без/ прикрас,/Как влюблённый в природу/безбожник…

В стилистическом отношении  некоторые  стихи могут показаться не  целостными, но в этом как раз и заключена  их  оригинальность: в них видятся  незаконченные  миниатюры, характеризующиеся, тем не менее,   художественной зрелостью и логикой, а, порой, – и смелостью вложенных  в их  основание  острых общественно-политических  мыслей.

Буду ждать, когда дожди грибные
Окропят за яром старый бор.
Здесь слова услышу коренные,
Чтобы ими замолить позор -
Родину предавших поколений,
Родину продавших, как товар!
Кончен трёп о плюрализме мнений-
"Деньги-товар-деньги" и… "навар"!

Задавая читателю вопросы, автор, вследствие  своей художественной натуры,  создаёт абрис того узора, по которому лепит мозаику  сложных проблем современности, стремясь к начертанию более полной и живой картины жизни. «А вы хоть раз голодали?/Презренье к себе ощущали?/А были ли вы на войне/Хотя бы в кошмарном сне?/А вы гробы открывали/С останками сыновей?/А вы их не узнавали/ По останкам чьих-то костей?А вы не обмануты властью?..».

Эти строки придают мыслям  читателя достаточное возбуждение именно благодаря «нанизыванию» на  оселок  гражданской ответственности этих тревожных  вопросов.  Порой они сплошь общественно-политические – о власти, о нерадивых вождях, о народных бунтах, революциях и т.п..

Ещё не раз прольётся кровь
За власть, безвластье, властолюбье.
Ещё не раз - и в глаз, и в бровь -
Враньём о человеколюбье -
Заманят нас, как глупый скот,
В поля для жертвоприношенья…
Бунт, революция, переворот -
Кровавые приметы воскрешенья!

Для  выражения   гражданской тревоги автор находит  множество смысловых  оттенков.  Заботясь о построении фразы, он взвешивает мучающие его  вопросы  на своих  человечных нравственных весах. «Вам не опостылело жить/С предощущеньем несчастья,/От которого хочется выть?/А вы стояли на паперти/С протянутой к людям рукой?/А вы прочтёте по памяти/Молитву "за упокой"?».

* * *

Практически все патриотические стихи  В.Клименко  исповедальны, строгие, иногда скупые  по слогу, но хранящие  глубину мыслеформ. Они не прилизаны  рифмой и ритмом, техникой стихосложения, но дарят читателю эмоциональный всплеск сыновней тревоги за  судьбу матери, края, Родины, всех нас. О чём бы поэт  ни писал,- о любви, о душе, о вере, о природе, - всё обрамляется патриотической каймой.

 Поволжский край люблю как человека,
Как преданного друга почитаю.
От черемиса, русского и грека
Первоисточники я в памяти листаю.
Царёв курган, знать, что-то про Самару
Нашёптывает ветру, ковылю…
Про вольницу, веков минувших свару -
Всё помнится седому бобылю.
А я сижу и слушаю их байки
На мхом заросшем древнем валуне,
И слов забытых косяки и стайки
Слетаются откуда-то ко мне…

Приведённые строки характеризуются углублением психологизма, попыткой дополнить новыми средствами обычные способы изображения сложных душевных переживаний, прибегая, в частности, к не избитым образам и сравнениям.

Многим стихам гражданской тематики свойственны раскованность, соединение элементов возвышенного и низменного, трагического и комического, эпоса и лирики, что так  типично для реалистического метода.

Об этом же свидетельствует и стремление автора расширить круг наблюдаемой действительности, изобразить  многоликость бытия и разобраться, что собой представляет  человек «в потоке вечности». Наиболее показательно в этом отношении  одноимённое стихотворение. В нём,  слово, словно, протягивается, подобно  нити, через игольное ушко неба,- от  земной тверди к  необозримой таинственной Вселенной.

Нам разум дан для выживанья,
Душа - для состраданья и любви,
И дар особый дан - воображенье,
Чтоб разум и душа не угасали
На протяженье жизни во плоти
Вселенской Вечности
С надеждой на бессмертье.

Здесь цитируются  в основном отрывки  из  философской поэзии. Надо сказать, что  подобного рода  поэтических миниатюр читатель остерегается, де-мол, сложные, скучные рассуждения.  Да, это не развлекательные строки. Но  как же без них-то? Далеко не безупречный в художественном отношении, этот, к примеру, стих, обладает, тем не менее, существенными достоинствами.  С одной стороны, автор отказался в нем  от устоявшейся жанрово-стилевой системы  стиха, выработанной русской поэзией в эпоху Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Кольцова. А, с другой, -  поэт сохраняет верность смысловым и  эстетическим нормам организации стихотворного полотна, не прекращает своих раздумий над волнующими темами, трансформируя их в сжатую психологическую эмоцию, построенную на  смелых образах, метафорах, порой рискованных сравнениях ( « мы пыль живая…», «мы – существа, подобные предутренней росе…», «разум дан для выживанья», и т.д.).

* * *

В ряде стихотворений ощущается, что поэту не хватает воздуха, он своим сердцем производит морально- этический отбор в грудах человеческого шлака, стремясь при этом  выйти на бездонные глубины русского духа. Поэтому даже в религиозном вопросе его мысли самостоятельны и  рационально сконструированы  насущной проблематичностью: «А вас храмострой не смущает?/А коммерческий пыл попов?..; «А вас не возмущает/Абсурд христианских столпов?..».

В этих строках поэт правдив, честен, не лицемерен.

Кажется, что это он, а не Макарий Желтовский (преподобный Макарий, игумен Троицкой Желтоводской обители близ  Нижнего Новгорода) наущает нас, своих читателей, быть искренними («Покайся, грешник,/Легче станет/Твоя пожизненная ноша…»), «выбирать в  своих молитвах  такие слова, над которыми  горит  язык Божий…»[14]

* * *

Наряду с зарисовками разных примет жизни,  претендующих на  общественную значимость, в лирике поэта есть  также и личные душевные, сыновние мотивы.

Как живётся тебе, мама?
Я, признаться, подустал    
Средь общественного хлама
И копящих капитал.
Скоро я к тебе приеду -
На блины и на отсып,
Чтоб послушать твои веды,
Половиц родимых скрип.
На гармошке поиграю,
Песнь протяжную спою:
"Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою".
От Есенина охрипши,
Перейду на свой минор
И…потише, и потише
Заведём вдруг разговор…

* * *

Думаю, что на клименковское  слово нынче есть спрос. Должен быть!  Искала хотя бы  одну-две его книги, переведённые, как говорится, «в цифру».  Но не нашла. А зря они не созданы. Ведь, например,  такие строки касаются каждого:

Душа моя, не плачь навзрыд.
Я чувствую, как ты устала
Как жжёт тебя нещадно стыд
За всех, кого ты отстрадала.
О, сколько раз тебя распяли
На мёртвом дереве креста,
В какую грязь тебя втоптали,
Уродуя твои уста!
А ты поёшь, в глаза смеёшься
Своим убийцам, Боже мой…
Душа моя, смотри, дождёшься, -
Не спел бы кто за упокой…
Смотрю!

* * *

Да,  Владимир Клименко не теряет   гражданской и поэтической зоркости, ему удаётся сохранять  привлекательность и красоту  своего творчества.. Хорошо об этом сказали его коллеги. Поэзия В.Клименко - «по-фатьяновски «солнечная поляночка» живого русского звука, родной нашей речи в их есенинской чистоте, шукшинской особливости и лермонтовской непокорности».[15]

Окончательную же  оценку  поэзии поэта пока  скрывает   паутина  бесконечного времени. Она  старательно ловит в свои сети  всё лучшее  из   глубины поэтического океана и  там же  уверенно прядёт  связующие нити времён.

Источники
1.См.: А.А.Блок. Стихия и культура. О назначении поэта.  Речь на «торжественном собрании в Доме литераторов в 84-ю годовщину смерти Пушкина» . М.: издательство «Либроком», 2011, с.184.
2.Здесь и далее  цитируется по: Владимир Александрович Клименко. http://www.samluka.ru/0010/stix.html
3.Цит. по: Владимир Клименко. Потери…(заметки о самарской литературной жизни).      http://ulpressa.ru/2013/11/25/vladimir-klimenko-poteri-zametki-o-samarskoy-literaturnoy-zhizni/
4.См.: Владимир Клименко. Там же.
5.Международный альманах «Литературная губерния». www.samaralit.ru
6. C.А.Демченко. Путь без окончанья… http://www.rospisatel.ru/demchenko-glushkov.htm
7. Бальзак,  Оноре де. Неведомый шедевр; Поиски Абсолюта. М., 1966, с.114.
8. А.А.Блок. Там же.
9. В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955, с. 7.
10.В. Г. Белинский. Там же.
11.К.С.Станиславский. Беседа первая. См.: Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918--1922 гг. Записаны заслуженной артисткой РСФСР. К. Е. Антаровой. Под общей редакцией Ю. С. Калашникова. Второе дополненное издание. М., «Всероссийское театральное общество»,1947.
12.М.В. Волошин. Лики творчества. М.: Наука, 1988, серия: Литературные памятники. Сост. В.А.Мануйлов, В.П.Купченко, А.В.Лавров.  С. 520-528, 760-763.
13. Шопенгауэр А. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С.Нарский. -- М.: Просвещение, 1992. - 479 с.
14.А.М.Абрамов и В.А.Кочетова. «Новое о жизни и смерти преподобного Макария». Н.Новгород. 2004,-132с.
15. Владимир Плотников. И это всё о нём. 60 лет Владимиру Клименко. http://samaralit.ru/?p=23249

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную