*** Альбинка и Анжелка её Серёжу иначе как «твоя-агафья-лыкова» не называли. По началу Елизавета не слышала в их поддразнивании ничего, кроме лёгкой ревности, но с какого-то момента игровой снобизм стал всё более переростать в реальный. И она для них «запропала». Прикрывалась учёбой, подработкой в «Жар-пицце», мамиными и братовыми проблемами. Даже заботой о здоровье. Серёжа, конечно, всё чувствовал, но с подругами держался ровно, спуская на юмор даже откровенные колкости. А с юмором у него всё было в порядке, это и Том заценил. Хотя, может, и зря иной раз поддавался-подыгрывал на навязываемый ему образ «мужика-лапотника» с уточнением «пим-сибирский». Сам-то отвечал всегда корректно. Предельно учтиво. И когда они оставались вдвоём, Елизавета сразу же обрывала всякую ироничность, решительно меняя тональность на минор. Ведь это было такой сказкой, такой роскошью – посреди задавленного гулом, душно загазованного, суетящегося благополучием и понтами мегаполиса всерьёз беседовать о красоте и истине. Беседовать с тем, для кого красота и истина являлись такой же, даже большей реальностью, чем гул, духота и успешность. Серёжа раскрывался сразу. По грани с наивностью радовался вопросам, на которые сам же и наводил, и, постепенно заводясь, перебивал, упреждающе уточняя обширными экскурсами в историю и филологию смыслы её же слов и понятий. Перегорячившись, вдруг переходил на почти бормотание, с улыбкой оправдываясь тем, что навязывает не своё, давит не личным мнением, а традицией. Русской, православной традицией. С цитатами и со ссылками на героев и святых. На отца, деда. Своих церковников пра-пра-пра-прапрадедов. Елизавету порой просто поражало: о скольком всешкольная отличница и лучшая в группе студентка, прилично читающая, интересующаяся музыкой и театром, о скольком же она до сего даже не задумывалась! Именно не задумывалась. Забавно, что «столичная штучка», выросшая внутри Бульварного кольца и с младенчества не комплексующая в общении со шоу-звёздами, порой чувствовала растерянность рядом с этим провинциалом, для которого её обыденно-домашняя Москва до недавнего была картинками Букваря и заставками телевизионных новостей. Её Сережа умел удивительно сводить-связывать, казалось, совершенно разнесённое пространством и временем. Темы вились и заплетались парадоксально – от человекобога к Богочеловеку, от воли – внешней свободы, к воле – внутренней силе, где канон – не прогон меж заборов, а тропинка на болоте. И, правда, как очевидно и легко утверждение Платона «Бог есть и начало всех вещей, и их середина, и конец» ломал святой Максим Исповедник: «Бог не есть Сам по Себе ни начало, ни середина, ни конец…. ибо Бог безграничен, неподвижен и беспределен». Главное, это его счастливые глаза, неотрывно и откровенно любующиеся ею. При этом – постоянные знаки мужского внимания – цветы, мелкие вкусности. Елизавета даже привыкла к тому, что ей не разрешено прикасаться к ручкам дверей, так что порой в универе тупо стояла, не понимая, почему парни проскальзывают перед носом, не пропуская её. Вот вам «мужик-лапотник и пим сибирский». Маршруты прогулок планировала она, но долго изображать из себя столичного экскурсовода не получалось, И, да, да, да: Кукольник, Сенковский и Булгарин ненавидели Гоголя и Лермонтова за новизну в литературе, а Чехов писал Бунину: «Ново только то, что талантливо. Что талантливо, то и ново». Однако под талантом христианская традиция подразумевает не только творческую одарённость или ученость. По святым отцам таланты – это особые условия для спасения души. Так что и бедность, и болезни, и иные скорби – это тоже таланты. Их беседы – в забыто прямом смысле! – чудные и желанные, насыщали Елизавету тем и таким, после чего, понятно, становилось невозможно часами болтать по телефону или в «кофемании» о подкатах и сексе в универе и во дворе, о новостях брендов и отпадном шопинге, о том, кто поднялся, кого опустили, а кто влетел. И Альбинка с Анжелкой всё отжимались, отдалялись, сливались. Хотя, она-то знала: под внешней жестянкой подруги очень даже душевные. Но… просто достало держать в памяти эту разницу между внешним и содержимым, просто теперь хотелось цельности. Целостности. Не бесподтекстной простоты, а бесподкольной ясности. Такое вот необъяснимое для многих вокруг желание.
Особо заряжали Сережины рассказы о детстве, о семье – об отце и маме, о сестре и брате. О деде-«батюшке» и бабе-«матушке». Конечно, и у неё были свои ярчайшие картины цветущих лугов и полян, то малиново-лиловых от иван-чая, то лимонно-жёлтых от лютиков, то бело-пёстрых от ромашек. И у неё в памяти хранились шорохи-перестуки берёзовых веток-косиц по дачной крыше, звон дождевых струек в пустом цинковом ведёрке, и страстные ночные рулады озёрных лягушек. И Елизавету кутали на мороз так, что дорога в детсад становилась колобковой. И объяснять, как пахнет парное молоко, ей без нужды. Но… но это были кадры-картинки, отрывки и обрывки, вставки в совершенно иное повествование, в жизнь иной природы. Что такое её – три лета в деревне и шесть на даче против двадцати двух зим в столице! А главное, конечно, – люди. Ну, не знала, ни далеко, ни близко, девочка-девушка Елизавета ни священников, ни монахов. До недавнего даже не различала их. Не знала Лисёнок, что живы узники рекордной индустриализации, которые благословляют свои лагерные «десятки» и «чертвертные» за приход к Богу. Не довелось ей ни слышать хор ангелов под куполом храма в Пасхальную седмицу, ни прикладываться к мироточащей иконе Царя-Мученика. И в Крещение она, конечно же, не окуналась в проруби, и не ходила жарким июньским Крестным ходом с чудотворной иконой «Абалацкая». А кто из старших ребят взял бы её, маменькину дочку, с собой под «честное слово не сдрейфить» на кладбище искать цветы папоротника в ночь на Ивана-Купалу?.. Елизавета просмотрела и вычитала в инете всё про Тобольск, про ермаковских казаков и первых сибирских митрополитов. Поразил Тобольский острог, который видел протопопа Аввакума, в котором служил «арап» Ганнибал. Через «врата Сибири» прошли арестанты Радищев и Пасек, декабристы Штейнгейль, братья Бобрищевы-Пушкины, Свистунов, Анненков. А Кюхельбекер, Барятинский, Муравьёв, Вольф, Семёнов, Краснокутский и вовсе упокоились на старом Завальном кладбище…. Влед за декабристами подконвойно побывали в городке петрашевцы, среди которых Фёдор Михайлович Достоевский. Сидели в местной тюрьме Чернышевский и Короленко, а ранее томились в ссылке Сумароков и Фонвизин. Город-тюрьма? Неправда: в Тобольске родился и вырос тончайший романтик Алябьев, а великий сказочник Пётр Ершов учительствовал маленькому Диме Менделееву! Елизавета отыскала в завалах когда-то изрисованного ею и Артёмом «Конька-горбунка». И совершенно согласилась с Пушкиным, сказавшем Ершову: ««Вам и нельзя не любить Сибири. Во-первых, она ваша родина, а во-вторых, страна умных людей».
О скандале, произошедшем на вечере поэзии, Елизавета узнала в версиях весьма разнящихся: вначале от Тома, затем от Альбинки и Анжелки, и в последнюю очередь от него. И кажется, впервые вдруг осознала, насколько Тобольск далёк от Москвы. И где-то глубоко-глубоко в груди заколола-затосковала тончайшая заноза: расстояние-то страшное. Которое не столько экзотика, но и реальность несовместимости кругов общения. Кругов обитания. И это правда конкретная. Жёсткая. Романтическими историями не извиняемая. Сережа упорно уходил от разговора, бормоча, что «она не готова понять». Это она-то не готова! Что ещё она должна понять? Его иноприродность? Инопланетность… «Она не готова»… К чему? А? Ну, да! Она не готова покинуть Землю! И землю. Во имя его веры в абсолютную истину там, на Небе. Веры в неколебимое добро, нетленную красоту и конечную справедливость. Но не от мира сего. Не в мире сем. Нет, кто же против?! Только вера – верой, идеал идеалом, а материя тоже…. Все эти его великие, высокие цели и ориентиры прекрасны, да только Елизавета живёт в этом времени, в этой стране, в этом городе. Там, точнее – тут, где добро явно не побеждает зло. И вряд ли в ближайшее время победит. А жить-то как-то надо. Учиться, работать, заводить детей. Жить – здесь. При непобеде добра. Сережа забычился, наново бормоча о подмене «счастья» «успешностью», и этой его предсказуемостью обидно кололо под грудь. *** А Сергей, действительно, тогда их всех напугал. На minstrel-тусовку Артём сговорил его под обещание, что там будет Елизавета, чему и сам верил, но… Неоглядно многокомнатная квартира верхнего этажа старого особняка во дворах меж Пятницкой и Малой Ордынкой имела ещё и свой выход на чердак, где располагалась студия керамики. Мебели – минимум, в основном немало испытавшие табуреты, пуфики, кресла и диваны. Да меж окон столики с разнообразными пластиковыми бутылками, стаканчиками и пластиковыми же тарелками под горками оливок. Стены от входа сплошь покрывали холсты и картоны, переполненные чувственной, актуальной, идеальной, формальной, обобщающей, содержательной и изолирующей абстракцией. В ярко освещённых направленными в потолки галогенными светильниками проходных и цветасто затенённых тупиковых разновеликих залах и закутках стояла, сидела, бродила и лежала полусотня поэтов, художников, музыкантов, артистов и прочих представителей творческой интеллигенции. Несовершеннолетних не наблюдалось, как и стариков старше пятидесяти. Форма одежды – свободно-вызывающая, манера поведения – свободно-эксцентричная. Сигаретный дым накрывал и соединял разносящиеся из разных углов декламацию, бормотания, всплески аплодисментов и заставки живой кантри-музыки. Посредине самого большого, в четыре узких окна, зала дико желтел надувной детский бассейн. По пояс в воде плескался какой-то куликовский подражатель, правда, в красных стрингах. И в синих очках для ныряния. Подражатель то выдувал мыльные пузыри, то испускал лягушачьи трели. Но внимания особого не привлекал, разве если брызгался. Основная масса minstrel-тусующихся, составив в полукруг стулья и табуреты, стеснилась в соседнем зале с бело-лепным камином, в котором вместо дров горели толстые свечи. На приступке камина стоял красно-рыжий небритый горбун в белом джинсовом пиджачке и лимонных велюровых шароварах, и, срываясь на визг, декламировал, потрясая вскинутыми кулачками: - Мы – данаиды и сапрофаги! Рассевшиеся и распритулившиеся по стенам и притолокам слушатели благоговейно молчали и благосклонно кивали в такт взмахов декламатора. - Днём? – днём - Потрясающе! – Аплодисменты, свист и топот. – Мудро, как мудро! Illusion is the first of all pleasures! Какие подтексты! Какие пронзительные ассоциации! Сергей, неожиданно для себя оказавшийся в первом ряду, поддался общему приколизму и в полный звук отбивал ладошки. - Правда же, как удивительно она повторяет путь нашего Учителя? – К Сергею приклонилась-прислонилась, как вначале ему показалось, высокая блондинка, но вблизи из-под слоя пудры отчётливо просинел бритый подбородок! - Какого «учителя»? Лео-Сана? – Сергей, пытаясь уклониться от прижиманий бреющейся блондинки, осторожно – как бы не пролить, отталкивал подносимое к его лицу вино. Что было не просто, ибо за его спиной или, точнее, под спиной, на стульях ничего не подозревающе млели minstrel-тусовщики. - Шутник! Конечно не этого плагиатора Лёву, а самого Кодрина! Самого! Помните его бессмертный дзен: «Женщина – это нутро неба, мужчина – это небо нутра»? - Не помню! - Вспоминайте, вспоминайте: «Время женщины – это пространство мужчины»! – Отбившемуся от угощения Сергею дзэн-поклонник – или дзен-поклонница? – крепко сжало запястье: - А ещё я обожаю его прозрение: «Проститутка – это невеста времени. Время – это проститутка пространства». Учитель божественен! Он – эманация Мейерхольда! Сергей на затяжном выдохе завис над сидящими. И вдруг увидел, с каким нескрываемым злорадством Артём наблюдал за их борьбой. Ах, так! И Сергей чуть-чуть подтолкнул локоть наваливающегося на него. Чуть-чуть – и красное вино расплылось по лимонным штанам отвыступавшего карлика. - Ну, ты, урод! - Сам ты! Сергей, ловко ретировавшись из мгновенно вбурлившего межклановыми разборками зала, побродил-погрустил по опустевшим комнатам. Ну, да, да. Елизавета готовится к курсовой, а когда она в своей учёбе, то лучше и не звонить. По стенам на холстах и картонах – кубики, кляксы, чертежи…. Вывешенное либо раздражало, либо угнетало – зачем идти в художники, если нет чувства красоты? Нет тяги к красоте… Пусто. Везде пусто. Даже водяной со своими пузырями смылся, оставив чёрные следы на вытертом паркете. Наверное, слился в унитаз. Ага, вот какие-то голоса. Знакомое место, кстати – преступника просто притягивает место преступления. Сергей прислушался, всмотрелся с безопасного расстояния. В тёмной комнате возле приоткрытой балконной двери нервными короткими затяжками курила чёрная женщина. Рядом вислоусый толстяк с колёсной лирой за спиной обескуражено разглядывал опустошённую бутылку, даже нюхал. Женщина низкиим сипловатым голосом возмущалась тем, что «те хамы» её даже не дослушали. - Так прочитай мне! Я же поклонник твоего творчества. Правда! Я – друг! - Respect! – Она передала ему окурок и ломко вскинула тонкие руки в потолок: - Спасибо тебе, государство. - Протестно! Вгусть!– Толстяк пылко обнял поэтессу, наскоро пытаясь поцеловать в губы. – Жесть, какой протест! Та извивалась, подставляя щёки. Приседала и приподнималась на носки. Наконец освободилась и, вытирая ладонью рот, метанулась на выход, едва не сбив Сергея: - Альфач дикий! Все вы… животные! Насекомые! - Стерва. Клюха динамная! – Обескураженный толстяк заоправлял вышиванку и, натолкнувшись взглядом на замершего в тени Сергея, съёжился, оскалясь в нарочитой улыбке: - Непуганое поколение. Всё себе позволяют. Даже заначку мою выдули. – Погудел в горлышко пустой бутылки. Но, присмотревшись, развернулся вширь и в рост, даже на полупальцы привстал: - Да ты, вижу, и сам из них, из кракеров. Смена, говоришь? Подпираете? Только хрен вам, а не рулево – мы не хакнутые инвалиды. Я ещё когда написал? В эсэсэсээре– Если дождик случится, Вот так-то, недомажорные, мы в лобь рубили. Пионерия, рав-няйсь!
В каминной ещё плотнее сгустились красные, чёрные, бело-седые, синие и зелёные кудри, ирокезы, космы, негритянские косички, бантики и татуированные лысины – это, наконец, прибыл Гуру. Тестообразно пухлый, мучнисто бледный и сметанно седой – Лео-Сан отдыхивался в принесённом откуда-то чёрном деревянном кресле с резной, в виде семисвечника, спинкой и подлокотниками-сфинксами. Стулья, табуреты и лавки сдвинули в два полукруга, не поместившиеся жались вдоль стены, а пара девушек разместилась прямо на полу около учительских сандалий. - Что?.. Имплицитный читатель?.. – Гуру договаривал с кем-то по телефону. – Но вы ведь занимаетесь формальными экспериментами, фларфом и асемическим письмом? Так почему спрашиваете? Нет нужды. Всё, мне некогда. Лекция. Заплывшие тестом глазки зло брызнули из-за золотой оправы, но вид замершей в ожидании чудес и откровений аудитории мгновенно разрядил негативное напряжение от сапиентных переговоров. - Приветствую всех. Рад видеть вас, избранные друзья мои. Ответный шорох с выдохом дымов. - Сегодня мы поговорим о революционном обновлении глобального и о поэзии, как отражении этого обновления. О сеньорате во времена перемен архетипа игры и произвольных медитаций интеллигентствующих креаклов. Ибо tempora mutantur, et nos mutamur in illis – времена меняются, и мы меняемся с ними. - Ага, попался! Который толкался! – Альбина и Анжела разом зашипели в оба уха Сергея. А со спины встал Артём: - Будешь теперь до конца пытаем умностями. До полного конца. До конечного. - За что? - За будущее. Чтобы не отрывался от своих. Беспредельно? Ладно, амнистия. Мы ещё огненной воды нашарили. Классный вискарь. - А совесть? - Пойдём, рольфный ты наш. Под руки, под руки подруги меленькими шажочками вытягивали Сергея из зала. Он вяло сопротивлялся: - Ну, дайте хоть чуток послушать. Ведь вы сами ради этого пришли? - Кто как. Как кто. - …за всеми дискурсами, фокализаторами, ресентиментами, наррататорами и прочим встаёт серьёзный вопрос: а есть ли «истинная поэзия» вообще, или всё лишь игры разума, строящего забавные синтаксические конструкции, насыщенные чьими-то чужими высказываниями, терминологией и логическими парадоксами? Отсюда – страх. Страх метафизический, тот, что посредственность сковывает тоской, а бесталанность истязает бесславием… - Ну, правда: дайте хоть чуток. Послушать-то. - Быстрей примем, быстрей вернёмся. Пока все тут привязаны. - …мир разщеплён. Нации, классы, кланы, корпоративы, семьи… души демоса рассечены валовым недоверием и ненавистью. Но! Вот явление: поэт! Minstrel времени! Он идёт расслабленною походочкой огольца, он – разведчик! Лазутчик в грядущее. Он ничего не пропускает и до всего добирается первым. Он не хочет знать никаких границ. Ведь всякое препятствие его братанию с миром есть вопиющее насилие над природой личности! Истинный поэт ненасытен. Неукротим. Даже неуёмен… - Бу-бу-бу, Лео опять о своём Вознесенском запылил. Теперь не остановить. - Почему? Он иногда о Евтушенке тоже бу-бу-бу может. И об Ахмадуллиной. - Всё равно секонд-хенд. Новых-то он не читает. - Нас точно не читает. Никак он о нас не догадывается. - Девушки, а вы пишите? - Шутишь? Том, он и вправду из Сибири? Такой замороженный! Такой хипстер! Виски в первом разливе Сергею не понравился. Или не понравилось? А! Не понравилося. Но по второму кругу прошло уже мягче. А после третьей захотелось и ещё. Артём попытался соблазнить каким-нибудь баром: - Обязательно до конца терпеть? Может, свалим по-тихому? - Том, ты-то не дикий. Ты-то не из Сибири. Не только про «Муму» читал. - Ага, я и про деда Мазая. И про Серую Шейку. С выражением. Но более всего мне с прошлого вечера в шок: «он так меня любил – и эдак тоже! – но было всё равно – на так похоже». Только имя гения выпало. Кто автор-то? - Фи! Не знать властителей дум! Ирина Ермакова! Они потихоньку, толкаясь и шикая друг на друга, вернулись к minstrelям. Где Лео-Сан продолжал учительствовать избранным своим друзьям: - …по глубинной, фатальной закономерности это «слияние душ» невозможно. У счастья горький привкус, ведь исполнение желания – смерть желания. Таков итог – summa summarum! Однако же, если боль – такой же дар божий, как счастье, а зло – такая же захватывающе интересная штука, как добро, то поэт плачет и пляшет одновременно, он, как Шива, как Кронос, порождает и убивает. О, грешный Байрон! Для поэта желанности одномоментны: жена, сестра, мать, дочь… «Мать-Россия» и «О, Русь – жена моя»! – вот откровение Блока-Эдипа. Грех? Нет! Нет! Это вечный поиск универсальности, которая в масштабах вселенной загадочно переходит из одного в другое и вдруг открывается в том, что она больше самой себя. Ведь в табуированном грехе – неразрешимость бытийной драмы. Omnes una manet nox! Мы – смертны. И мы гендерно контрпретенциозны. Мечта как неосуществимость: невозможность собрать счастье из мелких несчастий, из того, что всегда разодрано, раскромсано, разбросанно! Ведь Вселенная не произрастает из единого корня, она сразу попадает в душу тысячами отдельных впечатлений: снежинок, дождинок, встреч, бликов, суждений... - А ведь красиво говорит! Затейливо. Мудрёно. - Что ты! Птица-говорун отличается сообразительностью. - А как Блока классно приделал. Я уже думал на эту тему… - Тихо! Тише вы!! Артём, Альбина и Анжела как-то вдруг растворились, и все озлобленные оглядки задних рядов достались Сергею. Он извиняющееся зажал рот ладонями, вскинувшись глазами в потолок. После укоряющей паузы Лео-Сан продолжил с той же негромкой, но чувственно заряженной патетикой: - Эта изначальная рассредоточенность мира – как китайская казнь «тысячи кусочков». А поэту нужно всё собрать. Собой. В себе. Это его категорический императив, потаённый нерв, уникальный фатум! Ибо поэт – пророк вселенскости и апостол глобализма. Почему именно поэт? Да потому, что весь мир – текст, вселенная – библия, а наше бытие – каббала. Ittera scripta manet – письмо бессмертно, а жизнь – это прочтение прошлого и заклинание будущего. Отсюда магия литературы, её практическая магия! Алхимия букв. Шаманизм звуков. И всегда в темноте, в страхе. Тоске. В эту глубинную тьму и ужас поэту надо сначала выкрикнуть, а что им выкрикнется – другим станет ясным только потом. Главное в творчестве – не интеллектуальная развитость, а интеллектуальная раскрепощённость. Шагнуть за табу. Вседозволенность – вот дверь в познание… - Что вы такое говорите? Да творчество без сосредоточенности невозможно. Без аскезы истина не открывается! Даже сидящие у сандалий девочки уставились на Сергея. И только сам Лео-Сан упорно ничего не слышал: - Свободный, не обременённый догмами и канонами поэт аккумулирует мировую энергию своей эпохи и сублимирует её в откровение. Он – маг, он шаман, алхимик и жрец вселенной. Ему нужен алтарь, необходим храм. И такой храм уже есть. - Да, Господи, помилуй! На Сергее сошлись десятки испепеляющих и леденщих взоров, но Гуру уже ушёл в транс: - Sancta sanctorum! Единственный храм, который может вместить душу поэта – храм Соломона в Сан-Паулу! Я был на его открытии. И я свидетельствую: это он – наш храм всемолитвы! Это дом мировой гармонии всех и всему, точка вселенского всесоития. Это врата абсолютной поэзии, через которые человечество сможет вернуться к библейским временам и впитать чистую веру без всякой религиозной примеси. Te, deum, laudamus! – храм открыт для всех, для тех, кто поэтически хочет встретиться со Всевышним – с богом Авраама, Исаака и Иакова, богом Платона, Магомета, богом Мани, богом Лютера и Рериха!.. Тут-то Сергея и рвануло со всей его сибирскостью: - Уроды! Уроды. Да вы сами бы на себя сейчас посмотрели – какие же вы уроды! |
||||
Наш канал
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||