НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

Валентина Ефимовская : "Моя русская кровь"

1. С раннего детства, с тех пор, как помню себя, я ощущала огромную, объективную ценность своей личности, выражавшуюся в радости бытия и уверенности в пресветлом будущем. Тогда я пыталась это чувствование выразить в своих красочных детских рисунках, в рассматривании красивых картинок и картин, в заучивании и декламации стихов, с четырех лет начала рифмовать и сочинять сама.

По мере жизни это ощущение не изменялось, не иссякло, даже пополнилось. И в нынешнем своем возрасте живу с полным и нелегким сознанием личностной исключительности. Нет, это чувство не родственно самолюбию или хуже того тщеславию, оно ближе к всепоглощающему чувству долга, какой-то неистощимой ответственности за все. И только понятие этого “все” по ходу жизни расширяется, углубляется и проясняется.

Я убеждена, что каждый, пришедший в наш прекрасный зримый земной мир человек, имеет незримую, неписаную задачу своей жизни, которую он должен и сформулировать, и решить самостоятельно, в одиночку. Эта задача решаема, потому что и она сама, и ответ на нее коренятся в божественной природе человека, в том неизмеримом, невыразимом, представляющемся мне ослепительным средоточием света, весомом, но нетленном сгустке, называемом душой.

О, как же она требовательна, неугомонна! Она все время хочет быть добрее, мудрее, сильнее и светлее. И заставляет меня всю жизнь следовать ее хотениям. Но, удивительное дело, чем ближе подходят времена тяжкие, чем меньше делается диаметр кольца блокады, предпринимаемой силами зла, тем напряженнее становятся центростремительные силы, влекущие мою душу к Единому Центру, тем увереннее она держится в обороне, о которой я как-то сказала: “душе - круговую держать оборону, и мы победим, как бывало не раз”. А в современном бою каждый боец на виду, каждый солдат ценен, каждому воину отведено свое место.

Каждый – единица исключительной важности. И я, в этой боеспособной исключительности, знаю свое место, и, заняв свою боевую позицию, уверена, что не уступлю ее, и в духовной битве буду воевать до последнего вздоха.

 

2-3. Когда я только начинала серьезно заниматься поэтическим творчеством, хотелось, конечно же, в первую очередь высказаться. Мне казалось, что я знаю что-то, чего не знают другие. Я хотела поделиться своей огромной любовью к Родине, хотела об этой любви выразительно говорить и даже рифмованно кричать, чтоб все услышали и присоединились к моему горячему чувству, подогреваемому ощутимой и неиссякаемой связью с известными мне и неизвестными моими предками, из жизней и судеб, из страданий и подвигов которых моя возлюбленная Родина отчасти и состоит. Своим скромным поэтическим словом, может не так громко, как того хотелось, я в некоторой степени выразила эти чувства. Но это был лишь этап, лишь ступенька роста. И сейчас я понимаю, что моей великой многострадальной России требуются иные художественно-смысловые формы выражения этой любви и помощи в сбережении и прибавлении ее красоты. Теперь я внимательнее слушаю голос бытия, пристальнее вслушиваюсь в себя. Осмысливая завет Серафима Саровского – спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи – осознаю, что для писателя, которому дан дар слова, в понятие спасения включается и процесс творчества. Или, вернее, со-творчества.

Известно, что этот процесс требует от человека высочайшего напряжения духовных и физических сил, в результате чего человеком обретается способность преодоления стесняющих его физических, биологических и других присущих материальному миру законов, и он прорывается в инобытие. Истинное творчество, в результате которого и создается истинное произведение искусства, есть создание нового качества, не существовавшего до того в мире, а значит имеющего божественную природу. Ведь человек выступает по образу и подобию Божию творцом нового. Но, как говорил Григорий Палама, призванный Богом к творчеству человек не в состоянии самостоятельно, без помощи Божией, совершить творческий подвиг, имеющий космическое значение. Синергия – взаимодействие божественной благодати и свободной воли человека является условием творчества и создания такого произведения искусства, над которым не властно время.

Мне не хочется здесь говорить обо всем известном состоянии современной массовой русской культуры. Я уверена, что сегодня существует мощнейший, пока не доступный широкому читателю, пласт по-прежнему великой современной, можно сказать, “запрещенной”, русской литературы, которая должна, надеюсь в скором времени, сыграть свою роль в контрреволюции духа. Не считаю, что современный литературный процесс должен быть своего рода общегражданским форумом. Как сказано – не ходи на суд нечестивых. Русская литература всегда была и должна оставаться своего рода таинством, она должна быть прикровенна. И, может быть, своим сегодняшним полу подпольным существованием она промыслительно спасается и накапливается до лучших времен. Стоит вспомнить процесс, происходивший в римских катакомбах две тысячи лет назад. И еще о современной литературе: творчество не предполагает лишь ряд профессиональных количественных манипуляций, которые сами по себе бесплотны и являются тупиковыми ветвями на древе пока еще живой русской культуры, похожем на мамврийский дуб. Оно не засохнет при условии, что творческий процесс по-прежнему будет проистекать в берегах напряженного духовного труда, кеносиса, самоистощения, жертвы.

4, 6. Понятно, что на фабриках, оснащенных европейским техническим изобретением – конвейром, изготавливают только предметы массового потребления. На таких фабриках могут производить лишь фальшивые, мишурные звезды. Хотя, конечно, настоящий писатель уникален, и его можно назвать звездой. И любой начинающий литератор должен осознанно стремиться к этому положению на литературном небосклоне, не забывая, что звезда не только украшает наш мир, но просветляет его светом небесным, заставляет задуматься о природе мира и человека. А главное, является образом Вечности. Я думаю, сопоставление любым писателем своего творчества с космическим значением реальной звезды помогает в оценке этого творчества и способствует его дальнейшему совершенствованию. Образ звезды может стать относительной единицей измерения уровня исторического значения творчества. Кроме того, звездное небо является лучшим свидетельством существования объективных, строгих и прекрасных законов строения мира, и оно должно напоминать писателю, что у литературы тоже есть свои строгие законы, пренебрежение которыми приводит к смертоносному постмодерну. И как же тут не вспомнить, что каждая звезда – это солнце. Что еще во II веке до нашей эры была составлена шестиуровневая классификация звезд по их яркости, где были выделены звезды первой величины, промежуточной и звезды, тусклые, плохо различимые невооруженным глазом. Их яркость и блеск характеризовались понятием звездной величины, зависящей от интенсивности звездного свечения. Так и в литературе, значение литературного произведения зависит от интенсивности его духовного свечения. Когда-то, пытаясь осмыслить этот процесс, приняв за телескоп тютчевское “душа хотела б быть звездой”, я написала:

Смеркается. Звездно. Морозно.
Я в шали иду не спеша
внимать несмолкающим звездам…
Следить побуждает душа,
как ярко, к Земле подлетая, -
к Царице всех солнц и планет, -
и скорость свою замедляя,
звучанью сподобился свет, -
летит с колокольни церквушки,
и вторит ему моя кровь:
становятся звездами души,
поверив, что Свет – есть любовь!

И сегодня, глядя на звездное небо, я представляю, как наши потомки, будут из своего времени рассматривать литературный небосвод, который станет лишь блеклой двумерной декорацией без лучших образцов древнерусского слова, классики золотого века, без литературных шедевров, созданных при народной власти. Толька вся эта совокупность даст непрерывной литературной картине космическую глубину. Я уверена, что наши потомки создадут свою собственную, объективную классификацию звездных литературных имен. И не стоит писателю сегодня тратить силы на добычу временных званий и наград. Мечтая о том, в веках чье слово отзовется, мы должны в первую очередь думать и представлять – как оно отзовется. А не угаснет в веках имя того писателя, произведения которого излучают пролитый в душу художника, осуществленный в образах и возвращенный миру во всей силе и красоте Свет Божественной Любви.

5. Что пожелать читателю? Я бы хотела пожелать ему начать себя уважать. Не позволять заполнять свою душу гнильем. Ведь здоровый, работоспособный человек не идет в поисках пищи на помойку, не употребляет прокисшие отходы, не выискивает в мусорных баках обноски, чтобы надеть их на себя. Почему же свою голову он позволяет заполнить этой “помойкой” масскульта. Почему же свою душу отдает для использования хитрым делягам, как средство сколачивания ими своего капитала. Обратите внимание, сами-то богачи слушают классическую музыку, покупают за баснословные, заработанные на нас деньги, шедевры реалистической живописи. В качестве первого шага отступления от зловонного и достаточно дорого продающегося скопления низменных человеческих пороков, советую задуматься над смыслом понятия – порода. Вспомнить, что на помойке обитают БОМЖи – люди без определенного места жительства. Разве нет у нас дома, просторного, светлого, красивого по имени Россия? Разве не было у нас предков, которые, как когда-то предсказывал Гоголь, мечтали и верили в то, что в наше время уже все мужчины будут светоносного пушкинского типа? Вспомните о своей породе, которая может быть не только аристократической. Можно гордиться породой крестьянской, служивой, военной, можно гордиться маленькими традициями нового семейного рода, а главное, великого русского народа. Все это вспомнить не трудно, ведь эта глубокая, неиссякаемая память хранится в нашей русской крови.

Дорога моя русская кровь,
Как завещанное колечко.
Предков жертвенная любовь
Запечатана в ней навечно.
Глубока моя русская кровь,
Как наследных печалей речка,
Что течет в берегах веков
В дальний мир сквозь мое сердечко.


Комментариев:

Вернуться на главную