Просто нужно очень желать…

Валентина Юрьевна ЕРОФЕЕВА-ТВЕРСКАЯ – поэт, автор шести поэтических книг, изданных в Москве, Омске, Екатеринбурге. Её с тихи публиковались в периодике, литературно–публицистических российских и международных журналах, хрестоматиях, альманахах, антологиях, коллективных сборниках страны и региона. Секретарь правлений Союза писателей России и «Ассоциации писателей Урала», Председатель правления Омской организации СПР, член-корреспондент «Академии поэзии», член Высшего Творческого Совета России и Белоруссии, член приёмной коллегии СПР. Лауреат всероссийских премий им. Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Ершова; региональных – им. Л.Н. Мартынова и В.А. Макарова. C Валентиной Юрьевной беседует Нина ЯГОДИНЦЕВА.

 

- Валентина Юрьевна, вы – поэт, председатель одной из авторитетных писательских организаций Сибири – Омского отделения Союза писателей России. Вы сталкиваетесь с писательскими проблемами и как автор поэтических произведений, и как руководитель. Как вы понимаете роль писателя в обществе сегодня? Ведь она сильно изменилась по сравнению не только с советским периодом, но и с трагическими девяностыми…

На мой взгляд, писатель сегодня – один из тех, кто держит рубежи. Хотим мы или не хотим говорить об этом, но идёт холодная война, теперь уже на территории нашей культуры. И позицию за позицией мы сдаём. Сдаем чистоту русского языка – а значит, ясность понимания и точность обозначения происходящего, способность формулировать своё будущее. Молодые часто говорят о современном, модном языке. Кто-то считает, что нужно принять современность такой, какая она есть. Но традиции никто не отменял! Непозволительно вести себя по отношению к русской литературе небрежно, пренебрежительно. Это морально нечистоплотно: разрушать сохранённое целыми поколениями, нам переданное – целые пласты родной культуры, благодаря которым мы существуем как народ. Сегодня писатель должен строже относиться прежде всего к самому себе.

Одна из важных наших задач – объединение. Писательство – труд индивидуальный, и никто этого не оспорит. Но сейчас нам необходимо и «внутрицеховое» обсуждение произведений и проблем, и создание в обществе отклика, резонанса – должны быть творческие встречи, дискуссии, выступления в печати. Нам нужно объединяться для того чтобы слышать друг друга, вместе донести до властных структур, от которых мы финансово зависим, что мы есть, что без писателя никакое государство не будет государством. Не будет народа – будет просто масса. Великая наша Россия должна сохранять за собой право на великую русскую литературу. Я не могу согласиться с теми, кто говорит, что в России нет литературы. Она есть – но это маленькие тиражи, выпущенные за свой счет книги. Иногда, к сожалению, даже рукописные варианты.

Когда заводили разговор о возрождении творческих союзов, спрашивали: на какой основе вы хотите их видеть – на основе профсоюзных организаций? Я говорила: ни в коей мере. Мы не защищаем свои интересы, потому что у нас нет заработной платы и своих рабочих мест, у нас нет ни станков, ни машин. Мы профессиональный союз не от слова «профсоюз» защиты интересов трудящихся масс. Мы профессионально работающие в литературе люди, которые хотят защитить свой и общий интеллектуальный труд. Творческий союз – это совершенно особый тип организации, в котором есть и профсоюзная, и творческая, и общественно значимая функция. Прежде всего общественно значимая. И эту общественную значимость сегодня надо отстаивать. Сохранность культуры, упорядоченность осмысления жизни и, наверное, в целом будущность зависят сегодня от того, насколько писатель выполнит свою объединяющую роль.

- А есть ли на практике положительные примеры такого объединения? Ведь для нашего времени характерно совершенно иное: многие жалуются на невнимание центра, на раскол в регионах (чего стоит одно только постоянное противопоставление Союза российских писателей и Союза писателей России!) и даже серьёзные распри внутри писательских организаций…

Яркий пример объединения усилий – Ассоциация писателей Урала, Сибири и Поволжья. Она объединяет, сохраняет литературу и развивает литературное движение. Слова благодарности её руководителю Александру Борисовичу Кердану и тем, кто вокруг него сплотился, я буду говорить всегда. Потому что из года в год я понимаю, что эти люди свой огонь, тепло своей души отдают именно тому делу, которого сейчас у нас в России трагически мало. Вместе нам проще быть услышанными. На наших конференциях АсПУр объединяются два разных начала: это хорошая, крепкая наука, литературоведение, культурология, и практика работы писательских организаций. Вот это гармоничное слияние двух начал помогает и людям науки, и практикам, работающим на местах. Это нас всех объединяет. Я учусь, читая замечательного нашего литературоведа Леонида Петровича Быкова, и понимаю в теории то, что я на своем уровне и при своем образовании формулирую по-другому. Это даёт масштабность видения, я прохожу здесь свои университеты. Ассоциация – это такая школа, которая не даёт дипломов, но даёт очень много знаний и дружеских связей: то, что никогда ни за какие деньги не купишь.

Когда мы собираемся Ассоциацией ежегодно в одни и те же дни, с каждым годом я все больше и больше ощущаю родство душ. Это сплав. Появляются премии, возникают фестивали, обмен литературными десантами, всероссийские и международные совещания молодых писателей… В Ассоциации собраны товарищества независимо от членства – Союз российских писателей, Союз писателей России, здесь серьезные люди, каждый из которых выполняет свою задачу, стоит на страже чистоты языка и сохранения культуры.

- Да, вместе проще быть услышанными властью. Но строить с ней взаимоотношения по-прежнему сложно. Взамен жёсткого идеологического контроля пришло безвременье девяностых, а сегодня зачастую ставка делается на коммерческую литературу, на «раскрученных» столичных авторов, и региональной литературе очень трудно отстаивать свои позиции…

Во взаимоотношениях с властью нужно учитывать менталитет разных регионов и краёв. Здесь можно даже переходить на личности и сравнивать по губернаторским вехам регионов – культурный человек у власти или нет, читающий – не читающий, театрал – не театрал, человек земли, любящий землю и поднимающих сельское хозяйство – или кабинетный работник... Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы лидеры регионов были людьми широкого кругозора. Но так бывает не всегда. Мы все живые люди. Там, где власть более-менее культурна, грамотна, вдумчива, там, наверное, попроще. Не надо забывать, что сегодня «в загоне» не только литература: классическая музыка, художественный цех – там тоже свои проблемы. Вы посмотрите, как экономически сложно, ведь идут кризис за кризисом. Здесь по роду своей деятельности я часто оказываюсь в эпицентре политических дел и вижу больше, чем обыватели. Я вижу, как каждый пытается одеяло тянуть на себя. А в решении сложных социальных задач нужна общая культура, которая тоже у нас потеряна. То есть опять возвращаемся к началу: в первую очередь надо восстанавливать русский язык, потому что слово во взаимопонимании первостепенно.

Если мы идём с какими-то проектами к властям, нужно понимать, для чего, с какой целью, какие задачи ставим, чтобы всё это не ушло в пустоту. Когда отмечали 65-летие Победы в Великой Отечественной войне, сколько внимания было направлено именно на литературу военных лет, были конкурсы, литературные, художественные проекты. Историческая память и долг перед нашими дедами и отцами тоже объединяет и делает зрячими всех нас, и политиков в том числе. Не все пропускают это через сердце, но тем не менее делают. Слава Богу, думаю, и осознание придет.

- По нашему поколению в полной мере пришёлся удар переломной эпохи, но мы теперь уже можем сказать, что мы выстояли, подхватили традицию и стремимся всеми силами её сохранить. А что происходит сегодня в среде литературной молодёжи? Готовится ли нам смена, продолжит ли она линию русской культуры или предпочтёт прозападный вариант литературы-развлечения, эпатажа, нравственной безответственности?

Наше поколение вступило в Союз писателей России в 90-е годы: те, кто были до нас, получали помощь и поддержку от государства. 90-е расчистили перед нами дорогу до нуля… Литературные коммуникации, издательские проекты, съезды, пленумы, семинары как возможность широкого общения и обсуждения важных вопросов – всё было выкорчевано, причём безжалостно! Каждый регион оказался в своеобразной культурной изоляции от других. Только личные контакты писателей помогали как-то ориентироваться в общем пространстве. И многое приходилось постигать самим. Сегодня ситуация изменилась, но на фоне двадцатилетних брожений тут и там возникают антилитературные направления, движения и фестивали. Эти непонятные течения чаще всего идут из центра, потом становятся новомодными явлениями в регионах. И помочь определиться молодым – тоже наша задача. Профессиональные писатели должны давать молодым направления, векторы традиции родной культуры. У молодых, естественно, юношеский максимализм, желание себя показать сегодня и любой ценой, развращающий нигилизм. Но ведь с возрастом эта вседозволенность укореняется. Сегодня очень важно определиться самим и помочь тем, кто рядом. Тогда у нас будет смена.

- Ощущает ли себя сегодня писатель реальной общественной силой? Или это ушло безвозвратно? Ведь модальные персонажи сменились полностью, и ко всем практически гуманитариям накрепко «прилипло» клеймо неудачников, аутсайдеров, а вы говорите о реальной работе, объединяющей роли писателя в обществе…

Писатели, привыкшие в советские времена к хорошему, потому что власти их всегда поддерживали, до сих пор считают, что им все должны, в том числе и страна. Но сейчас ситуация изменилась. У писателя труд интеллектуальный, это гуманитарная сфера, и мы ничего не зарабатываем, ведь превращение гуманитарных знаний в коммерческие их просто уничтожает. Поддержка писателей – это по большому счёту дело государства, которое заботится о будущем. Писатель – большая политическая сила. Пройдут годы, но останутся произведения о нашем времени, они расскажут правду – и очень может быть, что сыновьям или внукам тех, кто сегодня у власти, будет стыдно, потому что станет очевидной горькая правда.

Я убеждена, что культура наша поднимется, иначе не стоило бы всей нашей работы затевать, хотя сейчас нам и тяжело, сложно, мы разрозненны. Порой объединению сильно мешают амбиции, ведь творческие люди – это солдаты, которые всегда мечтают стать генералами. Но, с другой стороны, амбиции, вера в свои силы помогают выстоять.

- А кого можно сегодня назвать союзниками в этой объединительной работе, в сохранении культуры языка, речи, мышления, взаимопонимания?

Для меня существует некое триединство: писатель, библиотекарь и читатель. Заинтересованный, любящий свое дело библиотекарь выступает в роли проповедника, он советует читателю, что взять, потому что в сегодняшнем книжном разбросе сложно сориентироваться. Как правило, в эту профессию идут люди, именно любящие своё дело, потому что зарплаты здесь маленькие. Библиотекари и музейные работники – люди, которым я низко кланяюсь. Литературные музеи – специфические музеи, они должны быть на связи с наукой, вузами, школами, уметь искать средства для решения хозяйственных вопросов. Тем более, что недавно принят антинародный закон о коммерциализации базовых общественных сфер – медицины, образования и культуры. Эти сферы, наоборот, требуют государственных вложений, потому что на их основе происходит развитие всех остальных составляющих общества. Ставить на коммерческие рельсы даже одну из этих трёх сфер – значит, зачёркивать собственное будущее. Какая коммерция может быть у врача, учителя, писателя? Нашими союзниками должны быть и филологи. Но слишком часто филологи встают в оппозицию писателям, пренебрегают нашими мероприятиями и акциями, считая, что они лучше знают литературу. Я им в таких случаях отвечаю, что если бы они были правы, тогда не было бы Союза писателей, а был бы союз филологов. Существует один-единственный Литературный институт имени Горького, а вот филологические факультеты есть практически в каждом регионе, в каждом городе. Среди филологов есть люди, которые пишут, есть члены Союза писателей, но их очень мало, часто научность мешает проявлению индивидуальности. Но вот у нас есть прекрасный пример – известный поэт Марина Безденежных, филолог, без пяти минут доктор наук. Человек, который занимается любимым делом всю свою жизнь. Она диссертацию писала на материале омской поэзии, докторскую продолжает по поэзии. У нас есть замечательные друзья-филологи.

- Ну что ж, если есть союзники – дело за стратегией, долгосрочной программой работы. И здесь, видимо, очень важно расставить приоритеты, обозначить магистральные задачи для писательской организации и для себя как руководителя.

Я считаю, что в первую очередь нужно выстраивать конструктивные отношения с властью. Не нужно ссориться, бить себя в грудь кулаком… Мы должны доказывать делами, что у нас общие цели по развитию общества, осмыслению происходящего. Когда люди власти попадают в писательскую среду, они понимают, что литература – это другой мир, и этот мир имеет право на существование. Понимающие люди гордятся, что они сопричастны литературным событиям. Сейчас писателям тяжело не только в провинции, но и в Москве, и важно, чтобы Москва прислушивалась к нам. Она уже понимает, что мы сила, что провинция не альтернатива, а поддержка. И наше разъединение – это инструмент власти политтехнологов, сработанные в 90-е годы очень чёткие прозападные решения. На плаву современной литературы около 20 фамилий, они пиарятся властями, финансируются властями, собираются на публичные обсуждения с участием властей. Так нам показывают, что у нас вроде бы есть культура, и её поддерживают, но ведь это иначе как чтиво не назовёшь… Это недостойно нашей великой традиции.

Если власти хотят элементарно помочь, есть множество форм поддержки – в издательском деле, в рекламе литературы. Например, те же писательские трамваи, где звучат стихи современных поэтов… Любая реклама – это деньги. Не каждый писатель владеет экономическими подходами, чтобы просто сесть и рассчитать смету… Замкнутый круг.

Из нашего обихода исчезло важное слово – меценаты. В России всегда были меценаты. Спонсоры – это взаимосотрудничество, а меценат отдавал безвозмездно. Это нужно возрождать вместе с внутренней культурой. Если ты умеешь заработать, помоги поднять то, чем будут жить твои дети, внуки. Но здесь опять должен быть интерес правительства к вопросам литературы, русского языка, образования. Осознание того, что мы должны поднимать свою культуру. И нужно возрождать то, что утеряно с годами.

- Вам удалось выстроить именно такое сотрудничество с ОТП-банком по созданию Сибирско-Уральской литературной премии. Это событие вызвало большой резонанс в регионе…

Сейчас есть некоторые законопроекты, которые дают возможность коммерческим структурам шире помогать культуре. И в октябре прошлого года нам удалось реализовать пилотный проект Сибирско-уральской литературной премии. Урал и Сибирь – огромная территория, обладающая самобытным менталитетом. Омск отличается от Екатеринбурга, или, допустим, от Красноярска. Что заставило ОТП-банк сделать выбор в пользу литературы? Прежде всего им нужно было завершающее яркое публичное действие, которое бы всех заинтересовало. Я к ним пришла с предложением, они его услышали, осмыслили наряду с другими проектами и остановились именно на нём. Мы разработали положение таким образом, чтобы это было вложение финансов в современную литературу. Я знаю, что руководство ОТП-банка – это думающие, читающие, разносторонне образованные люди. Всё шло за подписью президента банка, все финансовые бумаги. Если сейчас в стране в целом появится понимание важности культуры, литературы, вместе сделать можно многое.

Проект Сибирско-Уральской премии оказался интересен не только для писателей, но и для банка, и важно, чтобы он вошёл в традицию, стал популярным среди писателей. Тем более, что такой премии ещё не было, и первый блин оказался не комом. Были представлены интересные, серьёзные авторы. Пусть их было не так много, но и не так мало для начала. Было прислано много интересной прозы. Она была разноуровневой, но все авторы, которые подавали и рукописи, и книги, в своём роде самобытны, они несут культуру своего региона.

Общеизвестно сравнение, что поэзия – это авиация стратегического назначения, а проза – пехота. Сегодня ситуация, когда в бой идёт пехота. А премия как бы анализирует положение на поле боя… Часто мои коллеги говорят, что наша проблема, наша беда сегодня – нет современного героя. Я увидела в конкурсной прозе современных героев: это человек-труженик, аграрий, это никуда не делось, как мы хлеб ели, так и едим, и этот хлеб кто-то выращивает и доводит до нашего стола. Что ещё интересно – появился срез детской литературы. С детской литературой, на мой взгляд, нужно быть более осторожным и жёстким в оценке. Ведь дети наши тоже ушли вперед. Они немного по-другому мыслят. Не компьютерный или уличный сленг – появился именно новый детский язык. И его нельзя упрощать до примитивизма. Дай Бог, если премия будет развиваться, на мой взгляд нужна отдельная номинация – творчество для детей. Её нельзя ни с чем смешивать. Хотя в первом конкурсе лидирующими действительно оказались авторы «взрослой» литературы, и детской – взрослой дилеммы не было.

Есть надежда на продолжение сотрудничества и развитие этой премии, которая стала престижной в пределах нашего региона с первого момента, со своего запуска. Сформировалась стартовая библиотечка премии. Есть президентская библиотека, есть губернаторская, а теперь библиотека премии. Это тоже важно. Книги и рукописи присылались в четырёх экземплярах. Одна библиотека сформирована для работников банка, другая библиотека и рукописные варианты – в Научную центральную библиотеку им. Пушкина. Третий вариант остаётся в омском Союзе писателей. Шёл разговор и о публикации коллективного сборника. Со сцены как руководитель писательской организации я пообещала ОТП-банку подкрепить библиотеку лауреатов библиотекой вышедших недавно книг наших писателей. Мы же понимаем, что наши книги, вышедшие малыми тиражами, даже городские библиотеки не все имеют. А ОТП-банк будет иметь! У них есть свой музей, к ним приезжают гости, они их водят, показывают... И чем не гордость – библиотека лауреатов премии?

- И в завершение нашей беседы просто не могу не спросить о творческих планах и замыслах. Ведь всей большой работы, о которой вы рассказали, просто не может быть, если нет её истока – творчества, одинокой работы над словом, смыслом и образом.

Мне как любому пишущему человеку хочется видеть то, что уже написано, в книгах. Одна книга, отредактированная Татьяной Георгиевной Четвериковой, лежит уже 2 года, и после этого много стихов написано, конечно, меньшего объёма, но тоже уже книга. Когда у меня сформировалась эта книга, 330 страниц, я поняла, что мне не дышится, что мне тяжело. И когда она отредактировалась, элементарно сложилась рукопись, начался новый виток, новое направление, стало свободнее дышать. Но все равно это ещё рукопись. Мне кажется, если я сделаю хотя бы одну книгу, будет проще.

Сейчас меня больше заботит моя обязанность и ответственность перед организацией писательской. Это и возрождение фестиваля «Омские зимы», который знала вся Россия, и были времена, когда со всего Советского Союза съезжались писатели на омскую землю и неделю проводили, объезжая все районы области, а она у нас большая – и сельская местность, и заводы, и школы, и пекарни, и институты. И по окончании этого фестиваля всегда выходил коллективный сборник. Эти сборники есть в библиотеках Омской области, есть у писателей. Так они и назывались «Омские зимы». Это действительно праздник. У нас в 1997 году был пленум Союза писателей России. Мы принимали более ста писателей… Очень мечтается на омской земле провести всероссийское совещание молодых писателей, которого у нас ещё никогда не было. Есть мысли в плане развития организации. Некоторые проекты возникают в голове спонтанно, фантазийно, но тем не менее плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И иногда даже казалось бы безумные идеи воплощаются в жизнь. Просто нужно очень желать этого. Очень много тратится сил, энергии, но дело движется. Под лежачий камень вода не течёт, глаза боятся, а руки делают.

Омск – Челябинск, 2012

Комментариев:

Вернуться на главную