В последнее время земля полнится слухами о нестабильности в литературной жизни Оренбуржья, в связи с чем возникла необходимость разъяснить, что же произошло.
Кстати сказать, само соглашение о создании Ассоциации, в буквальном смысле слова, наспех сляпано – без указания даты и места его заключения, написано коряво, вплоть до того, что целью создания Ассоциации является «патриотическое и культурное воспитание всего читательского сообщества». Предыстория этого события такова. В 2013 году на общем собрании Оренбургской областной общественной писательской организации Союза писателей России председателем правления был выбран молодой поэт, публицист, литературный критик Михаил Кильдяшов. Выбрали – и выбрали, обычное дело, демократия в действии. Прежнему председателю писательской организации Петру Краснову радоваться бы, что с него сняли тяжелое административное бремя, что появилось время для творчества. По крайней мере, Петр Николаевич, как человек порядочный и уважаемый, мог бы совершить формальные действия, свидетельствующие о «передаче власти» – представить нового председателя местным властям и руководству Союза писателей России, мол, молодым везде у нас дорога. Тем более что ради Петра Николаевича была нарушена негласная договоренность писателей с министерством культуры. Раньше руководителям двух оренбургских писательских организаций – Союза писателей России и Союза российских писателей – предоставлялась должность методиста в Областном Доме литераторов имени С.Т. Аксакова – конечно же, не пожизненно, а на время руководства организацией. По ходатайству Петра Николаевича, принимая во внимание его значительные заслуги перед литературой, должность методиста ему оставили. Самодостаточные члены писательской организации из числа старшего поколения – Владимир Пшеничников, Игорь Бехтерев, Александр Старых, Владимир Одноралов, Геннадий Хомутов – спокойно и даже с радостью восприняли избрание молодого руководителя, чего не скажешь о группе литераторов, которые сразу же стали «оппозицией» во вчера еще возглавляемой ими писательской организации. Петр Краснов, Александр Филиппов, Наталья Кожевникова, Павел Рыков и другие, видимо, хотели верховодить, а не радовать читателей новыми произведениями.
Суть в том, что «инженеры человеческих душ» думали, что в писательском сообществе Оренбуржья уже установилась твердая иерархия, что маститые писатели до смерти не будут вылезать из президиумов. Но получилось так, что молодёжь дышит в затылок по творческим и общественным достижениям – и у молодых есть сорок-пятьдесят лет в запасе, чего не скажешь о писательском «политбюро». В довершение всему министерство культуры назначило директором Дома литераторов председателя Оренбургского отделения Союза российских писателей Виталия Молчанова, обещавшего отказаться от должности председателя, но так обещания и не выполнившего. Прежний директор, Валентина Михайловна Равина, строго следила за соблюдением нейтралитета между писательскими организациями, у нее отсутствовали литературные амбиции, поэтому она занималась исключительно организационными и хозяйственными вопросами. Виталий Молчанов, видимо, воспринял новую должность как стартовую площадку для своей творческой карьеры и развития проектов Союза российских писателей за счет областных денег. Я полагаю, что в его понимании (и в представлении обычных людей) директор Дома литераторов – это начальник всех писателей Оренбургской области. Так Молчанов себя и повёл. Сначала он пытался склонить Оренбургскую писательскую организацию Союза писателей России к каким-то совместным акциям, публичным «братаниям», но это у него не получилось, во многом благодаря принципиальной позиции Михаила Кильдяшова, не признающего идеи слияния союзов. Молчанов и его покровители из министерства культуры выбрали другую тактику – тактику раскола писательской организации Союза писателей России. В правление организации стали поступать заявления о выходе. Литераторы указывали разные причины, но они были неубедительны. Если писатели были недовольны руководством Михаила Кильдяшова, то никто не мешает созвать внеочередное общее собрание, отстранить председателя и агитировать за кандидатуру своего председателя – если, конечно, большинство поддержит. «Шатохи» на квартире у поэтессы Натальи Кожевниковой (еще одной работницы Дома литераторов) зарегистрировали якобы альтернативное отделение Союза писателей России, назвав его «Оренбургская региональная общественная писательская организация». Этой компании, желающей пропиариться на громкой идее объединения писательского сообщества, конечно же, и в голову не могут прийти все возможные трудности этого, в общем-то, ненужного дела. Прежде всего, возникает сложность юридического характера. В области имеются региональные отделения Союза писателей России и Союза российских писателей. Как доморощенные правоведы представляют себе объединение этих местных ячеек без предварительного слияния общероссийских организаций? Сама по себе Ассоциация писателей Оренбуржья является одним из множества самодеятельных обществ, которых в избытке расплодилось не только в Оренбурге, но и по всей России. Институциональная ценность таких образований – нулевая. Они не только не объединяют, но еще больше раскалывают писательское сообщество на отдельные группки по интересам. Если в Москве союзы выковывались в борьбе либеральной и патриотической идей, то в Оренбурге было проще. Местные графоманы, которым членство в Союзе писателей России никогда не светило, с радостью организовали местную ячейку «альтернативного» союза писателей, и многим талантливым людям, многим читателям и спонсорам потом заморочили голову, пытаясь на равных выступать с Союзом писателей России. Вполне очевидно, что в душе у них всё равно остался некий комплекс неполноценности, ощущение непризнанности со стороны писательского сообщества. Поэтому и инициативы по объединению, по проведению совместных мероприятий неизменно исходят от Союза российских писателей. Союзу писателей России чье-либо дополнительное признание не нужно. И, конечно же, ему незачем с кем-то объединяться (то есть делиться собственным авторитетом). Хотя, Петр Краснов, в одной из статей писавший: «посмотрите издания тех же десяти последних лет у кучки отделившихся в «Апрель» (сейчас это Союз российских писателей) литераторов, совсем малой, но с помощью новых властей захватившей подавляющее большинство журналов, литературных и политических изданий, оккупировавшей все экраны и микрофоны. Только слепой не увидит сейчас всю тогдашнюю, зазывающую, и нынешнюю ложь коротичей, евтушенок и черниченок, нуйкиных, баклановых, карякиных и шмелевых, «имя которым легион», – легион, по Евангелию, дьявольский», видимо, пересмотрел свою позицию и не погнушался объединиться с «дьявольским легионом». Если с Союзом российских писателей всё понятно, то как размежеваться с «выходцами» из Оренбургской писательской организации? Вроде бы и мы, и они патриоты. Самое основное различие – мы не предатели. Мы не стали выступать единым фронтом с графоманами и хвалить их отвратное творчество, не пошли на поводу у власти за должность в Доме литераторов, не предали своего учителя и своих товарищей. Путь предателей лежит во тьме, и тьма поглотит память о них. Александр Филиппов, ещё один «выходец», раньше писал: «Благодаря литобъединению я научился не только писать, но и трезво оценивать собою написанное, что не менее важно. До сих пор закончив очередной рассказ, повесть, представляю, что прочел их на одном из занятий в семидесятых годах. И если незримые собеседники – Г. Хомутов, П. Краснов, В. Трефилов, В. Одноралов, Н. Емельянова, В. Кузнецов, А. Старых, и другие кивнут мне одобрительно – значит, с этой прозой можно выходить к читателю». Теперь же на сайте газеты «День литературы» Филиппов вещает: «Литературная группировка, которую сплотил вокруг себя Хомутов, стала всё более напоминать некое обособленное сообщество с непререкаемым учителем – «гуру» во главе и с беспрекословно разделяющими его суждения адептами. Те писатели, кто хоть немного выбиваются из этого ряда и смеют иметь свои суждения, в чём-то не согласны с Геннадием Фёдоровичем, отторгаются – беспощадно и яростно. Прискорбно, что само литературное творчество при этом оказывается на заднем плане, произведения руководством организации оцениваются не в соответствии с художественными достоинствами, а по признакам: «свой – чужой».
Объединение приведет к тому, что хорошо жить будет только сам глава единой писательской организации и приближенный к нему костяк из 6 – 8 человек. До всех остальных просто не дойдут руки. На межличностном уровне кому надо – уже давно объединились – властью Бахуса или Венеры. Все остальные никаких творческих дивидендов от слияния союзов не получат. Иван Ерпылёв родился в 1989 году в городе Медногорске Оренбургской области. Аспирант. Юрист. Член Литературного объединения имени В.И. Даля (г. Оренбург). Член Союза писателей России. Автор книги стихотворений "Дети полынного века" (Санкт-Петербург, 2013). |
||