Время снимать бронепоезд с запасного пути…

Интервью Марины Саввиных сайту «Российский писатель»

Марина Саввиных (Наумова Марина Олеговна) родилась в Красноярске 9 декабря 1956 года. В 1978 году окончила с отличием факультет русского языка и литературы Красноярского педагогического института (ныне – университет имени В. П. Астафьева).
Стихи, проза, публицистика печатались в журналах и альманахах «Юность», «Уральский следопыт», «День и Ночь», «Москва», «Дети Ра», «Крещатик» и многих других российских и зарубежных изданиях. Несколько стихотворений переведены на польский, французский и осетинский языки. Музыкальные произведения на стихи М. Саввиных создали композиторы О. Проститов, Э. Маркаич, В. Пономарёв, М. Раткевич. Издано десять книг стихов, прозы и публицистики. Опубликовано множество статей о творчестве современных сибирских писателей, предисловия и послесловия к всевозможным сборникам. Лауреат Фонда Астафьева (1994), газеты «Поэтоград» (2010) и журнала «Дети Ра» (2011). Обладатель краевого Губернаторского гранта за заслуги в области культуры (2008). Награждена орденом Достоевского I степени и медалью «Василий Шукшин».
Автор проекта и первый директор Красноярского литературного лицея (1998–2012). С 2007 года – главный редактор журнала «День и Ночь». В 2019 году Марина Олеговна вышла из Союза российских писателей и официально вступила в Союз писателей России.

 

– Марина Олеговна, Вы – известный литератор, главный редактор очень качественного журнала «День и Ночь». Как Вы считаете, зачем состоять в Союзе писателей? Многие молодые авторы прямо и прагматично спрашивают: "Что мне это даст"? Как ответить на этот вопрос?

– Творчество – дело сугубо личное. Разговор «искры Божией» – с Богом или, если угодно, с мирозданием, со Вселенной. Обычная человеческая прагматика здесь не работает. Поэтому, когда речь идёт собственно о труде художника слова, никакие союзы, клубы, тусовки и прочие сообщества влиять на него не могут и не должны. Так что в плане творчества само по себе членство в Союзе писателей ничего не даёт. Это факт. Оно даёт другое. То самое, о чём говорил Виктор Петрович Астафьев, когда в далёком 1994-м году напутствовал «в писатели» меня. А говорил он примерно так: надеюсь, что, вступив в Союз, Марина обретёт товарищей, которые поймут и поддержат её, что, благодаря этой поддержке, она преодолеет свою «камерность», замкнутость в границах литературы, откроет для себя мир, полный борьбы, противоречий, конфликтов, получит толчок к чему-то новому и опору на трудном пути русского литератора. Это ведь очень важно – чувствовать поддержку единомышленников. Вне сообщества профессионалов, способных квалифицированно оценить твою работу и придать ей необходимый статус, начинающему литератору очень трудно по-настоящему «найти себя». Конечно, в прежние времена профессиональные писатели находились на полном государственном обеспечении, имели такие возможности и льготы, о которых мы нынче и мечтать не смеем. Но ведь и писатели были тогда, как говорится, «штучным товаром». Теперь никаких особых преференций член Союза писателей не имеет. И всё же – это всегда больше, чем ничего. Ощущение правильности избранного пути, поддержка близких по духу людей, возможность профессионального роста. В одиночку добиться этого почти невозможно.  
 
– Что Вы думаете о противостоянии Союза писателей России и Союза российских писателей? Не размывается ли сама идея «союза писателей» появлением новых общероссийских объединений литераторов, например, базирующегося на сайтах стихи.ру и проза.ру Российского союза писателей?

– Уверена, само это «противостояние» давным-давно зиждется на пустом месте. Ситуация, ставшая причиной возникновения на могиле СП СССР двух творческих союзов – как бы «либерального» и как бы «патриотического», – сегодня полностью исчерпана. Но сам факт «раскола» буквально привёл к катастрофе. Если есть два Союза писателей, то почему не три, не десять, не двадцать пять? Так и случилось, в конце концов. У нас теперь каждый второй встречный – писатель, потому что в каком-нибудь союзе да состоит. Стоит ли удивляться, что союзы писателей в общественном сознании теперь почти ничем не отличаются от обществ филателистов, например, или клубов собаководов? Это страшная беда, грозящая русской литературе утратой будущего! И – да! – мы сами виноваты, что допустили это. Как быть? Возродить единый профессиональный Союз писателей Российской Федерации. С мощной государственной поддержкой, с продуманной системой литературного образования, издания и распространения лучших произведений современных писателей.  Если внимательно и трезво оценить обстановку в стране, взвесить «за» и «против», то это вовсе не фантастика. Думаю, к этому дело как раз и идёт.

– Как так получилось, что Вы, человек, несомненно патриотических и даже православных взглядов на поэзию и общественную жизнь, оказались «по ту сторону баррикад» – в Союзе российских писателей?

– Я вступала в Союз писателей по рекомендации В.П. Астафьева и Р.Х. Солнцева и, честно говоря, ни тогда, ни теперь не ощущала «баррикад». Да и наша Красноярская писательская организация в те годы была единой, и никто не заглядывал друг к другу в билеты – какой там значится Союз. А на моём первом писательском билете золотом по красному значилось «Союз писателей СССР». Мы были все вместе. Хотя формальный разрыв со временем только углублялся. Формальный! Я знаю и в СРП людей ещё как православных! Ещё каких патриотов! Просто сейчас всё – прямо на глазах – невероятно обостряется, накаляется – и, смотрите, начинается снова какое-то брожение, движение идей, симпатий, антипатий, амбиций, претензий. Мир – на перепутье. Россия – у черты. Что уж говорить о такой взрывоопасной сущности, как душа писателя! 

– Вы публично объявили, что вышли из Союза российских писателей. Каковы причины Вашего выхода из Союза российских писателей? И почему Вы, обладая несомненным авторитетом в литературной среде, не стали литератором-одиночкой, а вступили в Союз писателей России?

– Мне кажется, на этот вопрос я уже ответила. Так сложилось, что большинство самых авторитетных для меня коллег и самых дорогих людей состоит в СПР. Очень обнадёжило  обновление руководства организации. Чувствуется, что в СПР началось позитивное движение, что-то явно меняется к лучшему. Надеюсь, мой опыт организатора литературного процесса в этом движении пригодится.

– Может ли в России появиться один Союз писателей, который объединит литераторов всех направлений и художественных школ? Может ли он быть создан на основе Союза писателей России?

– Да, конечно. Это трудно, но неизбежно.

– А как тогда решать, кто из писателей множества сегодняшних союзов войдёт в «единый союз»?

– Пожалуй, самая трудная тема. Неизбежно возникнет что-то вроде «чистки рядов». Это крайне болезненная, но необходимая «операция». Думаю, для начала нужно руководству СПР и СРП сесть за стол переговоров, сформировать оргкомитет и совместно разработать процедуру. Сейчас это трудно даже представить… Но никуда не денешься. Или - решительные шаги к объединению, или пропадём все – найдётся кто-нибудь ушлый, кто пригреется у тёплой руки государства с идеями русофобскими и разрушительными. Собственно, это уже и происходит прямо на наших глазах.

– Рассматриваете ли Вы Союз писателей России как юридического и нравственного преемника Союза писателей РСФСР?

– К сожалению, не сильна в юридических тонкостях. Это сложный вопрос. А нравственно… На мой взгляд, безнравственным был сам раскол СП РСФСР. Писателей на местах ведь никто не спросил, хотят ли они «разойтись». Это в сущности аналог развала Советского Союза в Беловежской Пуще. И последствия – те же. Увы.  

– Поменяется ли редакционная политика журнала «День и Ночь» в связи со сменой «союзности» главного редактора? Например, в члены редакционной коллегии входит председатель Союза российских писателей Светлана Василенко и руководитель Оренбургского отделения СРП Виталий Молчанов.

– Журнал «День и ночь» никогда не «принадлежал» СРП. Мы всегда работали со всеми писателями, и это в принципе условие, при соблюдении которого администрация Красноярского края предоставляет редакции государственную финансовую поддержку.
Что же касается редколлегии, то она, во-первых, абсолютно рабочая (у нас нет «свадебных генералов», все члены редколлегии активно участвуют в формировании «контента» каждого номера), а во-вторых, постоянно происходит её ротация – кто-то уходит от нас, кто-то приходит к нам. В нашей редколлегии – и члены СРП, и члены СПР, и писатели, живущие в США, в Израиле. Некоторые «прогрессивные литераторы» ещё несколько лет назад прилюдно обозвали наш журнал «ватническим» и «колорадским». Эти два качества – коими лично я весьма и весьма и горжусь – от моей «союзности» никак не зависят. Так что взятый 12 лет назад курс изменению не подлежит.

– Как Ваши коллеги по Союзу российских писателей восприняли новость о Вашем выходе из союза?

– Удивились, но поняли.

– Какой из союзов – Союз писателей России или Союз российских писателей - на Ваш взгляд, более активен и авторитетен в регионах?

– Всё зависит от активности и авторитетности руководителей региональных ячеек. Кадры, как известно, решают всё.

– В чём секрет столь долгого существования Союза российских писателей – когда многие из его основателей (в том числе, Марина Кудимова и Надежда Кондакова) идентифицируют себя больше с Союзом писателей России?

– Думаю, это «шатание» рано или поздно разрешится. Имею в виду воссоздание СПРФ, единого Союза писателей России. Пока этого нет, мы, писатели, в житейском плане народ крайне консервативный, так и будем держаться за привычное.

– На чём сейчас основано различие между союзами? Есть ли идеологические, нравственные разногласия, или же всё сводится к корпоративной принадлежности (как, например, нет особой разницы между «Мегафоном» и «Билайном»)?

–  Честно говоря, если и есть идеологические и нравственные разногласия, то они погребены под обломками иллюзий четверть-вековой давности. Принято было считать СРП «либеральным», а СПР – «коммунистическим». Но где всё это? Кажется, остались только личные обиды и старые недоразумения. Не время сейчас разбрасывать камни. Время снимать бронепоезд с запасного пути.

Беседовал Иван ЕРПЫЛЁВ

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную