Авигдор ЭСКИН, (Израиль)

К добру и вере

    Год назад сидел я в своей уютной квартире в Иерусалиме с видом на гробницу пророка Шмуэля и смотрел через компьютер запись, как в Киеве напротив израильского посольства проходила демонстрация под лозунгом «Заберите Эскина до дому». Активисты неонацистского движения Олега Тягнибока искренне считали, видимо, что я оставил родной и святой Иерусалим ради берегов Днепра.

    Полгода назад порадовали некоторые СМИ Грузии: они назвали меня главарем экстремистской мусульманской группировки и раскрыли миру, что на спине у меня красуется татуировка «Да здравствует Абхазия! Жажду грузинской крови!» Подождали бы еще полгода с кровью и выдали бы перед Пасхой…

    А вчера повеселил меня Марат Гельман. Этот носитель имени кровавого убийцы Французской революции написал, будто я скрываюсь от правоохранительных органов Израиля в Москве. Где ты, правнучка великого Корнеля, где ты, пречистая Шарлотта Корде?

    Тот факт, что Марат Гельман беспрепятственно хаживает по российским улицам и СМИ, ложится неотмывным позором на совесть еврейской общины России. Речь идет не просто о больном гниючим либерализмом безродном космополите. За этим персонажем числится организация «художественной выставки» с Украины, прославлявшей бандеровских извергов. Он особо отличился мерзотными до неописуемости демонстративными актами глумления над религиозной символикой. А в те дни, как наша армия воевала на севере с бесноватыми из Хизбаллы, этот тип писал антиизраильские пасквили в духе, так сказать, правозащитника.

    Вполне справедливо определить данного персонажа психически ущербным маргиналом. Среди запомнившихся мне тюремных персонажей был араб Исса, копивший в карманах дерьмо и метавший его всякий раз по зову души. Беда же в том, что Гельмана многие не воспринимают как подзаборное явление. За него выступают какие-то «ведущие» с «Эха Москвы», его протащили в Общественную Палату по списку Президента. Покуда многие россияне воспринимают этого человека как еврейское проявление, нам стоит позаботиться о том, чтобы исправить их ошибку. Иначе даже вполне трезвые люди будут отождествлять нас с такими бесами-психопатами и дважды изменниками Родины.

    Дважды… Ибо они отвернулись от Израиля, от еврейской традиции и еврейского языка. Их освинелые души не затронешь утонченным еврейским напевом. Им куда приятственнее водка с салом. Но им мало оказалось одного предательства, и решили стать для России разносчиками духовного СПИДа. Они нашли себе союзников в среде русских либералов в целях возрождения образов романа «Бесы». Потешно и грустно, но даже вполне трезвые люди в России склонны ассоциировать сегодня и русских бесов с отбросами еврейства. И никак не докажешь, что Ксения Ларина с Ириной Петровской и множество подобных персонажей с «Эха Москвы» имеют такое же отношение к евреям, как и к неграм. А виноваты в этом также мы сами, поскольку нередко проявляем терпимость к персонажам, творящим то, «чего терпеть без подлости не можно» (Карамзин – из романса Галича).

    Поэтому я был искренне рад возможности поучаствовать в прошлую пятницу в программе «НТВшники», посвященной выдающемуся режиссеру Никите Михалкову. Я знал заранее, что напротив меня будет сидеть Марат Гельман. Когда появилась возможность выразить ему должное, я воспользовался ею.

    Сама передача была выдержана в стиле вонючего помойника, когда кучка ничтожных смердов кидалась гадостными вопросиками в адрес Михалкова. Там и фамилии были по Салтыкову-Щедрину прямо: Хреков, Лобков…

    Кто-то возмутится: разве свобода слова не подразумевает возможности задавать в СМИ любые вопросы любому человеку? Возмущайтесь, но нет… Сперва обучают человека уважению в старшим, почтению к достойным и смирению. Мне довелось встречаться с Михалковым и подробно разговаривать с ним. Это личность совсем иных масштабов, нежели его обхрюкиватели. Ах, Моська, знать она сильна…

    Телевизионные недоросли из кожи вон лезли, чтобы ущипнуть и унизить выдающегося современного художника и мыслителя. Все мешала им «мигалка» на его автомобиле. Им и в голову не приходило, что факт наделения такого человека привилегиями – это комплимент стране и благословение. Оказание дополнительного уважения кинорежиссеру и духовному проповеднику – это комплимент России. Умение ценить истинно достойных – редкое качество в сегодняшнем мире.

    Пусть никто не подумает, что я пытаюсь представить Никиту Михалкова человеком беспорочным или безоговорочно правым. Но настаиваю на том, что при вступлении в спор с личностью такого масштаба требуется особый настрой и особая тональность.

    Я не случайно говорю о нем как о духовной фигуре. Есть сцена в его фильме «Предстояние», которая позволяет говорить о Михалкове как о выдающемся мыслителе. Помните, как предлагается в самом кульминационном моменте определить молитву обобщенно? «Г-споди, сделай так, чтобы воля моя не перебила Твою волю…» А теперь вдумайтесь, что сказал этим Михалков. Я сознательно не буду сейчас приводить цитаты из «Поучений отцов» и из каббалы, которые передают ту же мысль. Михалков приблизил к нам идею, на постижение которой уходят годы молитвы, учения и поста.

    Эти слова произносятся перед лицом смерти. И любой смертный просил бы о сохранении собственной жизни, не так ли? Не побоюсь сказать, что в России верующие особо заметно грешат сведением молитвы к прошению о помощи в решении бытовых проблем. Простые верующие и не задумываются о том, достойно ли просить Творца о помощи в мирских обретениях.

    Михалков же подступает к нам в минуту самого сильного эмоционального накала и воздымает нас над самотностью и эгоизмом. Он учит нас самопожертвованию и духовному прорыву как мудрец-богослов. Эта сцена с обращением к Создателю о подчинении собственных волений Его воле – теологический шедевр.

    Похожее находим один раз у Солженицына: «« – Иван Денисыч! Молиться не о том надо, чтобы посылку прислали, или чтобы лишняя порция баланды. Что высоко у людей, то мерзость перед Б-гом! Молиться надо о духовном: чтоб Г-сподь с нашего сердца накипь злую снимал…»

    Я мог бы пересказывать теплейшие слова Михалкова об Израиле и его понимание пагубности любой уступки с нашей стороны. Я мог бы подробно разбирать его консервативный манифест, а мог бы рассказать, как он читает наизусть псалмы. Но все это отступает перед одной сценой: «Г-споди, сделай так, чтобы воля моя не перебила Твою волю…» Михалкову открылось насколько истинное и высокое, что об остальном и говорить трудно. А если понимаешь это в контексте девяносто первого псалма, произносимого героем, то остается один вопрос к Михалкову: когда приедет он в Иерусалим для продолжения его восхождения по Лествице Яакова с теми, кому дано высшее знание.

    После таких размышлений само упоминание мелких бесов, нареченных в честь кровавых убийц, кажется невозможным. Есть черта, за которой нет силы и власти у всяких лениных с маратами. Да поможет нам Б-г пробиться туда, где нет надобы мараться об маратов и где «не приселится зло».

Вернуться на главную