ОБЪЕДИНИМ УСИЛИЯ В СЛУЖЕНИИ РОССИИ

Доклад Председателя Правления Союза писателей России В.Н.Ганичева на XIII съезде Союза писателей России (9 апреля 2009 г .)

1 2

окончание>>>

Уважаемые делегаты Съезда, члены Высшего творческого совета, гости съезда!

Мы проводим наш XIII съезд со дня основания Союза писателей России. В декабре месяце мы провели Соборную встречу и пленум с повесткой дня «Духовная сила слова: основа единения народов», посвященный 50-летию нашего Союза. Этот пленум был проведен в святом и особо значимом для нашей страны месте, в храме Христа Спасителя. День этот был для всех участников памятным и драматическим. Он начался для нас словами приветствия Святейшего Патриарха Алексия , подписанного им накануне, и буквально сразу вслед за окончанием чтения приветствия пришло сообщение о кончине Патриарха. Это были скорбные минуты, но после совета с иерархами церкви, бывшими на встрече и сказавшими, что «вы, ваш Союз, писатели, получили не только приветствие, но своего рода завещание и программу действий от святейшего», мы продолжили работу Пленума и Собора.

Святейший Патриарх в приветствии написал: «Славный полувековой юбилей Союза писателей России является общим праздником для всех соотечественников , как на Родине, так и за ее пределами, кому дороги наш язык, наша литература, наша культура». «Сегодняшние российские писатели, – говорилось в приветствии, – являются продолжателями великой отечественной традиции, прославившей нашу культуру даже до конца земли».

Эту высокую миссию писателей России отметил в своем приветствии нам и президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в котором он сказал: «Все эти годы он (Союз писателей России. В.Г.) объединял талантливых поэтов и прозаиков, способствовал профессиональному росту одаренной молодежи. И здесь в чести всегда были традиции русской классической литературы и отечественной словесности. И конечно, – ценности свободы и просвещения». Президент отметил: «Сегодня ваш Союз – это одна из заметных структур гражданского общества. Он активно участвует в культурной жизни страны, реализует интересные гуманитарные проекты, заботится о патриотическом и нравственном воспитании молодежи».

Президент выразил уверенность, что писатели, их Союз «и впредь будут беречь чистоту русского языка, прививать подрастающему поколению любовь к чтению, вести плодотворный диалог с зарубежными коллегами».

Прямо скажем, эти духовно-державные оценки приветствия составляют подлинную программу действия для нынешнего и будущего состава Правления Союза писателей России, наших региональных писательских организаций. Эта программа действий, которую примет наш съезд, естественно, выразит мнения, пожелания, предложения, высказанные писателями на республиканских и областных конференциях и собраниях.

Союз писателей России, действительно, является крупнейшей творческой организацией страны, объединяющей в своих рядах 7,5 тысяч человек и имеющий свои объединения-отделения во всех субъектах Российской Федерации и за ее пределами. Мы – единая творческая организация, несмотря на все попытки разъединить, распылить наши силы, лишить уверенности в том, что такой Союз нужен нам, нужен России.

Но, конечно, мы реально должны осознавать то время, в котором мы живем, состояние нашего общества и тот кризис, который вторгся в нашу жизнь – им наполнены полосы газет, умы правителей, руководителей всех уровней – и который внес тревогу, обеспокоенность и даже страх в души миллионов людей. Можно задать вопрос себе и обществу: есть ли в условиях кризиса, массовой безработицы, роста цен, коррупции, не останавливающейся преступности, неутихающего алкоголизма, наркомании, проституции место слову, место литературе, место нашему Союзу? Думаю, что это непростой для нас вопрос. Конечно, навряд ли писатели будут проливать слезы над миллиардными потерями олигархов, доказавших лишь то, что они не смогли управиться с неправедно свалившимся на них народным или государственным богатством. Управится на пользу обществу, на пользу народу. Но ведь рядом оказывается огромное потревоженное, порой разоренное поле страны, на котором в растерянности находятся миллионы людей. Власть, ответственные государственники, предприниматели и администраторы, наша Русская Православная Церковь, другие конфессии пытаются смягчить удар по людям, наладить нормальную жизнь, успокоить людей. И в этих действиях, я думаю, они найдут поддержку писателя. Мы ведь и сами жертвы этого кризиса, в стране закрылись сотни журналов, многие издательства, гонорар для большинства писателей стал эфемерным понятием. И отнюдь не только профессиональными потерями обеспокоен писатель России. «Но гражданином быть обязан», – мы помним эти заветные слова великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. Кстати, очень многие певцы рынка, «новых русских», тех, кто топтался на нашем прошлом, отвергали Некрасова как поэта, не принимали его страдальчества за народ. А, между прочим, Некрасов как никогда современен. Надо, чтобы снова прислушались к строкам: «В мире есть царь, этот царь беспощаден, голод названье ему»; или; «Вот парадный подъезд…» и мы, ибо мы ощущаем горечь пребывания у парадного олигархического подъезда. Мы не настолько наивны, чтобы не понимать, что истинные «воротилы», о которых не снимаются киноленты, прислушались бы к Слову, Слову страстному и критическому. Но если оно будет выражать волю народа, его мысли и чаяния, оно все равно сыграет свою роль в выстраивании праведной, полезной и духовной жизни. Или, по крайней мере, наша совесть будет спокойна, ибо мы были со своим народом в эти драматические и порой окаянные дни. Но не обязанность ли писателя, как и в грозные дни войны, быть на передовой, быть в тылу, быть в госпитале рядом со своим читателем. Каких слов ждет он? Успокоения, ободрения, надежды? Да, наверное, всего вместе. Думаю, что прав в своей патетической поэме «Спас ярое око» поэт Александр АИ (Александр Гнутов), который пишет: «Любить свою Родину – значит не делать ей больно. Но если ей больно, то брать эту боль на себя!»

 

О ГЕРОЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Не так часто нынче у нас возникают дискуссии о герое нашего времени. Раньше, бывало, на читательских конференциях кипели страсти, указующий перст критиков перемещался от одной книги к другой. Иные герои книг были реальными лицами времени, другие были художественными образами, вобравшие черты современников. Мы уже говорили, что перестройка, новое время «заморозили» это направление, которое выявляло подвижническое, духовное начало в человеке, вело к самопожертвованию. Казалось, оно ушло в прошлое, ибо не приносило прибыли. Казалось, это время ушло в прошлое, ибо наяву вставал прагматичный, порой беспощадный холодно-расчетливый человек. Это был человек прибыли, чистогана, не отягощенный такими понятиями, как совесть, честь, жалость, добро. Появились книжки, посвященные этим повелителям жизни, гламурные журналы заполнились псевдолитературными материалами о яхтах, любовницах, развлечениях этих героев. Однако те, кто относит себя к продолжателям отечественной литературы совести и служения вряд ли согласятся быть на побегушках у этих владельцев яхт, замков, самолетов, футбольных клубов. Вот как убедительно, хотя и с болевым ощущением жизни, вошел в Литературу афганец Виктор Николаев. Его повесть «Живый в помощи» сразу открыл ему многочисленную аудиторию, которая безгранично доверяет писателю. Его последняя книга «Безотцовщина» могла бы быть обвинительным актом современному обществу и нам всем. Один читатель, возможно правильно сказал: «После этой книги ничего писать не надо, да и нельзя, столько в ней беды». Но, справедливости ради, следует сказать, что в книге автор показывает и тот выход, который возможен, который он ощутил и который совершил вместе с воспитателями лагерей, священниками, добрыми людьми, со многими из своих героев. Выход из беды через храм, любовь, сердечность человеческую.

Пятнадцать лет я пытаюсь сплотить сотоварищей, писателей России, писателей истинно русских и нерусских. Всё время говорил о необходимости ободрить народ, дать ему веру и надежду, показать, что он выходил из разных сложных и глобальных испытаний ещё более окрепшим и прекрасным, как Иван-царевич, окунувшийся в кипящий котёл. Я старался и в предсейсмические перестроечные годы прочерчивать линию созидания и самопожертвования. Искать героев, на которых можно было бы опереться, увидеть результат их усилий. Мне казалось, что из рутины, некой исторической беспечности («застоя») надо вырываться созиданием. Вот Андрей Тимофеевич Болотов из «Тульского энциклопедиста», выведший сотни сортов яблонь, слив, вишен, смородины, создавший первые образцы русского садово-паркового искусства, организовавший первый русский детский театр, выпустивший первые экономические газеты России – «Сельский житель» и «Экономический магазин», «лучший экономист России». И ещё, это уж совсем по нашей линии, он написал 350 (!) томов или, скажем, блокнотов-тетрадей, сочинений о времени, событиях, о людях и духе эпохи.

Началась перестройка, и я понял: надо выдвинуть на первый план героев победительных, созидательных, неунывающих. И был уверен, что нам понадобятся Суворов, Ушаков, Болотов. Огорошил своих коллег лозунгом: «К топору зовите Русь!» Кое-кто зааплодировал, а потом осёкся, когда я завершил лозунг: «Но не к топору разбойника и ушкуйника, а к топору плотника, к топору строителя!» Мне казалось, что вот сейчас и развернется созидательная работа. Но до неё руки не доходили: митинги, многоречивые тусовки внедряющих в наше общество гнилую мысль, что мы безнадёжно отстали от мировой цивилизации, от её стандартов и героев.

Недавно в 12-м номере «Нашего современника» напечатан роман сибирского писателя Сергея Козлова «Зона Брока». Зона Брока отвечает в мозге за речь и память. И вмешательство в «зону Брока», зону памяти народа, его речи пошло не только на уровне общественных групп и зарубежных центров, но и на уровне государственных структур, которые вместе со своими зарубежными хозяевами принялись ломать, уродовать духовный строй, память и язык нашего человека. Сначала партия, спровоцированная горбачёвским ставленником, фальсификатором и подтасовщиком (вспомним его статью «Против антиисторизма» 1972 г .) А.Н. Яковлевым, под видом борьбы с догматизмом выщелачивала советский положительный опыт, принижала победу в Великой Отечественной, отрицала историческую связь поколений. Ну а потом великие «либералы» полностью оседлали зону Брока. Какие только «научные изыскания» не проводились, чтобы лишить русского человека всякого достоинства, чести и гордости, лишить его традиции. Ибо гордиться, собственно, ему, утверждали они, было нечем: история, залитая кровью и нечистотами, уродливые, трусливые, тупые герои, что имперских, что мужицких кровей, «народ-раб, русский человек алкоголик, бездельник, вор и т.д.» И что страшно, в это многие стали верить, смирились с этими «стандартами» и стали следовать им, ибо это было не только прописано, напечатано, но и предписано.

Именно в эти 90-е годы нам пришлось беспощадно и бескомпромиссно бороться за подлинного героя. Нам посчастливилось: мы выводили к читательской аудитории наших великих предков: святого праведного адмирала Федора Ушакова, Юрий Лощиц – Дмитрия Донского, Александр Сегень – Александра Невского и Ивана III, Сергей Перевезенцев – Ивана Грозного, Олег Михайлов – Александра Суворова, Павел Пожигайло – Александра Столыпина, Владимир Карпов – генералиссимуса Сталина, Николай Скатов – Александра Пушкина. И какие только запруды и плотины в кино, на телевидении, в книгоиздании не ставили этим героям. Но можно испытывать и удовлетворение, ведь именно они стали в ряду акции, которую начало телевидение – «Имя России». Акции, которая завершилась бы конфузом для организаторов, если бы митрополит Кирилл не повернул опрос на нравственную колею, доходчиво не объяснил массовой аудитории, какими качествами должен обладать государственный деятель, подвижник, державник и духовный вождь.

Но это история. А что же сегодня-то не осталось тех, кто может поддержать павших духом, кто своим подвигом самопожертвования может зажечь сердца, кто способен вывести соотечественников из духовной пустыни? Кто, сжав зубы, проявляя долготерпение, трудится на благо Отечества? Увы, в этом Отечестве основные блага получают олигархи, мафиозные «пацаны» и обслуживающее их жульё. Но ведь не в силе Бог, а в правде! Ну, и где же те, кто ищет, находит и борется за эту правду? Ещё несколько лет назад мы, наверное, не сказали бы, что таких людей явила наша литература. Но вот в начале XXI века мы провели несколько детских конкурсов сочинений о героях, которых знают школьники, – из прошлого и настоящего. Особо поразил конкурс «Слово о героях», посвященный 60-й годовщине Победы. Дети преподнесли нам великий урок. Они описали своих дедушек и прадедушек, простых людей державы, как великих былинных героев, они описали нашу Победу в самых возвышенных тонах. Они, вопреки комитету антипобеды, вопреки попыткам овладеть зоной Брока нашего народа, через лучших своих учителей, наших писателей, родителей заявили, что хотят жить в стране-победительнице, хотят гордиться и подражать героям Великой Отечественной. А детский конкурс этого года «Спешите делать Добро!» выявил столько добрых людей, которых описали дети. Тут и родители, и учителя, и соседи, и военные, и механизаторы, и случайные встречные, и давние знакомые. Вот бы их всех в книгу.

Герой одной из повестей Сергея Козлова «Репетиция апокалипсиса» ощущает, что стране, времени нужен реальный герой. Он даже бросает камень в Илью Муромца. Очень уж он мифологичен, очень победоносен. Надо бы что-нибудь поближе к нашей жизни: «Василий Тёркин или хотя бы Глеб Жеглов».

Нужны новые люди – здоровая нация, патриоты Отечества. Конечно, их надо, как в традициях русской литературы, вывести из жизни. Или, если мы ещё не разглядели их, то «вырастить» на страницах романов и повестей. Социальная инженерия? Да нет, духовная жажда общества – опереться на людей поступка, действия, высокого духа. Так вот, сегодня в литературе появились люди, способные противостоять злу, не согласиться с массовым безволием, унынием, безразличием. Они не Робин Гуды или победоносные былинные богатыри. Они просто честные, благородные, а главное, духовно вооружённые наши современники.

В прошлом году мы обсуждали у нас, в Союзе писателей, необычную книгу необычного в писательских кругах автора, человека разведки и анализа. В его книге «Альфа и Омега» действует человек высокой веры и стойкости, прошедший Чечню и потерявший ноги, но не сломившийся. Книга «Альфа и Омега» Дмитрия Епишина может быть знаком перелома в литературе. Я написал к ней краткое предисловие.

И вот «Зона Брока» С. Козлова – для него это уже столбовая дорога. Как бы ни был подавлен русский человек, какой бы поражающий осколок ни загнали в его память, он оживает, если перед ним стоит вековечная книга его предков – Библия, образы детства, братского воинства. А дальше полная наших российских приключений повесть. Тут всё правдиво, горько, полно живых людей, их бед и нынешнего полуживого состояния. Один Петрович, колоритнейший русский мужик, дальнобойщик и работяга, рассыпающий двусловия, прибаутки, глубинно открыт милосердию и молитве. Но все пока безмолвствуют. И только немой монах умеет бросить вызов бандитской шайке, выходцам с Кавказских гор, но нет тут никакого разжигания национальной розни, ибо рядом достойные и благородные кавказцы.

Что интересно, в «Альфе и Омеге» и в «Зоне Брока» подлинные герои – люди Веры, монахи, в миру бывшие бойцы афганской и чеченской войн. Там, в их среде прорастала Вера. Они смотрели смерти в лицо, она почти настигла их, но они выжили, вымолили себя, устояли в этом мире и помогают устоять другим. Действительно, Вера может сделать чудеса и сделать обыкновенного человека героем. И С. Козлов это размышление, эту мысль прекрасно, образно, художественно перевел из области ума в область чувства. И ещё, главное, как же целятся в «зону Брока» нашего народа враги, как хотят ею управлять, делать не просто Иванов, не помнящих родства, а манкуртов, бессловесных рабов бездуховного чудовища рынка, прибыли, чистогана, эвтаназии, духовной и плотской проституции.

Защитить нашу Память, наше Слово, защитить зону Брока – может быть, главная задача отечественной литературы.

О боевом братстве, взаимовыручке поддержке, душевной щедрости о том чувстве локтя, которое так необходимо нам сегодня, книга «Любите нас, пока мы живы» другого сотоварища наших воинов, сражавшихся в Чечне, Виталия Носкова. Он из Кургана, Москвы, а скорее из боевых порядков наших собровцев.

Размышляя о месте литературы, о спросе писателя, следует сказать, что если мы не выведем на первый план снова бескорыстие, самопожертвование, взаимоподдержку, любовь к ближнему, умение делится душевной теплотой, «простой тихий подвиг», как сказал Патриарх, то собственно и незачем заниматься литературой. Конечно, рядом должно быть развенчание, по крайней мере, не возвеличивание стяжательства, погони за прибылью, бездушия («это ваши проблемы»), безудержного потребления, восторга перед роскошью и неправедным богатством. Спасутся только те, кто уверуют в духовную жизнь, и это не утопия, хотя будем откровенны, есть целый слой, группы успешных манипуляторов людьми, которые умело играют на их лучших чувствах, эксплуатируют их. Мы уже говорили на Соборной встрече об опасном согласии многих деятелей культуры с беспутными потребностями, извращением в культуре, отказе от этики. Образовался круг людей, обслуживающих эту поп-культуру. Началось выхолащивание, вытеснение национальных культур. Бизнес от культуры, получая нередко индульгенцию в Министерстве культуры, ринулся эксплуатировать всю низость человеческих чувств и подсознания. Индустрия развлечения расцвела пышным цветом, организаторы секс-бизнеса стали уважаемой частью налогоплательщиков, бездумное, безнравственное чтиво держит на плаву многие издательства. И после этой безнравственной вакханалии мы ищем истоки мирового кризиса? Вот они, они в образе жизни, который охватил многие слои общества, в законодательном безволии, в безразличии властей и общества, а главное в нас самих, в некоей этической и нравственной усталости, в надежде, что наша хата с краю и нас-то не заденет беда, кризис. Заденет, задевает и разрушит, если мы не найдем в себе нравственных сил противостоять этому. И в этом довольно тяжелая и ответственная ноша Союза писателей.

Я уже писал, что, находясь в больнице, прослушал в прямом эфире с переводом выступления лидеров западного мира Саркози, Меркель, Блэра, буквально бьющих в набат по поводу мирового кризиса. Они обвинили «финансовый капитализм» (это их слова) в раздувании потребительства(!), в забвении социальных обязательств, в том, что он дал привилегии спекулянту, а не производителю и производству. Они заявили, что кризис – это кризис морали (!!!) и «нам надо создать новый капитализм – капитализм социальной экономики». Мы не раз подчеркивали, что Русская Православная Церковь, Союз писателей через ВРНС и другие организации, издания «Наш современник», «Москва», «Роман-журнал XXI век», «Российский писатель» заявляли об опасности безнравственности, о необходимости социальной справедливости, как отнюдь не отжившей категории, которую должно взращивать государство, общество, капитал. Всемирный Русский Народный Собор, соучредителем которого был Союз писателей, призывал людей состоятельных ограничить безумное потребительство, проявлять чувство меры. На Соборах не раз говорилось о том, что «права человека», которые стали дубинкой Запада, его «троянским конем», ибо часто они просто прикрывали грех и аморализм, проявляя безразличие к традициям, истории, культуре народов. Такого рода позиция вела и ведет к новым катастрофам и кризисам. Эта позиция осуждалась и не принималась русскими писателями, абсолютным большинством отечественных писателей. Конечно та нравственная и бескомпромиссная к греху позиция, которую занимают многие наши писатели, наш Союз вызывают возражения, отрицание и жесткие нападки всех видов. Наше телевидение, став платформой гламура, салонной пошлости и пустоты, цинизма и грязи, ареной убийств и распада, представляет право вещать от имени литературы некоему Ерофееву, ярому и активному русофобу.

Рядом с сонмом идейных оппонентов и противников есть амбициозные личности, сердцу которых близок любой скандал, любая вздорная сенсация, склока, сплетня. Им безразличны объединительные усилия Союза, поддержка наиболее интересных и полезных произведений, они не выносят похвалы в чей-либо адрес, кроме своего. Им иногда подбрасывают ресурсы, чтобы они кусали Союз. Они и стараются. Их немного, но ведь небольшая блоха кусается и доставляет неприятности большому человеку.

Наш Союз, отделения, наши писатели с брезгливостью относятся к этим «щипачам», но мы живем в обществе, которое приучено желтой прессой к вздору и сплетне, есть люди, которые только таким образом и узнают о литературе.

Хотелось обратиться к литературным изданиям с просьбой не уподобляться бульварной и желтой прессе, уделить основное и главное внимание литературному процессу, наиболее интересным произведениям, удачам и неудачам молодых и старших авторов, литературным открытиям, нашим печалям и радостям, нашим творческим связям с зарубежными коллегами, в целом всей нашей многонациональной литературе. Ведь литературная жизнь в стране, несмотря на все наши горести и беды, продолжается, ее очаги пылают и согревают сотни тысяч и даже миллионы людей.

 

О ЛИТЕРАТУРНЫХ ОЧАГАХ РОССИИ

Москва – особый творческий мегаполис, здесь много порой неясных троп. Но не несут ли они нам немалые открытия? Тут работают две с половиной тысячи талантливых писателей. О них разговор особый, возможно, будущему Правлению следует провести отдельный пленум, о московских писателях, об их открытиях, надеждах, планах, сложностях .

Я хотел бы еще раз подтвердить, что центр тяжести работы правления СП России направлен на нашу литературную провинцию. Именно поэтому мы так много уделяем внимания проведению Дней российской литературы в различных регионах страны, ибо это крепило единое литературное пространство, дружбу и сотрудничество всех российских писателей. Во время каждой поездки по России мы обязательно ставим перед руководством республик, краев и областей вопросы о поддержке наших писательских организаций, решении конкретных вопросов жизни и быта писателей. И надо отдать должное, что такие встречи, хотя они и требуют немалых материальных и духовных затрат, приносят свою пользу. Назову лишь несколько наших дел и акций, проведенных на периферии, обозначу несколько литературных очагов, дающих тепло нашему общему делу российской словесности.

Съезд мы провели на территории третей литературной столицы России – в Орле, где побывали в святых для нас местах: в тургеневском Спасском-Лутовиново, в фетовском именье, в литературно звучащем Мценске, в «дворянском гнезде» над Орликом, где расположено отделение нашего Союза, в музеях у Бунина, Лескова, Пришвина, Леонида Андреева, Карамзина. И ныне на Орловщине горит один из многих заметных литературных очагов, откуда появились наши первые всероссийские литературные премии, возгоревшиеся с периферии, – премии Бунина, Фета, Карамзина, тут постоянно проходят литературные праздники их имени. Власти области определили достойную стипендию членам СП России (десять тысяч рублей), поддерживают финансово содержание дома Союза писателей, заботятся о литературных местах. Мы скорбели, когда из нашей жизни ушли два выдающихся писателя земли русской, первый лауреат премии им. Ивана Бунина, выдающийся прозаик, новеллист Иван Рыжов и лауреат «Большой литературной премии России», поэт Виктор Дронников. Но в рядах орловцев замечательная поэтесса Ирина Семенова. Ее поэмы о Тихоне Задонском, Ксении Петербургской, генералиссимусе Сталине – подлинные шедевры поэзии. Она стала лауреатом премии исторической литературы Александра Невского. У орловцев известный исторический писатель, собиратель народного духа, исследователь прошлого Василий Катанов, рассказчик Юрий Оноприенко, ну и сам Геннадий Попов по творческому праву возглавляет писательскую организацию. Пожелаем писателям Орловщины не понижать художественную планку, не потерять внимание властей области, которое было завоевано при прошлом губернаторе Егоре Строеве.

Второй очаг, в более прохладных широтах, на севере, в Архангельской области. Ныне это динамичный, развивающийся край. Тут приступают к промышленной разработке алмазов, обнаружены нефтяные запасы, немалая валюта идет в страну от лесоразработок. Наш флот строится в Северодвинске, а Плисецк превратился в важнейший космодром России.

С точки зрения культуры, это сокровищница нашего русского языка, старинной былины и песни. Это край великого Ломоносова, словотворцев и художников Шергина, Федора Абрамова, Личутина, Ольги Фокиной (окормляющей своим стихом Вологодчину и Архангельскую землю), плеяды замечательных поэтов Александра Логинова, Елены Кузьминой, Инель Яшиной.

Недавно нас поразила поэма самобытного поэта архангелогородца Александра Роскова «Святая обитель», прославившегося известным стихотворением «Стога». Непростую динамичную организацию возглавляет замечательный литературовед, знаток русского языка, профессор Елена Галимова. Возглавляет после испытанного бойца за писательское дело Инель Яшиной. В общем, Архангельская организация – заметный отряд в общеписательском строю России. Ее журнал «Двина», возглавляемый лауреатом гончаровской премии Михаилом Поповым, – это собирательный журнал Севера России. Мы провели там в 2007 году расширенный секретариат, фактически, пленум Союза писателей, с вызовом озаглавив его: «Вперед, к Ломоносову». Не назад в прошлое, а вперед к исполнению тех культурно-художественных, научных, державных задач, которые прочертил нам исполин отечественной науки, культуры и литературы великий Михайло Ломоносов. Дату его трехсотлетия мы обозначили как важнейшее общероссийское событие в нашей общественно-культурной жизни, и думаю, что новому составу правления уже сегодня надо начать широкую работу по ее творческому воплощению в 2011 году.

Хочу сказать, что посредством объединения писательских усилий двух союзов была создана Ассоциация писателей Урала и ряда областей Западной Сибири (Александр Кердан – координатор). Тем самым оживилась и стала заметной писательская деятельность на Урале и в Западной Сибири.

Ключом к творческому соединению и мерилом художественной состоятельности стала премия им. Мамина-Сибиряка. Ну, во-первых, она в немалой степени воскресила, вернула обществу, писателям и читателям имя крупнейшего писателя конца XIX начала XX-го века Мамина-Сибиряка, писателя тщательно, с нравственных позиций, оценившего историю русского капитализма, его роль в освоении и Сибири, рецидивы хищничества и наглости «его препохабия капитала» и рядом действия созидателей, тружеников всех слоев населения. Во-вторых, мы благодарны организаторам премии, развернувшим многоцветное полотно писательских талантов Сибири и Урала. Тут и Андрей Тарханов, и Николай Коняев из Ханты-Мансийска. Тут же было представлено яркое и самобытное творчество Марии Волдиной – сказительницы, писательницы, философа. О зорком и художественно состоятельном писателе Сергее Козлове из самых глубин тайги мы уже сегодня говорили. Яркую звезду нашей публицистики, науки и мысли составляет лауреат этой премии Василий Быковский, написавший полтора десятка книг о русском Севере, Мировом Заполярьи, особых людях Сибири, своего любимого города Муравленко, где он мэр. Лауреатом этой премии стала поэтесса из Челябинска Нина Ягодинцева с ее изящными, элегантными стихам. И резкий, но лирический в своих детских воспоминаниях, Николай Денисов из Тюмени. Исторический писатель Зот Тоболкин, драматург Бочкарев, поэт Александр Гребнев и др.

В рамках Дней Республики Башкортостан и 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России в Союзе писателей России побывала представительная организация башкирских писателей и прошел расширенный секретариат правления СП России, посвященный литературе Башкирии. У нас давние и творческие связи с литераторами Башкирии. Не раз возлагали мы цветы к замечательному памятнику Героя башкирского народа, полководца и поэта Салавата Юлаева. Мы по-настоящему дружили с великим сыном Башкирии поэтом, прозаиком, драматургом Мустаем Каримом. И ныне башкирская организация – одна из творческих, наполненных живой литературной жизнью организаций страны. На секретариате выступили народный поэт Башкирии Марат Каримов, Тимур Юсупов, поэты Хасан Назар, писатель доктор филологии Тимергали Кильмухаметов, зав. отделом культуры правительства Кусянбаев. Один из блестящих юмористов и редактор журнала «Вилы» Марсель Салимов, председатель Всемирного Курултая башкир Кадим Арзабаев, критик Юрий Порохин и др. Возглавляющий организацию Народный поэт Башкортостана, академик Башкирской Академии наук Равиль Бикбаев – подлинный радетель развития родного башкирского языка. Но на секретариате в Союзе писателей России он с благодарностью сказал: «Через Москву, через русский язык наши литература и искусство вышли на мировую арену, установили связи с мировыми культурными достижениями… Художественные открытия Акмуллы и Бабича, Мустай Карима и других наших выдающихся мастеров слова именно благодаря переводу на русский язык стали общечеловеческим достоянием…»

Да, в республике чтят русский язык. Аксаковский праздник, проходящий под патронажем президента Рахимова в Башкирии – одна из ярких акций Аксаковского фонда, который возглавляет секретарь нашего Союза Михаил Чванов. Фонд проводит конференции и чтения, принял участие в возрождении дома Аксакова в Уфе, родовой усадьбы и церкви в Надеждино. Эти Аксаковские дни – подлинные дни дружбы народов, народного искусства, русской литературы, слова, литературы, поэзии Башкирии. Аксаковские литературные дни отнюдь не экзотика Башкирии, там проводят вечера Тукая, классиков национальных литератур. Опыт национально-культурных взаимосвязей, где изучаются 14 языков, и на 6-ти языках выходят газеты, несомненно, имеет общероссийское значение. Вечер 70-летия поэта Равиля Бикбаева, проведенный в Государственном республиканском театре, на котором мне удалось быть и который проводила, не побоюсь сказать, вся республика, населяющие ее башкиры, русские, татары, марийцы, чуваши, власти, общественные организации, студенты и школьники, вылился в подлинный фестиваль культуры. Можно только по-хорошему позавидовать Равилю и его коллегам, что такие праздники проводятся в республике, что Аксаковские дни приобрели международный характер, и сирийские наши коллеги назвали их «одним из ярчайших впечатлений о России, где православие и мусульманство, где башкиры, татары и русские подлинные собратья». Да что Ближний Восток, только что в Париже побывал Михаил Чванов, приглашенный русским клубом «Глагол», где прослышали про Аксаковские дни. Отчет, а скорее смотр башкирской многонациональной культуры и литературы, показывает, говорилось на пленуме, посвященном 50-летию Союза писателей России, что наш Союз исполняет своеобразную миссию Министерства по делам национальностей и культуры, ибо за эти годы у нас побывали с отчетами и вечерами, участвовали в круглых столах и конференциях писатели и деятели культуры из Якутии, Дагестана, Удмуртии, Бурятии, Хакасии, Чувашии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Коми, Карелии и других национальных республик и объединений. Думается, вполне себя оправдала норма, заложенная в нашем Уставе о том, что не менее половины состава правления избирается из числа руководителей региональных организаций всех национальных республик.

Не мене важно, что, укрепляя демократические основы нашего Союза, секретариат не навязывает избрание того или иного руководителя местных организаций. Они сами должны организовывать свою работу, нести ответственность за своих людей. Хотя, скажем, жесткое расслоение мнений, и даже противостояние в ряде организаций, таких как Ростовская, например, снижают их литературный и общественный авторитет и, может, даже требуют вмешательства правления Союза писателей.

Ныне во весь рост встал вопрос о возрождении блистательной школы переводчиков с языков и на языки народов России. Об этом нам скажет, непременно, сегодня и ректор Литературного института, и председатель думского Комитета по культуре

И еще вопрос уже относящийся к одной из национальностей страны. В большинстве, если не во всех национальных республиках, есть звание «Народный поэт» , его нет лишь в России. Наши отцы-руководители считают, что таких поэтов у русских нет. Хотя такие поэты, как Виктор Боков, Владимир Костров, Глеб Горбовский, Евгений Семичев, Николай Зиновьев, Анатолий Гребнев, Светлана Сырнева, Николай Добронравов, Михаил Ножкин, Виктор Смирнов, Николай Рачков, Надежда Мирошниченко, Константин Скворцов, Владимир Молчанов давно признаны народом нашим и поставлены в ряд любимых. Хотелось бы задать вопрос: почему наши власти и законодатели боятся Народных русских поэтов?

Я думаю, что вы понимаете, что анализ очагов литературы, которые возжигают наши поэты, прозаики можно продолжать до утра. В них видна созидательная деятельность нашего Союза, творческая состоятельность большинства наших писателей, работа на местах. Очень жалко, что мы не сможем из-за лимита времени все проанализировать. Хотелось бы сказать о липецких коллегах, о том, как красиво, вдохновенно провели они дни литературы, встречи писателей ЦФО, России, Украины, Белоруссии, наш пленум у себя, сколь наполнены были творческие встречи в университетах Липецка и Ельца, в литературных и исторических местах, в новом пушкинском центре России, материнской прародине Пушкина в селе Коренищево, где открылись талантами местных пушкинолюбов музей, комнаты, выставки. Где замечательный энциклопедист Борис Шальнев сотоварищи сотворил 3-х-томную липецкую энциклопедию. Это ли не творческий писательский подвиг. А Елецкие встречи? Это праздник души и сердца, когда три с половиной часа студенты, не шелохнувшись, слушают писателей, когда мы постигаем душой и сердцем творчество ставшего в ряд за Распутиным, Крупиным, Лихоносовым Александра Новосельцева с его блестящей книгой «Пал». И когда внимательнейший и яркий Глава администрации области Олег Петрович Королев обратился к нам, писателям со словами: «Ваш писательский посох, ваше слово нужно нам, нужно людям. Потому что лед под ногами тонок и может провалиться». Как в предкризисную воду глядел. Губернатор сам был внимателен к Слову, к литературе. Вот пример: когда сход бунинской деревни Озерки обратился к нам, писателям: сберечь от уничтожения как малокомплектную их школу, мы обратились к нему. Губернатор, учитывая просьбу писателей России, вопреки маловразумительным указаниям министерства закрыть малокомплектную школу в бунинской деревне, отменил их! Бунинская деревня осталась с бунинской школой! Давайте поаплодируем и порадуемся этому! Ну, а как не поаплодировать Белгородским писателям и их губернатору Е.С. Савченко, где впервые возведен монументальный знак «Русскому слову», там же встал некий обобщенный памятник «Белгородскому писателю», на облик которого вполне могут претендовать многие нынешние белгородцы, где создан литературный музей современности, где стипендии писателям не меньше орловских, где утвердились литературно-патриотические «Прохоровские чтения» и одной из почетных Всероссийских премий за военно-патриотические произведения стала премия «Прохоровское поле», где вышла увесистая, полнокровная книга о земляках писателя Зеликова «По праву памяти», подчеркивая корневую систему этой земли со всей Россией. Вот бы такие полновесные, художественно обеспеченные книги о земляках издавать во всех областях страны. Поэтому Союз писателей России чувствует себя уверенно на Белгородчине, тут проходил наш пленум, посвященный году русского языка, и более чем в 50 школах и домах культуры области выступил писательский десант.

А волгоградцы, работающие под началом замечательного поэта Владимира Овчинцева, вот уже 16 лет возглавляющего организацию и совмещающего эту деятельность с губернскими заботами. Волгоград – это же подлинный бастион отечественной литературы Мы недаром проводили в 2005 году свой пленум «Ни шагу назад! Не отдадим нашу победу» к 65-летию Победы. Тут издается полноценный толстый литературный журнал «Отчий дом». Тут творят гранды нашей словесности, лауреат «Большой литературной премии» поэт Василий Макеев, творческий долгожитель, автор потрясающих исторических романов и панорамных произведениях о наших днях Евгений Кулькин, известные на литературной карте страны поэты Михаил Зайцев, Татьяна Брыксина, Татьяна Батурина, Сергей Васильев. Мы внимательны к негромкому голосу поэтессы Лизы Иванниковой, которая создала уникальное детское объединение юных ушаковцев вокруг знаменитого лицея «Олимпия» и рядом с ним. Молодцы, волгоградцы! Не отступайте. Не отдавайте победу.

Мы не можем не вспомнить искрометный Рязанский пленум Союза писателей, посвященный поэзии и Сергею Есенину. Наверное, это никогда не повторится, по крайней мере, вскорости. Более чем сто поэтов из России посетили святую есенинскую землю, читали стихи, впитывали образы рязанской земли, Константиново.

Ну, надо бы сказать об иркутском очаге, смоленском и курском рубежах, якутском литературном улусе, что подарил нам Николая Лугинова и Наталью Харлампиеву и многих других звезд многонациональной литературы. А возгоревшийся по-новому литературный Томск и шукшинский Алтай, севроокеанский литературный Мурманск, оживший суровый брянский лес, основательная Адыгея и многоцветная Удмуртия, да и многие другие. Везде, тут и там идет нелегкая, но творческая и непрекращающаяся литературная жизнь. Умные и ответственные власти помогают писателям на местах. Они понимают, что словом, нравственной литературой утверждается истинная жизнь, культура и власть.

Те, кто в плену прагматических и чисто коммерческих представлений о современном этапе жизни, не найдут возможности для поддержки писателей, слова и литературы у себя в области, республике, обрекают свои земли на невежество и духовную пустоту.

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПАНОРАМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У нас за тысячелетнюю историю накоплен уникальный для мировой цивилизации опыт совместного проживания десятков народов, прошедший испытание через многие формы государственного устройства – от Киевской Руси до великого Советского Союза. Выработан механизм многонационального единства содружества. Сохранены языки, традиции, обряды, культуры не только народов, но представителей основных рас человечества.

Что мы видим сегодня?

Межнациональные связи развиваются только на энтузиазме отдельных представителей творческих и общественных организаций.

Федеральные СМИ, особенно телевидение, все эти годы в области межнациональных отношений замалчивают всё лучшее, что сохранилось и продолжает развиваться. Сошлюсь на пример, и очень характерный. В Махачкале не так давно был открыт мемориал помощи русского народа дагестанцам. Это – величественный памятник русской учительнице и музей дружбы, построенный на средства мэрии Махачкалы. На открытии присутствовал Сергей Михайлович Миронов. Разве это не событие федерального значения? Но ни один центральный канал телевидения не показал этот сюжет. Зато весь день крутили пленку, как в столице Дагестана уничтожили группу террористов, и гадали, почему в их числе оказался режиссер кумыкского театра. То же самое безвнимание было тогда, когда у нас в Союзе мы открывали бюст Расула Гамзатова. Никакой реакции.

В результате за эти годы культуре России был нанесен большой урон, прерваны многие лучшие традиции. Очень сильно разрушено единое духовное пространство страны.

Тем не менее, положение не безнадежное. Такое великое достижение России, как дружба, взаимодействие и поддержка друг другом проживающих в ней народов, просто так не может исчезнуть, а будет существовать и вопреки драматическим обстоятельствам.

Чтобы заявить положительное, нужно оградить его от отрицательного.

Отрицательным можно считать сам системный подход к культуре за последние десятилетия. Во главе его стояли две направляющие. Первое: культура должна быть самоокупаемой. Если государство заботится о своих народах, то оно их оберегает в военном смысле и просвещает в духовном плане. Самоокупаемость культуры – это нелепость, обман и шарлатанство.

Вторая направляющая заключалась в том, что государство занимается «точечной» культурной политикой, поддерживая деятелей литературы и искусства грантами, премиями, наградами. Мол, мы им дали свободу слова, творчества, это – главное. К тому же скоро подрастут богатые благотворители – тогда и эта обязанность спадет с государственных плеч.

Всё это оказалось иллюзией. Подросла богатая прослойка общества, и выразителем этих людей в духовном плане стала массовая культура и ее разновидность гламур – откровенная пошлость, антинародность и антидемократизм, а вкупе – полное противоречие государственным интересам в сфере культуры, растление подрастающих поколений и забвение всего лучшего, что было в ведущей по культуре стране мира.

В результате мы получили то, что имеем.

Нельзя сказать, что национальные культуры даже в этой ситуации оказались бессильны противостоять глобалистскому нивелированию своей самобытности. В каждой республике были предприняты на уровне властей свои меры спасения. К примеру, в Республике Саха (Якутия) активно функционирует Академия духовности, занимающаяся пропагандой лучших достижений культур народов Якутии. В Дагестане действует Международный фонд Расула Гамзатова, оказывающий поддержку мастерам литературы и искусства, переводчикам, укрепляет связи народов республики. В других регионах деятелям культуры выплачивают гранты, оказывают материальную помощь, издаются книги, покупаются картины.

На федеральном уровне в последнее время также предприняты шаги в поддержку развития межнациональных связей.

Воссоздано эталонное издательство «Художественная литература». Проект не коммерческий, а государственный. Одна из задач издательства – выпуск переводов писателей из республик. Возобновились Дни и Декады культур наших республик.

Зачем было отменять старое, хорошо послужившее на межнациональные связи? Добрые традиции стали возвращаться.

Но одновременно с тех же самых федеральных высот, как ни странно, ведется подкоп под единство и культуру наших народов. С 1 сентября текущего года, согласно новому федеральному образовательному стандарту, принятому Минобразования России, изучение родных языков отнесено к факультативу. Язык – основа культур, их материнское лоно, и когда он из-за непродуманных решений федеральных органов оказывается на периферии школьного учебного процесса, это – прямо скажу – подрывает всю историческую и духовную культуру государства.

Да, в мире идет борьба, как и в нашей стране. Кризис экономики напугал всех. Но почему-то никого из власть имущих не пугает кризис культуры.

Союз писателей России, в этой связи, давно уже выработал свои антикризисные меры. Мы – союз многонациональный. Главным является то, что даже в эти сложные и трудные годы СПР и его творческим подразделениям в республиках России удалось сохранить общее творческое культурное пространство.

На местах продолжают выходить многочисленные литературные периодические издания, в том числе и на русском языке, публикуются книги, сборники переводов и т.д. Иногда жизнь, конечно, не кипит, но она и не гаснет, не тлеет. Более того, как первые перелетные птицы после затяжной зимы, в Москве стали выходить отдельные книги наших национальных авторов, среди них, в первую очередь, хотелось бы отметить новые стихотворные произведения Магомеда Ахмедова и Натальи Харлампьевой, прозу Николая Лугинова. Издательский дом «Синергия» выпустил впервые за 20 лет антологию поэзии России «Дети дома одного» – для школ, тиражом 11 тысяч экземпляров (составители Г. Красников и Н. Карпов).

Конечно, всё это до обидного мало, хотя и обрисовывает тенденции, современное состояние литератур народов России.

Во-первых, почти все они, будучи как бы «закрытыми» в своих республиках, продолжали творчески развиваться. На местах активно разрабатывался большой пласт культурного наследия, закрашивались, благодаря изданиям и исследованиям, «белые пятна» в культуре и в именах.

Во-вторых, в той или иной мере существовал интерес и к творчеству своих соседей. Не очень, правда, равномерный.

Отметим как успех постепенное восстановление связей с Союзом писателей Татарстана – некогда ведущей и самой крупной национальной писательской организацией России. Таковой она и сегодня является. Но как мы можем забывать таких великих певцов Татарстана и России, каковыми были Габдулла Тукай, Муса Джалиль, Хасан Туфан, Сибгат Хаким?.. Большую личную помощь в восстановлении отношений играет наследник этих великих певцов, наш татарский брат и поэт Ренат Харрис. Спасибо ему!

Не прерываются связи и с целым кустом финно-угорских литератур. Наши представители бывают в этих республиках, выступают, знакомятся с творчеством наших коллег.

Сложнее дело с младописьменными литературами. Они, в силу малочисленности, переживают сегодня нелегкие имена. Книги еще выходят, в том числе и в Москве, но нет уже прежнего интереса, помощи, поддержки. Тем не менее, мы радуемся, что наши малые народы не забывают литературное слово, стремятся его не потерять, развить. Только что вышла проза коряка Владимира Коятно. В Якутии хорошо работает Андрей Кривошапкин.

Постепенно, как мы видим, еще со скрипом, в Москве стали появляться переводы писателей из республик, в большинстве своем, такую нужную культурническую задачу берут на себя наши литературные издания. По традиции национальных авторов представляют журналы «Наш современник» и «Москва», немало пишут о республиканских делах и печатают творчество иноязычных литераторов «Российский писатель» и «Роман-журнал XXI век». «Литературная газета» совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям выпускает приложение «Многоязыкая лира России».

Словом, подвижки здесь на лицо, хотя книг (кроме сборников поэзии) выпускается по сравнению с советскими временами мизерное количество.

Мы рассчитываем на помощь восстанавливаемой в Москве «Художественной литературы» и нового руководителя этого издательства, нашего коллегу, но одновременно понимаем, что до полного восстановления публикаций авторов из республик дело еще далеко.

Важно и то, что, опять-таки впервые за многие годы, органы федеральной власти стали заниматься общими, казалось бы, проблемами, но до которых у них руки не доходили. В конце марта по инициативе Комитета Государственной Думы по культуре и Комитета ГД по делам национальностей прошел «круглый стол» по вопросам и проблемам, связанным с восстановлением общего культурного пространства. Разрабатывается федеральный закон о культуре, где отведено место творческим союзам, творческим работникам и социальным гарантиям их труда.

Может быть, не совсем вовремя – все-таки на дворе кризис! – наши госвласти озаботились этими делами.

Думается, период «варки в собственном соку», вызванный, как объективными, так и субъективными причинами, в чем-то заканчиваются. Такое умонастроение впервые проявилось на праздновании 110-летия со дня рождения Сергея Есенина в Рязани и в Константиново, куда приехала большая писательская делегация со всей России. Стояла чудесная золотая осень. Резанцы хорошо подготовились к юбилею гения. И не под влиянием ли всех этих обстоятельств – о том, что «поэт поэту есть кунак» особенно убедительно и страстно заговорили Магомед Ахмедов, Валери Тургай, Ренат Харис, Равиль Бикбаев, Наталья Харлампьева? Можно такое единодушие назвать «Рязанским согласием», тем более памятным, что оно осенено было именем Сергея Есенина, горячо любимого всеми языками России.

Процесс восстановления братских культурных отношений в самом начале, он объективен по своей природе, востребован самими народами. Без него Россия, как государство, потеряет лучшие краски своей многонациональной палитры. Помочь и даже в кризисные годы не дать ему затухнуть – обязанность всех писателей России.

окончание>>>

1 2

Вернуться на главную