Андрей ГЕРАСИМОВ, зав. кафедрой мед. информатики и статистики Первого московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, д.ф.-м.н.
Молодежь vs стариков

Тридцатилетние старики и столетние отцы

В природе проблема взаимоотношений молодых и старых особей не встречается. Есть проблема отношений зрелых и юных, решаемая в пользу зрелых до тех пор, пока они не постареют и не уступят свое место возмужавшей молодежи. В природе нет старости, которую следует определить как период, в котором животное живет дольше, чем позволяют его физические возможности, живет в очень благоприятных условиях за счет остаточных резервов организма. Так в нашем зоопарке очень долго жила медведица, бедняга полностью облысела и стеснялась попадаться посетителям на глаза, чувствовала, что что-то с ней не так.

Всю свою первобытную историю люди также не знали старости. Предельный возраст человека был около 40 лет, потому что к этому времени полностью стачивались зубы, так как люди питались грубой растительной пищей: нечем жевать – вот и жить не зачем. (Собственно, все, кто пережил свои 40 лет, живут уже в долг у матери-природы). Большинство же еле доживали до 25 лет, умирая от инфекций, отравлений и ран, а то и просто будучи съедены хищниками. Возможность выживания пожилых появилась с переходом на животную пищу и ее тепловой обработкой. Были, например, найдены скелеты пещерных людей, не имеющие зубов на момент смерти, откуда возникло предположение, что кто-то жевал для него пищу. Зачем первобытных людям были нужны нахлебники? Считается, что старики были необходимы в качестве источника опыта.

В цивилизованную эпоху стариков тоже скорее уважали, хотя их роль в обществе, по-видимому, была разной. В «Одиссее» царем Итаки является Одиссей, хотя его отец жив. Сколько лет могло быть Одиссею и сколько его отцу, если учесть, что Одиссей только что женился и у него совсем маленький сын? Может быть, 20 и 40? Мы помним, что Одиссей пахал землю и был обязан участвовать в войне, следовательно, сорокалетний человек уже для этого не годился (наверное, эти занятия требовали большой физической силы и проворности), поэтому он уступил место сыну. Ведь и Одиссей после возвращения недолго царствовал и отдал Итаку Телемаху, отправившись путешествовать во исполнение обета. А в отсутствии героя с его отцом не очень-то церемонились: старик влачил жалкое существование, что вызвало гнев Улисса. В это время Лаэрту должно быть около 60 лет (9 лет Троянской войны, 10 лет странствий Одиссея).

«Старца Лаэрта в саду одного Одиссей многоумный
Встретил; он там подчищал деревцо; был одет неопрятно;
Платье в заплатах; худыми ремнями из кожи бычачьей,
Наживо сшитыми, были опутаны ноги, чтобы иглы
Их не царапали; руки от острых колючек терновых
Он защищал рукавицами; шлык из потершейся козьей кожи
Покровом служил голове, наклоненной от горя.
Так Одиссею явился отец, сокрушенный и дряхлый»

Сколько веков прошло, а вскипает благородное негодование от этой картины униженного положения старого человека!

В древнем Риме картина была несколько иной. Там глава семьи обладал полной и неотчуждаемой властью над членами своей семьи. Сколько ему лет при этом было – значения не имело. Любой, даже самый преклонный возраст, не лишал человека юридической дееспособности. Уважение к отцу было священной обязанностью римлянина, ведь по одной из легенд о происхождении Рима, Рим построил Эней, спасшийся из гибнувшей Трои. Он бежал оттуда, неся на спине своего отца Приама. А Приам был очень стар, его дряхлость растрогала даже каменное сердце Ахилла, когда он выдал ему тело Гектора. С прагматической точки зрения: зачем бы Энею тащить на себе старика? Сам мог бы попасться. А вот тащил, и это стало одним из главных его подвигов.

И все же старики античности жалки и беспомощны, их жизнь теплится только благодаря порядочности, исполнению своего долга их сыновьями. А боги греков не знали старости, они были вечно молодыми и прекрасными. Вечная молодость и красота – вот идеал античности.

Иная картина в отношении к старости предстает в Библии. Потомки Адама – люди, жившие до потопа, спокойно доживали до 900 лет. Всех дольше жил Мафусал, дед Ноя, его лет было 969. Сам Ной завел детей в 500 лет, а потоп начался, когда ему было 600 лет. После потопа Ной прожил еще 350 лет. И вот, когда Ною было примерно 700 лет, и он, выпив вина, полученного от вновь выращенного виноградника, уснул, не дойдя до дома, его младший 200-летний сын Хам стал над ним смеяться. Интересно, что проснувшийся Ной, узнав об этом, наказал Хама, но весьма своеобразно: он сказал, что сын Хама Хаанан будет рабом у своих двоюродных братьев.

После потопа люди утратили способность жить так долго. Однако патриархи доживали до ста с лишним лет и чувствовали себя вполне бодро. Так все интересное в жизни Авраама началось после 75 лет, когда ему впервые явился Господь. В этом возрасте он еще принимал участие в битве и побеждал. Авраам своего первого ребенка, Измаила (ставшего родоначальником арабов), сына черной служанки Агари, родил в 86 лет, в 99 лет он принял новую религию и сделал обрезание себе и сыну, а в 100 лет у него появился сын Исаак от законной жены Сары, ставший родоначальником евреев. Он еще успел вырастить сына, попытался принести его в жертву, женил его и дождался внуков, а умер он в 175 лет.

Мне всегда нравилось место в Библии, где Сарра узнает, что предназначается в праматери будущего великого народа:

«И сказали ему, где Сара, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
И сказал один из них: Я буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын Сары, жены твоей. А Сара слушала у входа в шатер, сзади его.

Авраам же и Сара были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сары прекратилось.
Сара внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась иметь сие утешение? и господин мой стар.
И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сара, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду я у тебя в следующем году, и будет у Сары сын.
Сара же не призналась, а сказала ему: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но он сказал: нет, ты рассмеялась»

Мне в этом отрывке нравится все: и то, что почти столетняя Сарра смеется, как девчонка, и то, что она не верит Господу, но боится его и смеется внутренне, а потом врет, что не смеялась, и то, что Господь услышал внутренний смех Сары, несколько рассердился, отчитал ее как школьницу. Разве старость патриархов жалка? Она прекрасна!

Современные евреи считают, что жить надо до 120 лет (столько жил Моисей) и возраст рассчитывают, исходя из этой даты (например, мне 70 лет до 120-летия), таким образом, все почти ровесники.

Не смешна и не страшна старость в Китае. Главный долг благородного человека – это долг перед родителями. При жизни родителей надо служить им, следуя ритуалу, а когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом. Нельзя считать почтительностью к родителям одно их содержание, потому что также содержат домашних животных. Нужно постоянно выражать радость от их присутствия. Старость же вовсе не считается временем, когда все кончается, в этом возрасте у человека есть свои задачи. Так до 30 лет надо учиться, в 40 лет освободится от сомнений, в 50 познать волю неба, в 60 научиться отличать правду от неправды, в 70 лет следовать желаниям своего сердца и не нарушать ритуала. Видите, сколько лет нужно, чтобы приблизиться к совершенству. Если ставить перед собой духовные цели, то ни один год не будет прожит зря и все они пойдут для того, чтобы познать истину.

Старость для китайцев – это время, когда человек наконец-то понимает смысл жизни.

Но все о чем я писал – это глубокая древность. Очевидно, что древние считали должным уважать старость и находили в ней смысл. Однако, честно сказать, старые люди были большой редкостью. Постепенно все изменилось.

Отечественные традиции

Если подвести краткий итог предыдущей части, то я бы сказал, что во-первых, старость – это чисто человеческая проблема, что по крайне мере с момента начала культурной истории человечества старость уважали и старики имели свое место и свои задачи в обществе, во-вторых, идеалом европейских народов – наследников античности была вечная молодость, а идеалом восточных народов – достойная старость.

Я не берусь судить, как относились к старикам в средние века, наверное, как и раньше, т.е. в целом уважительно, но с большой разницей в зависимости от того, какой собственностью старик владел, но в период Возрождения (об этом подробнее – отдельно) в мировоззрении европейцев произошел некий перелом. Есть предположение, что возник он из-за того, что больше половины населения умерли от нескольких больших эпидемий чумы в 14 веке. Эти эпидемии были столь опустошительны, потому что численность людей в Европе и их скученность при том уровне хозяйства, который существовал, достиг той степени, за которой регуляцией популяции начинают заниматься болезни. Во всяком случае после этого европейцы стали больше заботится о своем теле, чем о душе, считая, что жизнь дается один раз и надо прожить ее как можно приятнее. Может быть, они перестали верить в то, что Господь справедливо карает за грехи и решили, что нет способа избежать несчастий? Идеалом жизни опять стала молодость и сопутствующие ей удовольствия, что в свою очередь, вызвало боязнь старости и смерти, отождествление старости и несчастья. Собственно, с тех пор в этом отношении ничего кардинально не изменилось, хотя имелись существенные колебания в ту или другую сторону. Так в 18 веке люди из высшего света старость отменили за ненадобностью. Вообще, интересно, что либо люди до старости не доживали (большинство), либо жили очень долго, сохраняя здоровье и энергичность.

Это, вероятно, объясняется тем, что при отсутствии медицины долго жили самые здоровые, генетически к этому приспособленные, что и позволяло им хорошо сохраняться. Старики танцевали на балах рядом с молодыми; парики, толстый слой румян и белил, формирующая фигуру объемная одежда, тусклый свет свечей позволяли всем выглядеть почти одинаково. Помните туалет графини из «Пиковой дамы», который невольно подглядел Германн? «Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета: наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна» Пушкин хорошо знал этих людей, это были его родители, их друзья, бабушки. Но во времена Пушкина в моде была скорее естественность, чем искусственность, и такие старики стали анахронизмом.

Как относился к старости русский народ, можно понять из пословиц и сказок.

Старость – не радость.
Старый, что малый.
Старую собаку новым фокусам не выучишь.
Смолоду прореха – к старости дыра.
Седина в бороду – бес в ребро.
Не спрашивают отца – спрашивают молодца.
Молодо – зелено, старо - да гнило.
На что отец, когда сам молодец.
Дитя падает – Бог соломку подстилает, старик падает - черт борону подставляет.
Старые дураки глупее молодых.


Эти пословицы явно к старикам не комплиментарны. Однако есть и другие.

Стар, да умен – два угодья в нем.
Старый конь борозды не испортит.
Молодость не грех, да и старость не смех.
И стар – да петух, и молод, а протух.
Старого воробья на мякине не проведешь.


В общем, плюрализм, хотя в основном – справедливо: жизнь многообразна. В сказках старики либо страшные персонажи, олицетворяющие смерть (Бабы Яга, Кощей Бессмертный), либо фигуры несколько жалкие, беспомощные, комические. Занимаются какой-то дурью: то репку тащат, то над разбитым яйцом плачут, то старик – это глупый царь, так мечтающий помолодеть и жениться на красавице, что его удается уговорить свариться в кипящем молоке к всеобщей радости. (Есть также старики, мечтающие о детях. Иногда их ребенок – это Снегурочка, а иногда всеми презираемый старухин сын становится царем. Это очень древние мотивы, сравните с Библией. Но это – совсем другая тема). Приходится констатировать, что не было в русском народе особо почтения к старости, разве что за исключением почитания святых старцев. Кстати, чтобы считаться старцем, необязательно было иметь большие года, иногда было достаточно быть проявлять большую религиозность, подвижничество. Недавно я, например, прочел, что В.И. Ульянов в молодости имел кличку «Старик» не потому, что выглядел много старше своих лет, а по аналогии с этими старцами.

А в заключение не могу еще раз не процитировать феерический кусок из предисловия к книге академика А.Рыбакова "Язычество древних славян" о том, что всякие истории и сказки про стариков, которые замерзают в лесу и пр. современные люди просто неправильно интерпретируют – это было не убийство стариков молодежью, а акт добровольного самопожертвования, когда в голодное время старики добровольно приносили себя в жертву, в том числе отдавая себя на съедение, и что «эта благородная традиция стала той питательной почвой, на которой взросла славянская духовность».

 

"Не расстанусь с комсомолом - буду вечно молодым" или "шла бы ты, бабуля"

Ходят, ходят парами
Комсомольцы старые.
Ходят в поле и в лесу -
Я ответственность несу

М. Светлов

Сказки, пословицы, преданья старины глубокой – это хорошо, но по-настоящему массовым явлением старость стала только в 20 веке. Например, проблема климакса, вроде, такая естественная вещь, а никогда ею не заморачивались, потому что просто не доживали так массово до климакса. Связано это с успехами санитарии, медицины и экономики. Результатом стало появление массового слоя людей, которые нуждались в пище и жилье, но не могли уже на них заработать. Выходом из сложившегося положения стала пенсионная система, ставшая частью государственной системы. Несмотря на разные схемы суть этих систем одна – работающее поколение отдает часть своих доходов на содержание стариков, чтобы затем самим выйти на пенсию и получать деньги от молодых. Это называется распределительная система пенсий. Имеются и нюансы, например, накопительная система: человек может сам накапливать деньги в пенсионном фонде, но на поверку выходит то же самое, потому что на выплату его пенсии тратят деньги тех, кто копит их сегодня. Это своего рода пирамида. Если бы в США, где преимущественно такая система, все работающие перестали бы класть деньги на свои пенсионные счета, старики остались бы без копейки, потому что собственно их деньги давно уже потрачены, да и очень уменьшились от инфляции. Мало того, сохранность пенсионных фондов обеспечивается государством, поэтому если некий гражданин, держащий такой фонд, его растратил или умыкнул, пенсионеры своих денег не потеряют, а будут получать положенные выплаты. Именно из-за этого США имеют огромный внутренний долг, который может привести к коллапсу их экономики. Одно время горячо рекламировались смешанные системы, но они оказались мало эффективны.

Улучшила ли отношение к старикам необходимость отдавать на их нужды часть своих денег? Сами понимаете, что вряд ли. Кроме того, старость обернулась своей самой отвратительной стороной: люди стали настолько переживать свой век, что почти у каждого второго, дожившего до 80 лет, обнаружились симптомы деменции, вызванные атеросклерозом и болезнью Альцгеймера. Примером может служить поколение моей матери: у всех ее подруг матери жили чуть дольше 80 лет, и все они хлебнули горя с их безумием. Начинается обычно лет в 77: то забудут закрыть кран, то газ, потом ищут и не могут найти вещи и подозревают близких и знакомых в воровстве (наверное, им очень тяжелы эти переживания, сначала они носят это в себе, потом взрываются, а родные и не знают о буре, кипящей у тех в душе: «Мама, почему ты на меня так смотришь?» - а в ответ так агрессивно: «Сами знаете!»), в один далеко не прекрасный день кто-нибудь приводит старушку домой: она стояла у поворота и не знала, куда идти, а дом был за спиной. Ну, дальше все знают, что бывает, не будем о грустном. А вот сами эти бабушки со своими мамами такого не проходили, потому что те умерли лет в 50, оставив по себе хорошие воспоминания и сожаления, что мало пожили. Те же из поколения прабабушек, кто дожил до 80, были, несомненно, крепкие от природы и обошлись хотя бы без этих страданий. Наблюдение за этими беспомощными существами тоже не улучшило имидж старости в глазах молодого поколения.

Каков был ментальный ответ на этот новый вызов? А очень интересный: люди решили не стареть, игнорировать старость. «Старость – это то, что происходит с другими. А я никогда не постарею. Ученые что-нибудь придумают. Потом, если не пить, не курить, мало есть, не нервничать, больше отдыхать, делать профилактические обследования, следить за фигурой, сделать подтяжку, то можно протянуть долго. А там, точно, врачи что-нибудь придумают, за что им деньги платят?» - думают одни. «Я все равно не доживу, при моей-то жизни. Умру молодым» - думают другие. Будут ли они хорошо относиться к старым, которые то ли мало себя берегли, вот и преступно постарели, то ли много себя берегли, в ущерб младшим, вот и зажились на свете. В советское время официальная пропаганда не дала развиться таким настроениям. Старикам платили неплохие пенсии, призывали уступать место в транспорте и клеймили позором тех, кто этого не делал, приглашали делиться опытом, давали медали, пускали без очереди, подкидывали, в зависимости от ранга, кое-какой дефицит и прочее. В общем, советский старик не чувствовал себя униженной фигурой.

Зато потом настали другие времена. Золотые для геронтофобов. Реформаторская власть начала с того, что решила избавиться то непрофильных активов, т.е. от сельского хозяйства, науки, промышленности, стариков, инвалидов и всех, кто попадется под руку. Пенсии урезали до смешного минимума, даже сейчас, в пору золотого нефтяного дождя, они в 4 раза меньше советских. Все общество молчаливо согласилось строить свое благополучие на ограблении стариков. Оправдание было одно: я своего старика (старушку) прокормлю, а почему я должна (должен) кормить чужих родственников. Ах, у них нет детей (внуков)? Никогда не было, уже умерли, не могут помогать, не хотят помогать? Сами виноваты: не родили, не уследили, не воспитали. Ах, не получилось? А я при чем? Поговорите с людьми, очень многие так думают. Стала популярна мысль, что старость – это не заслуга, что надо еще посмотреть, как человек жил (может, воровал, убивал, предавал, не в то верил, не тем служил, вообще, какой-то противный: седой, морщинистый), а уже потом решать: уважать его или нет. Выросло поколение оценщиков: они размышляют, кого им уважать, кого нет. Стали массовыми упреки: « Вы людей убивали?» - «Я?!» - «А аборты?!», вы друг на друга стучали, дерьмо выпускали (в смысле промышленных товаров), страну развалили. Особенно любят писать про это некоторые журналисты. Например, Д. Губин лет 10 назад написал статью в «Огоньке» под названием «Какими Вы (мы) не будете», о которой я уже как-то упоминал, как о манифесте ненависти к старшему поколению. Основной пафос журналиста заключался в том, что он не намерен платить налоги для содержания всяких жалких личностей. Когда я читаю некоторые статьи, у меня складывается впечатление, что все социальную сферу содержат именно эти бравые писаки, и я с трудом могу совместить эту растущую по мере чтения их опусов уверенность со знанием того факта, что они получают почти исключительно «черные» зарплаты и все совместно обогатили стариков на хрен рублей ноль копеек. Но как пишут: «Мои налоги!» «Я налогоплательщик!» Прямо слеза прошибает. В последней «Русской жизни» Д .Губин опять затронул эту тему. Статья называется «Я приду плюнуть на ваши могилы». Что ж, есть анекдот, как молодой человек женился на старушке ради ее денег, а через несколько лет она унаследовала состояние умершего супруга. Кто на чьи могилы будет иметь возможность плевать – еще надо посмотреть, хотя старики такой дурью, точно, заниматься не будут. Из статьи следует, что Губин установил, что его бабушка была, в сущности, никчемным человеком, а его родители – неудачники. Ему, конечно, виднее. А ненавидит он стариков за то, что они плохо одеваются: в старое, черное и дешевое. Вот если бы они носили «кислотные» штаны и отрывались по клубам – они были бы приемлемыми.

Представил себе поток старух с пирсингом и голым животом – стало как-то не по себе. О своих налогах он уже помалкивает, видно, боится накликать инспектора. На самом деле, он не любит не старых, а бедных.

Старый и бедный стали почти синонимами. Для стариков нет дешевых кафе, им нечего делать почти во всех магазинах и во многих других местах. Впрочем, голыми руками это поколение не возьмешь. Да, они не ходят по клубам, но зато есть танцплощадка в Сокольниках и «Пятачок» в Измайлове, посмотрите, как они там пляшут и поют!

И в церковь пока еще пускают не по одежке, и поликлиника и больница еще бесплатно,и в кино есть дешевые билеты на утренний сеанс, и в музеи есть скидки и бесплатный день в среду, и ветеранские организации иногда дают билеты на концерты и в театр, и существуют друзья, и помогают друг другу морально, а могут и взаймы дать и пол помыть, и родные у большинства все же есть, слава Богу, и соседи попадаются добрые. Так что черт с ними, с журналистами, хотя кто-то их читает, кто-то запоминает, и боюсь, следующему поколению стариков придется еще труднее, чем сегодняшнему.

Неокончательные итоги

Подводя итог, хочется резюмировать следующее:

1. Отношение к старости – продукт человеческой истории и цивилизации. Природа не знает подобных прецедентов. Особь, которая не может себя прокормить и проигрывающая в конкурентной борьбе, погибает. Можно считать действия первобытных людей, направленных на сохранение стариков, чисто прагматическим актом, предпринятым в целях сохранения с их помощи информации в условиях отсутствия письменных источников. Что-то вроде говорящей флешки. Однако стариков сохраняли и после изобретения письменности. Может быть, за заботой о стариках стояло понимание каждого члена общества, что он тоже когда-нибудь состарится (если повезет) и будет нуждаться в заботе? Уважение к жизни, своей и чужой. Правда, по-видимому, были отступления из этого правила. Русские сказки и пословицы позволяют предположить, что и у славян был когда-то обычай оставлять стариков в беспомощном состоянии, спуская их на саночках в овраги или в лесу. Так же поступали и с лишними детьми, намеки на это есть в европейских сказках про детей, отправленным злой мачехой в лес, или в русских сказках, про Морозко, например. В исторически обозримый период такой практики у славян и европейцев не наблюдалось. Но такие племена находили еще в начале 20 века в Индии. Более того, были племена, где было принято съедать людей, когда они были тяжело ранены или тогда, когда они еще не стары, но уже не так хорошо охотятся, как прежде; там считалось позором умереть от старости и болезней, что исключало возможность стать пищей для соплеменников. Впрочем, на мой взгляд, этнографы любят приврать, а дикари пошутить, да и переводчики тоже обладают своеобразным чувством юмора, откуда и происходят многие из удивительных рассказов. Можно вспомнить хоть Геродота, который был историком, географом и этнографом в одном лице, но не был слишком пристрастен к своим источникам, из-за чего сколько веков искали песьеголовых людей и прочие интересные вещи, а некоторые до сих пор ищут Атлантиду. В любом случае, если эти племена выбрали правильную политику по отношению к старикам, то почему они сидели в джунглях?

2. Отношение к старости на Западе и Востоке было разным. Восток считал старость достижением, Запад – неизбежным несчастьем. Позиция Востока кажется мне более разумной: если чего-то нельзя избежать, то надо принять это достойно и найти в нем какой-то смысл. Восток живет в соответствии с законами природы. Запад всю свою истории стремится преодолеть природные свойства человека. Западный человек не хочет умирать, стареть и болеть. Христианство предлагает воскресение и вечную жизнь в новом теле после Второго пришествия Христа. Восток либо ничего не говорит о жизни после смерти (иудаизм), либо предполагает переселение души, либо души мертвых зависят от живых, которые их кормят и о них заботятся, как это принято у китайцев. На первый взгляд позиция Запада кажется вполне безумной. Но именно Запад создал современную цивилизацию, преодолев уже много природных устоев. Сейчас активно идут работы по выяснению законов старения и попыток его преодоления. Может быть, когда–нибудь они увенчаются успехом? Представили себе, что будет, когда изобретут вакцину от старости? К сожалению, амбиции Запада наталкиваются на ограниченность и исчерпаемость земных ресурсов. Да, мечтают о расселении на другие планеты, но пока неясно, есть ли где-то что-то подходящее для жизни людей. Здесь мы переходим к другой особенности Запада: помимо стремления преодолеть природу, ему еще свойственно проводить постоянную селекцию среди членов человеческого сообщества. Восток придумывает социальные системы, позволяющие как-то выжить всем, Запад стоит за то, чтобы лучшие (сильные) жили хорошо за счет худших (слабых). При этом в «хорошо» и «плохо» могут вкладываться любые критерии, например, недостойным может быть признан и недостаточно жадный, а физически сильный может быть предпочтен хилому, но умному, а может, и наоборот, все зависит от конкретных обстоятельств. Так, любимая историческая схема марксизма, включающая переход от одной социально-политической формации к другой: от рабовладения к феодализму, потом к капитализму, предусматривает только западный исторический опыт. Для Востока это не применимо, для него Маркс придумал некий «азиатский способ производства», считая его досадным исключением из своей схемы, но почему-то не учитывая, что на Востоке всегда жило больше людей, чем на Западе. Превращение людей в говорящие орудия – это изобретение Запада. На Востоке рабство встречалось как семейная традиция (рабство младших членов семьи по отношению к старшим, именно поэтому однокоренные в русском языке, который на самом деле очень древен, слова «раб». «работа» и «ребенок»), наличие привозных рабов, как атрибут роскоши, но свою землю они обрабатывали сами. Что сделали лучшие представители европейцев, переселившись в Америку? Возродили рабство в промышленных масштабах. Сегодняшнее противостояние Востока и Запада – ничто иное, как нежелание Запада делиться с остальным человечеством ресурсами, большая часть из которых оказалась в его руках. Существует концепция «золотого миллиарда», как привилегированной части человечества, но и внутри него все время идет сепарация: работает правило двух третей, по которому две трети должны быть благополучны, а треть пребывать в ничтожестве, чтобы боязнь скатиться вниз стимулировала верхних. Очень хорошим подспорьем является наркомания: с наркотиками вроде и борются, а вроде и достать их не проблема. Общество имеет молчаливое согласие по вопросу о том, что если кто легко подсаживается на иглу, то чем скорее он оставит этот мир, тем лучше. Похоже, они выводят людей устойчивых к этой заразе, у которых либо не будет тяги к наркотикам, либо они не деградируют при их приеме, ведь когда-то так был выведен тип южного европейца, способного пить вино в больших количествах и не спиваться (все, кто спивались, не оставили здорового потомства). Заданный высокий стандарт потребления не дает самым бедным стимула к рождению нескольких детей (хотя и благополучные тоже уклоняются). Но ведь этот процесс никем не рассчитывается, он происходит сам, идет методом проб и ошибок, потому что он – сущность Запада. День, когда западные люди всерьез, а не на словах, решат, что все люди равны, будет его концом. Стариков пока не трогают, но, боюсь, их час скоро настанет. Ну, а идеалом Запада является Горец: «Остаться должен один».

3. Россия всегда болталась (извините) между Востоком и Западом. История эта старая. Почему они нас не признают своим? Почему в скандинавских языках слово «славянин» означает раб? Есть мнение, что все индоевропейцы вышли откуда-то из Заполярья, известно, что у них было три четких касты: жрецов, воинов и землепашцев, чему соответствуют все сказки о трех сыновьях. Может, славяне были младшими, а может быть, все-таки чужими? В наших языках много общих корней и похоже, что русский язык ближе к общему праязыку, чем принято думать, но все же, почему они нам отказывают в родстве? Какой-то очень древний конфликт стоит за всем этим, что-то уже входящее в плоть культур и, прав был Киплинг, никогда нам не сойтись. Обидно всем, но в разной степени. В результате наша элита всегда стремилась на Запад, а народ пребывал в своем серединном состоянии, вполне этим удовлетворяясь. Элита подхватывала у Запада все в самом гипертрофированном виде, доводя до абсурда. И сегодня элита готова на все, лишь бы ее приняли в «золотой миллиард». А народ там не нужен. Собственно, Западу на эту тему и говорить не надо – наши уже давно нас со счетов списали. И первых стариков и инвалидов, а вторых – сельских жителей, а третьих – мальчишек из бедных семей. Зато ликует средний класс. Они просто не хотят видеть, что они – следующие. Вот собственно и все: будучи очень похожи на Запад по менталитету, русские никогда особенно не жаловали стариков, а теперь в надежде приобщиться к Европе и вовсе их со свету сжить хотят. Это есть часть войны, объявленной нами друг другу в надежде стать сверхлюдьми, преодолеющими старость и смерть. Мечта очень заманчивая, но исполнение больно мерзкое, и хлопоты, скорее всего, напрасные.


Комментариев:

Вернуться на главную