Алексей ГЛАЗУНОВ (г. Сальск, Ростовской области)

С открытым забралом

К 75-летию Алексея Берегового

Каждый месяц зимой и летом, осенью и весной, в яркий солнечный день или в непогоду,я еду издалёкихнеоглядных Сальских степей, преодолевая путь в двести километров, в Донскую столицу, в писательскую организацию, чтобы встретиться с интересными людьми, пообщаться, оттаять душой, набраться позитива для творчества.

Ростовская писательская организация с её известными и талантливыми авторами продолжает жить, творить, созидать.

Конечно же, в возрождении и укреплении нашей писательской организации огромная заслуга председателя правления Ростовского регионального отделения Союза писателей России, талантливого писателя Алексея Берегового.

В юные годы Алексей пробует себя в творчестве: пишет стихи и рассказы. В 25 лет он твёрдо осознаёт, что литература становится главным занятием его жизни. Писательский родник забил в душе молодого автора обильно и плодотворно.

В начале 1990 года увидела свет его первая книга «Свои и чужие», где автор с искренней сердечностью пишет о сельских жителях, о влекущей природе нижнего Дона и Приазовья. Пишет и с любовью, и грустью, и юмором. В рассказе «Красавчик» невозможно не влюбиться в чудака Михайла Чепурного, простого работящего селянина, который рассказывает попутчику о своей  жене и, якобы, не доволен ею за то, что она называет его «мой красавчик». «Ну, какой я красавчик? - говорит он, - лицо обветренное, загорелое, на ладонях мозоли...» И всё же, втайне, он доволен женою. А в рассказе «Эх, Фаина...» мы, читатели, замерзаем в дороге вместе с водителями-дальнобойщиками и негодуем от равнодушия, а вернее, от бездушия автозаправщицы  Фаины: ей всё равно, даже если погибнут люди.

Через год выходит следующая книга, роман «Красные огни», в котором говорится о первой юношеской любви, с её страданиями, сомнениями, надеждами, робостью и стремлением к взаимности. Читатель переживает вместе с героями, ностальгируя по своей прекрасной юной поре, пытается мысленно, как бы, подсказать, посоветовать, помочь молодым людям в их нескладных, невинных и наивных отношениях. Обидно, что всё заканчивается размолвкой. И хочется успокоить себя словами дворовой песни: «На то она и первая любовь, чтоб быть ей не особенно удачной...»

В 2001 году читатели знакомятся с очередной книгой «Переправа». Интересны рассказы «Птицы и люди», «Переправа», «Сарафан». Читая трогательный рассказ «Игрушка», в котором пишется о брошенной собаке, мне показалось, что я его где-то встречал? И вспомнил, — так он крепко запал мне в душу, — 30 лет назад мы с А. Береговым были уже рядом, хотя и на странице газеты. Его рассказ «Игрушка» и мои стихи «Монтёры», «Без тебя» напечатали в Литературно-художественном приложении №1 «Донское слово» к газете «Молот», от 30 сентября 1989 года. Так мы «подружились», не зная, лично, друг друга.

В первых книгах Алексея Берегового есть всё, что нужно читателю для души, для «ума и сердца».

И вдруг, неожиданно (для меня), Алексей Береговой обрушивает на читателей детективные романы, а точнее, я бы сказал, боевики с разгулом жестокости и насилия: «Подстава», «Капкан», «След рубина». По ним бы снимать современные кино-триллеры... Персонажи — отпетые «головорезы». Грубость сквозит и в их речах, и действиях. И здесь уже не до лирики, не до сердечных воздыханий. Но это не вина автора: он описывает жестокое время 90-х годов. И всё же находится положительный герой, молодой детектив, который борется с «нечистью» и мечтает о любви. И автор, как человек неравнодушный, наверняка, не мог об этом не написать. Я уверен, что и отрицательные коллизии в произведении учат положительному восприятию жизни. А для читателей главное в детективных романах А. Берегового — уследить за стремительными, захватывающими зигзагами сюжетов.

Наступило уравновешенное время. Казалось бы, успокойся и ты, автор. Ан, нет. Не таков Береговой. Очередная книга миниатюр «Офигеть» — поразительный калейдоскоп событий. Перед моим взором лихо промчались сюжеты его рассказов, небольших, но ёмких по содержанию, расцвеченных юмором, сатирой, сарказмом.

В своих мини-произведениях автор улыбается, смеётся, возмущается, обличает людские пороки. Не каждый способен рассмотреть, расслышать быстро мчащиеся мгновения нашей парадоксальной жизни. В миниатюрах он раскрывает и преподносит нам ошеломляющие мысли, от которых мы восторгаемся или негодуем.

Он болеет душою за нашу многострадальную Родину — это мы чувствуем в повествованиях «Забыть Карамзина?», «... понятия совесть и банкир соединить практически невозможно...», «телевидение — этакая моральная «атомная бомба», направленная на общество».

Нельзя без смеха читать: «С наступившим ХХI веком!», где Б. Ельцину объясняют на примере водочных бутылок, в каком году начнётся ХХI век. Как тонко и с юмором А.Б. говорит о псевдоискусстве: «Чёрный квадрат» Малевича — это живопись? Подведите ребёнка к этому «квадрату» и спросите, что он видит? Малыш вам скажет точно: «Чёрный квадрат». И больше ничего».

Забавно и с иронией автор повествует о словесной чехарде: «Интересно, когда негра называют афроамериканцем, у него кожа светлеет или нет?» Телезагадка: «Новые модели женских пальто, по старым ценам». «Дмитрий Медведев сказал: « У нас сейчас везде подъём». Остаётся только добавить: «Особенно в ценах...».

Не прошла незамеченной изустная безалаберность тележурналистов: «музыка Вагнера и Страуса», «Весь самолёт совершил вынужденную посадку», «поправляет своё закалённое здоровье», «сто юных казачат», «сорвут аплодисменты с ростовчан», «она классически визжит».

С теплотой говорит Алексей Береговой в миниатюрах о простых людях, о друзьях, о земляках: «Буксирнул самолёт», «Покатали», «Запах рыбы», «Толстолобик», «Великое чувство справедливости», «Подарок Дона-батюшки». И рассказывает с любовью о детях: «Кто море насолил», «Дядька Хока», «Офигеть!», «Философские расклады».

Читая эту книгу жизненной круговерти, становишься чище душою.

Алексей Береговой — большой писатель и в литературном смысле, и визуальном. Внешне кажется задумчивым, хмурым и даже суровым... На самом же деле он открыт, раним и справедлив. Даже «поверженных в баталиях» он прощает. И даёт им возможность возродиться и вступить в строй нашего творческого  коллектива.     

Недавно прочитал его эссе, где он пишет о себе. Откровенно, без позы и похвальбы, — как на исповеди.  Честно говоря, я не ожидал такой открытости. И ещё больше стал ему доверять.

«Творчество каждого писателя соответствует характеру. Какой у меня характер?» - спрашивает у себя Алексей Григорьевич. И отвечает: «Я человек прямой и порой резкий, за что, думаю, возможно, некоторые у нас в отделении меня недолюбливают. Иногда во мне проявляется склонность к авантюрам, — наверное, потому порой и делаю глупости, например: замена своей творческой деятельности на административную, да ещё бесплатную. Задаю себе вопрос: «Нужно это тебе?» Но продолжаю делать».

А вот мудрое высказывание А. Берегового, не в бровь, а в глаз: «Никогда никому не завидовал. И всегда говорю завистникам: «Шолохов написал «Тихий Дон», чему ты завидуешь? Просто возьми и напиши лучше, кто тебе не даёт?» И дальше: «Больше всего не терплю в людях лицемерие, ханжество, непомерные амбиции, и особенно зависть и предательство. С детства воспитан на преданности дружбе и верности данному слову».

Понимаю: у каждого из нас свои душевные заморочки, слабости. И только оставшись наедине с собой, становишься самим собой. Уходит напускная артистичность, исчезает стремление казаться перед людьми таким, за кого ты себя пытаешься выдавать. А сбросив на время нелёгкую эту ношу, сам себе не соврёшь и себя не обманешь. Так что, не надо понапрасну пыжиться и раздувать щёки. Тебя обязательно оценят.

Мы, писатели ростовского отделения СПР, стараемся поддерживать инициативы председателя А.Г. Берегового и с интересом,  вдохновенно проводим творческие встречи, конкурсы, семинары, поездки, связанные с культурными мероприятиями. И рады представленной нам возможности: печататься в наших Донских изданиях – газете «Донской писатель» и журнале «Дон_новый».

Алексей Береговой — Боец и Локомотив на нашем литературном поприще. И я стараюсь его понять и по возможности поддержать в делах и «битвах». Есть у него замечательная фраза: «Отдыхать нужно не там, где тебе устроен повышенный комфорт, а там, где у тебя есть друзья». Он не раз был в гостях у нас, в Сальских степях, встречался с читателями в библиотеке и отдыхал на Маныче с друзьями. Здесь, у реки, ему пишется легко.         

Накрепко запала мне в душу поездка с Береговым в Москву, в Союз писателей России, где мы встретились с известными авторами, в том числе и с классиком русской литературы Станиславом Куняевым, главным редактором журнала «Наш современник», истинным патриотом России, пропагандирующим русскую культуру.  Это его фраза: «Добро должно быть с кулаками». Побывали в легендарном писательском посёлке Переделкино: на дачах Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко.

И вот вновь роман Алексея Берегового — «Дорога на Селендер». Но это не боевик, это совершенно другой роман. Потому  как — другое время. Автор пишет об увлекательном приключении героя, вынужденного путешествовать по всему миру. Раскрывает характеры персонажей, высказывает своё мнение через действующих лиц о политической и нравственной жизни России и Европы. И параллельно, с сегодняшней явью, как будто ничем не связанный с ней, предстаёт перед читателями другой, фантастический мир. Но фантастика здесь не та, от которой хочется бежать, спасая голову, и о которой я говорю: «Если писателю не о чем сказать людям, он берётся за фантастику». В данном случае герой попадает в прошлые века, где преодолевает путь с русским войском. Это наша история, и мы должны её знать.

Алексей Григорьевич Береговой, член Союза писателей России с 1991 года, с октября 2009 года — председатель правления Ростовского отделения СПР. Автор 18 книг прозы: романы, повести, рассказы, публицистика. Творчество его оценено по достоинству: в 2012 году он награждён Почётной грамотой Союза писателей России «За большой вклад в современную русскую литературу». В 2017 году награждён золотой медалью им. В. М. Шукшина за большие достижения в русской литературе, в 2018году – литературным орденом  им. М.Ю. Лермонтова.

Смысл своей жизни Алексей Береговой видит в литературном творчестве и в нём он — талантливый мастер художественных интриг и загадок, умеющий неотрывно держать читателя в напряжении до последних строк произведения.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную