Алексей ГЛАЗУНОВ (Ростовская обл.)
Я ехал в гости к писателю Василию Афанасьевичу Воронову. А чтобы попасть в станицу Старочеркасскую со стороны Сальска, надо перебираться через Дон. По великой реке проходили труженицы баржи и праздные теплоходы. А между двух берегов тарахтел, поскрипывая тросом, старый дизельный паром. Он, как старый дед, ныл, скрипел, кряхтел, будто жаловался на здоровье: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Перебираться на пароме было любопытно и страшновато. Как и всё впервые. Заехал на переправу. И весь путь побаивался, как бы автомобиль не стал подводной лодкой. А Дон ласкал разнотравную степь, шептался с камышами, покачивал, точно люльки, рыбацкие лодки. И каждый раз, когда я переправляюсь на правый берег Дона, меня охватывает трепет и волнение от предстоящей встречи со стариной станицей и с известным писателем. Мы дружны с ним более восемнадцати лет. Он интеллигентный, деликатный, светлый человек. И я с уверенностью говорю, что не может он сделать другому человеку плохо, тем более сознательно, чего бы не касалось, — это у него в генах. И в то же время, если затрагивается дело о справедливости, он —непримирим. Я был свидетелем, как Афанасьевич отчитывал зарвавшегося писателя, а тот, будто школьник, отмалчивался. Я уважаю и ценю его такого всего. И потому не могу не говорить и не писать о нём, достойном друге, талантливом писателе, добрейшем, мудром человеком. Родился Василий Воронов на хуторе в Воронежской области. Вырос на Верхнем Дону, в селе Кашары. После школы закончил Литературный институт им. М. Горького. Работал корреспондентом районных, областных и центральных газет. Его произведения печатались в журналах «Молодая гвардия», «Современник», «Огонёк», «Роман-газета», «Дон», «Дон_новый», в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Правда», «Известия». Он автор 15 книг прозы и публицистики. О его творчестве положительно отзывались М.А. Шолохов и А.В. Калинин. В сорок лет Василий Воронов был назначен главным редактором Всесоюзного журнала «Дон». С 1984 года он — член Союза писателей СССР. С 2006г. по 2011г. - председатель правления РРО СПР. С октября 2011года — Почётный председатель. Живёт Василий Афанасьевич в станице Старочеркасской (бывшей столице Донского казачества). Рядом с его домом — собор, майдан, монастырь. Со двора виден Дон. Что ещё надо для вдохновения и творчества! Василий Афанасьевич встречался не единожды с М.А. Шолоховым и написал о нём «Зимний вечер в Вёшенской», «Гений». А книга «Юность Шолохова» выдержала шесть изданий общим тиражом более одного миллиона экземпляров. Переведена на польский, болгарский и китайский языки. Пишет В. Воронов и о своих друзьях-писателях, хорошо зная их и в творчестве, и в жизни. И пишет о них не общими фразами, а детально и скрупулёзно. И каждый штрих значим. Он показывает каков писатель в работе, даёт оценку мастерству. Может иронизировать, может выдать яркий эпизод из жизни, характеризующий писателя. И обо всём этом он пишет с любовью. Вот выдержки: «На его домотканом холсте вопли радости и удивления, немота и самоистязание, завороженность и очумелость. Поэт ловил мгновения и не упустил ни одного движения души» ( о Д. Долинском), «Два норова, два антипода, ярко выраженные, и очень похожие в озорстве, обидчивости, жажде первенства. Они жили весело, ненасытно, шумно на виду, горько в одиночестве. С метафорой-молнией, с крепким глаголом» (о А. Гриценко и А. Коркищенко), «Его буйные очи, вольный чуб и шёлковые чёрные усы впитали в себя и половецкую степь, и нравы донских атаманов» и далее с улыбкой: «Он очень хотел получить орден за литературные заслуги, укорял власти: «...лишь поэт без ордена...» ( о Б. Куликове). И ещё о многих писателях — с теплотою и нежностью. Настольной книгой для меня является сборник миниатюр Василия Воронова «Солнце играет». Краткие новеллы притягивают и трогают душу, словно капельки утренней росы на степном разнотравье. Читая эти миниатюры, я и смеялся, и сдерживал слёзы, и умилялся, и переживал. Почувствуйте: «Среди зелёной свежести и терпких ароматов нежной клейкой листвы, в тёплом парном воздухе, как только сядет солнце, чисто и высоко пробует голос соловей. «Пуль-пуль-пуль-пуль...» - серебряным колокольцем резко и сильно разносится окрест мягкий чарующий свист». И если некоторые писатели в короткой форме показывают случай из жизни, казусную ситуацию, зарисовку, то Василий Воронов в своих миниатюрах умело и художественно вырисовывает характеры и судьбы людей. Ему, как бы, и не надо большого полотна. «Соловьи, соловьи...», «Ландыши», «Дед и белуга», «Локомотив», «Командир», «На игле», «Молитва» — это маленькие шедевры. К своим жанровым предпочтениям Василий Воронов относит повесть, рассказ, эссе, новеллу. И как сам признаётся, он долго искал себя в литературе и всё же нашёл: его истинный талант раскрылся в романе-трилогии —«Загряжский субъект», «Пантеон», «Муниципальные люди». В романе автор показывает жизнь современного российского общества с его неравенством, бедностью народа, вседозволенностью сильных мира сего, их коррупцией, падением нравов, и противопоставляет им простых тружеников. Нам представляются десятки ярчайших персонажей: от монахов, чиновников, бизнесменов, казаков, цыган до градоначальников и Президента. И мы их знаем наяву и в лицо. Наверняка, и они себя узнают. Я спросил Василия Афанасьевича: - Вы так смело обличаете власть, не боитесь на кликать на себя гонения с её стороны? - Ради правды — нет, - ответил он, - а попытки были... По стилю роман Василия Воронова близок к Гоголю, Лескову, где присутствуют ирония и гротеск, трогательная любовь и юмор. Роман захватывает с первых строк. Читайте: «Город Загряжск дал России известных людей: одного космонавта, двух народных артистов, трёх писателей, одного правозащитника и 20 казачьих генералов». А вот ещё: «Идёшь по улице Почтовой, как по родной хате, — щекочут в носу запахи старины и детства, из труб дымок дровяной, ладанный. Столетние дома, как после драки, глядят друг на друга некрашеной шелевкой, обрушенными балясами, трубами набекрень и разорванными узорами наличников». Если критики о Чехове говорили, что в его произведениях нет положительного героя, то у Воронова, я скажу, нет ярко выраженного отрицательного персонажа, хотя у всякого есть свои недостатки. У каждого героя своя разговорная речь, свой характер, своя манера поведения. Литературный язык — отточенный, чистый, образный, свободный. И сюжеты без «кандалов» — вольные, как весенние дни, дышащие грозовым озоном и зеленью — жить хочется! Вот: «Кто не любил, не испытывал сердечных мук и томление влюблённого сердца в юности? Нет, в отрочестве! Ещё незрелые, преувеличенно роковые и гибельные для возраста страсти заслоняют весь белый свет, застят солнце, отвергают правильное и разумное. Совсем не шуточное это дело — любовь в отрочестве. Слава Богу, жизнь и безжалостное время остужают страсти. Сердечные раны исцеляются, и человек мудреет». А вот прямая речь разных героев: «Я про вас и так всё знаю... тошнит даже», «Воздух родины, он щекочет до слёз», «Я люблю мою женщину и на костре не отрекусь от неё». Мы окунаемся в жизнь действующих героев полных добра, любви и жизненных передряг. И по прочтению романа понимаем, что главный герой — это народ. А сюжетная тропка — жизнь народа. Можно до бесконечности цитировать автора... а всё же лучше прочесть его творение. Прочтите и почувствуйте выразительное, точное, яркое повествование, которое волнует, вдохновляет. Это Литература! А настоящая Литература — лекарство для духовного здоровья, и оно обязательно положительно скажется на здоровье физическом. Читайте, любуйтесь, наслаждайтесь. Апрель 2018г. Алексей Иванович Глазунов - член Союза писателей России с 2007 года, прозаик, поэт. С 2009 года — член правления РРО СП России, председатель секции прозы, член редакционных Советов газеты «Донской писатель» и журнала «Дон_новый».. Живёт и работает в городе Сальске Ростовской области |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||