Сергей ГОНЧАРОВ (1970–2005 гг.)
Из книги


Сергей Гончаров. Избранное. Составитель Анна Маркина. Второе дополненное издание. — Москва: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2014. — 176 с.

* * *
                Ты веришь в себя, немного в Бога,
                Немного в смерть.
                Ты хотел жить и, как и все,
                Хотел жить не как все.

                        (Из ранних стихотворений)
Входи, смотри: здесь жил я, а сейчас,
Рассматривая мёртвые кварталы,
Я даже рад, что вдруг покинул их.
Но в этом городе остались уголки,
Где жизнь ещё струится меж развалин,
И иногда я прихожу туда,
И никого с собою не беру.
Зачем? Ведь я увижу только то,
Что для других уже не существует.
А имена и даты, адреса,
Мои слова – всего лишь упаковка.
Мы все здесь собиратели, и я,
Конечно, зря открыл вам эту дверь.
Но что ж теперь –
Входи, смотри.
Я жил здесь.

* * *
              Не оставляй свою вахту бессменную,
              Бог тебе в помощь, лети…

Медленно, медленно, по нарастающей
Капли стучат и стучат.
Дождик врачующий, дождик прощающий
Льёт, а часы стоят.

Вот уже годы стали минутами,
Стали годами века.
Вот человек, в плащ дорожный укутанный.
Замер. Плывут облака.

Как мы привыкли искать постоянно,
Силиться что-то понять,
Мерить дорогами все расстояния
И на прощанье молчать.

Чтобы когда-нибудь воды небесные
Вымыли из глубины
Все сожаления бесполезные,
Отзвук любви и вины.

Эй, человечек, летящий на облаке
Из никуда в никуда,
Все твои горести пущены по боку,
Вот их уносит вода.

* * *
Коридоры и лестницы, коридоры и лестницы.
Не хочешь по лестнице – вниз из окна.
Только странное дело, и тут хоть тресните:
Коридоров-то множество – дорожка одна.
А дорожка по комнатам проходным,
Пару фраз то с одним, то с другим.
И у каждого на антресоли
Что-то прячется в антимоли.

* * *
Обломки недописанных стихов
Разбросаны по свалками бытия.
Мы снова натыкаемся на них,
Бродя по закоулкам старых жизней,
Несбывшихся и, кажется, забытых.
Но время искривляется, и вновь
Когда-то нас носившие потоки
Вплетаются в застывший водопад,
Зачем-то называемый судьбою.

А я опять стою на берегу,
Которому названья не придумал,
И я, который здесь, не понимаю
Того, который тоже я, но там.
Но есть невыражаемое нечто,
Что всех соединяет воедино,
Всех, кто барахтается в этих водах,
И тех, кто созерцает те движенья.

И это нечто тоже я,
Весь космос поглощающий собою:
Себя в потоке, в поисках любви,
Себя в покое с лёгкою улыбкой.
Ещё лишь шаг, и я сойду с ума
От этого величья неземного,
И с наслажденьем устремляясь вниз
К обломкам строчек, вспомненных вначале,
Я кутаюсь в обрывки простоты.

Но слышишь ли? Я вспомнил о тебе
И кутался в обрывки простоты.
Спасибо, милая, за то, что есть и ты,
За то, что ты – не я, и я могу
Прийти к тебе и молча раствориться,
И позабыть себя, и умереть,
И воскресать послушно, с неохотой.

* * *
В этой зиме и весна – только оттепель,
Лето – как сказка, а осень – во сне.
Милые люди, ну где же вы бродите,
На огонёк не зайдёте ль ко мне?

Может, метель раскидала вас по миру,
Может быть, кто-то в сугробе увяз?
Может, вы просто давно уже померли,
И дожидаюсь напрасно я вас?

* * *
На запасных путях стоит вагон,
А проводник на две минуты отлучился.
С тех пор он как сквозь землю провалился –
И бурелом, и глушь со всех сторон.

А мы всё ждём, что рельсы зазвенят,
Гудок протяжный растревожит душу,
И стук колёс часами можно слушать –
Он ближе музыки. Он ближе во сто крат.

И мы поедем, даже полетим,
Но вот я возвращён с небес на землю,
Сижу и утешениям не внемлю –
Ведь мы уже который день сидим.


СОСТЯЗАНИЕ В СПЛЕТЕНИИ ФРАЗ
Мрамор крошится. Это уже песок.
Тёплое море слизывает следы.
Море – это много солёной воды
Плюс нечто, что мы называем «рок».

Помнишь? Провинция, тёплая сень садов.
Дело заброшено, скоро начнёт темнеть.
Солнце уже разменяло злато на медь –
Факт поважнее казни чужих богов.

Скоро придут друзья. Из других проказ
Нам, как всегда, будет милей одна:
К кубку прильнув и вкусив аромат вина,
Посостязаться в искусстве сплетенья фраз.

Что занесло нас в этот безумный век?
Видно, где-то, когда-то переиграли мы,
Вот и месим слова посреди зимы.
Мрамор крошится, но не в песок, а в снег.

* * *
Открылась дверь, и появился кто-то
Скучающий, чуть-чуть навеселе,
И занялся привычною работой –
Разглядываньем бликов на стекле.

А некто вспоминал Намардашвили,
Поддерживая светский разговор,
И кавалеры вежливо шутили,
Подбрасывая веточки в костёр.

Немного утомительной беседы
О том, о сём, о слухах, о деньгах,
Об основном значенье Аюрведы,
О символах в посткоитусных снах.

И лишь она одна не замечала
Ни блеклых лиц, ни пустотелых фраз.
Она стояла где-то у причала,
Она была не здесь и не сейчас.

Он подошёл и взял её за руку.
Они ушли, никто не возражал.
Закрылась дверь почти совсем без звука –
За нею были море и причал.

* * *
Доброе утро всем, кто проснулся, всем,
Кто в процессе взаимной любви остался в живых.
Любовь принимает здесь довольно странные формы –
Вот она идёт горлом, вот она бьёт под дых.

Добрым утром, когда мы встречаемся снова,
Добрые люди, что мы можем сказать?
Ты видишь – я улыбаюсь, а что мне ещё остаётся,
Когда солнце уже растопило дом и мою кровать.

Мы, словно змеи, меняем кожу и лица,
Но память неприкосновенной остаётся где-то внутри.
Что всё будет, как надо – не могу поручиться,
Но о том, что всё будет, я мог бы держать пари.

* * *
Люди проходят, как сновидения,
В травах высоких ветер гуляет.
Зиму смывают воды весенние,
Воды осенние лето смывают.

Что ж говорить о следах человеческих,
Смятые травы в рост поднимаются,
Сердце усталое без толку мечется,
Время проходит – всё забывается.

* * *
Гитаристы, гитаристы,
По России, по России,
По колено в нашей грязи
Да по пояс в облаках.
Гитаристы, гитаристы,
Ваша слабость в вашей силе –
Лишь сыграли б, лишь бы спели
Нашу боль, любовь и страх.

Гитаристу всё простится.
Замелькают песни-спицы,
И помчится колесница
К горизонту на осях.
И кому какое дело,
Что с наездником случится –
Где уж тут остановиться
На таких-то скоростях!

Каждый знает свои песни,
Что, плохая? – Пусть сгорает.
Песню не измеришь мерой
Славы, ругани, хвальбы.
Гитарист, ты остаёшься
Сам с собой. Не один ты –
Слышишь где-то раздаётся
Звук серебряной трубы.

Это плата за возможность
Жить и спеть о чём-то большем
И дышать полней и глубже,
И пространства открывать.
Это плата за возможность
Позабыть про осторожность
И, желая-не желая,
На чуть-чуть героем стать.

ТЫ ОСТАЁШЬСЯ ОДИН
В виртуальном пространстве новогодние свечи.
Между смертью и сном образуется лёгкий зазор.
Я бы вышел на связь, да боюсь – похвалиться мне нечем,
И в шифровках из центра всё явственней слышен укор.

Я агент сам себя, был заброшен сюда по ошибке,
А радистку мою повязали и выслали прочь.
Устарели инструкции, планы туманны и зыбки,
И спецслужбы мои мне, похоже, не в силах помочь.

А вчера я полдня простоял на условленном месте.
Только снег, только слякоть и гарь, и потоки машин.
И меж кадров и слов в передаче последних известий
Совершенно отчётливо: «Ты остаёшься один».

* * *
Нас ждут этажом выше!
Но, Господи, ты не при чём.
К Тебе мы не станем ближе,
Если туда пойдём.

Но пойдём мы по шатким ступеням
И в новом доме услышим
Молчанье как откровенье:
«Нас ждут этажом выше!»

Ты никому не должен,
Ты можешь жить, неподвижен,
Но, если ты встанешь всё же,
Нас ждут этажом выше.

И даже на самой крыше
Нас ждут этажом выше.
Пока человек дышит,
Нас ждут этажом выше!

О стихах Сергея Гончарова читайте:

Григорий Блехман ХОРОШО БЫ УСПЕТЬ ДО ЗАКАТА

Олег Дорогань ПОЭТ ИЗ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ПОКОЛЕНИЯ

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную