С большой душевной болью сообщаем, что сегодня на 88 году оборвалась жизнь большого русского поэта Глеба Яковлевича ГОРБОВСКОГО. Это был подлинный поэт России, произведения которого проникнуты глубокой правдой русской жизни и великой любовью к слову. ПАМЯТЬ О ПОЭТЕ ГЛЕБЕ ГОРБОВСКОМ НАВСЕГДА СОХРАНИТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Соболезнование Выражаю глубокие соболезнования родным, близким, друзьям, коллегам, поклонникам творчества Глеба Яковлевича Горбовского в связи с его кончиной. Ушел из жизни выдающийся российский, петербургский поэт и прозаик. Его произведения стали неотъемлемой частью золотого фонда отечественной литературы, прославили петербургскую школу поэзии. Непревзойденная лирика Глеба Горбовского, присущее ему тонкое чувство слога ставят его в один ряд с ведущими мастерами русской словесности. Стихи признанного мастера любимы многими поколениями наших сограждан. Им присущи музыкальность рифмы и широта красочных образов. Они проникнуты добром и теплотой, богатством мысли и размышлениями о судьбах Отечества, любовью к родной земле и родному городу. Память о Глебе Яковлевиче Горбовском навсегда сохранится в наших сердцах. Мы будем постоянно обращаться к его творческому наследию, читать и перечитывать его книги. Временно исполняющий обязанности Валентина КОРОСТЕЛЁВА «Жизнь моя — необычайна»...Всего два года не дожил до 90 лет видный русский поэт, наш современник Глеб Яковлевич Горбовский. Этот очерк был в рукописи книги «Строки и судьбы», что вышла 2 года назад в издательстве «Звонница». Но, когда я по согласованному плану заканчивала очерк о Евгении Евтушенко, - он внезапно скончался. И получалось, что среди 29 поэтов, героев книги, жив оставался только Глеб Горбовский. Пришлось Георгию Зайцеву снять материал по соображениям издателя... Почитая классиков, мы не должны проходить мимо творческих людей, вносящих весомую лепту в культуру России сегодня. Тем более, если встречи с их творчеством делают нас богаче в самом главном, духовном, смысле. Как показывает жизнь, только это богатство может сделать человека по-настоящему счастливым. ... Как ясно на сердце. Плывут облака. Цветы полевые растопчут стада, Очень интересно и в то же время трудно писать о современнике-поэте. Ещё нет устоявшихся воспоминаний, что отдельными ручейками вливаются в цельное море судьбы и творчества. Отклики, отзывы, а то и легенды порой противоречат друг другу, мешают объективной и правдивой картине. Так произошло и с незаурядной личностью, в чьей биографии материала - на остросюжетный роман, – Глебом Горбовским. И только давнее душевное притяжение к его стихам, не ослабевшее за десятилетия, - даёт мне право рассказать об очень известном ныне поэте, лауреате множества престижнейших премий (чего стоят – Государственная премия РСФСР, Александра Невского, Андрея Платонова, и недавняя – Союзного государства), но главное, поэте Божьей милостью, любимого читателями аж с первой его книги «Поиски тепла», вышедшей в 1960 году. «Когда качаются фонарики ночные А дальше - уж вообще чуть ли не народное в 70-е годы: «Сижу на нарах, как король на именинах...» Тут надо сразу пояснить, что на нарах Горбовский, слава богу, не сиживал, разве что после скитаний по детдомам недолго похлебал каши в исправительной колонии для подростков, откуда благополучно сбежал, нашёл своего отца, что вернулся как репрессированный из дальних мест, с его помощью обзавёлся нужными документами и закончил, как все, семилетку. А до того и под фрицем в деревне у родных побывал, и, потеряв в эти годы мать, Галину Ивановну Суханову, вышедшую вторично замуж, был предоставлен всем ветрам жизни. И даже в армии умудрился двести с чем-то дней провести в качестве наказуемого. Тот ещё характер сложился у Глеба благодаря жизненным мытарствам в отрочестве. И не случайно даже названия некоторых его книг красноречиво говорят о тех годах: “Сижу на нарах”, “Флейта в бурьяне”, “Окаянная головушка”, “Распутица”. БОТИНКИ Однако это было и отражением того, что Горбовский сразу вошёл в круг неофициальных поэтов, то есть, не желавших плыть в определённом узком русле, диктовавшемся партийной властью, которая очень зорко следила в ту пору, кто чем дышит и кто что пишет. И не моргнув глазом посылала на те самые нары непослушных чад из среды интеллигенции. В Ленинграде, городе революции, это было привычным делом. «Двойная мораль в творчестве, - пишет Горбовский, - была как бы запрограммирована общественной моралью... Всё ещё было актуальным понятие неосторожное слово, которое не только не печатали - за которое давали срок...» И вот в такое время вместо того, чтобы бороться за мораль в любимом городе, Глеб Горбовский отличается «шедеврами», моментально разлетавшимися по улицам, проспектам и квартирам: Ты любитель беленькой "Московской", А если вспомнить, как популярны были в те времена среди поэтов богемные «кухонные посиделки» и, конечно, не без вина (а кроме водки мало что и было), то такие мотивы в творчестве Горбовского были по-своему естественны и понятны. Евгений Евтушенко вспоминает: «С Горбовским меня познакомил Даниил Гранин, предупредив: «В нем много наносного, но, поверь мне, – он настоящий поэт». ...Всё постепенно: красота Вот мы и нашли этот главный ключ, благодаря которому Глеб Горбовский открывал новые двери – туда, где живёт и процветает веками великая русская поэзия. Не случайно его любимыми авторами были и остаются Блок и Есенин. ...Сплю, садятся мухи, жалят. Но жизнь продолжалась, с возмужанием приходила и ответственность за данный Богом талант. К тому же многое благоприятствовало этому. К примеру, в его комнатушке на Пушкинской в Ленинграде побывали чуть ли не все значительные поэты того времени, в том числе из Москвы. А это, смею заверить читателя, – дорогого стоит. Как говорится, с кем поведёшься... Не напрасно, не случайно «Обстоятельства сложились таким образом, - пишет Горбовский о себе,- что институтского образования я не получил, в студентах никогда не значился, моими университетами было общение с людьми, и одним из своеобразнейших своих факультетов считаю житие на Пушкинской». И далее: «Безо всякой натуги мог бы я теперь составить отдельную книгу из одних только кратких описаний многочисленных визитов, нанесённых мне замечательными людьми в момент (длинною в 5 лет), когда проживал я на Пушкинской улице в 9-метровом зале ожидания». ... Миновали деревушку, Я воскрес, скажи на милость! Но и на острое слово по-прежнему не скупился: Очень странная страна, Шло время, выходили новые книги, имя Горбовского становилось всё более известным и значимым не только в Петербурге. Читателей подкупала искренность поэта, желание поделиться с ними своими сомнениями, а порой и бедами. И в то же время широкий взгляд на нашу действительность, верность традициям великой русской поэзии, щемящая душевная нота – поднимали его стихи к той планке, что преображает талант в нечто большее, ставит поэта в один ряд с истинными и любимыми мастерами русского слова. ... А я и до сих пор не знаю, И вся закутанная в ткани, Чуткое ухо расслышит блоковскую мелодию, столь любимую автором. Во дни печали негасимой, Она оболгана, распята, И уж вовсе – как выдох, как разряд энергии: Немало стран узрел, Дожил Глеб Яковлевич не только до престижных литературных премий, но и до целой серии легенд, связанных с его именем, что несомненно говорит о его популярности, особенно в Петербурге. Пользуясь этим, некоторые литераторы не раз и не два выдавали себя за Горбовского, занимая от его имени деньги в те не слишком щедрые времена. Был и такой случай. Работая в экспедиции на Дальнем востоке (кстати, будущий большой поэт немало перепробовал профессий), Горбовский как-то зашёл в кафе или ресторан и услышал уже хорошо известные многим «Фонарики». Ещё не избалованный вниманием почитателей, Глеб с удовольствием сообщил ближней компании о своём авторстве. За что и получил по полной: не поверили! Мол, это чуть ли не народная песня, а тут всякие примазываются... Хоть Горбовский, как мы знаем, не из робкого десятка, но в этот раз победа явно обошла его: еле ноги унёс. Слышу, как рушат её жернова Последнее по времени важное событие в его жизни – присуждение литературной премии Союзного государства в июне 2011 года. Церемония награждения прошла в знаменитом Доме творчества литераторов в поселке Комарово близ Петербурга. Где, кстати, не раз бывали Анна Ахматова и Иосиф Бродский. С высокой премией его искренно поздравили друзья, коллеги по писательскому цеху и просто читатели. Приехали и гости из Беларуси, где Горбовского тоже хорошо знают, ибо на берегах Двины поэтом было написано немало стихов, в том числе лирических. Этому периоду - семейному и творческому - посвящена его "Белорусская тетрадь". Вот мы Романовых убили. Достигнув в поэзии ощутимых высот, Глеб Яковлевич предостерегает новое племя: "Теперь, по прошествии не просто лет, но львиной доли судьбы, в назидание молодым поэтам скажу откровенно, бесстрашно,- самым вредным, губительным, тлетворным желанием для начинающего поэта является желание как можно скорее опубликовать свои стихи... Для развивающегося дарования нет ничего более гнетущего, разрушительного, иссушающего, чем желание славы. Желать должно себе совершенства. И не просто желать, а постоянно его в себе возводить (как себя - в окружающем мире). По кирпичику, по ступеньке...» Хожу предсмертною походкою Омытый банькою бревенчатой, Я думаю, читатель уже понял (или вспомнил), что и сегодня среди нас живут истинные поэты, чьи строки помогают нам лучше узнать себя и свою страну, дарят бесценные минуты радости... И как не быть благодарными тем, кто положил свою жизнь на алтарь русского слова? |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||