27 июля - день памяти Ф.И.Тютчева
Ольга ГОРЕЛАЯ (Брянск)
Много раз во время экскурсий в Овстуге я читала стихи Федора Ивановича. Сама атмосфера дома, парка, по которым мы ходили с гостями, способствовала тому, чтобы все, что звучало, представлялось яркими образами. И явно не благодаря моей фантазии — тютчевская поэзия не только музыкальна, она живописна. В ней можно найти отраженными едва ли не любые художественные стили — реализм и импрессионизм, модерн и пуантилизм. А какие-то стихотворения даже напомнят роскошь барокко… В своей статье «Музыка и живопись в стихах Тютчева» В. Н. Касаткина замечает: «Тютчев умеет запечатлевать едва уловимые изменения цветов, еле заметные переходы от тьмы к свету и наоборот. Он передаёт мерцание теней ночью, поблекшие краски сумерек, зыбкий сумрак, ему нравится прозрачность света. У него молодая листва на берёзах прозрачна, как дым; осенний день хрустален» [4; 235]. Из всего многообразия любовной лирики Ф. И. Тютчева мы выбрали для исследования стихотворения, посвящённые Елене Александровне Денисьевой. Объясняется выбор тем, что именно «денисьевский цикл» — лучшая, на наш взгляд, часть любовной лирики Тютчева, её жемчужный венец, в нём проявилась наиболее ярко личность самого поэта. Не все стихотворения цикла содержат указание на какой-либо цвет, поэтому разбор произведений «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Чему молилась ты с любовью…», «Две силы есть — две роковые силы…» в работу не вошёл. В ходе работы чётко вырисовались несколько направлений исследования: - изменение цветовой палитры от начала цикла к завершающим стихотворениям; Все эти подтемы тесно переплетаются; разработка одной совершенно немыслима, если не затрагивать другую, поэтому чёткого разделения поставленных проблем в исследовании нет. И в мерцанье полусвета, Похожая картина в стихотворении «На Неве». Звёздный свет, отражающийся «в лёгкой зыби невских волн», даёт переливы синего, лазурного, серебристого. Светлая, но неяркая, спокойная ночь. В строках этого небольшого произведения впервые проявляется желание спрятать любовную тайну в волнах, найти у них приют. Обратите внимание еще на один интересный момент — у Тютчева большую роль играет не только цвет, но и форма: волна объемна, она «дивно-пышная» (недаром вспомнилось барокко), в ее пенных кружевах, а их не может не быть у пышной волны, так легко скрыть скромный челн / чувство. О, в этом радужном виденье Не правда ли, похожие краски, хотя и более светлые. Но если в первом случае жизнь, красота природы захватывают всё своей страстью, не оставляя места размышлениям, то во втором появляется философское осмысление природного явления: всё прекрасное — и в природе, и в жизни человека — очень быстро уходит, цвета меркнут, бледнеют, и ничего не остаётся, кроме душевной пустоты. В это же время в живописи цикла появляется ещё два оттенка даже не цвета, а блеска. В стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», на первый взгляд, выраженных цветов нет, но есть два слова, предполагающие блеск: «нож» (причём «нож в руке его дрожит», то есть, неровный холодный блеск стали) и «в слезах» — живой блеск влаги на лице героини. Это единственное стихотворение, написанное Федором Ивановичем от лица женщины, появилось оно в 1852 году. Но есть еще одно произведение, в котором хотя и дается как бы взгляд со стороны, поэт явно ставит себя на место своей героини, пытаясь понять ее чувства. В 1858 году он написал знаменитое стихотворение «Она сидела на полу…», посвященное жене, Эрнестине Федоровне Тютчевой. И в нем снова стальные отблески — остывшая зола, которая дает нам серый, черный, серебристый цвета. Может быть, именно они ассоциировались у поэта с горем женщины, с болью, причиняемой любимым человеком. Но вернемся к нашей теме. Сияет солнце, воды блещут, Поют деревья, блещут воды, Но и в избытке упоенья С первыми стихотворениями цикла связаны по смыслу стихи лета 1855 года «Так, в жизни есть мгновения…» и «Пламя рдеет, пламя пышет...». В них как будто возвращается ощущение полёта мечты, ощущение счастья. Поэт снова на грани реальности: «Я брожу как бы во сне», «Дремотою обвеян я», мир вокруг него наполнен светом, цветом и звуками: «шумят верхи древесные», «листья веют и шуршат» — переливы зелёного, с проскакивающими солнечными пятнами, с ним беседуют птицы и возлюбленная («Страстный говор твой ловлю»). И снова попытка поймать ускользающее время («О, время, погоди!»). При этом ощущение призрачности счастья усиливается доносящимися цветами и звуками грубого внешнего мира: «Пламя рдеет, пламя пышет, / Искры брызжут и летят». Утихла биза… Легче дышит Весь день, как летом, солнце греет — А там, в торжественном покое, Здесь и лазурь воды, белизна лебединых перьев, золото солнечных лучей, пестрота деревьев и в завершение — сияние Белой Горы. Но… вся эта пышность — ветхая, как будто слегка покрытая пылью, что тоже дает серый оттенок. И, конечно, всё это несколько мнимое для поэта великолепие не может заслонить воспоминание об одной могиле в родном краю. Как мы видим, глубина тьмы усиливается. Смерть уже вступила в свои права, поэтому и великолепие природы приглушается, больше нет чистых ярких цветов. Последнее из интересующих нас стихотворений 1864 года — «О, этот юг, о, эта Ницца». Здесь нет подробного описания пейзажа, но это и не требуется. Контраст слов «блеск» и «прах» и так очень резок. Здесь стоит вспомнить блеск подспудный, не обозначенный так ярко, — блеск ножа в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…». С блеском снова связана тревога, горе, боль, но теперь уже изменился ее источник — им стала героиня, точнее, ее смерть. Страдающей стороной стал герой. И снова в стихотворении побеждает серый цвет, подавляющий все своей безжизненностью. 1865 год принёс много новых болезненных переживаний и новые стихи. Одно из самых сверкающих, но и самых тревожных стихотворений цикла «Как хорошо ты, о море ночное». Здесь уже не намёк на цвет, краски переданы чуть ли не всеми самостоятельными частями речи: прилагательными (контекстуальными антонимами — лучезарно — сизо-темно; лунном, т.е. серебристом, тусклом, даже эпитет чуткие (звезды) даёт цветовое ощущение — неровный, мигающий свет), глаголами и глагольными формами (блещет, сверкая), существительными (блеск, сияньем, звезды, сиянье). И снова противопоставление сверкающего праздника природы, стихии — и души, окутанной этим праздником, как сном. Интересно, что, если в стихотворении «Ты, волна моя морская…» поэт говорит «душу, душу я живую / Схоронил на дне твоём», то здесь, несмотря на желание потопить всю душу в обаянии волн, самого действия нет, и соединения душ не происходит. Вслед за этим ярким, насыщенным цветами стихотворением идёт непроглядная мгла — «Есть и в моем страдальческом застое…». В настоящем «всё пусто и темно», даже проблеску света — слезам и умиленью — нет доступа. Минувшее тоже покрыто мраком, «под землёй, как труп, лежит оно». Только два сочетания выбиваются из общего ряда, как полагает А. Д. Григорьева, они «объективно не несут в себе этой гнетущей эмоциональной окраски: лёгкая (тень) и солнечные (лучи). Но эта лёгкая тень не веет, а мир — без солнечных лучей; отрицания не и без при глаголе и прилагательном превращают положительные признаки в их противоположность» [3; 192]. Яркий цвет в положительном значении только один раз проявляется в стихотворении, когда речь заходит о ней, «Так пламенно, так горячо любившей». Тёплый цвет огня любви в памяти героя — единственное, что ещё может противостоять мраку настоящего. В жизни героя не осталось больше света, до конца он будет так одинок, «как буду одинок в своём гробу». Кажется, окончательно всё поглощает тьма («15 июля 1865 г.»). Тема ушедшего, угасшего света раскрывается и другими произведениями 1865 года: «Как неожиданно и ярко…», «Вот бреду я вдоль большой дороги…», «Нет дня, чтобы душа не ныла…». К. В. Пигарев в книге «Жизнь и творчество Тютчева» отмечает: «Тютчев любит краски, как любит всё яркое и живое. Но он мастерски изображает и пейзажи, подёрнутые туманом и как бы растворяющиеся в бледной монохромной гамме» [5; 225]. Такова палитра стихотворения «Опять стою я над Невой». «Ещё больше усиливается ощущение призрачности настоящего и порождаемое этим ощущением колебание между реальностью и сном» [2; 133]. Ушла жизнь не только героини, лирический герой тоже уже «как бы живой», поэтому ярким краскам места уже нет («Нет искр в небесной синеве»), все бледно, все замирает в «лунном сиянье», даже отчаянию и связанным с ним краскам нет уже места там, где нет жизни. Таким образом, как постепенно, от начала к концу цикла, светлые, яркие краски, уступают место тьме, мраку. Если в стихотворениях первых лет темнота побеждает редко, то в последних тема уходящего света, связанного с героиней, становится основной. Необычно то, что пока лирический герой любим, чувствует себя живым, он видит и яркость мира, и мрак, но стоит ему почувствовать себя на грани жизни и смерти («как бы живой»), темнота отступает, сменяясь туманным сиянием. Все сливается, закрывая прошлое пеленой. На протяжении цикла мы видим не только увеличение количества используемых поэтом красок, но и смену значений слов, обозначающих цвет (например, слово «слезы»). Отметим, что если с героиней на протяжении всего цикла связаны яркие, светлые краски, сменяющиеся тенью лишь при её уходе из жизни, то герою почти с самого начала сопутствует мрак, как, например, в стихотворении «О, как убийственно мы любим» (1851 год). В заключение отметим, что в этой статье лишь намечены возможные пути исследования цветовой палитры любовной лирики Тютчева. Проблема, выдвинутая в работе, обширна и нуждается в дальнейшей разработке. Цитируемая литература: 1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 4 / В.И. Даль. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. — 684 с. Ольга Горелая - заведующая отделом краеведческой литературы Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, окончила факультет русского языка и литературы Брянского государственного педагогического университета им. академика И. Г. Петровского. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
|
||||