Александр Громов : "Апокалипсис – это духовное вырождение"

Слово российского писателя во все времена играло исключительную роль в духовной жизни нашего народа. Что сейчас?

Агрессия, чернуха, ненормативная лексика льются со страниц столичных изданий. Жива ли настоящая литература в провинции? О месте книги в современной жизни беседуем с председателем Самарского отделения Союза писателей России Александром ГРОМОВЫМ.

Литературный фаст-фуд

- Как писатель, вы, наверное, особенно чувствуете, как в нашей стране происходит истощение нравственности.

- Мир меняется, нас всё больше уводят к другим ценностям, пытаясь во главу угла поставить законы золотого тельца. Нас приучают всё больше служить телу, а не духу. Россия, которая всегда была душой мира, меняется. Миру хочется, чтобы она жила по его законам.

- Каковы же его законы?

- В современном мире происходит подмена понятий: секс вместо любви, понятие дружбы заменяется понятием партнёрства, говорят не о терпимости, а о толерантности. В заботе о детях скатываемся до ювенальной юстиции. Успешен не тот человек, который воспитывает троих детей в доброте и любви к окружающим, а тот, у кого есть машины и яхты. Та же картина и в литературе. Вместо нравственной, философской литературы нас приучают питаться литературным фаст-фудом, называя это сверхлитературой и объявляя модным чтивом. Между тем подо всем этим стоит другой смысл. Но так как нам это впихивается постоянно, мы привыкаем постепенно к этим эрзацам вместо настоящих образцов философии, литературы, поведения и так далее.

– А Россия такой вот эрзац-жизни сопротивляется?

- На протяжении многих веков она сопротивляется. Как и во все времена идёт борьба добра со злом. Но именно сейчас наступил такой момент, когда желание быть обеспеченным внешним благом вышло на первое место, пересилило все остальные желания и стремления человеческие.

- Как же так случилось?

- Помните, в девяностые годы все кричали: дайте нам колбасы, пусть мы не сможем купить, но пусть она будет в магазинах. Пожалуйста. Потом мы запросили твёрдой руки и хоть какого-то порядка – и тут, пожалуйста, в президентах у нас бывший силовик. А просить нужно не то, чего хочется, а то, что нужно. Мы же чаще всего жаждем поверхностного, более доступного, примитивного. Просить надо уметь. Да и желать тоже.

Душа в поисках истины

- А сейчас начали задумываться?

- Был я недавно в Греции на Афоне и обратил внимание, что в паломниках там очень большое количество наших соотечественников, людей состоятельных, которые могу позволить себе не только поездку на Афон, но и передвигаться там не пешком, а на такси. И вот – всё есть, как говорится, а чего-то не хватает. Это означает, что душа русского человека продолжает искать, она не умерла, совесть пробьётся в любом случае. И много молодёжи сейчас, которая на примерах уже этого поколения, поколения золотого тельца, видит, к чему такое насилие над душой может привести.

- А на кого им равняться? Кто сейчас стал героем нашего времени?

- Герой современной литературы – это человек, который пытается обрести истину. Не нашедший её, а именно ищущий, понявший, какое опустошение наступает, когда во главу угла ставится материальное.

- А каковы самые частые сюжеты?

- Очень интересно читать произведениям молодых. В девяностые годы молодёжь стала писать о кладбищах, могилах. Потом появились наркоманы, убийцы, причем лишение человека жизни преподносилось не как трагедия, а как обыденность. Сейчас много протестной литературы. Читаю рукописи – в них всё какие-то повстанцы, бунтари, пусть действие зачастую и переносится в будущее или на другую планету. То есть предвкушение бунта, которого не было ещё лет десять назад, очень сильно. Проходит, я надеюсь, время, когда писательство воспринималось как ремесло и задавливало литературу как искусство. Литература для убивания времени, конечно, займёт своё место. Но она искусственна. Настоящая же та, автор которой сам любит, страдает и милосердствует. Литературная попса всё менее востребована, издательства, которые занимались выпуском «чтива», закрываются. И всё больше появляется молодых прозаиков, которые следуют вопреки такой литературе. Хорошая книга заставляет человека смотреть вверх, а не вниз.

Не всё так плохо?

- Как вы считаете, государство должно поддерживать хороших литераторов?

- Если государство желает быть культурным и просвещённым, то должны. И это не значит, что книги нужно выпускать огромными тиражами. Должны быть уважение к носителям слова, забота о них. Собирал как-то Путин писателей, так там не было ни одного представителя традиционной классической литературы, тех же Крупина, Распутина. А ведь именно русская литература в разные времена брала на себя воспитательную миссию. Это и Твардовский со своим «Василием Тёркиным», и Распутин с «Прощанием с Матёрой». Думаю, если бы в девяностые была мощная литературная составляющая, мы бы не дошли до жизни такой, до такого унижения страны, какое случилось в те времена. Впрочем, сейчас, в том числе и в Самаре, выходит очень много хороших книг. Например, появляются хорошие детские книги, а не только увлекательные приключения, которые уводят ребят в нереальный мир, лишая их радости общения с настоящим. - Выйдут дети из виртуального мира, а в реальном – кошмар, похуже, чем на «улице Вязов», все в ожидании конца света. - В «Сёстрах» Толстого хорошо показано, как вызывался дух революции. И Слово в конце концов материализовалось. Так что Апокалипсис – это духовное вырождение, он готовится в наших душах. Каков будет физический конец этого мира, я не знаю. Но изначально мир покинет нас самих. Однако пока есть душа, у которой cуществует связь с Богом, со Вселенной, – мы живы. Если эту связь уничтожить – тогда уже мёртвое тело.

http://www.samara.aif.ru/society/article/22118


Комментариев:

Вернуться на главную