Наталья ХАРЛАМПЬЕВА, Народный поэт Якутии, председатель правления Союза писателей Якутии

«Готовьтесь к трудной жизни…»

29-30 марта в городе Якутске прошел ХХIII республиканский семинар молодых писателей. Это уже давняя традиция, берущая начало еще с послевоенных лет. Правда, в проведении подобных совещаний был большой перерыв, когда наша страна – Советский Союз – развалился и шла смена политических и экономических формаций. Ни много, ни мало, это длилось 17 лет и только в 2004 году Союз писателей Якутии возобновил проведение совещаний молодых.

Они проводятся раз в два года. Последний прошел в режиме онлайн и, наверное, потому на нынешнем совещании было много участников, свежих и юных лиц. На семи секциях по жанрам литературы произведения молодых читали, обсуждали уже состоявшиеся писатели – народные в том числе. Состоялись литературные вечера – презентация книги молодых с ярким и задорным названием «21 писатель 21 века», встреча с поэтом, членом Союза писателей России Григорием Шуваловым, вечер дружбы участников.

Всего приняло участие 54 молодых писателя из 19 районов республики. Для правления Союза писателей Якутии работа с молодыми – одно из приоритетных направлений, сегодня писателю трудно – нет гонораров, идет жесткая коммерциализация издательств, национальному писателю трудно вырваться из круга своего языка – нет переводчиков… Словом, быть писателем сегодня не столь почетно и выгодно, как это было в прежние времена. Предлагаю почитать выдержки из доклада на совещании молодых писателей, это рисует картину нашего сегодняшнего бытия и взгляда в будущее.

***

Как известно, Союз писателей Якутии всегда считал одним из важнейших направлений своей организаторской работы подготовку молодой литературной смены. В далеком 1947 году, в послевоенное трудное время, было проведено первое Всесоюзное совещание молодых писателей. Со всего Советского Союза были собраны молодые писатели, их произведения обсуждались мэтрами советской литературы, были рекомендованы к изданию. Их имена позже составляли цвет советской литературы – Николай Старшинов, Юлия Друнина, Вероника Тушнова, Юрий Левитанский… Участниками Всесоюзных совещаний молодых писателей в разные годы были и якутские писатели Леонид Попов, Иван Гоголев, Моисей Ефимов, Алексей Михайлов, Семен Курилов, Николай Лугинов, Наталья Харлампьева, Андрей Кривошапкин, Юрий Сергеев, Василий Харысхал, Владимир Федоров, Софрон Осипов и Саргылана Гольдерова. С тех пор стали входить в жизнь писательских союзов в регионах проведение подобных совещаний. Аксакалы нашей литературы  придавали этому очень серьезное внимание, считали нужным непременное участие в работе с молодыми, в обсуждении их рукописей. Практически сегодняшнее старшее поколение якутских писателей, то есть мы, прошли через эти совещания, на которых получили не только практические советы для дальнейшей творческой работы, но и почувствовали ответственность за свои произведения и поняли в какую высокую нравственную среду вступаем. Мое поколение прошло через горнило всесоюзных совещаний молодых писателей, где мы познакомились и подружились со своими сверстниками, тоже начинающими писателями, и дружба с которыми освещает наш путь до сегодняшнего дня. Таким образом, практическую пользу от совещаний молодых писателей никоим образом нельзя отрицать.

Между тем бытует мнение, что на совещаниях писателей не делают. Да, это действительно так. Невозможно сделать из косноязычного, не мыслящего творчески человека писателя, будь он участником хоть десяти совещаний. Все те, кто сегодня сидит в этом зале, прекрасно знают, что если нет в твоей душе творческой искры, неукротимого желания своим искренним, весомым словом вмешаться в жизнь, в действительность, сделать ее лучше, выше и достойней, человечней, то вряд ли можно рассчитывать на будущее в литературе. Человек, вступающий в литературу должен чувствовать в себе этот огонек и иметь желание реализовать свои планы, если хотите, иметь амбиции, без этого вряд ли может состояться настоящий писатель. В целом психология творчества достаточно изучена, но в писательском деле существует много тончайших психологических нюансов и найти в этом золотую середину достаточно сложно. Недооценивать себя иногда лучше, чем переоценивать свои возможности, Ставить надо высокие, амбициозные цели и подчинять этому свое дарование, свое время и весь уклад своей жизни.

При этом, мы с вами прекрасно знаем, что жизнь современного писателя не обещает золотых гор. Это тяжелый, практически плохо оплачиваемый, а порой и вовсе неоплачиваемый труд, который может принести только моральное удовлетворение и внутреннюю гармонию. Но согласитесь, это и есть самые необходимые условия для дальнейшего роста писателя. Мне вспоминаются слова, которые сказал Валентин Григорьевич Распутин молодому, тогда только начинающему якутскому писателю Ивану Иннокентьеву (совсем недавно безвременно ушедшему из жизни) – он сказал ему, прочитав его рассказы: «Готовьтесь к трудной жизни…». Эти же слова, наверное, можем повторить и мы, сегодняшнее старшее поколение писателей Якутии.

Первое – государственная политика сегодня направлена на IТ-технологии, у нас в республике заместители министров с трибун все чаще говорят о том, что скоро не будет печатных книг, а будут одна электронные, уподобляясь персонажу фильма «Москва слезам не верит», который вещал о том, что не будет ни театров, ни кино, а будет сплошное телевидение. Я не против цифры, как говорится, электронные книги нужны, но, вероятно, все это должно происходить планово, вдумчиво, не с налету. Вторым фактором, который создает трудности для писателей, является коммерциализация издательской деятельности. Любому издательству надо учитывать продаваемость издаваемой книги, что влечет за собой создание чтива – женских романов, детективов, фэнтези. Зайдите в любой книжный магазин и вы увидите роскошные завалы этих книг, назойливо предлагаемых читателю, ярко оформленных, в мягкой обложке, по сходной цене. И их покупают. Посочувствовать героине слезливого романа, который непременно заканчивается хэппи-эндом, легче и проще, чем героям Лермонтова или Достоевского, Распутина или Астафьева. Или героям романов Амма Аччыгыйа, Софрона Данилова или Далана. Мы уже воспитали такого читателя, который берет книгу, чтобы прочесть ее, как бы жуя жвачку, и выкинуть ее из головы и кармана. Наше время информационного вала, цифровых технологий выхолащивает умение сопереживать, возвращаться к книге, задумываться над судьбой их героев, соотносить это все с действительностью. И третье, что создает трудности для писателя, для настоящей литературы. Засилье на телевидении всевозможных шоу и сериалов, которые опять же отвращают зрителя, читателя от настоящей литературы. Не буду говорить о шоу на центральных каналах, где вытаскивается грязное белье, недостойное поведение достаточно известных людей на всеобщее обозрение, где в конечном счете возводится в обыденность подлость, ложь, предательство. И якутское телевидение пробует свои силы в подобных делах. Возьмем якутские сериалы, где тоже во главу угла ставятся не нравственность и духовность, а закрученность сюжета и расчет на эпатаж. Якутское радио «Тэтим» в свои самые горячие утренние часы обеспечивает доступ к микрофону то кредитно-ссудным организациям, то частным медицинским фирмам, лечащих пиявками, и т.д. И хоть бы по ошибке в эти утренние часы пустили бы к микрофону писателя, поэта, человека, который может говорить о вечных нравственных ценностях, ан нет! Это тоже снижает авторитет и статус писателя, причем государственной организацией, призванной обеспечивать нравственное и патриотическое воспитание населения.

Все эти факторы снижают интерес к литературе, ломают читательский вкус, уважение к писательскому труду. Потому и хочется сказать – готовьтесь к трудной жизни…

Но не все так плохо и безнадежно. Та среда, в которую вы собираетесь вступать, жива, она все еще руководствуется теми высокими ценностями, которые установили некогда классики русской, якутской литературы. Найти в этой среде свою нишу – вот сегодняшняя ваша задача. Идеалом и примером для молодого писателя может быть только классика и ничего больше.  Способность настоящей литературы, классики заключается в том, что она актуальна и современна в любое время, в любой век. Перефразируя великую Марину Цветаеву, можно сказать – настоящей литературе всегда приходит свой черед.

Вот часто говорят о феномене якутского кино. Причем говорится, как будто молодые и креативные киношники вдруг свалились с неба или проросли из неведомо какой почвы. Мне со стороны кажется, что лучшие фильмы, отмеченные на больших международных и российских фестивалях, растут из якутской литературы. Говорю не голословно. Фильм снятый по роману Николая Лугинова «По велению Чингисхана» под названием «Тайна Чингисхана» прошел в прокате 56 стран. Фильм «Тыгын Дархан» по роману Далана отмечен на международном конкурсе и совсем недавно съемочную группу чествовали в Лондоне. Фильм «Тойон кыыл», снятый по рассказу известного якутского прозаика Василия Яковлева «Кытта кырдьыбыт тэнкэ тиитим» отмечен на многих кинофестивалях. Фильм «Надо мною солнце не садится» по мотивам повести Николая Лугинова «Таас Тумус» также вызвал фурор на кинофестивалях. Работы известного якутского режиссера Дмитрия Давыдова из Амги также вряд ли не имеют литературных корней, если не конкретных, явных, то бытующих в якутской интеллектуальной среде, в которой вырос с детства этот режиссер. Таким образом, я хочу сказать, что каким бы феноменом не считалось якутское кино, оно имеет почву литературную, настоящую, добротную литературную основу. И хочу сегодня призвать молодых, обратить внимание на содружество с киношниками, пробовать себя в сценариях, возможно, в подготовке сценариев экранизаций классики якутской литературы. Не стоять в стороне от сериалов, затеваемых на НВК «Саха». Над этим работают ваши ровесники, ваше поколение и вероятно, вам будет легче найти с ними общий язык. На мой взгляд, этот путь интересен и востребован временем.

И конечно же, всегда востребованы классические жанры литературы – поэзия, проза, драматургия. Мне кажется, среди участников сегодняшнего нашего совещания есть интересные авторы в этих жанрах. Отрадно то, что нынче нам удалось организовать отдельные секции по драме, детской литературе и критике. Эти трудоемкие, сложные жанры не всегда пользуются успехом у молодых авторов. Тем не менее, в этом году собрались полноценные секции по этим жанрам и я надеюсь, работа этих семинаров будет интересной и плодотворной. Особо хотелось бы сказать о критике. Критика – по сути, двигатель литературы, ее поводырь и строгий ценитель. Для того, чтоб стать настоящим критиком, нужно иметь большую эрудицию, интеллектуальный багаж и быть личностью. Эти все качества еще и должны быть увенчаны любовью и преданностью Литературе. Пристрастие к вкусовщине или к конъюнктуре, боязнь называть вещи своими именами чаще всего губят талантливых начинающих критиков. Пожалуй, критика на сегодня – один из самых трудных жанров литературы. Все здесь сходится – и снижение читательского вкуса, и коммерциализация издательств и вместе с этим литературы в целом, также малые тиражи настоящей литературы, разрушение системы книгораспространения. Эти факторы не позволяют видеть отдельные произведения в плоскости истории и перспективы, конкретного воздействия на читателя. Но думаю, молодые в силах преодолеть эти барьеры.

Немного фактов по работе с молодыми. Союз писателей Якутии начиная с 2004 года возобновил проведение совещаний молодых после 17- летнего перерыва. Этого требовало время. И с этого времени нами проведено 9 совещаний, в котором приняли участие более 600 молодых авторов. Цифра внушительная. Но многие молодые принимают участие в наших совещаниях по 2-3 раза, участвуя в последние годы в предварительных творческих конкурсах. За эти годы многие участники совещаний стали членами Союза писателей России. Те, кто принимал участие в том первом после перерыва совещании, в 2004 году, сегодня уже сами основные организаторы совещаний. Это Гаврил Андросов, Рустам Каженкин, Аграфена Кузьмина, Зинаида Архипова. За 18 лет ими пройден большой творческий путь – от молодого автора до членов Союза писателей России. Среди руководителей семинаров Сергей Москвитин, некогда приехавший из Ленска на подобное наше совещание, также как и он выходцами совещаний молодых являются Данил Макеев, Семен Маисов, Аграфена Кузьмина, Елизавета Мигалкина Яна Байгожаева, Елена Овчарова, Елена Парыгина, Ангелина Васильева, Александра Матвеева-Долгура, Николай Васильев-Харыйалаах Уола, Михаил Сиванков, Михаил Кривошапкин-Киргэмбис, Ольга Янцен, Надежда Ильина.

За эти годы совместно с издательством «Бичик» – «Айар» изданы немало книг и сборников, как молодых авторов, уже членов Союза писателей России, так и начинающих авторов. В этом году мы издали с помощью Ассоциации «Писатели Якутии» очень добротный сборник, в котором представлены авторы двух последних совещаний молодых. Издание первой и второй книг для автора – самый ответственный и важный шаг, в котором обязательна нужна поддержка и помощь.

В эти годы правление старалось в период между совещаниями проводить отдельные мастер-классы для отмеченных на совещании авторов. Такие совещания для сахаязычных авторов проведены 6 раз на базе музея  «Дружба» в Соттинцах. В прошлом году такой же семинар для русскоязычных был проведен на базе профилактория «Ленские зори» на Табагинском мысу. Работа на таких совещаниях интересна и увлекательна как для молодых авторов, так и для экспертов, маститых писателей. Лично для меня, это всегда глоток свежего воздуха, я нахожу его в произведениях молодых, в тематике их произведений, неожиданных подходах к решению творческих замыслов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить экспертов, ведущих писателей республики абсолютно бескорыстно работающих с молодыми, отдавая этому свое время, отрывая его от собственного творческого процесса. Народных писателей Николая Лугинова, Сэмэнэ Тумата, Павла Харитонова-Ойуку, Елену Слепцову-Куорсуннаах, Ольгу Пашкевич, Варвару Белолюбскую-Архук, Аиту Шапошникову, Данила Макеева, которые всегда безотказно участвуют в работе с молодыми. Вот и в этот раз они будут рядом, будут работать с рукописями  молодых. Не стояли в стороне от работы с молодыми и наши незабвенные коллеги Василий Харысхал, Иван Иннокентьев и Николай Урсун, которых сегодня уже нет рядом с нами…

Отдельная благодарность нашему гостю – поэту, члену Центрального Совета молодых литераторов СПР Григорию Шувалову, за то что он откликается на наши просьбы по работе с молодыми. Он приехал уже второй раз – прошлым летом работал на «шамшуринском» семинаре с русскоязычными авторами. Русская литература в Якутии всегда была достаточно сильной, но в последние годы мы чувствуем некое замедление процесса. Хотелось бы большей активности, новых имен.

Молодой писатель, конечно же, в определенной степени формируется своим временем. И писать также, как в ХIХ веке и даже в его конце, при этом увлекать за собой читателя сложно. И литературные жанры, и подходы при осуществлении творческих замыслов меняются. И еще, и еще раз я говорю, что остается неизменной классика, вечные человеческие ценности. Ведь можно сказать, что «Анна Каренина» Льва Толстого – это любовный роман, но как он написан! Какие психологические глубины раскрыты, сколько живых человеческих чувств, раздумий о жизни, неразрешимых дилемм! При желании под любовные романы можно подвести и повести Тургенева, но, опять же, сколько там нюансов, полутонов, двигающих силу любви. Мы знаем, что Достоевский сюжеты своих романов черпал из судебной хроники, возможно, это и проделывают наши современные авторы детективов, которые издают по десять произведений в год. Если рассчитывать на легкий успех можно пойти и по этому пути.

Мне кажется, что формула подхода к творчеству очень просто и ясно изложена в одной строфе стихотворения «Памятник» Александра Пушкина:

И долго  буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Пробуждать в человеке добрые чувства, понимание в каком веке он живет и что значит свобода сегодня, быть милостивым и не руководствоваться злобой – вот таковым должен быть и сегодня поэт и творец.

Мы, конечно, при всем желании не сможем за эти два дня научить  писать гениальные вещи. Это невозможно. Нам бы хотелось, чтобы вы поняли, правильно ли вы поступаете, ступая на путь литературы, определили для себя ту степень ответственности, которую возлагает на человека звание писателя, захотели увидеть и понять историю и перспективу развития современной литературы и в какой-то мере нащупали свое место, свой путь в ней. Это все, возможно, придет после. Хочу сказать, что на совещании огромную роль играет ваше общение между собой, побыть вместе с единомышленниками в одной среде, с людьми, которые болеют теми же проблемами – многого стоит. Может стать и так, что кулуары совещания будут значить для вас больше, чем обсуждение на семинарах. Потому что время создает общность взглядов людей, живущих в одном отрезке, а это и создает поколенческую идентичность. Поколение в литературе значит очень много. Ведь рядом с Пушкиным работали много поэтов той поры, в принципе они проповедовали те же творческие подходы, что и Александр Сергеевич. Но в истории литературы остался гений Пушкина, но не без поэтов пушкинской поры. А послевоенная «лейтенантская» проза Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Бориса Васильева? «Шестидесятники», вызванные к жизни хрущевской оттепелью – Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский. Тихая лирика Николая Рубцова, Светланы Кузнецовой, Владимира Соколова. Деревенская проза – Василия Шукшина, Владимира Солоухина, Федора Абрамова, Валентина Распутина, Василия Белова. Тот же поколенческий раздел можно проследить и в литературах народов Якутии. Наши классики, стоявшие у истоков литературы, были людьми эпохи Возрождения – они были не только писателями, но и учеными, этнографами, лингвистами, по сегодняшним меркам и геополитиками. Это и Алексей Кулаковский, и Анемподист Софронов–Алампа, Платон Ойунский. Затем настало время осмысления места своего народа в новой жизни – тут вступило в литературу поколение Амма Аччыгыйа, Куннук Урастырова, Суорун Омоллоона, Элляя. Следом шло «контуженное» «буржуазным национализмом», но не сдавшееся поколение лириков – Семена Данилова, Леонида Попова, Таллан Бурэ. Эту условную классификацию можно продолжить до современности. Почему я сегодня говорю об этом? Для каждого литературного поколения время ставит новые задачи и дает возможность для ее реализации. Для этого поколению надо быть поколением – чувствовать свою общность, свою ответственность и дружескую поддержку. Хотелось бы, чтоб совещание дало вам возможность создать свою поколенческую общность, что в будущем позволит вам не быть в гордом творческом одиночестве.

Мои оппоненты могут сказать, что писателям не надо сбиваться в группы, стаи, как они говорят. Такие люди отрицают даже само существование писательского сообщества. Может быть, это возможно в больших городах, в среде больших народов. У нас, когда общее количество населения республики едва достигает одного миллиона, а по численности народы, проживающие в ней относятся к немногочисленным, вопрос о консолидации творческих сил весьма актуален. В истории литератур народов Якутии много примеров искренней трогательной и творческой дружбы между писателями разных национальностей. Русские писатели Юрий Шамшурин, Сергей Шевков, Юрий Чертов были «якутами» не только по теме, они были истинными северянами, любящими свой край. Владимир Федоров, русский писатель, которому присвоено звание народного писателя Якутии. Очень трогательна переписка юкагирского романиста Семена Курилова и Семена Данилова, хранящаяся в архиве последнего. Такая высокая степень доверия и творческого взаимопонимания говорит о многом. Вот уж действительно, дружба литератур – дружба народов!

Наше мероприятие проходит в непростое время. На Россию в последний месяц наложено столько санкций, запретов и угроз, что становится тревожно за будущее. Требования недружественных стран стали похожи на злобствование от бессилия – ведь многие санкции налагаются нашими недоброжелателями в ущерб собственной экономике и благополучию. Когда начинаешь задумываться о том, как же можно было так противопоставить два близких по духу и крови народа, становится очевидно, какие силы хотели и желали этого. И новость о том, что действующий президент Украины представлен на Нобелевскую премию мира, не просто удивляет, а шокирует. Все поставлено Западом с ног на голову…

Россия и ее народы пережили вместе много трудностей. Не вдаваясь в подробности можно только сказать, что, как бы не ухищрялись злые, темные силы, правда и добро восторжествуют.

 

И в заключение хочу сказать, что мы, старшее поколение писателей Якутии были участниками таких республиканских, также всесоюзных совещаний. Память об этих днях сохраняется, и больше того, эти совещании для большинства из нас стали точкой отсчета в наших творческих биографиях. Пусть это совещание станет таким же и для вас!

***

Два напряженных дня совещания пролетели быстро.  Подведены итоги, заполнены протоколы. В этом году для участников было задумано неплохое поощрение. Ассоциация «Писатели Якутии» во главе Олегом Сидоровым вручила лучшим сертификаты на издание книги – Валерию Андросову (якутская проза, г. Якутск), Василию Рожину (якутская поэзия, Верхоянский улус), Алене Колесовой (секция литератур КМНС, п. Иенгра, Нерюнгринский район), Анне Колосовой (детская литература, Усть-Алданский улус). Министерство культуры и духовного развития РС (Я), которое всегда поддерживает это направление работы, вручило сертификаты на творческие командировки в пределах республики. Их получили Ульяна Захарова (якутская проза, г. Якутск). Сюзанна Кондакова (якутская поэзия, Кобяйский улус), Уулжан Даулетбекова (русскоязычная проза, г. Якутск), Валентина Волкова (секция литератур КМНС, Алданский район), Сардана Гаврильева (детская литература, г. Якутск), Олимпиада Давыдова (секция критики, г. Якутск), Евгений Беляев (секция драмы, п. Зырянка, Верхнеколымский район). На Всероссийское совещание молодых авторов в Химках, организуемое Союзом писателей России, рекомендован Максим Эверстов (русская проза, г. Якутск). Сертификат на читку своей пьесы в театре Олонхо получил Илья Семенов (секция драмы, Амгинский улус) что дает надежду на ее постановку в данном театре.

Многие участники получили рекомендации для публикации в республиканских литературных журналах «Чолбон» и «Полярная звезда».

Хочу поблагодарить наших партнеров – Министерство культуры и духовного развития РС(Я) и Ассоциацию «Писатели Якутии». Их помощь в финансировании, организации совещания молодых писателей достаточно весома. Союз писателей Якутии в этом году никак не смог достучаться до Министерства по делам молодежи. Среагировала на нашу просьбу лишь куратор – заместитель председателя Правительства О.В. Балабкина. А представителей министерства мы так и не увидели на совещании. У меня лично сложилось мнение, что в этом ведомстве творческой молодежью считают только КВН-щиков, что весьма печально.

Конечно же, не все участники совещания станут великими писателями. Мы к этому и не стремимся. Наша задача – помочь действительно талантливым людям, ведь сказал когда-то поэт и переводчик Лев Озеров: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять – талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»…

Сама творческая среда всегда предполагает конкуренцию и амбиции, без этих  двигателей  вряд ли может состояться писатель.  И если кому-то не очень повезло на этом совещании, не стоит опускать руки, обижаться, тем более взывать «а судьи кто?». Выносить на суд людской свои творения всегда сложно, трудно и опасно – можно услышать и хулу, и похвалу.  А самое главное в этом – принять, осмыслить и идти дальше. Возможно, это относится уже к психологии творчества, но ведь недаром говорится – дорогу осилит идущий. Да и писателю во все времена никто, никогда не обещал легких дорог.

Фото с сайта "SakhaNews"

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную