Иеродьякон Нафанаил (Бобылев), иеродьякон Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии
Это строки из поэмы орловской поэтессы Ирины Семёновой «Ксения Петербургская». Мы видим здесь продолжение гимнографической традиции русской поэзии, восходящей к А.К. Толстому, к его знаменитому «Иоанну Дамаскину»: Благословляю вас, леса, В ряду поэтов русской гимнографической традиции ярко сияют имена Константина Романова, Владимира Палея, Иоанна Сан-Францисского. Дань этому направлению отдает и Максимилиан Волошин в своей замечательной поэме «Святой Серафим»: Серафим встречал пришедших с лаской, Эти стихи Максимилиан Волошин пишет в 1919 году, в разгар братоубийственной войны, когда безысходность и отчаяние овладевают сердцами русских людей. Поэт обращается к современникам: «Возведите глаза горе – и вы увидите свет, который поможет разогнать мрак уныния в ваших душах». Подобный же призыв к соотечественникам, жителям России начала XXI века звучит в поэме «Ксения Петербургская». Образ Блаженной Ксении, создаваемый поэтессой, излучает тепло и свет, которые так необходимы сегодня для нас, живущих в помраченном и охладелом мире. Этот образ заключает в себе источник необыкновенной духовной силы и несет провозвестие о грядущей судьбе России. Блаженная Ксения переживает немыслимые беды и скорби: утрату близких, крайнюю нищету, насмешки, поношения окружающих, холод, голод, бездомность – и при этом не только не озлобляется на людей, не винит в своих несчастьях других, но изливает на всех потоки любви, помогает страждущим, отчаявшимся, погибающим. Вот одно из сказаний о Блаженной, переложенное Ириной Семёновой живым летящим стихом, передающим все богатство разговорных интонаций: Бранятся чайки над водой, Ирина Семёнова проявляет необыкновенную поэтическую чуткость и такт, описывая начало подвига Ксении, ставшей юродивой и принявшей имя своего безвременно скончавшегося мужа Андрея Фёдоровича: …Твердит, что жив супруг, Поэтесса при этом раскрывает ступени духовного роста Ксении: Но дух блаженного растёт! Предание о том, как Ксения иносказательно предрекла кончину императрицы Елизаветы оживает в поэме Ирины Семёновой в непринужденной форме диалогизированного стиха, в котором прямая речь – слова святой – сопровождается авторскими комментариями-репликами, имеющими окраску устной речи: Слова всем улочкам слышны, Одной из ведущих тематических линий поэмы является мотив отношений России и Запада. В качестве важнейших художественных средств воплощения этой темы выступают метрические цитаты – фрагментарные повторения размера и строфики поэмы «Медный всадник», а также внутренний диалог с Пушкиным при создании образа Петербурга. Первая строка поэмы «Ксения Петербургская» содержит открытую, подчеркнутую реминисценцию: Монарх на вздыбленном коне, Эти строки непосредственно отсылают нас к пушкинскому тексту: Кумир с простертою рукою Далее читаем у Ирины Семёновой: Он гавань выстроил для флота, И здесь также выстраивается цепь ассоциаций с «Медным всадником»: Прошло сто лет и юный град В данном случае мы имеем дело не просто с перепевом источника. Ирина Семёнова переставляет акценты, значительно приглушая одические интонации ритмического прототипа уже в начале поэмы: И город весь, как царский дом, Максимилиан Волошин называл Петра Великого первым большевиком. В первую очередь «державного царя» сближает с большевиками его отношение к Православию, меры против Церкви, которые заложили основы глубинных сдвигов в сознании русского народа и которые, в конечном счете, привели к революции 1917 года. Поэтическая мысль Ирины Семеновой возвышается до историософского обобщения. Она пишет о провиденциальном значении для России духовного подвига блаженных: В России, в дни великих смут, Прочитав эти строки, многие из православных орловцев вспомнят о блаженном Афанасии Андреевиче Сайко, любившем повторять, что «Орёл дан ему в удел». В словах блаженного скрыто присутствует та же мысль о высшем предназначении святых, благодаря которым держится и сохраняется каждое государство, каждый город, каждое село. Вспомним: «Не стоит село без праведника». В поэме «Медный всадник» обезумевший Евгений бросает вызов «кумиру на бронзовом коне», но оказывается подавленным и морально уничтоженным. Заметим, что Пушкин не случайно употребляет здесь слово «кумир», вызывающее в памяти библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира». Тем самым олицетворение имперской власти приравнивается к идолу, к кумиру, к языческому богу. В поэме Ирины Семёновой эта тема получает иной разворот и новое развитие. Безумие гонимой, осмеиваемой Ксении, в отличие от безумия Евгения, является мнимым. Блаженная являет собою Высшую мудрость святости, напоминая при этом властителям земным о Небесном Царе и Судии мира: Ты три эпохи прожила, Голос Ирины Семёновой в поэме звучит скорее с лирической, чем с эпической интонацией. Житие Ксении Петербургской предстает на страницах книги не просто как спокойное повествование о когда-то совершившихся внешних и далеких от нас фактах и событиях, но как лирическое описание, проникнутое личной эмоцией поэтессы, остро переживающей, принимающей близко к сердцу каждый эпизод земного пути Блаженной: От жизни шаг до жития, Обратим особое внимание на обращение поэтессы: «Склонись, родимая, услышь!» Как это трогательно и проникновенно! Матерь Ксения предстает здесь в образе самого близкого и дорогого нам человека, который всегда услышит нас, всегда поможет во всех наших преткновениях и огорчениях. «Медный всадник» начинается с оды Петру и его детищу («Красуйся град Петров и стой…»), поэма Ирины Семёновой в той же тональности заканчивается одой Ксении Петербургской: Молись же Ксении, народ! Торжественный финал поэмы звучит как ответ на вопрос: « На что надеяться России?». Не в силе Бог, а в правде – гласит народная мудрость. Именно это составляет главный пафос и смысл замечательной поэмы Ирины Семёновой, посвященной великой заступнице и молитвеннице о земле русской святой блаженной Ксении Петербургской. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||