Главная ошибка законодателей сего царствования
Многие здравомыслящие люди чувствуют переломный характер нынешнего исторического момента и необходимость перехода от техногенно-потребительской стратегии глобализации, ведущей мир к катастрофе, — к каким-то новым, более справедливым и рациональным правилам мирового политического, экономического и культурного общежития. В противном случае нас ждет глобальный хаос — в виде роста этнической и религиозной ненависти, обострения экологических проблем, нищеты и бесправия огромных масс людей параллельно с коммерческой раскруткой иррациональных материальных потребностей и жажды чувственных удовольствий. При этом западные элиты, которые, в конечном счете, и ответственны за происходящее, интуитивно чувствуют в России последний бастион сопротивления сгущающейся мировой тьме, потенциального лидера, способного предложить глобальную цивилизационную альтернативу, которую сейчас именуют ноосферной, природоцентричной, антипотребительской (1) или все чаще — духовно-экологической (2). Санкции против нашей страны и истеричная русофобия в западных СМИ – подтверждение данного тезиса. И вот здесь самое время обратиться к центральной проблеме, с которой столкнулась наша страна, а именно: способна ли нынешняя правящая «элита», которая вплоть до последнего времени ориентировалась именно на западные стратегии развития и стандарты потребления, была всем довольна и не хотела ничего менять, — пойти на решительные внутренние реформы в экстремально неблагоприятных внешнеполитических условиях? Есть ли у нее интеллектуальная и нравственная воля к выбору новой стратегии развития страны, где приоритетны не абстрактный валовый продукт, сверхприбыли корпораций, а здравоохранение, наука, культура и образование, сохранение окружающей природной среды – то есть то, что надо народу? Тем более что эта стратегия неизбежно потребует опоры на внутренние материальные ресурсы, на самоограничение в потреблении и умение вместе со своим народом стойко переносить жизненные трудности. В этой связи напомню, что главными отличиями подлинной элиты от псевдоэлиты (или попросту говоря – от временщиков) служат два критерия: 1) ориентация на служение своей стране и высшим ценностям бытия, а не на самоценное властвование; 2) готовность жертвовать личным благополучием ради общего блага, а не обогащаться, пользуясь служебным положением, родственными и дружескими связями. Показательно, что материальная скромность и самоограничение, о чем свидетельствует тысячелетняя практика христианского, да и советского подвижничества, как нельзя лучше способствуют духовному росту и творческой самореализации, в то время как соревнование в роскоши – наикратчайший путь к нравственной деградации и духовной обезличке. Да и примеров великого служения своей стране в истории достаточно: истинные лидеры наций и истинная элита всегда были «на коне», как в прямом, так и в переносном смысле, особенно в трудные, переломные времена. Я специально подчеркиваю переломность момента. Когда ситуация внутри страны более или менее устойчива, на внешней арене нет явных врагов, а простой народ не призывают еще туже затягивать пояса, то ежедневные зарплаты чиновников и предпринимателей в виде 2 млн. рублей в день и особняки в 40 комнат с винотеками и конюшнями вызывают преимущественно чувство нравственного недоумения и презрения у нормального человека. Куда позорнее годовые доходы ректоров и проректоров вузов в несколько десятков миллионов рублей, хотя эти люди самим своим статусом призваны символизировать дух бескорыстного искания знаний и вдохновлять молодого человека на избрание пути к разумному, доброму и вечному (3). Однако и тут можно ограничиться естественным брезгливым возмущением: «Ну, куда тебе столько денег? Как не стыдно выписывать себе такие зарплаты на фоне нищеты крестьян, работников культуры, а главное – собственных ассистентов и доцентов? Неправедное богатство ведь всегда оборачивается жизненными потрясениями, причем тогда, когда человек его меньше всего ждет». Однако ситуация радикально меняется, а сугубо нравственное возмущение уступает место гражданскому и патриотическому, когда личные доходы и льготы пытаются сохранить в условиях резкого ухудшения внешнеполитического положения страны и падения качества жизни у основной массы населения. Здесь и возникает главный вопрос: «Кто правит Россией: временщики или подлинная национальная элита?» Показательно, что западные санкции как раз и направлены на испытание российских правящих «элит», ведь их фактически поставили перед жестким выбором: или вы, как временщики, остаетесь с нами и, соответственно, сдаете национальные интересы за возможность отдыхать в куршавелях и покупать виллы на Гавайях, или же вы всего этого лишаетесь и разделяете испытания со своим народом? И нет никакой возможности усидеть на двух стульях, ибо в условиях объявленной России новой холодной войны решительно определяться все равно придется. Наивно думать, что можно сохранить вчерашний уровень зарплат и потребления, а виллы на Лазурном берегу заменить виллами в Крыму в окружении на глазах нищающего и озлобляющегося населения. Ну, разве что с помощью откровенной диктатуры и террора, что представляет собой все ту же сдачу временщиками национальных интересов собственной страны, ну разве что в несколько другой модификации. Есть ли уверенность, что наши хозяева жизни в основной своей массе сделают выбор в пользу своего Отечества? У меня такой уверенности, естественно, нет. Зато известен единственный критерий, по которому можно будет уверенно судить о появлении в стране подлинной национальной элиты. Это нарастающий и добровольный отказ: - от позорно высоких зарплат и пенсий; - от дорогостоящих фазенд и обслуживающей их челяди; - от разных привилегий и государственных льгот, типа ведомственных больниц и многочисленных резиденций; - от многомиллионных банкетов и тусовок; - от круговой поруки в покрытии высокопоставленных временщиков, типа печально известного бывшего министра обороны. Это – в конструктивном плане – массовые личные пожертвования на развитие науки, культуры и образования; перевод капиталов из заграницы в родную страну и вложение их в развитие промышленности и сельского хозяйства; отказ от пропаганды наживы и роскоши в средствах массовой информации и провозглашение нестяжательства главным принципом национального, корпоративного и индивидуального бытия. Понятно, что именно верховная власть призвана явить здесь основной вдохновляющий пример. Будем надеяться, что наша элита пока что собирается и сосредоточивается, а последняя волна эмигрантов-временщиков вслед за гусинскими и ходорковскими уже пакует чемоданы. 1. См. аналитический материал на эту тему. 2. См., в частности, о духовно-экологической цивилизации в коллективной монографии: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета, 2014. 3. Ректоры вузов отчитались о доходах: РАНХиГС, ВШЭ и Финансовый университет – самые выгодные места https://clck.ru/9NZKG |