Нина ЯГОДИНЦЕВА
Взрослые мифы о детской литературе
Доклад на на XIV конференции Ассоциации писателей Урала, Сибири и Поволжья

Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Для меня большая честь и ответственность выступать с рассуждениями о детской литературе здесь, в одном из ярких литературных и культурных гнезд России, в присутствии писателя, чье имя мне знакомо с детства, чьи книги читали мои дети – теперь уже взрослые, и с чьим именем литература Вятки и большая детская литература связаны неразрывно – это Альберт Анатольевич Лиханов.

Однако и естественный интерес культуролога и личный материнский опыт воспитания детей ставят целый ряд вопросов, о которых хотелось бы сказать. Наш подход – максимально обобщенный и несколько фрагментарный, однако расставляющий ряд актуальных акцентов.

У нас на Урале детской литературе уделяется большое внимание. Челябинская академия культуры проводит большой фестиваль для младшего и среднего звена школы по творчеству замечательного поэта Николая Шилова. Целую программу выпуска и пропаганды книг разворачивает издательство Марины Волковой. Несмотря на трудности, предпринимаются попытки издавать детский журнал. Важность литературы для детей понимают все.

Помните, как не столь давно новые книги из серии о Гарри Поттере продавались с применением глобальных пиар-технологий? По всему миру торговля открывалась в один и тот же час, ажиотаж был создан необыкновенный, и счастьем было стать первыми покупателями. В результате на Поттериане выросло уже целое поколение, эта в общем весьма сомнительная книга стала частью его культурного кода. Уже по данному частному далеко не безобидному факту можно представить масштаб борьбы за детские души.

Невольно возникает вопрос: а какая картина мира складывается в уме и сердце юного поколения? Насколько эта гремучая смесь виртуальных возможностей, технологических соблазнов и вполне себе средневековой магии соответствует жестким вызовам природной, техногенной и социальной реальности, которая сегодня ставит в тупик и вполне взрослые поколения? Что передавать детям вместе с искренним пожеланием счастья? Не являются ли наши упования на литературу, книгу, воспитание души наивными в мире информационных супертехнологий? Готовых ответов на эти вопросы нет. Зато есть целый ряд мифов, с которыми надо разбираться.

Миф первый: дети сейчас другие – они больше знают, чем мы в их возрасте, их трудно чем-то удивить, а вот они своими познаниями легко могут привести в замешательство взрослого человека… Поэтому для детей нужно писать по-другому, не так, как прежде. Это правда ровно настолько же, насколько и ложь. В художественной литературе информационная составляющая второстепенна, гораздо важнее – чувственно-эмоциональная сторона, без которой воспитание человеческого в человеке невозможно в принципе. Именно эмоционально-чувственная составляющая психики определяет степень ее самоорганизации, способность к сочувствию и взаимопониманию.

В изнанке мифа обнаруживается колоссальная проблема. Да, наши дети свободно ориентируются в море информации, но, во-первых, она в очень незначительной степени становится знанием (то есть частью внутреннего мира ребёнка), во-вторых, в ней нет смысловой и ценностной иерархии и культуры эмоционального переживания и сопереживания – того, что и воспитывает хорошая литература. А в-третьих, обманчивая доступность информации очень быстро взращивает в человеке душевную лень.

Пойти в библиотеку или кликнуть мышкой в Яндексе – а вы сами что выберете? Если без лукавства – то преимущество у Яндекса. Но ценить полученное вы будете не больше, чем на этот самый «мыший клик». Зачем запоминать, если в любое время можно выйти в Интернет и отыскать всё, что угодно? Зачем сопереживать и осмысливать, если порции свежей информации поступают регулярно? Так постепенно исчезает глубина восприятия, обнуляется память, обесценивается знание. Информационные «удобства» уже оборачиваются большой бедой, а мы едва начинаем понимать, насколько детям сейчас труднее, чем было нам в их возрасте.

Ещё один миф – твёрдое убеждение, что детей надо развлекать. Да, детская литература должна быть прежде всего интересной, но в стремительном развитии ребёнка каждый период имеет свою генеральную задачу: вначале это изучение языка общения (и оно начинается именно с эмоций), элементарное познание мира, затем вовлечение в активное общение и сопереживание, потом формирование культурного кода и картины мира, на основе которых ребёнку предстоит искать взаимопонимания в обществе. А позже – своеобразное испытание смысловой конструкции личности «на прочность», «проверка мыслей и чувств». Причём каждый последующий этап включает в себя предыдущие, и процесс постижения мира многократно усложняется.

Развлечение актуально для взрослых, застрявших в колее обыденности, в узком круге бытовых или производственных проблем. Детям развлекаться некогда – каждый день напряжённо готовит их к будущей деятельности. Развлечение же воспитывает потребителя. И если взрослому после развлечения волей-неволей приходится возвращаться в привычную колею, которая его всё-таки держит в рамках суровой реальности, то ребёнку возвращаться некуда – и он потом развлекается или ищет развлечений всю малоосмысленную жизнь. Детская же литература должна быть увлекательной – увлекать в реальный мир.

Следующий миф – постоянная потребность ребенка в новизне. Мы забыли, что детство – это игрушки любимые, а не каждый день новые, это бесконечное повторение незатейливых игр, главные из которых «дом» и «войнушка» (освоение базовых смысловых моделей построения своего мира и его защиты, с чётким распределением гендерных ролей), это любимые книжки – залистанные, с подклеенными переплётами, зачитанные до дыр. Стремительный поток информации, в который мы бросаем малыша с первых лет его существования, не даёт возможности формирования устойчивых психических структур личности, и в результате мы получаем нечто аморфно-инфантильное, безвольно плывущее по течению, не отвечающее даже за свою жизнь, не говоря уже о близких, коллективе, Родине. Не новизна, а глубина, которую ребёнок может осмысливать, требуется от детской литературы.

Еще один миф – приоритет безграничной фантазии. Благодаря компьютерным играм и разного рода телевизионным реалити-шоу граница между игрой и реальностью опасно сместилась, породив виртуальный мир и втянув в него целые поколения. В виртуальном пространстве – будь то компьютерная «стрелялка» пятидесятого уровня или отвязанное фэнтези – чувство реальности исчезает полностью, а ведь сама реальность вокруг усложняется год от года и технологически, и психологически, и именно в ней повзрослевшему ребёнку предстоит жить и действовать.

Каждый миф упирается в проблемы взрослые, глобальные, решаемые далеко не вдруг. Детской же литературе необходимо как-то обходиться с ними здесь и сейчас, потому что «завтра» для неё находится очень близко. Конечно, у детей более сложная система критериев оценки реальности, и в этом они, безусловно, превосходят нас. Но не наработаны формы взаимодействия с этой реальностью и нет культурного кода, который позволяет находить широкое взаимопонимание с другими людьми, нет культуры переживания высоких и сильных чувств – того, что формирует именно литература.

Поэтому литература для детей должна быть чётко, выверенно нравственной. С первых строчек – помните: «Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог – весь до ниточки промок»? – формируются ценностные ориентиры ребёнка, и если мы маленькую личность с не устоявшейся ещё системой ценностей начинаем втягивать в сомнительные взрослые эксперименты с нравственностью – трагедия неизбежна.

Второй немаловажный момент: понятие «детство» включает в себя целый ряд возрастных периодов, сильно друг от друга отличающихся, как уже было сказано выше, и если для маленьких так или иначе пишут многие, тут я могу привести даже такое понятие, как материнская поэзия - это направление у нас в Челябинске, например, разрабатывает поэтесса Нина Пикулева, и в её пестушках, опирающихся на народные традиции, слово неразрывно связано с действием и эмоцией с первых дней жизни малыша и даже раньше, то для подростков художественной литературы трагически не хватает. Это и понятно – нужно иметь большое мужество, чтобы в нашем растерянном, не понимающем себя самого мире серьёзно говорить о жизни с почти уже взрослыми детьми. Другая проблема – те произведения, которые есть и опубликованы, не становятся предметом обсуждения, их образы и герои не встраиваются в культурный код в силу целого ряда причин – небольшие тиражи, отсутствие целенаправленной критики, снижение интереса к книге на фоне компьютерных технологий. Есть где разгуляться «раскрученному» Гарри Поттеру.

Третий момент: литература как самая точная наука о жизни учит в первую очередь глубокому пониманию реальной жизни. Она предлагает юному читателю самые разнообразные жанры по принципу: ложь в форме ради истины в содержании. То есть все фантазийные элементы – место действия, сюжет, герои, обстоятельства и пр., – служат для более яркого и убедительного утверждения вполне реального смысла. Фантазия ради фантазии, так распространённая сегодня, развращает ум и воображение, отдаляет от насущной жизни – то есть наносит реальный вред маленькому человеку.

Четвёртый момент, пожалуй, требует более пространных объяснений. Уровень литературного диалога с ребёнком всегда должен быть достойным – будь то приключения Колобка или рассказы о детях на войне. Но всё чаще наблюдается иное: вполне взрослые авторы, не доигравшие, видимо, в своё время, вдруг начинают писать как бы «для детей», а на самом деле для себя, с позиции уже взрослого опыта. Такие игры со смыслом обычно пронизаны иронией или сарказмом, они изображают мир и людей в нём карикатурно, даже свысока и с презрением. Комплексы взрослых понятны – но почему это адресовано детям? Это, кстати, принцип большинства американских мультфильмов: очевидная карикатурность персонажей, воспитывающая у зрителя чувство превосходства над окружающими.

Тут же обнаруживается и вторая крайность – стихи и сказки, которые пишут своим внукам любящие бабушки и дедушки, ну или просто почтенные дамы, решившие, что у них это очень хорошо получается: серьёзное – никак, а вот для детей – запросто... Сегодня такие книги издаются в огромном количестве, но подавляющее большинство из них по сути не выходит за пределы «домашней радости». Если в первом случае нас категорически настораживает цинизм, то во втором сразу бросается в глаза беспомощная слащавость, и обе беды детству равно противопоказаны.

И, наконец, пятый момент: литература для детей должна формировать начальный культурный код, основу общественного взаимопонимания. Это значит не «больше детских книг!», а широкое распространение лучших: нужно, чтобы их читали и обсуждали в семье и в школе, чтобы образы, мотивы, судьбы героев становились полем широкого взаимопонимания. На это должны работать журналы, книжные серии «для семейного чтения», библиотечные акции…

Мы живём в очень жёсткое время обессмысливания и подмен, и если что-то видим и понимаем в нём, то именно благодаря усвоенным в детстве основам. Каким будут воспринимать мир наши дети? – вопрос остаётся открытым. Диалог с детством надо вести очень серьёзный, это всё больше чувствуют и родители, и писатели. Многие родители хотя бы по диагонали перечитывают книги для своих детей, понимая, что сегодня далеко не всякое чтение полезно. А молодые «детские» писатели всё чаще решаются на серьёзный глубокий разговор с юным читателем: о жизни и смерти, любви и ненависти, подвиге и предательстве... Это обнадёживает, потому что у нас прекрасные собеседники.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную