Игорь ЯНИН

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

 
 
 

Эффект бабочки — это термин, в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем. То есть, иногда даже незначительное влияние на хаотичные системы может иметь большие и непредсказуемые последствия, – в том числе и совершенно в другом месте и в другое время.
Например, ровно десять лет тому назад Грузия (в ночь на 8 августа 2008 года) обстреляла из установок залпового огня «Град» Южную Осетию и грузинские военные вошли в Цхинвал, а затем были выбиты из него российской армией, а затем Москва признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. И это были события одной цепи. Но в череде других событий, даже уже и не связанных с нападением Грузии на Южную Осетию, случилась трагедия, которой могло и не быть, если б Грузия не вторглась в Южную Осетию, а  связанные с этим вторжением события развивались бы по другому сценарию…

 

1. Тайна проклятого места

Да у той ли у березы, у покляпыя…
(Переволок с реки Каспли на Березину)

Под Смоленском разбился самолет Ту-154М. Ранним утром в субботу 10 апреля 2010 года лайнер на страшной скорости вынырнул из тумана, зацепился за верхушки деревьев, ударился крылом о ствол берёзы, опрокинулся и сгорел. Погибли все, находившиеся на борту – 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга, ряд высокопоставленных политиков, высшее военное командование, общественные и религиозные деятели. Качиньский направлялся в Россию с частным визитом на траурное мероприятие по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

В принципе этого рокового полёта Ту-154М могло не быть вовсе. Дело в том, что на той же неделе – 7 апреля 2010 года – в Катынском лесу уже проходила официальная совместная российско-польская церемония поминовения погибших там польских и советских граждан. В совершении печального обряда участвовали премьер-министры России и Польши –Владимир Путин и Дональд Туск. Возлагали венки, произносили слова скорби, поминали погибших. И хотя в России далеко не все согласны с версией о том, кто был виновником трагедии, жертвам преступления были отданы почести по высшему разряду. На месте массового захоронения Путин и Туск, приняли участие в церемонии закладки камня в основание храма Воскресения Христова. Но, видимо, польской политической элите этого показалось мало.

Надо заметить, что всего за пару недель до этого Россия пережила свою трагедию. 29 марта 2010 года в московском метро взорвались две террористки-смертницы, погибли 40 человек. Многие польские газеты писали об этом с плохо скрытым злорадством, исподволь оправдывая действия террористок. Слов сочувствия не нашлось тогда и у Леха Качиньского, который ещё в бытность свою мэром Варшавы назвал одну из площадей города именем Джохара Дудаева.

После говорили, что накануне авиакатастрофы подан был некий «знак свыше». У братьев-близнецов Качиньских вдруг серьезно занемогла мать. Сыновний долг – святое дело: брат Ярослав остался у постели больной матери; он отказался от поездки в Смоленск. Поводов отменить полёт хватало и у брата-президента. Тем более, что сам Лех Качиньский уже побывал в Катыни в 2007 году, но он решил организовать еще и отдельную церемонию поминовения – вторую на неделе. И какой там «частный визит», –вместе с ним направились видные польские политики, военачальники и историки. Не прибыли. Воистину, Катынский лес – проклятое место.

Для расследования обстоятельств авиакатастрофы была образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны России. На месте гибели самолёта работали 25 польских специалистов из МАК, следователи из Следственного комитета при прокуратуре РФ, 11 следователей и прокуроров из Польши, судебно-медицинские эксперты.

Появившиеся в западной прессе сообщения о якобы обнаружении следов взрывчатки на месте катастрофы эксперт летчик-испытатель Магомед Толбоев назвал полным бредом. Аварец, Герой России Магомед Омарович –человек бескомпромиссный, порой резкий. На его счету две аварийных посадки с неработающими двигателями, посадка Су-27 с разрушенным хвостовым оперением, «Буран» и много ещё чего... Толбоев всегда безошибочно указывал на причину лётного происшествия – нашего или зарубежного. Выводы его лаконичны и суровы по отношению к причастным, к своим ли собратьям-лётчикам или к высоким должностным лицам. В данном случае Толбоев определил: «Вина лежит на организаторах полёта».

Практически сразу на месте авиакатастрофы обнаружили два «чёрных ящика». Их вскрыли в присутствии представителей СКП России и прокуратуры Польши. Чуть позднее нашли третий «чёрный ящик». Эдмунд Клих, руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастрофы, отметил: «Российские специалисты сотрудничают с нами образцовым образом».

Предварительная расшифровка бортовых самописцев показала, что взрыва на борту самолёта не было. Но предстояла ещё синхронизация всех показателей — речевых, параметрических. Эта работа требовала времени — идентификация звуков и шумов в кабине продолжалась.

Между тем было установлено, что лётный экипаж был сформирован всего за день до полёта, то есть 9 апреля. Командование 36-го специального авиаполка перед полётами в Смоленск через посольство в Москве просило выделить российского штурмана для помощи в навигации и переговоров с военными диспетчерами на русском языке, но затем польская сторона от русского штурмана почему-то отказалась. Странно такое пренебрежение правилами подготовки экипажа, тем более что речь шла о президентском самолете.

О том, что аэродром «Смоленск-Северный» в то время был технически слабоват, это было всем известно. Директор европейского департамента МИДа России Сергей Нечаев отговаривал польскую сторону от использования аэропорта в Смоленске. Причём настаивал. Но его не стали слушать.

Согласно выводу польской комиссии, в день вылета из всего состава лётного экипажа Ту-154М действительный допуск к выполнению полётов на самолёте имел только один – бортинженер. Формирование лётного экипажа производилось с нарушениями инструкций. У штурмана был перерыв в управлении самолётом Ту-154 более двух месяцев. Кроме того, накануне – 9 апреля – он выполнял полёт на Як-40 по маршруту Варшава – Гданьск – Варшава и ему не дали положенного времени для отдыха и подготовки к рейсу. Регулярные тренировки для отработки взаимодействия работы экипажа в особых случаях, не проводились. Эти «мелочи» выявились позже.

Все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён. МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолёта и психологическое давление на него. И вот здесь многое нам проясняет история, происшедшая двумя годами ранее.

 

2. Уровень ответственности

Экипаж состоит из капитана и
остальных членов команды.
(Из корабельного устава)

В августе 2008 года разразился вооруженный конфликт в Южной Осетии. Лех Качиньский поспешил в Грузию, чтобы поддержать Михаила Саакашвили. Командованием 36-го авиаполка специального назначения, обслуживающего правительственные самолеты, было решено, что по соображениям безопасности самолет летит в Азербайджан, в Гянджу. Оттуда делегация на бронированных автомобилях поедет в Тбилиси (примерно 300 км). Посол Польши находился в Баку, и был в курсе дела; в аэропорту Гянджи делегацию ждали автомобили.


Южная Осетия, авгут 2008 г.

Маршрут не предусматривал посадку президентского Ту-154М в Тбилиси. Причин несколько. В тот момент не было ясности: кто контролирует грузинское небо, кто обеспечивает наземный контроль за авиаперелётами и в каком состоянии находятся взлётно-посадочные полосы. О потерях авиации обеих конфликтующих сторон поступали противоречивые сведения. 11 августа 2008 года прошла информация о том, что Саакашвили объявил об уничтожении 80—90 самолётов. Потом поступило разъяснение, что Саакашвили говорил о 18—19 самолётах. В английском языке, на котором часто выступал президент Грузии, числа 18 и 19 (eighteen, nineteen) произносятся очень схоже с числами 80 и 90 (eighty, ninety). На следующий день Саакашвили упомянул о 21 сбитом самолёте.

Разумеется, и те, и другие цифры взяты «с потока». Но реальные потери были, в том числе от «дружеского огня», страсти были предельно накалены, и без предварительного согласования соваться туда чрезвычайно опасно. В нервозной обстановке может произойти что угодно. Подобное случалось не раз: в 1973 году истребители ПВО Израиля расстреляли над Синайским полуостровом ливийский пассажирский лайнер, в  1998  году ракетой с американского крейсера Vinsenns над Персидским заливом был сбит принятый за боевой самолет иранский аэробус А-300 и т.п.

А в Симферополе уже собрались лидеры Польши, Украины и стран Балтии. Лех Качиньский, видимо, охваченный эйфорией, решил направиться прямиком в Грузию. Ему хотелось сделать подарок Михаилу Саакашвили, посадив самолет с «пятью президентами» именно в Тбилиси. Представители администрации президента Польши Мачей Лопинский и Владислав Стасяк (последний 10 апреля 2010 г. погиб в Смоленске) передали экипажу, что президент требует лететь прямо в Тбилиси.

Но командир экипажа капитан Гжегож Петручук наотрез отказался менять маршрут. Тогда Лех Качиньский сам вошел в кабину пилотов и спросил: «Господа, кто является командующим вооруженными силами?» Командир экипажа: «Вы, господин президент» – «Тогда прошу выполнять приказ и лететь в Тбилиси». Капитан стоял на своём. Кстати, вторым пилотом президентского Ту-154М был Аркадиуш Протасюк. Именно Протасюк будет командиром судна во время катастрофы в Смоленске.

Взбешённый Качиньский стал звонить руководству польских ВВС, в Генштаб, требуя заставить непокорного пилота лететь в столицу Грузии.

Командир 36-го полка Томаш Петшак ответил, что это невозможно, поскольку на дипломатическом уровне такой маршрут не согласован, воздушное пространство контролируют российские ВВС и в такой горячей обстановке попытка прошмыгнуть без спроса может плохо кончиться. В свою очередь Петшак позвонил заместителю командующего ВВС и заместителю начальника генштаба. Мнения разделились. Тогда комполка попросил дать ему приказ письменный. От генералов пришел факсом рукописный приказ лететь... до Гянджи, и такое решение комполка передал командиру экипажа.                                                                                 

Самолет и прилетел, как было заявлено, в Гянджи. Там гостей ждали; всё было готово, и делегация успела на митинг в Тбилиси. Лидеры Польши, Украины и стран Балтии произнесли свои речи в поддержку Саакашвили и отправились в администрацию президента Грузии, где состоялся совместный ужин.

Чуть позже без приключений и скандалов, как и приличествует лидеру великой державы, по согласованному маршруту в Тбилисский аэропорт прибыл президент Франции Николя Саркози. Он прилетел из Москвы, где встречался с тогдашним российским президентом Дмитрием Медведевым, и привез согласованный с Россией план урегулирования конфликта. Саркози тоже успел на митинг, который продолжался без перерывов более семи часов. Утром состоялись официальные переговоры президента Франции с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, в ходе которых обсуждался мирный план урегулирования конфликта в регионе.

Но действия капитана ВВС, который 12 августа отказался выполнить президентский приказ, вызвали крайнее раздражение Качиньского. Ещё в Тбилиси польский лидер заявил, что обсудит меру наказания летчика. «Мы обязательно разберемся. Причем на самом высоком уровне», – пообещал он.

Военная прокуратура начала разбираться, совершил ли Гжегож Петручук преступление, отказавшись выполнять приказ президента. В заявлении, направленном в прокуратуру, говорилось, что Петручук «создавал президенту трудности в исполнении его конституционных обязанностей».

Пилота обвинили в трусости и грозили судом. Министр обороны Польши Богдан Клих, напротив, был уверен, что капитан ВВС поступил правильно.

Пилот отвечает за жизнь всех находящихся на борту людей. И если, по его мнению, перелет в то или иное место угрожает их безопасности, то он должен (по крайней мере, в мирное время) отказаться от такого задания. В Грузии никто не ждал самолета из украинского в то время Симферополя, и самолет президента мог быть сбит. Командир проявил принципиальность и остался жив, как и его пассажиры, в том числе президенты: Польши Л.

Качиньский, Литвы В. Адамкус, Эстонии Т. X. Ильвес, Украины Виктор Ющенко, а также премьер-министр Латвии И. Годманис.                     

После трехмесячного разбирательства прокуратура признала, что, согласно Лётному уставу ВВС, «на борту самолёта решениям пилота должны подчиняться все, независимо от их воинского звания и статуса». Капитан Петручук повёл самолет по самому безопасному в военной обстановке, по заранее согласованному коридору. Министр обороны наградил Гжегожа Петручука Серебряным Крестом. Однако за непослушание капитан Петручук от полётов особой важности был отстранен и заменен более послушным и гораздо менее подготовленным пилотом.

 

3. Цена амбиции

Умной спеси не бывает.
(В. И. Даль. Пословицы русского народа)

Итак, следствие установило, что 10 апреля 2010 года диспетчер аэродрома «Смоленск-Северный» сообщил экипажу самолёта о том, что «условий для приёма нет». Согласно правилам, окончательное решение о том, осуществлять ли посадку, принимает командир воздушного судна. На удалении 1,5 километра от аэродрома группа руководства полётов обнаружила, что самолёт снижается ниже глиссады. Руководитель полётов дал команду экипажу о переводе в горизонтальный полёт и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее, самолет продолжал снижаться.

Перед польским бортом №1 на аэродром «Смоленск-Северный» заходили два самолета. Польский Як-40 с журналистами благополучно сел, а вот следовавший затем военный Ил-76 после двух попыток запросил посадку во «Внуково» и ушёл. Не стал рисковать, хотя самолетом управлял летчик, хорошо знакомый с местностью. Экипаж Ту-154М связывался с экипажем польского Як-40. Те подтвердили: условия на аэродроме не соответствуют необходимым для посадки. Тем не менее, командир Ту-154М предпринял попытку посадить самолёт.


Под Смоленском - 10 апреля 2010 года

Существовала реальная возможность ухода президентского самолёта в один из московских аэропортов. Но Москва для Качиньского – столица злобной России, оплот врагов Польши. Категорически нет!.. Имелись и другие варианты, куда, кроме покрытого туманом Смоленска можно было посадить президентский борт. Это аэропорты Минска и Витебска, а от них до Катыни – рукой подать. Но разве мог Качиньский сесть в Белоруссии!? Александр Лукашенко был для него личным врагом, против которого он еще в 2005 году собирался идти «крестовым походом». Ослепленный гордыней он не подумал ни о себе, ни об окружающих, приказал садиться, погубив себя и ещё 95 человек. При заходе на посадку пилоты отклонились от курса, самолёт задел деревья примерно в километре от взлётно-посадочной полосы, после чего рухнул на землю.

К 12 мая 2010 года данные бортовых систем предупреждения и навигации были декодированы на базе лаборатории США с участием польских специалистов. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что технической комиссией установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полёте не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землёй. Аэродром и его оборудование! были пригодны к приему воздушных судов. Система TAWS была включена, работоспособна и передавала необходимую информацию экипажу. Навигационная система GNSS также была включена и работоспособна. Экипаж своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов, а также от экипажа самолёта Як-40 Министерства обороны Польши, который произвёл посадку на аэродроме примерно за полтора часа до катастрофы Ту-76М.

Российские эксперты смогли расшифровать примерно три четверти записей речевых самописцев. Зашумлены остались около 25% переговоров. Польские специалисты заявили о своем намерении выяснить, что все-таки скрывают помехи. И установили: в пилотской кабине находились лица, не являющиеся членами экипажа. 25 мая 2010 года Эдмунд Клих заявил, что один из посторонних опознан. Это главком ВВС Анджей Бласик. Он разговаривал с пилотами до момента удара Ту-154М о дерево. 8 июня МАК сообщил, что идентифицировано второе лицо, не являющееся членом экипажа, речь которого была зафиксирована бортовым самописцем. Как и предполагалось ранее, им оказался шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана. Также установлено, что командир воздушного судна был за штурвалом, а Бласик стоял сзади или сидел на приставном сидении. 14 июля стало известно о расшифровке поляками одного из фрагментов переговоров в кабине, который ранее пропускали как «неразборчивый». Командир самолёта произносит: «Если мы [или я] не приземлимся, они [или он] убьют меня».

12 января 2011 года МАК представил окончательный доклад. Было установлено нарушение принятых процедур захода на посадку. Согласно докладу, обучение пилотов спецполка Польши, обслуживающего самолеты руководства страны, не отвечало стандартам. МАК установил также, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.

Протокол к польскому докладу по катастрофе, насчитывающий 1 тысячу страниц, обнародован. В нём приводятся фразы из разговоров пилотов и диспетчеров. Эксперты, расшифровывавшие переговоры экипажа, услышали отрывок фразы: «Он взбесится, если ещё...». В данном контексте речь могла идти только о президенте, которого сообщение об уходе на запасной аэродром вывело бы из равновесия. На протяжении последних 30 минут полета дверь в кабину пилотов была открыта. По словам одного из участников расшифровки записей, в кабине был «проходной двор». В итоге командир экипажа Аркадиуш Протасюк, не сумевший противостоять начальству так, как это сделал за два года до этого Петручук, пошёл на отчаянный риск, что и привело в итоге к гибели польской делегации.

Как ни очевидны были факты, поляки не могли смириться с реальностью. Они не готовы были признать, что вина в этой катастрофе лежит только на поляках и больше ни на ком. Предпринимались попытки представить хотя бы частично виновными русских диспетчеров, аэродром или его отдельные системы. Но диспетчеры аэродрома «Смоленск-Северный» превысили бы свои полномочия, если бы вмешались в принятие решения командира польского Ту-154М.

В Польше поднималась волна борьбы с советскими памятниками. Основательно подогрел русофобские настроения фильм Анджея Вайды «Катынь». Произведение талантливое, если судить с точки зрения художественной. Но посыл сомнительный. Фильм, тем не менее, был показан в России по государственному телеканалу «Культура».

По-видимому, оценив силу воздействия на общественное мнение фильма, снятого выдающимся режиссером, польские власти организовали поддержку «художественной» полноформатной киноленты «Smolensk». И весной 2016 года, состоялась премьера фильма. По сценарию, журналистка проводит расследование, связанное с катастрофой, встречается с семьями жертв и пытается выяснить «всю правду». «Смоленск» представляет гибель президента Польши как месть российских спецслужб. Вместе с героиней зритель должен утвердиться в мысли, что крушение лайнера было спланированным.

Проект вызвал бурную дискуссию в польском обществе, в том числе среди деятелей культуры. Несколько известных актеров отказались от участия в фильме. В результате главные роли в «Смоленске» сыграли малоизвестные актеры. Откровенно политическая затея не вызвала восторга и у здравомыслящих работников министерства культуры. Создатели «Смоленска» долгое время не могли собрать нужную сумму. Дело двинулось только при поддержке «тайных инвесторов». Съемки проходили в Польше и США.

С помощью компьютерной анимации в картине показано, как самолет касается днищем деревьев, а потом, сотрясаемый взрывами, разваливается на куски. Как писали польские СМИ, президент Ярослав Качиньский лично следил за производством этой киноагитки, предлагал внести в сюжет коррективы. А после премьеры призвал всех поляков, «желающих знать правду», посмотреть этот фильм. Однако кинозалы, где показывали драму «Смоленск», оставались полупустыми.

Ну, кино – это кино. А в реальности правительство Польши пообещало опубликовать «истинные доказательства причин смоленской катастрофы», ссылаясь на «сокрушительные» записи переговоров, которые якобы скрывало от общественности прежнее правительство.

Подозревали всех. Искали всюду: в «чёрных ящиках», в отчетах, в протоколах, в биографиях, в могилах. В могиле Леха обнаружили фрагменты тел других погибших. В одном погребении оказались останки полевого епископа Войска Польского и православного ординария. А ведь посол РФ в Польше Сергей Андреев предупреждал, что проведены лишь начальные процедуры идентификации. Москва исходила из того, что дальнейшие процедуры будут проведены уже в Польше. Польские власти небрежно отнеслись к своим погибшим соотечественникам, а виноваты всё те же русские. Другие «открытия» засекретили, предложив общественности строить догадки по «откровениям» фильма, который можно считать частью политической кампании Ярослава Качиньского.

Однако и Межгосударственный авиационный комитет, и десятки независимых экспертов, и даже многие польские журналисты и политики признают: причина трагедии, унесшей жизнь президента Леха Качиньского, -ошибка экипажа. Бывший польский лидер Лех Валенса обвинил в авиакатастрофе под Смоленском братьев Качиньских. По мнению Валенсы, Качиньские хотели «использовать Катынь для избирательной гонки» и принимали «безответственные решения».

Главная военная прокуратура Польши официально заявляла об отсутствии следов взрывчатки на обломках воздушного судна. Ведь сразу после катастрофы были проведены экспертизы, и никаких признаков воздействия на самолет взрывчатыми веществами не обнаружено. Ни характер разброса обломков, ни их состояние не подтверждают версии о взрыве на борту или о разрушении лайнера в воздухе до столкновения с препятствием, – с той самой берёзой «покляпой» (понурой). Но после того, как к власти пришла партия брата-близнеца Качиньского, Ярослава, была создана другая подкомиссия – для пересмотра итогов расследования. Новый глава Минобороны Польши заявил, что основные факты были уничтожены. От также объявил, что лайнер Ту-154М по неким новым данным разрушился еще в воздухе, а не от удара о берёзу, как считалось ранее.

Представитель МИДа Мария Захарова тотчас отреагировала – предложила польской стороне незамедлительно предъявить международной общественности «новые» материалы. Это очень серьезные вещи, – заявила она. – Подобные заявления подрывают и без того ухудшившиеся отношения между двумя странами. – Нет, отвечают, это секрет.

Что тут можно сказать? До предъявления реальных доказательств все заявления о виновности российской стороны звучат не более убедительно, чем художественные произведения, которые по закону жанра допускают как домыслы, так и вымыслы.

Польская прокуратура якобы ищет следы тротила, ведет «тайное» следствие. Тайное, потому что знает – как не было тротила семь лет назад, так и нет. Откуда ж ему взяться? Но «довлеет дневи злоба его».



…А вот если б во время грузино-осетинского конфликта командир экипажа Гжегож Петручук, ради безопасности вельможных панов отказавшийся от посадки в Тбилиси, не подвергся унижениям и от полётов особой важности не был отстранен, то и Аркадиуш Протасюк уже в другой ситуации и в другое время посмел бы обеспечить, как он и обязан, безопасность всех своих пассажиров.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную