24 мая 2012 г . в Государственой думе РФ состоялось награждение лауреатов Четвертого международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого. Председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отметила, что этот конкурс "создает уникальную возможность для талантливых детских писателей из глубинки нашей страны". "Подобные конкурсы показывают, что детская литература сегодня жива, а писатели ставят перед собой серьезные задачи. Сам конкурс с такой высокой морально-этической планкой был бы невозможен без сподвижничества наших авторов", - сказал председатель оргкомитета конкурса и член Молодежной общественной палаты России Михаил Синицын. В этом году конкурс стал рекордным по многим показателям. Расширилась география смотра. В Москву приходили работы со всего мира – Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии, Израиля, США, а также со всех регионов России. На конкурсе побит и численный рекорд: в нем приняли участие более 300 авторов. Из них жюри выбрало 14 лучших, которые получили награды. Лауреатами стали представители Ивановской, Орловской, Мурманской, Самарской областей, а также писатели из Краснодарского, Приморского, Красноярского крае, Башкортостана и Коми. Церемония награждения проходила в теплой, почти домашней атмосфере. Учредители конкурса, Союз писателей России и Молодежная общественная палата России, не ограничились вручением наград и дипломов. Главная задача, которую они перед собой ставят - донести произведения авторов до молодого читателя. Об этом же говорит идея, которую инициаторы конкурса пытаются воплотить в жизнь совместно с ОАО "Российские железные дороги". Организаторы конкурса придумали специальную программу для детей, путешествующих на дальние расстояния вместе со своими родителями. Суть идеи проста: в определенное время в поездах дальнего следования будут включать аудио программы специально для ребят, основой этих программ станут произведения для детей, написанные победителями Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н. Толстого. Вот список лауреатов конкурса: Номинация «Художественная проза для юношества» Номинация «Поэзия для юношества» Номинация «Познавательная книга для юношества» Номинация «Познавательная книга для подростков»: Номинация «Познавательная книга для детей»: Номинация «Стихотворения для детей» Номинация «Проза для детей»: Диплом «Золотого витязя» - Александр Бачурин (г. Владивосток) – исторический роман для подростков и юношества «Апостол Америки и Сибири» (о жизни и деяниях святителя Иннокентия (Вениаминова). Номинация «Иллюстраторы детских книг» Номинация «Пьеса для детей» Номинация «Короткое детское произведение»
После награждения был проведён "круглый стол" на тему законодательного обеспечения книгоиздания для детей и юношества, организаторами которого является Молодёжная общественная палата и Комитет по делам семьи, женщин и детей ГД РФ. Ирина Репьёва Нам удалось издать на гранты работы 1 и 2 конкурсов. Эти гранты мы получили в правительстве Москвы (2007-2009г.г.) и в 2008 году в фонде «Русский мир». Но существующая система выделения грантов предполагает, что они выдаются всего один раз и в одни руки! После 2009 года мы подавали ещё две заявки - на издание работ 3 и 4 конкурсов им. А.Н. Толстого: в правительство Москвы и в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Из агентства нам даже не ответили. А в правительстве Москвы придрались к чисто формальному поводу и денег не дали. Не сыграло роли даже то, что третий конкурс мы проводили со столь уважаемой организации, как ЦСКП – творческим клубом «Единой России». Ещё один грант мы просили у Комитета по культуре правительства Москвы – на проведение вот этого самого четвертого конкурса, итоги которого подводим сегодня. Мы обещали даже отработать за этот грант – десятки раз выступить перед детьми в столичных библиотеках в течение года. Молчание было нам ответом. Из-за чего складывается впечатление, что, во-первых, грантосоискателей слишком много, а грантов слишком мало. И, во-вторых, что гранты дают не на то, чтобы ты реально делал общепризнанное для страны дело, приносил пользу систематически, а даются - избирательно, «по блату», неким «своим». Таким образом, из-под нашего конкурса и деятельности выбита финансовая основа. Если вы посмотрите на список наших дипломантов и лауреатов, вы увидите, что они делятся на три группы: пенсионеры, журналисты и фрилансеры – или по-другому безработные. Ибо сегодня авторский гонорар за книгу может быть и 8 000 рублей. Ждать издания автор может и семь, и десять лет. Тут всё зависит от случая, от везения. Никакой системной работы с авторами. Каждому автору предоставляется, по сути, быть и своим издателем, и продавцом, и пиар-агентом. Можно даже сказать, что профессии «детский писатель» в нашей стране больше нет.. Это перестало быть статусом, и статусом, приносящим доход хотя бы на уровне прожиточного минимума. Никак не закреплено само понятие «национальной детской литературы России». Удивительно ли, что 40% семей ныне не имеют домашних библиотек? Что библиотекам во многих случаях не выдаются деньги на закупку книг? Что в регионах, как правило, нет своей издательской программы? Что библиотекари лишены возможности пригласить писателя в гости к детям и оплатить их приезд, пребывание, выступления? Или другой интересный факт. Мы отправили в Архангельск, в детские библиотеки, очень много книг 1 и 2 конкурсов. Но какой интерес рядовому библиотекарю читать твою книгу и пропагандировать её, если он получает 4 000 рублей в месяц? На эти деньги можно только «не утруждатьс». На «Народном радио» по субботам я веду детскую передачу, читаю тексты победителей нашего конкурса. Так вот, слушатели говорят, что эти передачи понижают в обществе уровень агрессии. Что можно сделать реально уже сегодня? Надо законодательно поднять статус национальной детской литературы, детско-юношеского писателя. Надо довести до сведения всех уровней власти, хотя бы для начала через письма и распоряжения Минобразования и Минкультуры РФ, о необходимости внимания со стороны властей всех уровней к детским и юношеским писателям, которые в этих регионах, городах и сёлах проживают. Надо значительно увеличить количество общественно-государственных грантов на проведение всероссийских литературных конкурсов и издание книг победителей. И издавать эти книги большими тиражами, дабы они попадали во все регионы. Наш опыт рассылки книг показывает, что это не такое уж сложное дело. К нам приходили за книгами машины даже с Алтая. А в Ханты-Мансийск мы отправляли книги через один московский банк на самолёте. Надо, чтобы продвижение национальной детской литературы в массы координировал Попечительский Совет по детско-юношеской книге, в который бы вошли представители власти, издатели, жертвователи, детские писатели, библиотекари, педагоги, организаторы конкурсов. Такой Совет может разработать план государственной стратегии по книгоизданию для детей и юношества и воспитанию детей с помощью книги, чтения. В стране необходим громкий и содержательный фестиваль детской книги, который мог бы проводиться систематически, из года в год, кочуя из региона в регион. И лучше два раза в год. Таким позитивным радио, как «Народное», нужно давать гранты на радиопередачи для детей. Сами пишущие прозаики и поэты, которых на самом деле, немного, и вполне можно считать интеллектуальной и творческой элитой страны, необходимо давать ежегодные стипендии, как это делается в Австрии, в Финляндии, чтобы писатель имел возможность полноценно трудиться на благо Отечества. Поверьте, это будет далеко не самая расходная строка в бюджете. Нужно возродить и Государственные премии для детско-юношеских писателей. А в перспективе, можно, создать Фонд детско-юношеской литературы. Сегодня получается явный перекос: фонд «Русский мир» продвигает русский язык за рубеж, а кто же будет продвигать русский язык внутри страны? Если этим должно заниматься Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, то тогда наши конкурсы – их всего несколько - можно включить в какую-нибудь национальную программу по поддержке чтения, по культуре. Для получения прибыли, которая пойдёт на благо детской литературы, можно было бы ввести беспроигрышную книжную лотерею. Купил билет – получил книгу – сделал вложения в Фонд детско-юношеской литературы или в программу по поддержке чтения. Возможностей много, но для их реализации необходим стартовый капитал. А иначе, мы, писатьели, поставлены в положение, когда требуется всё время конкурировать на рынке одновременно со всеми, а стартовых возможностей нам никаких не дали. Как пишет Татьяна Федяева, главный редактор журнала «Вестник детской литературы», доктор филологических наук, «выросло уже как минимум два поколения людей, которых в основной своей массе не приучали с детства к чтению… Пора возвращать в орбиту интереса издателей именно серьёзную, социально значимую детскую книгу». Дмитрий Ермаков (Вологда) Всё это, повторюсь, истины безусловные. Что ещё приносит выгоду издательствам? Проверенная классика (как взрослая, так и детская). Но, наверное, это для издательства не самый выигрышный вариант. Здесь и «авторские права», принадлежащие родственникам советских писателей, да и читатель всё же ждет и новую литературу, с реалиями нашего дня… И что в этой ситуации делать современному серьёзному автору (будь то «взрослому» или «детскому»)? Вливаться в поток детективщины? Отталкивая конкурентов пролезать в махонькие «двери»? Игнорируя «двери», головой пробивать стены издательств?.. Ну, так и происходит. Единицы, не свернув себе шею, пробиваются к читателю книгами… А ведь писатель ещё и человек, у него даже, порой, семья есть, которая хочет есть, которой некогда ждать – пробьётся ли папа (или мама) со своими писаниями в издательский бизнес… Вот и видим, что нет у нас новых Гайдаров и Носовых… Хотя на самом деле они есть, но или не издаются, или тиражи их книг многократно уступают тиражам коммерческого чтива. И это всё очевидные истины, все это понимают. Понимают и то, что это неправильно, плохо. Что нужно для того, чтобы поправить ситуацию? Опять же очевидные истины: конечно, государственная программа поддержки писателей и издателей. Для писателей, собственно, прежде всего, нужен закон о творческих союзах. Закон, гарантирующий профессиональный статус писателя, гарантирующий публикации, достойные гонорары, пенсию и т. д. Для издателей, наверное, нужны какие-то гарантии того, что публикуя некоммерческую литературу, они не понесут убытков. Не вывод, но опять же истина – писатели, как бы ни было трудно, должны писать хорошие книжки (особенно для детей). Издатели должны издавать эти хорошие книжки. Потому что читатели, особенно дети, ждут именно такие хорошие, добрые, интересные, красивые книжки. Их (книжек) должно быть много (как в нашем советском детстве), они должны быть доступны (как, опять же, в нашем детстве). И тогда, самая серьезная, настоящая литература станет выгодной и издателям, и писателям, а, пройдёт время, самое лучшее из этой настоящей литературы станет и классикой. Государство (то есть все мы), должно быть заинтересовано в воспитании хороших людей, а значит и в издании хороших книг. А значит нужно максимально приблизить хорошего писателя к хорошему издателю. Сделать их совместный труд взаимовыгодным на радость читателю. Если тут нужна государственная поддержка – оказать её (может быть и нужно дать какие-то льготы детским издательствам, а писателям, повторюсь, нужен закон о творческих союзах). Елена Габова Сборники эти изданы на чистом энтузиазме организатора конкурса им. А.Н. Толстого, секретаря правления Союза писателей России Ирины Репьевой. Благодаря им некоторые региональные писатели впервые увидели своё имя в столичной книге. Это очень важно. Разумеется, издательства, где печатают литературу для детей, есть и в регионах. Правда, не во всех, а лишь в некоторых. И не все они на региональном бюджете. Детские писатели печатаются, и они известны местным читателям. Но ведь талантливый автор, которого активно читают дети, стремится быть не только «местечковым», но и писателем всей страны. И, кажется, если книги того или иного автора нужны детям, подросткам одного какого-то региона, они будут востребованы и в других городах России. И вот детский писатель посылает свои рукописи в столицу, в какое-нибудь из многочисленных коммерческих издательств. К сожалению, практика такая, что эти издательства даже не отвечают автору. Судьба рукописи остаётся тайной. Мне думается, это происходит не потому, что издатели невежливы. Они хранят молчание потому, что ответить им нечем: издать книгу – это ещё полдела. Важно – её продать, вернуть деньги. Ведь никто не хочет работать себе в убыток. А в нашей стране сегодня нет никакой системы, никакого механизма помощи издательствам! Издательств много, но среди них огромное число маломощных. Вот они и стараются заработать, выпуская, большей частью, зарубежную детскую литературу – им это более выгодно. Зарубежного автора, известного и «раскрученного», в рекламу имени которого на Западе или Востоке вложены огромные деньги, конечно, раскупят. А выпускать нашего, отечественного автора, пока еще неизвестного, рискованно. Надо его для начала «раскрутить». Но как стать известным, если тебя не издают?! Если у тебя практически нет выхода ни на российские СМИ, не на радио, ни на ТВ. Любая реклама стоит больших денег. Получается замкнутый круг. Пожалуй, лишь одно издательство – московское «Аквилегия-М» - на свой страх и риск разыскивает талантливых авторов по всей стране, по всем всероссийским конкурсам детско-юношеской литературы, и печатает их небольшими тиражами. Представляю себе финансовые трудности этого издательства. Трудности любого издательства, мне думается в том, что издание детской литературы не поддерживает государство. Издательства поставлены в положение, когда требуется всё время конкурировать с кем-то, а стартовых возможностей им не дали. Нет ни грантов, ни послаблении при выплате налогов, ни информационной подпитки. Им приходится платить те же самые налоги, что и предприятиям, выпускающим, скажем, сковородки. Во многих западных странах детские издательства имеют налоговые льготы. А некоторые государства поступают и вовсе мудро: финансируют издание детских книг, зная, что это пойдет ему же, государству, на пользу в самом недалёком будущем. Ведь это - вложение в детей, в новые поколения! И кажется, уже давно понятно, что издание книг для детей, особенно для подростков, государство должно поддерживать. Иначе трудно оградить их от растлевающего влияния улицы, телевидения, интернетовской свалки. Но как может семья купить книгу для домашней библиотеки, если её цена в магазине дороже любого зарубежного бестселлера? Детская книга сегодня не всем по карману! Она может стоить и 400 рублей, и 800. Каково это при зарплате 12-15 тысяч? А книга должна быть дешёвой, чтобы, любой подросток, если у него заведутся карманные деньги, мог потратить их не на банку пива, пачку сигарет, или диск попсовой музыки, а на хорошую книгу. Книга – это воспитатель души. Вспомним строки Владимира Высоцкого: «Значит, в детстве он нужные книги читал». Александр Малиновский (г. Самара) В Минобразования РФ, при министре Владимире Филиппове, была осуществлена программа издания русской классики на деньги федерального бюджета. Тогда для всех 65 000 школьных библиотек были изданы чуть ли не 100 томов произведений, изучаемых в рамках школьной программы по литературе. Почему бы то же самое не сделать Министерству образования и науки РФ или Министерству культуры РФ сегодня? Есть несколько всероссийских литературных уважаемых конкурсов детской литературы: им. А.Н. Толстого, им. Петра Ершова, им. Сергея Михалкова, Книгару. Почему бы за деньги федерального бюджета не издать книги победителей для всех библиотек, где фондами пользуются детсадовцы, дети, подростки, старшеклассники? Это примерно для начала от 30 до 50 книг. А чтобы работа по программе господдержки авторов, их книг, конкурсов не проходила хаотично, бессистемно, бесконтрольно, надо создать, например, при Общественной палате или Госдуме Попечительский совет по книгоизданию для детей и юношества, который мог бы координировать разработку и исполнение программы. В этот совет наряду с чиновниками высокого ранга, депутатами Госдумы РФ, могли бы входить организаторы конкурсов детско-юношеской литературы, детские писатели, библиотекари, журналисты, представители тех СМИ, которые обращены к детям-читателям и к детско-юношеской книге как к своей теме. Библиотечные фонды, сегодня изрядно устарелые, в течение всего 1-2-3 лет заметно и ощутимо бы пополнились хорошими книгами, которые читали бы дети и с которыми могли бы работать и библиотекари, и учителя, и родители, и воспитатели. Все управляемо, надёжно, планово. Появится стимул и для писателей, создавать именно качественные, серьёзные произведения. Попечительский совет мог бы ежегодно публично подводить итоги такого издательского года, привлекая к этой работе СМИ, ТВ, радио, коммерческих издателей. Главное - дать авторам хорошую стартовую позицию и рекламу. Это была бы очень важная государственно-общественная поддержка детско-юношеской литературы. 3. Наконец, надо обязать местную власть сотрудничать с местными писателями. Сегодня власти не знают современной литературы и литераторов, ни детских, ни тех, кто пишет для взрослых. А зачастую и знать не хотят, не считают нужным знать. Олефир Станислав (Ленинградская область) Отзыв на книги писателя Станислава Олефира В отделе краеведения Магаданской областной юношеской библиотеки книги С.Олефира - самые читаемые. С недавних пор в школьную программу включили изучение творчества местных писателей. Но в основном, это писатели Чукотки: Ю. Рытхеу, Т. Семушкин, Тан-Богораз и др. Колымских писателей мало. А для детей пишет только один С. Олефир. К тому же, его книг не хватает. Директор Магаданской юношеской библиотеки Е.Е.Маркова Татьяна Федяева, главный редактор журнала «Вестник детской литературы», доктор филологических наук, член Союза писателей России Валентина Амиргулова (Черникова), г. Орёл автор пятнадцати книг духовно-патриотической прозы, лауреат Всероссийской литературной премии «Вешние воды» и Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого. Награждена дипломом и памятной медалью «Христос Воскресе, Радость моя» Президентского Клуба Доверенных лиц по Санкт-Петербургу и СЗФО; Архиерейской грамотой епископа Орловского и Ливенского «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви» Современному человеку очень важно понять, что культура – основа бытия общества. Она возделывает образование, обеспечивает правильное воспитание человека. При опоре на многовековые национальные традиции истинная культура, имеющая высокие цели, – это стержень государства. И работникам культуры очень важно понять, как укрепить стержень культуры, чтобы отстранить ложные жизненные принципы, не допустить всевластия потребительского над нашей нравственностью, не допустить забытья самобытной Российской культуры. Наши писательские труды – важная веха на пути оздоровления нации и человека. Литература в России всегда была для авторов не столько средством самовыражения, сколько способом благотворного влияния на людей. Малая закваска заквашивает все тесто. Художественное творчество обладает мощной воспитательной силой, формирующей в душах молодых читателей крепкие нравственные основы. Наша Орловская область считается «третьей литературной столицей». Орёл подарил нашему Отечеству и миру таких классиков, как Тургенев, Бунин, Лесков, Андреев, Зайцев, Фет и других выдающихся писателей. До революции литераторам России удавалось проявлять свои уникальные таланты. Сегодня писателю сделать это много сложнее. Союз писателей России двадцать лет не спонсируется из федерального бюджета, а в нашем регионе появился некий 130 закон, который мешает централизованному снабжению библиотек области. А некий 94 закон ввёл запрет на финансирование администрацией литературы и конкурсов. Это все препятствует и тормозит развитие культуры, хотя орловская администрация и поддерживает писателей стипендиями. И всё-таки нет ощущения стабильности. Литература перестала быть профессией и профессией хорошо оплачиваемой. Ведь и маленькую стипендию однажды могут просто не дать. И к тому же, она не позволяет издавать на неё книги. Дай Бог с голоду не умереть! Да и региональный бюджет не даёт писателю средства на издание наших трудов. У меня дома, например, лежат рукописи для десяти книг, над которыми я работала много лет. В них – рассказы об истории России, по краеведению, есть и сказки. Но увидит ли это когда-нибудь читатель? Конечно, некоторые мои произведения издаются, но хочется писать не «в стол», работать систематически и систематически доводить свои произведения до читателя. В этом ведь главный духовный смысл нашей работы. Владимир Митин Как и устроители Конкурса, мы считаем, что каждая детская книга, книга для подростков должна ненавязчиво, умно и тонко воспитывать читателя. Все мы родом из Детства. Все основные жизненные понятия закладываются именно в детском возрасте. Как ни высокопарно могут звучать последующие слова, но любовь к Родине, её истории, бережное отношение к природе, другим людям - культура воспитываются с младых ногтей. Роль детской книги в этом отношении крайне велика. И мне, как главному редактору, ответственному за то, что выпускает издательство, чрезвычайно важно найти такие рукописи, которые соответствовали бы этим целям. Отрадно, что Конкурс А.Н.Толстого придерживается реалистического направления в детской литературе. Это не значит, что наше издательство отвергает какое-либо новаторство в творчестве. Но предыдущие Конкурсы им. А.Н. Толстого открыли для нас таких замечательных авторов, пишущих в стиле реализма, как Елена Габова из Сыктывкара, Андрея Неклюдов из Санкт-Петербурга, талантливых писателей-натуралистов Леонида Сергеева, Олега Трушина, Владимира Каменева. А мы в свою очередь донесли их произведения до наших читателей. Но до чего же малая толика детей имеют возможность прочитать эти книги! Если в СССР массовым считался тираж в 100 тысяч экземпляров, то теперь хорошим тиражом можно назвать 3-5 тысяч. Конечно, без государственной поддержки издателям детской литературы не обойтись. Производство детской книги довольно дорого. Она должна быть напечатана непременно на хорошей, качественной бумаге, красиво иллюстрирована - словом, ребёнок должен захотеть взять её в руки. На цену книги влияет и абсолютная незащищённость издателей от недобросовестных книготорговцев. Примеры с «Топ книгой», «Мастер книгой» и многими другими показывают, что издателю приходится набрасывать лишние рубли на отпускную цену, чтобы выжить, а порядочные партнёры вынуждены платить «за того парня». Может быть, надо как-то законодательно поддержать издательский бизнес в России, особенно малый и средний, закрепив на бумаге, что книготорговые организации, которые берут книги на условиях реализации или с отсрочкой платежа, должны нести ответственность личным имуществом их учредителей. Нет необходимости сейчас подробно останавливаться на пользе чтения. В этой аудитории это и так понятно. Какой бы ни была книга – бумажной или электронной – человек мыслящий без неё обойтись не сможет. Главное, чтобы дети читали. Кстати, как свидетельствует статистика, те, кто читают книги в электронном формате, читают их и в бумажном виде. Если же человек не читает в принципе, для него не важно, есть книга, или её не существует вообще. Именно книга развивает воображение, без которого невозможны новые открытия в науке, творчестве. Как говорил великий Эйнштейн: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир”. Но для такого города как Москва (я не говорю уже о России) это ничтожно мало. Необходимо проводить масштабные мероприятия по пропаганде и привлечению людей к чтению в виде всевозможных фестивалей, конкурсов, праздников. Почему в Москве есть фестивали пива, но нет книжных фестивалей? Понятно, что производители пива щедро финансируют подобные мероприятия. К сожалению, у книжников такой возможности нет. И здесь нам тоже нужна поддержка государства. Кстати, определенный опыт можно позаимствовать и у зарубежных стран. Во Франции, например, в один из дней работы Международной книжной выставки в Париже все школьники освобождаются от занятий и вместе со своими учителями идут знакомиться с книжными новинками. Государство могло бы способствовать продвижению чтения и путём размещения рекламных баннеров на улицах города. Думаю, плакаты с фотографией ребёнка с родителями и слоганами, вроде: «Мама, почитай мне книжку»- способствовали бы не только распространению привычки читать, но и самое главное, сближали бы и сплачивали семью. Хотелось бы издавать и забытые книги, которые не входят в число коммерческих проектов, но достойны прочтения современными детьми. Это «Ташкент – город хлебный» Неверова, «Дорога в жизнь» Вигдоровой. Эти талантливо написанные книги знакомят ребят с нашей историей, с трагическими и радостными событиями жизни страны. Такие издания должны выходить на субсидии государства. Без государственной поддержки поколения российских детей даже не узнают об этих книгах. И, наконец, два слова о культурно-книжном обмене с зарубежьем. Зайдите в любой книжный магазин, и вы встретите на полках массу переводных изданий, в основном англо-американской литературы для детей. Но, бывая в зарубежных поездках, я ни разу не видел книг российских авторов на иностранных языках. Получается улица с односторонним движением. Может быть, есть смысл возродить фестиваль школьных библиотек «БиблиОбраз», который проходил по покровительством Людмилы Алекса6ндровны Путиной, или создать нечто подобное, что в какой-то степени помогло бы восполнить этот пробел и познакомить зарубежного читателя с лучшими произведениями современной детско-юношеской литературы. Наталья Пушкарёва (Москва), драматург, прозаик, дипломант Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого В зависимости от отзывов и спроса на данные книги - выделять гранты от правительства (по ключевым, может быть возрастным, номинациям) на нормальный тираж книг, которые заинтересовали "Родителей и детей". поэт И даже произведения, отмеченные на авторитетных конкурсах, - чаще всего так и остаются в рукописях с неизвестной судьбой. В то же время явные графоманы с тугим кошельком без всяких препятствий издают себя огромными тиражами и «кормят» своими «шедеврами» библиотеки, школы, культурные центры и так далее. Что же тогда удивляться узколобости и безнравственности молодого поколения? И сколько можно говорить обо всём этом? Может быть, пора предпринимать что-то реальное и действенное, поддерживая таким образом истинного писателя и культуру общества в целом?
|
|