Андрей КАРПОВ, главный редактор сайта «Культуролог»
КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНОЦИД
Владислав Сурков произвел закладку инкубаторов культурно-генетической трансформации нашего общества
15 марта 2013 г. в Калуге состоялось пафосное мероприятие под названием «презентация проекта Домов новой культуры».

Презентацию почтили своим присутствием заместитель Председателя Правительства РФ Владислав Сурков, министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Вёл презентацию предприниматель Александр Мамут. В качестве площадки для мероприятия был выбран Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Формальная суть проекта состоит в следующем. В городах с населением от 50 до 500 тыс. человек планируется создание так называемых «домов новой культуры», которые должны быть площадкой для реализации проектов в области современной культуры. По словам Владислава Суркова на этих площадках « будет происходить жизнь, куда могут приходить люди, у которых есть потребность, заинтересованность создавать что-то своими руками в сфере искусства, прежде всего, литературы, гуманитарного знания ». На первом этапе принято решение создать три таких «дома новой культуры» - во Владивостоке (на острове Русский), в Первоуральске (Свердловская обл.) и в Калуге. Срок сдачи – 2015 год. Деньги на проектирование центров уже выделены (120 млн. руб.). В целом в 2013 году на создание центров планируется потратить до 1 млрд. руб. Вероятно, после обкатки «домов новой культуры» в пилотных регионах их планируется растиражировать по всей России. Господин Сурков подчеркнул (именно с этого акцента он начал своё выступление на презентации), что решение о создании таких центров принято Президентом и отражено в соответствующих указах. То есть, здесь мы имеем дело с государственной программой, и более того – с государственной культурной политикой.

Министр культуры господин Мединский обосновал необходимость создания «домов новой культуры» следующим образом: « Поддержка современного искусства традиционно не входила в приоритеты министерства культуры. Большей частью мы ориентировались на классику. И это была большая проблема. И современные художники, скульпторы, творцы в целом, не имея государственной поддержки, просто переезжали в Москву. И кто-то там находил возможность для самореализации, а большей частью это все заканчивалось достаточно печально: уходом из профессии в коммерцию и в общем-то потерей для искусства

Таким образом, налицо изменение системы приоритетов. Современное искусство призвано потеснить классику. Владислав Сурков назвал «дом новой культуры» «домом меньшинств»: «Наша любовь к традиционализму, к традиционному искусству, к нашим корням, к фольклору неизбывна и заслуживает всякого уважения, но мы решили дополнить традиционные культурные центры такими местами, где получат возможность творить те, кто в меньшинстве. Во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те, кого многие не понимают, и там найти тех, кто его поймет».

На первый взгляд, идея выглядит как создание заказников для «творцов» современной культуры. Заботливое государство печётся о всех видах творчества своих граждан и радеет о создании подходящих для этого творчества условий. Однако это – только на первый взгляд.

«Дом новой культуры» - название говорящее. Это – не просто какой-нибудь «центр современного искусства». На языковом уровне новое однозначно противопоставляется старому. Никакой преемственности не предусматривается. Говоря о современном искусстве, мы предполагаем, что данное искусство – это «одно из», есть и другие формы (виды) искусства, сосуществующие единовременно. «Новая культура» - это область, где сосуществование с иным не допускается. При входе на территорию новой культуры всё старое должно быть отброшено или, хотя бы, трансформировано, преображено.

Далее, «дом новой культуры» складывается в знаковую аббревиатуру – ДНК. Эти дома так и называют ДНК-центры. Идёт прямая аналогия с генетическим кодом. Эта символика говорит нам, что базовый («генетический») код нашей культуры хотят поменять. То есть, «дома новой культуры» - это не резервация, а инкубаторы. Александр Мамут, курирующий калужский ДНК-центр, так определил цель проекта: « мы хотим создать обстановку для проявления талантливых, инаковых, штучных людей, создавая для них современную, хорошо продуманную технологичную среду, в которой мы им сначала расскажем и объясним, а потом сделаем соучастниками создания новых культурных смыслов и объектов». Подготовка «штучных» творцов – это только одна сторона задачи. Её выставляют на первый план, но есть и другая. Искусству нужны зрители. Это, вроде бы, само собой разумеется. Это – такой фон, на котором можно не концентрироваться, акцент делается на «творцах». Между тем, главным оказывается именно эта зрительская «масса», а не штучные творцы. Мамут обмолвился, что калужанам поменяют культурный код. Вот как об этом пишет «Российская газета»: « жителей города будут готовить к смене представлений об искусстве, как об остановившихся в своем развитии классических формах ». В переводе на русский язык это означает, что будут взламываться эстетические привычки и переформатироваться эстетические критерии.

Идеологов ДНК-центров интересует, прежде всего, молодёжь. Новое поколение должно расти уже в новой культуре. Не отдельных «креаторов», а толпу предполагается обработать по формуле Мамута: «сначала расскажем и объясним, а потом сделаем соучастниками» . Соучастники – здесь ключевое слово. Упор делается на интерактивных мероприятиях и проектах.

На презентации была предъявлена инсталляция арт-группы rAndom International (Великобритания) под названием «Future Self» («Будущее Я»). Инсталляция представляет собой конструкцию из светящихся нитей, в пространстве которой в зависимости от положения человека, находящегося рядом возникает некоторая объёмная фигура, заданная светом. Абстрактное световое пятно, вот, в принципе и всё… Но как это подаётся! Сайт Министерства культуры сообщает , что « художники rAndom International работают на пересечении науки, дизайна и искусства. Инсталляция «Future Self / Будущее я» исследует, как движение может раскрыть личность человека ». И это – ещё урезанная фраза из рекламного проспекта, полностью она звучит так: « раскрыть личность человека и его отношение к собственному представлению о себе.» Как? Внятно объяснить не сможет никто.

>

В рамках мероприятия была представлена концепция проекта, показаны инсталляция британских художников rAndom International «Future self/Будущее я», работа Николая Полисского «Ракеты», выставка калужских художников, а также состоялась дискуссия о развитии современной культуры в регионах России.
Мероприятие прошло в Музее космонавтики им. К.Э. Циолковского. В презентации приняли участие: заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Владислав Сурков, министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, предприниматель Александр Мамут, художник Николай Полисский, представители культурной общественности и творческой молодежи Калуги и Калужской области.

О Домах новой культуры. Проект создания Домов новой культуры или ДНК-центров нацелен на создание среды, как витиевато выражаются демиурги, благоприятной для творчества и самореализации молодых жителей городов с населением от 50 000 до 500 000 человек.
Проект реализуется с августа 2012 года Министерством культуры Российской Федерации по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. Пилотные Дома новой культуры будут построены в городах Калуге, Первоуральске и Владивостоке (о-в Русский) при содействии региональных органов власти и частных партнеров проекта.
Завершение строительства ДНК-центров запланировано на 2015 год. До этого времени в Калуге, Первоуральске и Владивостоке запланирована программа мероприятий под эгидой ДНК: выставки, фестивали, лекции и семинары с участием российских и мировых звезд и лидеров в своих профессиональных нишах, художников, архитекторов, скульпторов, артистов, режиссеров, ученых и культуртрегеров.
Программу мероприятий для каждого города формирует куратор, входящий в рабочую группу проекта в Министерстве культуры: в Калуге это Екатерина Гиршина, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», в Первоуральске – Алиса Прудникова, директор филиала Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге, во Владивостоке – Савелий Архипенко, один из создателей и арт-директор лофт-проекта «Этажи» в Петербурге.
Об инсталляции rAndom International «Future Self / Будущее я» Художники rAndom International работают на пересечении науки, дизайна и искусства. Для раскрытия всех возможностей инсталляции была создана специальная хореография Уэйна Макгрегора и музыкальное сопровождение Макса Рихтера.
Впервые инсталляция «Future Self / Будущее я» была показана в галерее MADE в Берлине в апреле 2012 года.

Об инсталляции «Ракеты» Николая Полисского Николай Полисский известен масштабными работами из натуральных материалов, которые создаются в деревне Никола-Ленивец, Калужской области. За несколько лет его творческая вотчина приобрела славу главной площадки лэнд-арта и архитектурных художественных экспериментов.

Инсталляция «Ракеты» является продолжением научной серии художника и проекта «Вселенский Разум», представленного в Никола-Ленивце в 2012 году. Композиция включает в себя новую скульптуру «Блестящая мысль» и 10 деревянных ракет.
Установлены они рядом с Музеем космонавтики на фоне настоящих космических объектов.
http://clck.ru/8biQ2

Но с точки зрения теории новой культуры тут несколько ключевых моментов. Во-первых, человек концентрируется на собственной личности. Другое – не интересно. Человеку подсовывают себя самого. Во-вторых, это подсунутое «я» не поддаётся рациональному познанию, какому-либо осмыслению. Вообще, человеку предлагается не думать, а всматриваться, «вчувствовываться». Эмоции, переживания торжествуют над разумом. В-третьих, человека ни к чему не призывают, его не побуждают меняться, он может просто быть самим собой и получать некий эффект от этого. В-четвертых, это – игра. Зритель активен. Он тратит время. На что? Идеологи ответят: «на самореализацию», на деятельность, которая никому ничего не приносит (в том числе и тому, кто в ней участвует).

Вот такое лицо у новой культуры. Всё это подаётся как «распространение знаний и передовых технологий в сфере культуры и организации жизни» . Екатерина Гиршина, куратор калужского ДНК от Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» радостно сказала, что на площадке ДНК художники и ученые будут обмениваться вдохновением. Любопытная стадия развития науки: она возвращается в архаическую эпоху - к обслуживанию зрелищ.

Про «организацию жизни» также не стоит забывать. Инициаторы ДНК-центров планируют, что новая культура шагнет из них в городскую среду. Человек неизбежно несёт в мир ту культуру, которая у него внутри. Более того – в пространстве иной культуры ему неуютно, отсюда – мотивация к культурному изменению среды, «окультуриванию» окружающего пространства. Поэтому и носители новой культуры хотят окультурить мир по-своему.

На презентации приводился пример подобного освоения мира. Владислав Сурков, объясняя, почему именно Калуга выбрана для реализации пилотного «дома новой культуры», в частности заметил, что здесь работает художник Николай Полисский. Николай Полисский известен тем, что создал арт-пространство «Парк Никола-Ленивец», в котором из природных материалов создаются объекты современного искусства. Некоторые из них имеют «говорящие» названия: «Штурм неба», «Вселенский разум», «Святилище Никола-Ленивец», «Позолоченный телец»… Эзотерический (он же – неоязыческий) дух летает над «Никола-Ленивцем». Этот дух легко может быть воспринят и воспроизведен учреждаемым ДНК. Не случайно, калужский «Дом новой культуры» хотят пристроить к фигуре К.Э. Циолковского, который был известным эзотериком.

В этом плане ДНК-центры становятся вариантом «штурма неба», вавилонским проектом, в котором демонстрация человеком своего «я» приобретает мистический оттенок вызова, бунта. Имя Бога ещё не прозвучало, но антитрадиционный заряд новой культуры очевиден. И по своей сути этот заряд – богоборческий. Все классические смыслы в новой культуре подлежат искажению деформации, пародированию. Желая быть не учениками, а учителями, не внимать, а говорить, люди новой культуры отвергают образцы прекрасного, предоставленные им Богом, и создают «произведения искусства», лишенные гармонии, а часто – прямо граничащие с безобразным. Центральным моментом тут является не столько результат творчества, сколько процесс, а внутри процесса – субъект творчества. ДНК-центры способны научить любого желающего, что важнее всего – это проявление его «Я», а всё остальное – большого значения не имеет.

Остаётся вопрос, почему государство насаждает такую культуру?

Вселенский Разум
Инсталляцией “Вселенский разум” Николай Полисский продолжает свою научную серию. В 2008 году в Люксембурге был показан первый крупный проект – “Большой Адронный Коллайдер”. Теперь художник решил пойти дальше и создать в Никола-Ленивце собственный искусственный интеллект. Новый проект стал результатом трёхлетней работы автора. Объект расположен на открытой территории, общая площадь инсталляции занимает около гектара. На пьедестале размещена главная доминанта “Вселенского Разума” – скульптура двух полушарий механического мозга, к которой ведёт двойная колоннада из сорока двух ракет. “Вселенский разум”" – это самая масштабная инсталляция, созданная Николаем Полисским, в которой он, сохраняя преданность натуральным материалам, предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.

Жар-птица в ЦПКиО
Еще одно детище Николая Полисского.

Полюбоваться творениями фаворита Владислава Суркова вы можете здесь.

А вот статья вице-премьера Владислава Суркова о бессмертном творчестве Николая Полисского

http://clck.ru/8biTQ

Материал по теме: Андрей Герасимов ПРОТОКОЛЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ МУДРЕЦОВ


Комментариев:

Вернуться на главную