Александр КЕРДАН, доктор культурологии, сопредседатель правления Союза писателей России, координатор Ассоциации писателей Урала (г. Екатеринбург)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ АССОЦИАЦИИ ПИСАТЕЛЕЙ УРАЛА)

Тема международной научно-практической конференции «Итоги литературного года – итоги десятилетия: язык-культура-общество» весьма актуальна и своевременна. В этой связи представляется уместным поделиться некоторым опытом деятельности Ассоциации писателей Урала, которая в ноябре прошлого года отметила своё десятилетие. Этот опыт приобретает особый смысл в контексте современного литературного процесса, имеющего свои особенности в столице и в провинции.

Важной особенностью современного литературного процесса в столице, (правления творческих союзов находятся именно там) являются центробежные тенденции в писательском сообществе – раскол Союза писателей СССР (по национальному и идеологическим признакам), передел писательской собственности, отсутствие работы с творческой молодежью и т.д..

Социально-экономические перемены в России поставили центральные органы основных писательских объединений, как и сами объединения в труднейшее положение: воюя за собственность, отстаивая свои принципы, удовлетворяя амбиции тех или иных лидеров, правления наших союзов на достаточно долгое время оставили без внимания многие провинциальные организации, особенно, далекие от столицы территориально. Достаточно привести несколько примеров: многие руководители областных писательских организаций годами не приглашались на пленумы СП, в московских издательствах перестали публиковать книги даже таких известных авторов, как В.Крапивин, В.Потанин, А.Решетов. Более десяти лет ни один из писателей-уральцев не получил ни одной всероссийской премии и т.д.

И главное центральные правления не осуществляли свою основную задачу – стратегическое планирование и координацию деятельности организаций, входящих в творческие союзы. Последствия этого «столичного» раскола ощутили, в первую очередь, литераторы, живущие в российской провинции. И хотя «провинциалы» продолжали работать, бороться с трудностями, издавать книги, но были разобщены, лишены поддержки сверху, не координировали свои усилия.

Вместе с тем, в литературном процессе в глубине России в последнее десятилетие все явственнее ощущались центростремительные тенденции .

Наиболее ярким примером в этом направлении является деятельность Ассоциации писателей Урала, созданной в 2000 году. Целью нового объединения стало сшивание разорванного литературного пространства. Неоднократно говорил об этом и не боюсь повторить снова: считаю значимым прецедент такого объединения. Он показывает, что восстановление литературных связей, отстаивание самобытности русской культуры и отечественных духовных ценностей можно и должно проводить методом консолидации всех здоровых творческих сил, привлекая для участия в общих делах представителей разных творческих союзов.

На первой учредительной конференции были приняты стратегические направления деятельности Ассоциации, включающие в себя следующие направления работы:

– интеграция;

– работа по формированию литературных кадров;

– социальная поддержка писателей;

– собственно издательская деятельность.

Принцип единства слова и дела, интеграции всех творческих сил региона был поставлен у нас во главу угла с первых дней образования Ассоциации писателей Урала. Этот принцип, на наш взгляд, и принес интеграционные результаты. Ведь силком никого и никуда не заманишь. Но, когда люди видят, что где-то, простите, не только языком чешут, но и что-то настоящее делают, не враждуют, а объединяются и совместными усилиями достигают положительных результатов, то никакой агитации не нужно. Сегодня мы объединяем 20 республиканских, областных (окружных) писательских организаций: из них: 13 – Союза писателей России, 5 – Союза российских писателей, Нижневартовское содружество писателей и Ассоциацию Тюменских литераторов, которая в прошлом году сделала еще один шаг вперед по пути консолидации: выступает теперь от имени двух Тюменских организаций единым юридическим лицом перед городскими и областными структурами.

Притягательность подобного объединения очевидна: в составе АсПУр было 5 организаций в 2000 году и 20 в 2009-м. На недавнем пленуме СП России ко мне подошли руководители Ставропольской организаций с просьбой принять их в Ассоциацию. Пришлось отказать – ну, никак их пожелания не совпадают с региональным делением России.

Конечно, интегральные процессы – это не только прием в Ассоциацию новых членов, проведение ежегодных конференций, но и возрождение связей с соседними регионами, обмен «творческими десантами», проведение межрегиональных поэтических фестивалей, марафонов. Примеров подобной деятельности АсПУр можно привести еще немало. Остановлюсь только на одном. С 2000 года мы вынашивали идею проведения пароходного писательского десанта по Иртышу и Оби. В 2002 году во время рабочей встречи с Губернатором Югры эта идея была озвучена нами. В 2006 году это начинание было осуществлено. Сами встречи в читателями на протяжении маршрута от Нижневартовска до Ханты-Мансийска показали, как соскучились люди по писательскому слову, как ждут они этих встреч. Так, что слухи об угасании интереса к литературе в России, усиленно муссируемые в некоторых телепередачах, я думаю, сильно преувеличены.

Второе важнейшее направление деятельности Ассоциации писателей Урала – работа с литературной молодежью . По принципу лес рубят, щепки летят, сошли на «нет» или дышат на ладан бывшие «толстые» литературные журналы, занимавшиеся отбором, воспитанием, публикацией произведений талантливой молодежи. В масштабах России с 1989 года (со времени проведения 9-го Всесоюзного совещания молодых писателей, участником которого, мне лично довелось быть) не проводилось сколько-нибудь значимой работы с теми, кто пробует свои силы на литературном поприще. 14 лет (с 1986 по 2001 годы) не организовывалась литературная учеба в регионе.

Все это и побудило Ассоциацию писателей Урала одно из стратегических направлений своей деятельности определить, как работу по формированию литературных кадров. Когда в 2001 году завершилась подготовка к первому Всеуральскому совещанию молодых писателей, которое благородно согласилась принять на своей территории Администрация Нижнего-Тагила, мы, организаторы совещания, увидели, что из 45 поэтов и прозаиков, представляющих Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфу, Курган, Оренбург, Тюмень и Ханты-Мансийск добрая треть – люди в возрасте около сорока (и даже с хвостиком) лет. Еще одна треть – те, кому уже за тридцать. Может, это и не главное, скажете вы, вспомнив, что, например, Аксаков начал писать в пятьдесят пять и стал известным писателем. И все же, общепринято, когда речь заходит о литературной молодежи, говорить о людях в возрасте до 35 - 36 лет. В целом же, средний возраст участников подобных литературных совещаний, как правило, в советские годы составлял 25 –26 лет. А у нас – почти сорок! Так жестко сказался на возрасте наших участников длительный перерыв в подобной работе. Забегая вперед, замечу что средний возраст тех, кто приехал в Каменск-Уральский на Всероссийское совещание, проведенное АсПУр в 2007 году, уже равнялся традиционному и был равен 25 годам. Значит, прошедшие совещания были не напрасными, они смогли выполнить свою задачу – ликвидировали временной наплыв, восполнили недостающий пробел в эстафете литературных поколений, активизировали творчество молодой плеяды литераторов.

Сегодня, благодаря работе организаций, входящих в АсПУр, в регионе налажена целая система подготовки литературных кадров . За десять лет нашей работы проведено 2 всеуральских и 4 всероссийских совещания молодых писателей. Очередное международное совещание молодых писателей запланировано на май-июнь следующего года в Каменске-Уральском. На него мы планируем пригласить молодых писателей не только из России, но из Беларуси, Украины и Казахстана.

Для любителей статистики замечу: через проведенные АсПУр совещания прошло более 400 талантливых молодых поэтов и прозаиков. Около 40 из них были рекомендованы и стали членами Союза писателей России и Союза российских писателей. У пятидесяти по рекомендации совещаний вышли в свет первые книги, произведения подавляющего большинства семинаристов опубликованы в различных сборниках и альманахах. Конечно, работа с молодыми литераторами не укладывается ни в какие цифры. Это, в общем-то, в каждом случае индивидуальный процесс творческого роста. Но и с этой точки зрения, есть примеры просто замечательные. Алексей Иванов из Перми, Наталья Поляченкова из Кемеровской области, Наталья Куваева из Сургута, Николай Семенов (Вячеслав Коркодинов) из Нижнего Тагила, Алексей Лукьянов из Соликамска не только стали членами профессиональных союзов, но и получили заметное признание в своих регионах и в России. Примеры того, что наши совещания – достойный трамплин для талантливой молодежи, можно продолжить…

Однако, было бы неверным, говоря о системе работы с молодежью в регионе, не сказать, что существуют и другие формы этой деятельности. Уже несколько лет действует литературное отделение при ЕГТИ, которое возглавляет Юрий Казарин (совершено уже несколько выпусков). Активно работают областные и городские литобъединения в Челябинске (руководитель – Нина Ягодинцева), в Перми (Федор Востриков), в Полевском (Анатолий Азовский), в Оренбургском университете (Вячеслав Моисеев), в Кургане (В.Ф. Потанин), в Тюменском государственном университете, (В.П. Крапивин). Важно, что сложилась замечательная сцепка: литературные объединения – это своего рода трамплин для выхода на уровень областных и всероссийских совещаний молодых, но и совещания стали играть роль стимулятора работы с творческой молодежью в регионах. И еще, конечно, они позволяют литературной молодежи узнавать друг друга, устанавливать творческие и человеческие связи, которые станут фундаментом будущего литературного ландшафта.

Новой формой работы в этом направлении стал обмен молодежными делегациями между организациями, входящими в Ассоциацию. В прошлом году свердловчане, омичи и оренбуржцы побывали в Тобольске, где их гостеприимно принял Фонд «Возрождение Тобольска», возглавляемый Аркадием Елфимовым, а затем через месяц встретились на оренбургской земле. Беспрецедентным является тот факт, что на грант, полученный Вячеславом Моисеевым для издания первых книг молодых авторов его региона, издан первый сборник молодой поэтессы из Омска. Это ли не пример для подражания?

Можно сказать, что Ассоциация писателей – это испытательный полигон, своеобразная лаборатория форм литературной работы. Зародившись в Екатеринбурге, стали традиционными и в других городах и весях Урала и Сибири и «творческие десанты», и поэтические марафоны. Уже второй год в Барнауле колесит поэтический трамвай, а «поэтические дуэли», как форма соревнования поэтов, рожденные пермяками, подхвачены в других местах. В разных городах действуют интеллектуальные клубы, созданные по примеру екатеринбургского. На их заседаниях происходят жаркие дискуссии между писателями, учеными, политиками, бизнесменами, формируется новая интеллектуальная элита региона. И это тоже во многом заслуга нашей Ассоциации.

Еще одним важным направлением работы является книгоиздание . Понимая, что в условиях рынка нам трудно тягаться со столичными издательскими монстрами, основную ставку мы сделали на издание книжных серий. Многие из них у вас давно на слуху: «Библиотека поэзии (прозы) Каменного пояса», «Мой исторический роман», «Марафон», «Визитная карточка поэта», «На разных языках». Одним из последних проектов стала «Библиотека российской поэзии», учрежденная нами совместно с Союзом писателей России и санкт-петербургским издательством «Маматов». Во всех этих сериях издано в целом больше ста книг.

Знаковым событием для нас стало учреждение в этом году собственного издательства «АсПУр», в котором уже вышли в свет первые книги стихов и прозы уральских литераторов.

Еще одним ярким примером единства слова и дела является альманах Ассоциации «Чаша круговая», где помимо стихов и прозы писателей Урала, Поволжья и Западной Сибири, публикуются мемуары, литературная критика, переводы. Он особенно важен сегодня, когда, тиражи книг, издаваемых в регионе, составляют от 100 экземпляров до тысячи – сборники стихов; от пятисот до двух-трех тысяч – книги прозы.

Четыре года выходит в свет газета-журнал Ассоциации писателей Урала «Большая медведица» – аналог уральской «Литературной газеты». Помимо прочего, «БМ» – издание необычное, выступающее своеобразным мостом между писателями, книгоиздателями, книготорговцами и читателями. Такая газета нужна и учителям русского языка и литературы, которые жалуются на отсутствие региональных хрестоматий, и ученым-филологам, и, конечно, всем любителям русской литературы.

Большое внимание уделялось нами социальной поддержке писателей . Два года назад нами учреждена медаль «За служение литературе». Ею были награждены 42 писателя и общественных деятеля. Замечательными стимулами и знаками общественного признания стали для наших поэтов, прозаиков, краеведов и критиков литературные премии, среди которых: Всероссийская литературная премия имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Международная премия Владислава Крапивина, премия «Урал промышленный – Урал полярный». За прошедшие годы этих наград удостоено более 50 писателей, а два десятка юных литераторов получили гранты от Фонда Владислава Крапивина. В этом году совместно с Литературным Фондом России и Союзом офицеров запаса Свердловской области нами учреждена Международная литературная премия «Честь и Отечество» Уже достигнута договоренность с наследниками известного поэта-фронтовика Венедикта Станцева об учреждении литературной премии его имени, которая будет вручаться молодым поэтам, пишущим на военно-патриотическую тему.

Все вышеизложенное, свидетельствует о позитивных тенденциях литературного процесса в обширном регионе России: от Ямала до Оренбуржья и от Алтая до Республики Коми. Этот опыт мог бы лечь в основу объединительной практики в России в целом. К сожалению, наш опыт пока нигде не нашел адекватного применения. Другой Ассоциации, подобной нашей Уральской, больше в России нет. А неоднократно заявляемые на съездах крупнейших творческих союзов намерения по созданию подобного, реально действующего объединения, остаются только декларацией. Это, увы, не прибавляет авторитета писательскому сообществу и при выстраивании партнерских отношений с государственными и общественными институтами.

В заключении позволим себе некоторые выводы:

1. Современный литературный процесс в России – явление сложное, противоречивое. С одной стороны, это последовательное развитие динамичной системы литературных родов, жанров, мотивов, сюжетов, образов, стихотворных и прозаических форм, средств языка, приемов композиции; с другой, взаимодействие целого ряда субъектов и объектов (семьи, государственных институтов, образовательных и библиотечных учреждений, музеев) по оптимизации творческого процесса, книгоиздания и пропаганды отечественной книги.

2. Литературный процесс протекает непрерывно и неоднородно. Он имеет специфику проявления в столицах и в провинции. Деятельность Ассоциации писателей Урала – яркий пример консолидации творческих сил в провинции.

3. Основными тенденциями современного литературного процесса на наш взгляд являются:

– снижение роли слова и художественной литературы в целом в общественной жизни России;

– снижение роли государственных институтов, как факторов формирования литературного процесса;

– возрастание центробежных тенденций в столице (разобщенность участников процесса, появление новых течений литературного творчества) и центростремительных тенденций – в провинции (консолидация усилий, интеграция писательских сообществ);

– все более тесное смыкание вербального творчества с другими видами и жанрами искусства (кино, театр, Интернет-культура).

В условиях современного литературного процесса, когда продолжаются попытки разорвать единое литературное пространство, прервать связь времен, значение русских патриотических традиций, которые исповедовал великий русский поэт Николай Клюев, переоценить невозможно.

Вернуться на главную