Язык сограждан стал мне как чужой, Александр Сергеевич Пушкин заметил: «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения». Названный А.С. Пушкиным второй род бессмыслицы и её (бессмыслицы) третий род, добавленный нами, на диво сочетаются в творчестве поэта Виталия Митрофановича Молчанова.
Познакомившись с творчеством поэта Молчанова совершенно случайно, я впоследствии не мог отделаться от него, как от навязчивого запаха. Надо отдать ему должное, он проявил себя блистательным логистом в части продвижения на культурный рынок своей стихотворной продукции. В ход пошли и чиновный статус в Союзе российских писателей, и общение с читателями и почитателями во всемирной паутине, где перво-наперво Виталий Митрофанович установил доверительные отношения с посетителями сети, предложив именовать себя попросту, по-семейному – Митрофанычем. Ну, понятное дело, фотографии поэта, представительские аннотации… … Прочитал я его стихи. Раз прочитал, другой. Ничего интересного – стихи как стихи. В меру бездарные. В меру бессодержательные, несколько сверх меры косноязычные и изрядно безграмотные. Почитал аннотации, что были пропущены при чтении стихов. Оказывается, суть-то не в стихах, а в аннотациях. А там такое…. Судите сами:
Вот эти два самочинных списка всех премий и почётных званий поэта, а также перечень всех печатных изданий, в которых можно ознакомиться с творениями его, завершаются многозначительным «и т.д.». Следует это понимать так, что перечень лавровых венков далеко не полный, как и перечень печатных изданий с трудами поэта. Просто, перефразируя известные септимы, «рука творца писать устала». Несколько смущает перечень печатных изданий с творениями Митрофаныча. Ибо тут, кажется, начинаются те самые, означенные в заголовке, понты: в антологии «Русская поэзия XXI век» (Издательство «Вече», Москва, 2010) Молчанов В.М. не значится. Есть там два Молчанова, да не те.
Что бы ни говорили мы, уверенное шествие поэзии Молчанова по планете от Владивостока до Чикаго самоочевидно, и то, что Митрофаныч – фигура планетарного масштаба, – факт. Стихи Митрофаныча востребованы читателем, лишь журналов и газет для опубликованного потребовалось чуть менее трёх десятков наименований. Не побрезговал наш Митрофаныч даже «Зарубежными задворками». А география – от Владивостока до Чикаго! Знай наших! Достижения поэта на ниве изящной словесности отмечены двумя десятками литературных премий. Таких вознаграждений не имели совокупно Пушкин, Некрасов, Лев Толстой, Есенин и Маяковский. 2016 год стал воистину триумфальным для поэта: ему присудили аж три премии – имени Д.Н.Мамина-Сибиряка, имени А.И. Куприна и самую престижную – имени Максимилиана Волошина. Об этом событии было торжественное сообщение на сайте Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области: «Оренбургский поэт, председатель Оренбургского отделения Союза российских писателей Виталий Молчанов стал обладателем Специальной премии Союза российских писателей “за сохранение традиций русской поэзии”. Высокую награду он получил за книгу “Фрески”. Поэтический сборник “Фрески представляет ныне редкий жанр эпической поэзии с исторической документальной составляющей, где автор художественно осмысливает истоки1 российской духовности и государственности.…» И вот уровень молчановского «осмысления истоков»: ГОВОРИЛЬНОЕ Обратите внимание на рифмовку первых двух строк: с л о в - т е п л о в, – каков анжамбеман! Далее “…весёлой стайкой щебеча (да так, что кругом голова)…” следует откровенная околесица: …Хочу совету внять Басё Ну, куда бы ни шло – сесть на перевале. Передохнуть. Конечно, Митрофаныч крупный мужчина, но всё же не Куинбус Флестрин. РЭНКУ XLIX L И т.д.
...Ярче всех литературоведческих словесных кружев представление о творчестве поэта дают сами стихи его. Вот несколько строк из стихотворения “Астролог”. Тут гармоническое сочетание дремучего невежества с ослепительной бессмыслицей: Интересно, каким олухам Митрофаныч втюхивает ”созвездий парафраз”? А что предвещает гнев Волопаса в созвездии Орла? Волопас – созвездие северного полушария. Орёл – экваториальное созвездие. Расстояние между ними – астрономическое, и это – факт, а не гипербола. Но вот ещё шедевр, всё тот же “Астролог”. … Кормил морозного коня Вы поняли? Я тоже не понял. Тут и самому Глобе остаётся лишь развести руками. Эпос. Поэма “Фрески”, давшая название книжке стихов, что была удостоена премии Волошина – творение скромное: 15 строф по 8 строк. По сути это весьма пёстрый набор всякой всячины – тут и благочестие (доминанта), и говорение о фресках, и орфографические и синтаксические ляпы, и архаизмы, и понятийные ребусы и кроссворды. Тут бы тот самый казеин, что древние мастера использовали для укрепления росписей (фресок). …поднимайся, человече, вместе Ну никак немыслимо подняться в небо по лесам даже нешатким. По лестнице и только по лестнице. И никак кроме. Даже к небесным высям. А вот образчик инверсии, сводящий на нет все усилия придать какой-либо смысл набору из двух десятков слов: …Оглянись назад – как пёстро А вот загадки: …Где рыдала Ярославна, слёзы Это как? Построило-таки водоподъёмник по чертежам Леонардо? …На грибы похожи шляпки в Что за шляпки, похожие на грибы? Монашки совершают моцион? Есть много чего. Есть пожары, вои, платы, супостаты, бабы с подъятыми подолами. Есть разговоры о фресках. Фресок нет, тех, что в оберегах на извёстке. Вместо них - поспешная эстрадная псевдокатолическая "мазня": БОГОМАЗ Итог: ….Для творчества Молчанова характерным является смысловая скудость при словарном изобилии, порой переходящем в буесловие. Но В.М. Молчанов сравнительно молод и очень энергичен. И если он хорошенько проштудирует учебники русского языка, он поймёт – писать стихи ему не надо - не поэт._____________________________________ 2 Вздох – это вовсе не действие обратное выдоху, но усиленный вдох и выдох (два действия). 3 В русском языке такого слова нет. (Статья опубликована в сокращении) Дмитрий Алексеевич Коноплин родился 24.09.1939г. в посёлке Воля Рождественско-Хавского района Воронежкой области. Служил в Советской Армии. Окончил геологический факультет Воронежского государственного университета. Работал геологом в Воронежской геологоразведочной экспедиции, в Бурятии, на Кубе, на медно-колчеданных и золото-полиметаллических месторождениях Башкирии и Оренбургской области. Автор книг «Ход времени», «Круги». Член Союза писателей России. |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
![]() |
||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||