До православия, его нетленных заповедей по большому счёту добираются пока единицы, а в «Горе от ума» - ответы чуть ли не на все вопросы, волнующие и сегодня как старого, так и малого. К примеру, не один папаша и нынче - то охнет, то воскликнет: «Что за комиссия, создатель, И есть от чего охнуть. Еду на автолайне, напротив - две школьницы, весёлые такие, и одна громко делится с другой: «Испортил мою кофту, чувак, я ему покажу! Завтра два сока куплю - и оболью так же!» Вот и вся философия «чистейшей прелести чистейшего образца». Личики ещё почти ангельские, а по душе уже прошёл каток новой «цивилизации». Героини-то нынче кто? И у кого в доме нет «голубого ящика»? А там - или лови на удочку богатенького («И золотой мешок, и метит в генералы»), или мсти той, которая более удачна, чем ты, или примерь на себя роль циничной стервы. Вся Россия сужается до столицы, в которой главное – выжить, и хорошо, если с достатком. Профессий у нас для молодых «леди», оказывается, раз –два, и обчёлся: конечно, секретарь у солидного босса, официантка в ресторане, бизнес-леди или модель в продвинутом агентстве. Ну, и куда же без древнейшей профессии, пусть даже в платьях от кутюр? К слову, пошлость давно уже захлестнула наш экран, и мы всё это продолжаем терпеть, а потом удивляемся, откуда же в наших детях столько цинизма, а то и жестокости. Юная леди, и снова на ТВ, преспокойно заявляет, что из-за строгости мамы, наперекор ей, «пойдёт по рукам». И добрая половина аудитории искренно недовольна такой нехорошей мамой. И нынче - впрямь по Грибоедову: «Как платья, волосы, так и умы коротки!» Ещё меньше задумываются о будущей жизни, в том числе семейной, кавалеры наших леди. Туманные планы на красивую жизнь, желательно не сложную и не очень затратную в смысле усилий (в головах-то – опять те же бандитские истории с ТВ, где выбор для примера невелик: или удачливый «мент», что редко соответствует реальности, или умный и решительный бандит) – мало способствуют работе собственного ума, особенно, если «предки» не могут оплатить последующую учёбу, а уверенности в собственных знаниях нет. Остаются дискотеки, случайные связи с подружками, а при нежелательных обстоятельствах, к примеру, давлении родителей с той или другой стороны, - брак заключается, но надолго ли? Впрочем, «А чем не муж? Ума в нем только мало; Чтение художественной литературы, развивающей не только ум, но и сердце (оставим в стороне примитивные детективы и слезливые дамские повести), уже давно стало не потребностью, а «непосильным» испытанием перед очередным ЭГЭ или другими экзаменами, в том числе после окончания школы. Известно, кто подарил нам всё это «великолепие» нового образа жизни, новых, мнимых, ценностей. Журналы с красочными полуголыми дивами на обложке, культ шоуменов и ловких певцов, которых раскручивают богатые тёти и дяди; столица, где нынче, как никогда, процветает смешенье «французского с нижегородским», - тяжёлый каток так называемой массовой культуры продолжает и сегодня мять юные души, отравлять само будущее России. «Но хуже для меня наш Север во сто крат В том числе и язык наш. А это не так безобидно, как многим кажется. «Учились бы, на старших глядя»? На кого, скажите? В моде литература, где мат или примитивный донельзя язык заменяют былую образность - прочную и душевную нить к сердцу читателя. Естественно, эти книги и заполонили развалы, рассчитанные на массовый спрос, они же издаются большими тиражами за счёт крепких фирм. Нормальному писателю, создающему «штучный товар», соревноваться с этим невозможно. Но именно он поставлен почти в невыносимые условия в плане издания книги и вынужден сам искать средства на неё, а после стихи или прозу, говоря высоким слогом, «выводить в люди» - вместо того, чтобы заниматься своим, творческим делом. Пока же об этой жгучей проблеме (в первую очередь для самой культуры) – «разговоры, разговоры…» Дома новы, но предрассудки стары. В данном случае я имею в виду взгляд власти на литературу как на средство досуга или, в крутые времена, - инструмент идеологии, но редко вспоминается влияние хорошего художественного произведения на самое важное в человеке – его нравственность. Сегодняшний мощный вал суррогата (и в поэзии в том числе) сметает на обочину не только добротные, с нравственным зарядом произведения, но и сводит саму литературу на уровень средства развлечения. Конечно, никто, слава богу, не поднимает руку на классику, но вопрос в том, кто её читает. Не случайно каждый год после экзаменов публикуются страницы «перлов», поражающих невежеством будущих строителей… и собственной жизни, и судьбы страны.
На телевидении прочно и, видимо, надолго обосновался культ сериала. Вот где большие возможности говорить о главном и важном, не снижая самой зрелищности и притягательности кино! Но пока первую скрипку играют Исключения пока, увы, нечасты. Даже там, где добрая история, прекрасные актёры – порой удивляют явные нестыковки в сюжете, не говоря о большем. Поневоле вспомнишь уже избитое выражение, что всё делалось «на коленке», то есть в спешке. Иначе как объяснить, к примеру, что в неплохом фильме «Дом с лилиями» жена главного героя после известия о гибели сына точь в точь повторяет знаменитый проход Джульетты Мазины («Ночи Кабирии») сквозь компанию весёлых людей после настигшей её личной драмы…Такие ляпы просто непростительны. Как тут не вспомнить грибоедовское: «Послушай! Ври, да знай же меру». И уж, конечно, как же обойти наших рыцарей юмора, что из кожи вон лезут, чтобы и мы с ними заодно смеялись – пошлым шуточкам, приевшимся ужимкам и клоунским улыбкам. «Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!» А нам почему-то, за редким исключением, - не смешно. Потому что и юмор – примитивный, отчего и смех в огромном зале больше похож на ржанье, да и жизнь обычного человека как-то не располагает нынче к веселью, тем более такой низкой пробы. Вот и получается, что наше ТВ на наши деньги пытается нас же и оболванить, а в целом – увести подальше от неудобных вопросов в адрес властей всех уровней, выставить на обозрение всему миру, как же мы грешны, неразборчивы в средствах, как жестоки в быту (десятилетиями на экранах смакуются личные драмы известных людей и простых смертных, доведённых порой до отчаяния бедностью и равнодушием тех, от кого не дождались помощи). Но – пресвятая «свобода слова»! Пусть даже если она позорит страну, опошляет ум и души, ведёт к деградации общества, «задрав штаны», бежит за «просвещённой» Европой, которая охотится за русскими детьми, ибо свои однополые семьи не рожают, что грозит вырождению «высокородных» наций... Но вернёмся к языку. На радио и ТВ то и дело слышишь обороты, которые - «ни в какие ворота». Ударения - и так, и этак, фразы спотыкаются, как ржавое колесо в поле. И обидно, когда грешат этим люди в самой сфере культуры. Риторике нас давно нигде не учат, но грамотно связывать слова всё-таки сам Бог велел, если говорим с людьми. Уже набивший оскомину штамп, в том числе из уст депутатов и министров, - «Мы поняли о том…», «Мы приняли план о том…» и так далее, в том же духе. Перестать чувствовать родной язык, не знать его основных правил, - это тоже уже из ряда вон. А что в таком случае ждать от рядовых сотрудников! «Приехал - и нашёл, что ласкам нет конца; Когда словарный запас молодого человека ограничивается десятком «крутых» выражений, когда девчонки наши лезут из кожи, чтобы быть похожими на кого угодно, только не на себя, а в общении подростков то и дело мелькают нецензурные слова, то и выходит по Грибоедову: ни звука русского, ни русского лица... Особенно это заметно, едва отъедешь от причёсанной во всех смыслах столицы. И все ваши байки, товарищи взрослые, о том, что без мата да ещё без водки в России не прожить - признак малодушия и лени, так как всё это - ядовитая и коварная грязь в нашем общем доме, от которой одни не хотят, а другие из-за слабоволия не могут избавиться. Если я не права, то откуда же так много больных - и нравственно, и физически – даже среди молодёжи? «О! если б кто в людей проник: «У меня с мамой обалденное взаимопонимание!» - заявляет девчонка в очередном ТВ-шоу и гордо смотрит в зал, потому что так «красиво» выразилась. «Остановите на остановке!» - обращаются почти все пассажиры автолайна к шофёру. И это - наш «великий и могучий», где у каждого слова - столько «братьев», то есть, схожих по смыслу выражений: «притормозите», «задержитесь», «разрешите сойти», «высадите» и так далее. Но «остановить на остановке» - это пример того самого запаса в десять слов. Да мы же в России живём! А «перлы» эти - всё оттуда, от плохого вкуса и такой же культуры. «Свежо предание, а верится с трудом». Вот уже два месяца правительство обещает обуздать рост цен на продовольствие, которое с ноября стало дороже в 1,5 – 2 раза. Причём не какие-нибудь деликатесы, которые и в более сносные времена большинству россиян вовсе не были знакомы... Что это – мало власти или мало желания уберечь свой народ от нищеты? Пенсионерам их «зарплаты» сейчас хватает только на коммунальные и прочие услуги. Зато с февраля – какое счастье! – пенсии поднимут аж на 9%. А цены продолжают расти… Зато у важных чиновников кошелёк ничуть не похудел: 2-3 миллиона в месяц, - с ними и дефолт не страшен, если голова на плечах. А уж об этом не приходится беспокоиться. Неважно, что их «важная государственная» работа привела страну к очередному кризису. А что остаётся рядовому жителю великой, как мы привыкли считать, страны? – «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» Кстати, писателям не всё равно, как рождаются такие произведения, как «Горе от ума». Конечно, гений и так далее. Но и стоит вспомнить, что будущий поэт получил прекрасное домашнее образование. Занимались с ним в эту пору видные московские профессора, благодаря чему у него очень рано проявились интересы к разным наукам, а также иностранным языкам. И позднее, учась в пансионе, а затем в Московском университете, Александр был уже глубоко и разносторонне образованным человеком: окончив к 15 годам словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. Вместе с этим великолепно играл на фортепиано, свободно изъяснялся на французском, немецком, английском и итальянском языках. Плюс отменное знание русской литературы и первые уверенные шаги на этом поприще... (А теперь вспомним, что иные будущие писатели, поступая в Литинститут, не знают, кто такой, к примеру, Салтыков-Щедрин. Но это к слову). Грибоедов знакомится с Вильгельмом Кюхельбекером и Николаем Гречем, надолго ставшими ему друзьями. Забегая вперёд, скажу, что Александру Сергеевичу повезло больше, чем Лермонтову: он встретился-таки с Пушкиным и, как полагают биографы обоих поэтов, речь наверняка шла о способах помочь опальным декабристам, тем более что Грибоедов уже касался этой темы в разговоре с царём во время следствия по делу о восстании 1825 года. О перипетиях его дипломатической службы хорошо известно, в том числе и о том, что в Тегеране фантастический по таланту поэт - наша гордость, наша любовь - стал жертвой заговора тех сил, что боялись усиления влияния России в этом регионе… Гибельные схватки других гениев - Пушкина и Лермонтова – были ещё впереди. И последнее. Что ни говори, а мысли наши то и дело направляются вверх, туда, откуда идёт не только политическая, но и нравственная погода. «Где, укажите нам, отечества отцы, В отличие от прошлых лет, сегодня любой, дорожащий именем России, может назвать пусть немного, но по-настоящему достойных имён, с кого совсем не грех брать пример молодым, и не только. К слову сказать, и в нашем писательском доме есть такие. Пусть у каждого они будут свои. А, может, перестать ждать благоприятной во всех смыслах погоды и менять постепенно её у себя - в селе, посёлке, городе, организации? Тогда и там, наверху, почище да посветлей станет - в том самом главном смысле, о чём больше всего болит сегодня душа любого, прикипевшего сердцем к России... |