О творческом пути поэта, о фактах его биографии, об отношении власти к нему и его к ней критики и литературоведы до сих пор ломают копья. Одни
обвиняют его в лояльном отношении к тирану Сталину, забывая, что «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»; другие охотно лепят образ такого несгибаемого бойца с тем самым авторитарным режимом, имея в виду гонения на поэта за изданного за границей «Доктора Живаго». Третьи мусолят перипетии его личной жизни, две женитьбы и «незаконную» любовь к Ольге Ивинской. Хотя по гамбургскому счёту ничего не может быть важнее самого творчества. «Я поэт, и этим интересен», - сказал, как отрубил, Маяковский. До сущности протекших дней, Всё время схватывая нить так начинается одно из самых известных стихотворений Пастернака. И, чтобы там ни писали его биографы о раскладе на то время политических сил, Нобелевская премия была присуждена Борису Леонидовичу по заслугам, в чём читатель убедится даже по нескольким стихам, не говоря уже о большем. А талант поэта вырос отнюдь не на пустом месте. Отец поэта, Леонид Осипович Пастернак, был академиком живописи, и в их доме бывали Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Николай Ге, музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. Мать Пастернака была пианисткой, и, естественно, это не могло не отразиться на впечатлительном сыне. Вот в такой среде рос будущий большой поэт. Под влиянием композитора Александра Николаевича Скрябина подросток Борис несколько лет занимается музыкой и сам создаёт несколько произведений, причём многие предсказывают ему композиторское будущее. Добавим к этому, что по пути от музыки к поэзии он очень серьёзно увлёкся философией и несколько лет занимался ею в Германии у известных учёных. Мело, мело по всей земле …Метель лепила на стекле На озаренный потолок … На свечку дуло из угла, Мело весь месяц в феврале, У Пастернака мало коротких стихов, поэтому их здесь приходится приводить частично – как иллюстрацию к рассказу о поэте. В революционные годы он сходится с Владимиром Маяковским как лидером новой поэзии, новых взглядов на искусство. Однако программы футуристов не были ему близки, он не хотел сковывать себя зачастую искусственными рамками, -слишком силён и волен его талант. Но мощная личность Владимира Владимировича приковывала к себе, и не случайно в документальной «Охранной грамоте» Пастернака немало ярких страниц посвящено Маяковскому. Вот несколько строк о поэтическом вечере, где был и Андрей Белый. «Когда очередь дошла до Маяковского, он поднялся и, обняв рукою край пустой полки, которою кончалась диванная спинка, принялся читать «Человека»… то подпирая рукой красивую голову, то упирая колено в диванный валик, читал вещь необыкновенной глубины и приподнятой вдохновенности… Случай сталкивал на моих глазах два гениальных оправданья двух последовательно исчерпавших себя литературных течений. В близости Белого, которую я переживал с горделивой радостью, присутствие Маяковского я ощущал с двойною силой. Его существо открывалось мне во всей свежести первой встречи. В тот вечер я это пережил в последний раз». И ещё: «Когда же мне предлагали рассказать что-нибудь о себе, я заговаривал о Маяковском. В этом не было ошибки. Я его боготворил. Я олицетворял в нем свой духовный горизонт». Но вернёмся к лирике Пастернака, именно она проторила дорогу к сердцам миллионов читателей у нас и за границей, судя по многочисленным изданиям. И хотя об истинной поэзии говорить очень трудно (гораздо приятнее читать или слушать её), нельзя не отметить, что в его стихах будто сходятся небо и земля, то есть, земные чувства всегда перекликаются с чем-то высоким и тайным для разума, что и составляет волшебство искусства. Достать пролетку. За шесть гривен, Где, как обугленные груши, Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Я связан с Россией… В 1936 году поэт переезжает в подмосковный посёлок Переделкино и вплоть до со своей кончины в 1960 году живёт и работает в этих относительно тихих и живописных местах. Ещё лет 15 назад здесь всё дышало поэзией, творческой атмосферой, поскольку вокруг расположились дачи писателей. Сегодня агрессивный бизнес грубо вторгается в этот уголок, вдохновлявший многих, в том числе Пастернака, и конца этому не видно, и борьба за русскую культуру порой становится драматичной. Слава Богу, живы ещё дачи, ставшие по сути музеями, - Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, Бориса Пастернака, - напомню, лауреата Нобелевской премии. В годы войны Борис Леонидович как поэт и журналист нередко с бригадой писателей выезжал на фронт, колесил по военным дорогам Орловского и Калужского краёв, после чего появлялись новые стихи и очерки. Вот строки из воззвания к бойцам Третьей армии: «В течение двух недель мы, несколько писателей, находились в ваших дивизиях и участвовали в ваших маршах. Мы проходили места, покрытые неувядаемой славой ваших подвигов, мы шли по следам жестокого и безжалостного врага. Нас встречало нечеловеческое зрелище, разрушения, нескончаемые ряды взорванных и сожжённых деревень. Население угонялось в неволю или, прячась в лесах, переживало бесчинства отступающего неприятеля...» В эти же годы был продолжен большой цикл переводов из Шекспира. Заметим кстати, что именно Борису Пастернаку обязаны многие грузинские поэты, ставшие известными не только на своей родине. Это Бараташвили, Пшавела, Чиковани, Табидзе и другие. Несомненный талант переводчика делал эти произведения предметами высокого искусства. И наконец, о драме, связанной с Нобелевской премией. Роман «Доктор Живаго», включивший в себя цикл стихотворений, автором которых стал главный герой Юрий Живаго, был завершён в 1956 году, сначала одобрен цензурой (обязательным в то время «контролёром», разрешающим издание книги), а потом вдруг объявлен антинародным. Только за то, что была правдиво показана одна из страниц российской истории – накануне революции. Но роман в скором времени напечатали за границей и в 1958 году Пастернаку присудили ту самую премию. А на родине его вынудили отказаться от неё. Началась тайная и явная травля, провоцирование на отъезд за границу, на что Борис Леонидовичем ответил отказом. «Покинуть Родину для меня равносильно смерти... – писал он в обращении к Хрущёву. – Я связан с Россией рождением, жизнью и работой». Художественная правда снова оказалась опасной для власть предержащих - нередкая в Россия история. Не потому ли и сегодня у неё не доходят руки до
Закона о творческих союзах, о справедливом отношении к тем, кто всеми силами ещё старается сохранить в людях духовность, без которой не может быть нации, о создании достойных условий для их жизни и творчества, адекватной оплате их отнюдь не простого труда? Чашу эту в полной мере хлебнул и Пастернак, и многие лучшие сыны и дочери страны. Его толстые пальцы, как черви, жирны, Через несколько лет уже сам Пастернак, как мы знаем, прошёл те же нравственные страдания, которые, как правило, трудно отделить от физических. Вчерашние друзья-писатели резво поспешили с «чего изволите»: Сергей Михалков, к примеру, откликнулся на присуждение Пастернаку премии басней про «некий злак, который звался Пастернак». Поэта исключили из Союза писателей. И несмотря на поддержку мировой интеллигенции, Борис Леонидович не был прощён, а общение с ним стало небезопасным. Эти два года после присуждения премии оказались для него последними. Тяжела ты, шапка Нобеля! О, знал бы я, что так бывает, От шуток с этой подоплекой Но старость — это Рим, который Когда строку диктует чувство, Гениальная фраза – «И дышат почва и судьба». Жаль, не помнят об этом многие, в два счёта решившие попасть в «поэты». Боюсь, многие и стихов этих не читали, как не читали Николая Рубцова, Анну Ахматову, Юрия Кузнецова… После чего, как минимум, задумались бы, что такое истинная поэзия и надо ли плодить ряды графоманов. Борис Пастернак не только дарит счастливые минуты встречи с высоким искусством, но и помогает ответственней отнестись и к своей судьбе, и к своему творчеству, если заронена божья искра, - неважно, в какой сфере трудится человек. Главное – найти себя, и уж с божьей помощью творить для людей. Невозможно на нескольких страничках охватить судьбу этой неординарной личности. Сравнительно недавнее издание о Пастернаке – книга Дмитрия Быкова, вышедшая в серии «ЖЗЛ». И вот несколько необходимых сведений в заключение. Через тридцать лет, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый мир»), на следующий год диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку. Три фильма по «Доктору Живаго» были поставлены за рубежом, а в России - режиссёром Александром Прошкиным в 2005 году, где главную роль сыграл Олег Меньшиков. На следующий год в Перми был разыгран мюзикл «Доктор Живаго» (автор музыки Александр Журбин) и, наконец, в Перми же был открыт первый в России памятник Борису Пастернаку (скульптор — Елена Мунц). И после смерти поэт не расстался с любимым Переделкино. На маленьком, прежде сельском, кладбище, стоит скромный надгробный памятник с ликом на нём поэта. Поблизости – могила Виктора Бокова, а ступи в сторону – и также можно поклониться замечательным поэтам: Маргарите Алигер, Корнею Чуковскому, Роберту Рождественскому, Александру Межирову, Арсению Тарковскому, Татьяне Глушковой, Борису Примерову. Целый пантеон рыцарей русской поэзии в десяти минутах ходьбы от станции Переделкино. Помнить о них – значит любить не только наше искусство, но и саму Россию. |