215 лет Ф.И.Тютчеву

Валентина КОРОСТЕЛЁВА

"Как отзыв торжества природы..."

 

 
 
 

В ОВСТУГЕ
Гулял июль светло и жарко,
Ласкала душу синева...
Ах, эта глубь и роскошь парка,
Ах, эти вечные слова!

И колебался воздух пряный,
И шелестел страницей том,
И на холме, вблизи поляны,
Дремал под солнцем барский дом...

И там, и тут в согласьи оном,
Неотразимо хороши,
Светились празднично пионы, -
Посланцы трепетной души.

А мы живём в панельных клетках,
А мы друг друга не щадим...
Но подарило встречу лето -
О, боже, – с гением самим!

И это всё так много значит,
Как душу заново обресть...
И снова радуюсь и плачу
О том, что счастье в мире есть!..

...В последние годы читатель наш, особенно молодой, порой незаметно и для самого себя,  стал скатываться не только  к незамысловатой жизни в социальных сетях с её искусственными зачастую радостями и страстями, но и к упрощённому пониманию литературы, когда круто заверченный детектив принимается уже за вершину художественного произведения, даром что вся польза от него: в худшем случае - бессонная ночь с кошмарами, в лучшем – пауза до следующего подобного потрясения.

А предложи такому читателю почитать стихи о природе, созданные хорошим русским поэтом, - он или вежливо что-нибудь пробормочет, или прямо скажет: «Да ну, какая скука!». Значит, и Тютчева он тоже «прошёл», а, может быть, и «пробежал» в годы учёбы. А жаль, потому что заглянуть в шкатулку волшебной поэзии - к примеру, одного из лучших наших лириков, - очень даже стоит, ибо такое удовольствие от этого - и разуму, и сердцу!..

Как человек творческий, я знаю, как не просто писать о природе, если, конечно, не перепевать Есенина или Пушкина, или кого-нибудь ещё, а находить собственные слова, которые идут из глуби души, так что читатель понимает: да, стихи о природе, но далеко не только о ней. Вот эти – и второй, и третий планы – и составляют суть поэзии, показывают глубину и богатство внутреннего мира автора, что в свою очередь и ведёт к совершенству в поэзии. Тютчеву такое умение было дано от Бога.  

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,
Теперь уж пусто все: простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и тихая лазурь
На отдыхающее поле.

Кажется, простая картина ранней осени, которую мы лицезрели не раз и не два. Но любой, не лишённый поэтического слуха, уловит тихую, благодатную музыку в каждом слове, - такой любовью согрето всё стихотворение!

Иван Сергеевич Аксаков так говорил о поэзии Федора Ивановича: «Что особо пленяет в поэзии Тютчева, это ее необыкновенная грация. Не только внешняя, но и еще более внутренняя. Все жесткое, резкое и яркое чуждо его стихам; на всем художественная мера; все извне и изнутри, так сказать, обвеяно изяществом». На мой взгляд, ключевое слово здесь – «грация». Редко какой писатель удостаивался такого эпитета.

Нет ничего совершеннее природы, это хорошо понимал Поэт. И потому именно ей поверял свои самые чистые, самые глубокие чувства. Находясь десятилетиями за границей, он особенно трепетно и радостно относился к картинам своей, любимой с детства, русской природы. Разлуки с родиной придавали стихам его необыкновенную чуткость, зоркость  и остроту переживаний при новой встрече с ней.

…Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучала, пела
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

А здесь уже не отделить от природы любовь, они дополняют друг друга, составляют единое целое.

И всё-таки сама по себе русская природа настолько самодостаточна, так много может дать сердцу, что для поэта стоит единственная задача – суметь глубоко и тонко выразить всё волшебство её, освятить каждое слово благодарностью к ней, ощутить родство с  душой своей, всегда ждущей красоты и способной вобрать в себя её непреходящие смыслы и тайны.

Тютчеву многое было дано. Его мысль и душа воспаряли в такие глубины Вселенной, что бытовало мнение о недоступности его поэзии широкому кругу читателей, в первую очередь философской лирики. Но прошло сто лет, и томик Тютчева стали брать с собой космонавты, отправляясь к звёздам, которые так хорошо видел и чувствовал их красоту Поэт.

Есть некий час в ночи, всемирного молчанья,
      И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
      Открыто катится в святилище небес...

Небесный свод, горящий славой звездной,
      Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
      Со всех сторон окружены.

А в стихах о любви Фёдор Иванович особенно органично пользуется красками природы. В одном из стихотворений, посвящённых, судя по всему, жене-красавице Эрнестине, он  замечательно соединяет эти две стихии – любовь и природу.

Люблю глаза  твои, мой  друг,
С игрой  их  пламенно-чудесной,
Когда их  приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В  минуты  страстного  лобзанья,
И сквозь опущенных  ресниц
Угрюмый,  тусклый огнь желанья.

Несмотря на успех у женщин, Фёдор Иванович не был, как тогда называли, ловеласом. Любовь для него была частью божественного дара, возможностью познавать новые грани не только своей души, постигая самую прекрасную сторону жизни. Не случайны слова Фёдора Фёдоровича, его сына: «В его отношениях не было и тени какой-либо грязи, чего-нибудь низменного, недостойного. В свои отношения к женщинам он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость, что походил больше на жреца, преклоняющегося перед своим  кумиром, чем на счастливого обладателя».

И, конечно, всё это не могло не дарить чудесного света его стихам.

Я знал ее еще тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом...

И всё еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы...

Вся жизнь ее тогда была
Так совершенна, так цела,
И так среде земной чужда,
Что, мнится, и она ушла
И скрылась в небе, как звезда.

И совершенно понятно, почему лирика Тютчева в её вершинных произведениях навсегда вошла в сокровищницу не только русской, но и мировой поэзии. В наш, чересчур цивилизованный век, когда живое человеческое общение всё чаще заменяет интернет, а само искусство подменяется (для массового зрителя, в частности) мыльными кино-операми и бесконечными кулинарными поединками с участием преуспевающих актёров, - обращение к такой поэзии равноценно глотку свежего целительного воздуха самой жизни.

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!..

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,

Как Бога животворный глас!..
Где вы, Гармонии сыны?..

Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви, восторга и весны!..

Мы видим, что природа не только занимает одно из главных мест в творчестве Тютчева, но и в жизни. Поскольку и его судьба, при кажущейся благополучности (уважаемая дипломатическая работа, безбедный быт, жёны-красавицы, счастливые мгновения творческого вдохновения, и дар свыше - большая любовь к Елене Денисьевой) - судьба эта не раз и не два испытывала Тютчева на прочность, в том числе и как гениальную, неординарную личность. И служба за границей в те годы, когда Европа бурлила, как кипящий котёл, вовлекая в это всех без исключения, и слишком редкая возможность предаться любимому делу – поэзии, и семейные проблемы, что не обходят никого, - нередким грузом ложились на сердце, и в такие моменты спасала его, конечно же, Природа, что была близка сердцу и бесконечно любима. И это она снова поднимала его к высотам радости и творчества.

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины,
И сердце как ни полно ран,

Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены —
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна... она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле,
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе…

Даже ничего не зная о жизни Фёдора Ивановича, по одним только стихам можно с уверенностью сказать, что в душе Поэт был оптимистом. Так писать о весне, с таким восторгом, с  верой в чудодейственную силу русской природы, - немногим дано.  Писатель и критик Алексей Петрович Плетнев уверенно заявлял о Тютчеве: «Западник по воспитанию, по вкусам он является одним из ярких истолкователей русской души». Возможно, и поэтому он пользовался безоговорочным признанием и уважением – как среди светского общества, так и в читающих низах. И могло ли быть иначе, когда в каждой строчке ощущалось биение горячего сердца истинного патриота, глубокая и верная любовь к отечеству.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил благословляя...

В цикле стихов, посвящённых Елене Денисьевой, своей непростой «последней» любви, Тютчев поднял на недосягаемую прежде высоту само это чувство, всё его многоцветие и многогранность, его чистоту и драматическую глубину. И, конечно же, не мог отделить его от стихии природы, её переменчивых красок. «Заря вечерняя», «прощальный свет», «вечерний день» - эти и другие эпитеты создают неземной лик этой страстной и порой мучительной любви.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Иногда природа даже в стихах о любви становится чуть ли не главным «действующим лицом», словно подтверждая свою удивительную и всеобъемлющую роль.
       
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей...

И, наконец, разве можно оставить в стороне произведение, ставшее не только любимым в России романсом, но и яркой звездой на фоне всей мировой поэзии, когда само совершенство его не нуждается в похвале. Оно лишь великодушно, как июльский роскошный восход, позволяет купаться в своих лучах и чувствовать себя совершенно счастливым человеком - даже в начале третьего, очень непростого, тысячелетия.

Тютчеведу Александру Николаеву удалось привести убедительные доказательства, что знаменитые строфы были написаны под впечатлением встречи с Клотильдой Ботмер, с которой Тютчев увиделся весной 1826 года после  возвращения из отпуска на родине. В это время к  Клотильде сватался коллега Тютчева, барон фон Мальтиц. Однако юная красавица всё тянула с согласием, не в силах забыть Тютчева. Но узнав о том, что Фёдор Иванович женат и поняв всю тщетность надежд, дала согласие Мальтицу. Через годы они встретились снова в Карлсбаде, и былые чувства вспыхнули вновь...

Нет необходимости приводить его здесь целиком: во-первых, оно не коротко, во-вторых, известно даже тем, кто просто слышал романс «Я встретил Вас...» (музыка Леонида Малашкина). И всё же – несколько замечательных строк:  

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

...Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

И вновь, как мы видим, природа не осталась в стороне, внесла свою «лепту» в этот шедевр.

«Он умел,— по свидетельству А. Фета,— вместить в небольшом объеме книги столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!..» Его целиком поддерживает Лев Толстой: «Вы знаете, кто мой любимый поэт? — Тютчев». И он же: «Без него нельзя жить».

И кто же поспорит с Львом Николаевичем? Разве можно прожить без поэзии вообще, а тем более без стихов кудесника русского слова Фёдора Ивановича Тютчева?

… Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную