Похоже, он был им всегда, если еще полвека назад мог так просто и образно сказать о движении деревенского дня: А цыплята в огороде Или: Только на плечи накинула Это – свидетельство таланта, само по себе уже подтверждение не случайно выбранной судьбы. И нынче – что ни откроешь сайт, не развернёшь газету – немало примеров того, что земля русская, слава богу, не обеднела талантами. Всё дело в том, во что выливаются природные способности: способны они только удивить или так пронзить человека, его душу, что и словом-то выразить трудно. Вот таким, редчайшим и драгоценнейшим для России, - оказался талант Николая Тряпкина. Этот горестный сон, Родом из тверских краёв, Тряпкин-подросток начинает осваивать подмосковное Лотошино, куда в 1930 году семья его почти бежала, опасаясь преследований власти в ту коварную пору. Известно, что в этом возрасте формируется личность будущего человека, а уж творческого в особенности. Почти не тронутая природа северного Подмосковья, учёба в школе (где русской поэзии, как кажется, уделялось гораздо больше времени и внимания, чем нынче), осознание своей причастности ко всему, что окружает, сам сельский образ жизни - всё это ложилось в копилку памяти ума и сердца. И ложилось навсегда. …Смотрю – и вижу, как впервые, И вновь теплом родных селений Иду к машинному навесу, Тяга к знаниям привела его после школы в Московский историко-архивный институт, но начавшаяся вскоре война «командировала» Николая Тряпкина на север, под Сольвычегодск (по состоянию здоровья), и судьба словно знала заранее, насколько благодатной в творческом плане окажутся для Николая эти годы. Мощный, порой суровый, притягательный своей первозданностью, богатый на песни и былины, этот край стал для молодого поэта той русской печкой, от которой можно было и петь, и плясать, и жизнь складывать. Но и продолжить образование он не забыл: позднее, в 1958-ом окончил Высшие литературные курсы в Москве. Тогда же выходит и книга Николая Ивановича с красноречивым названием «Распевы», логично отражающим самую суть его поэзии. Стоит добавить, что на этом этапе Тряпкина поддержали такие литературные мэтры, как Фёдор Панферов, главный редактор «Октября», известный поэт Павел Антокольский, а позднее Тряпкин и сам уже занял своё, и только своё, в литературе место. ... Сюда, поэт! В поля безмерные! И слов не тратить наобум. Пройдём поречьями, поёмами Не отвернёмся, не смолчим. Пускай иной кряхтит и хмурится, А мы с тобой на каждой улице И это не просто любование родной природой, это действенная любовь: «Не отвернёмся, не простим», «Посадим синюю сирень»… Вообще, по всему видно, стоит только открыть томик Поэта, Бог дал ему недюжинную духовную силу, что не речной тихой водой, а морскими крутыми волнами расплескалась по его стихам, сама стала мощной, из самых глубин русской истории и поэзии, - стихией. … И только лишь кто-то кричит и взывает: И снятся мне травы, давно прожитые, Безусловно, особенно в раннем творческом периоде, сказывалось влияние на Тряпкина другого русского поэта с корнями из народа – Николая Клюева, но сильный самобытный талант Николая Ивановича не зацикливался ни на формах, ни на стилистике письма ушедших в историю классиков. Редкое ныне качество - естественная связь поэта с глубинным народным языком - запросто живет в его стихах, гармонично сочетая Вчера, Сегодня и Завтра. Я на красную горку в ночи выходил «Коренной русский быт, коренное русское слово, коренные русские люди… — вспоминал он. — У меня впервые открылись глаза на Россию и на русскую поэзию, ибо увидел я все это каким-то особым, “нутряным” зрением. А где-то там, совсем рядом, прекрасная Вычегда сливается с прекрасной Двиной. Деревянный Котлас и его голубая пристань — такая величавая и так издалека видная! И повсюду — великие леса, осененные великими легендами. Все это очень хорошо для начинающих поэтов. Ибо сам воздух такой, что сердце очищается и становится певучим. И я впервые начал писать стихи, которые самого меня завораживали. Ничего подобного со мною никогда не случалось. Я как бы заново родился, или кто-то окатил меня волшебной влагой». Но выси поэзии никогда для него не подвергали сомнению главную основу - как жизни, так и творчества: Я не был славой затуманен И вот опять свой стих подъемлю … Она не только хмель и сыта, И нашу суть, и нашу славу В его строках естественно сочетались и неведомые, неподвластные уму силы, в том числе космические, и озорство скомороха и даже ерничанье, свойственное русскому мужичку, которому, уж конечно, палец в рот не клади. Не бездарна та планета, И уже совсем всерьёз: Нет, я не вышел из народа. …Эта песенка О том, что Николай Иванович абсолютно свободно чувствовал себя в море поэзии, что ему были подвластны - не только первозданная сила русского слова, но и тихая музыка его, говорит одно из лучших его стихотворений «Свет ты мой робкий, таинственный свет!» (привожу часть его). Свет ты мой робкий, таинственный свет! Звуки пропали. И стихли кусты. Парус в реке не шелохнется вдруг. Равны права у небес и земли, Свет ты мой тихий, застенчивый свет! Вечер не вечер, ни тьмы, ни огня. Но приходил день, и весь драматизм жизни выплёскивался в мощные, без обиняков, стихи, коих в творчестве Николая Ивановича, конечно же, большинство. Иначе и не могло быть: вся история страны с её крутыми, порой роковыми, поворотами не переставала жить в душе поэта, прорываясь наружу меткими, полновесными строками: А сколько их было за нашим столом! И вот они нынче - грозою гроза, Известно, что Николай Иванович тяжело переживал крушение любимой страны, в меру своих физических сил вместе с другими пытался сопротивляться распаду всего, что было дорого уму и сердцу. Вещая душа удивительного русского поэта предвидела многое из того, чему стали мы свидетелями гораздо позже. И потому мне хочется закончить рассказ о нём и его поэзии строками одного из самых сильных и судьбоносных стихотворений: …Принимай же, Изба! Распахни свои древние прясла! Большой русский поэт оставил нам богатство своих стихов, а ещё вопрос: кто продолжит его уникальной путь, откроет заветную шкатулку народного языка, сочинит свою песню, которая войдёт в наши сердца родниковой чистотой, земной красотой и небесным светом? |