Андрей КОВАЛЕНКО (Благовещенск)

Навстречу Химкам

Из истории Молодёжного литературного движения Дальнего Востока

Чита. 1965 год

Если вести историю "семинарирования" молодых писателей с Дальнего Востока, то отсчёт стоит вести с 1965 года. Именно тогда состоялся самый первый семинар в истории региона.

В конце 1964 года на итоговом заседании правления Союза писателей РСФСР в Москве председатель Леонид Соболев "...вспомнил, что когда организация только начинала свою деятельность, проходили разные мероприятия, писатели ездили по стране, изучали рукописи. Потом всё это прекратилось. Затем Соболев потребовал предложений от самих писателей...." [01]

В первую очередь эти реплики относились как раз к дальневосточным отделениям - в г.Хабаровск, г.Владивосток, г.Якутск и г.Магадан (Сахалинское будет создано в 1967 г., на Камчатке - в 1974 г., в Амурской области - в 1977 г.). К сожалению, найти в свободном доступе стенограмм заседания на данный момент не удалось. И не известно, присутствовали ли представители от 4 дальневосточных отделений СП РСФСР хотя бы в качестве слушателей. Однако точно известно, что там присутствовал Георгий Граубин - писатель, ответственный секретарь Читинской писательской организации, член правления СП РСФСР [03]. Далее по его собственным воспоминаниям:

"Повисла гробовая тишина. И тогда я поднял руку. Говорил о том, что союз организовали, приняв в него уже состоявшихся литераторов. А кто только собирается вступать – мы совершенно не знаем. Поэтому надо провести семинар и посмотреть на тех, кто стоит за нашими спинами.

В ответ на моё предложение послышались сомнения в том, что вообще подобное мероприятие возможно. И что Союз не осилит такой семинар. Однако после непродолжительных прений, я заверил, что Читинское отделение берётся за организацию мероприятия. Совместно с обкомом комсомола." [01]

На заседании Правления было в итоге принято решение о том, что Читинское отделение СП РСФСР назначается ответственным за проведение "зонального семинар-совещание молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока". В некоторых источниках указывается также как "Сибири и Дальнего Востока". Однако экономическое районирование в СССР было несколько иное, нежели сейчас. И вся Сибирь делилась на 2 района: Западная и Восточная (Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Бурятская, Тывинская АССР). Тем более, что в Чите находилось большое на тот момент по меркам восточной части страны отделение, опирающееся на областную библиотеку.

Ответственным за организацию и проведение был назначен лично Георгий Рудольфович Граубин. Интересный факт о мероприятии, его важности и уровне вовлечённости государственного аппарата состоит в том, что читинские строители постарались и к открытию семинара завершили строительство гостиницы «Забайкалье», в которой разместилась писательская братия. Вместе с разрешением на номер в гостиницу вручался ярко и весело раскрашенный квадрат картона: «Мы, строители центрального стройуправления, возвели гостиницу «Забайкалье» досрочно, специально к вашему приезду на семинар молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Надеемся, что в комнатах, в которых мы приглашаем вас остановиться, вам будет удобно». [01]

Безусловно, что без согласования с облисполкомом подобного быть не могло. Всё-таки всего через пару месяцев - очередная годовщина Великой Октябрьской революции. И заканчивать большие стройки к это дате было принято куда чаще. Собственно, в этом уже видится большая работа и влияние руководителей Читинского ВЛКСМ.

Зональный семинар-совещание начал свою работу 6 сентября 1965 года. "От имени организаторов семинара – ЦК ВЛКСМ и Правления Союза писателей РСФСР – участников форума приветствовал Леонид Сергеевич Соболев: «Пожалуй, только здесь я понял значение и масштаб встречи, которую мы с вами начинаем сегодня в гостеприимной столице Забайкалья Чите. Она как радушная хозяйка встретила нас лазоревым сибирским небом и улыбками горожан…». После столь лирического начала Леонид Сергеевич определил направление семинара: «Литературное произведение существует в неразрывности понятий мастерства идейности. Та сложная мозаика, которая предстала перед нами в произведениях участников семинара, выражает окружающую нас современную жизнь великой Сибирской страны, Приморья, Дальнего востока…». Речь Леонида Сергеевича была выдержана в духе того времени, когда отечественная литература была во многом связана с идеологией строительства великой страны." [02]

К моменту начала семинар-совещания уже работала в Чите несколько дней большая выставкаа - Праздник книги. Здесь можно было купить большое количество современных на тот момент книжных изданий, среди которых были и отдельные издания молодых авторов - участников семинар-совещания.

По разным данным с Дальнего Востока и Сибири были отобраны 70 участников, но чаще указывается число 80. Всего было три отделения: Поэзия, Проза и Детская литература. Правда, есть воспоминания о том, что были сектора Поэзии, Прозы и Драматургии: "...Проходил он в аудиториях медицинского института, двенадцать творческих групп работало на нём. Пять групп – прозаиков, пять – поэтов, и две группы драматургов...." [02] Вероятно, что Детская литература могла быть одним отдельным семинаром. И уже при поступлении заявок от писателей и формирования групп было принято решение о выделении драматургов.

Руководителями секций (семинаров) стали приглашенные в Читу известные российские прозаики, поэты, драматурги и критики: Л. Соболев, В. Астафьев, А. Коптяева, Ю. Рытхэу, С. Шуртаков, Б.А.Костюковский, М. Соболь, Л. Решетников, Н. Кладо, В. Чивилихин, С. Наровчатов, В.Липатов. Были среди руководителей семинаров и забайкальские литераторы В. Балябин, Г. Граубин, В. Никонов, И. Калашников (Улан-Удэ).

Известно, что в семинаре А. Коптяевой участвовали Г. Донец (Чита), В. Корнаков (Улан-Удэ), Ю. Васильев (Магадан). В семинаре прозы под руководством С. Шуртакова занимались Е. Куренной и И. Александрович (Чита). Семинар драматургии вел Н. Кладо (Москва), на нем были обсуждены рукописи А. Вампилова (Иркутск), Ю. Чертова (Якутск) и некоторых других. Одним из семинаров поэзии руководил Ярослав Смеляков. В частности, именно он участвовал в обсуждении стихов Р. Филиппова (Чита).

Согласно воспоминаниям Эдуарда Анашкина, сам он принял "...участие в работе двух прозаических групп, где руководителями были Франц Николаевич Таурин и Борис Александрович Костюковский – первый ответственный секретарь Читинской Писательской организации, со  дня её образования, и уроженец Кемеровской области, прозаик Владимир Алексеевич Чивилихин."[02]

В группе Чивилихина, которая заседала в 32 аудитории института были П.Неделин (Абакан), Д.Сергеев (Иркутск), Д.Стахорский и В.Битюков (Чита), Ю.Дерфель (Якутск), В.Распутин (Красноярск), Г.Кузнецов (Якутск), а также приглашённый читинец И.Палкин. Интересно, что по итогам всего семинар-совещания особо было отмечено творчество В. Распутина.

Владимир Алексеевич Чивилихин оценивал своих подопечных по степени значимости и относил к трём группам. К первой — тех, чей уровень литературной подготовки был невысок и кого пригласили участвовать в семинаре как бы авансом. Однако и на них времени не жалел. Во вторую группу попали семинаристы, пишущие умело, даже профессионально, но не заставляющие читателя сопереживать, как тогда говорили, «не допускающие под черепную коробку ежа». А третья группа — это открытые на семинаре таланты. К ним принадлежал, прежде всего, Распутин, чей рассказ «Ветер ищет тебя» Владимир Алексеевич прямо из Читы продиктовал по телефону в редакцию «Комсомольской правды».

9-го сентября у книжного киоска около Окружного Дома офицеров ещё до открытия его выстроилась длинная очередь. «Комсомольская правда» шла нарасхват, многим даже не хватило. А 10 сентября в №37 «Литературная Россия» дала рассказ Валентина Распутина «Я забыл спросить у Лёшки».

На заключительном заседании семинар-совещания 16 сентября 1965 года было принято решение о приёме в члены Союза Писателей 11 участников семинара (каждый седьмой). В некоторых статьях отдельных указывается число 14, но оно не верно. Среди новопринятых членов Союза был и хабаровчанин М.Асламов.

Кстати, именно он станет организатором и участником отдельных семинаров поэзии, который в 1970-х годах станут регулярно проводиться непосредственно на Дальнем Востоке. Среди приглашённых известных писателей будет ещё один участник семинара 1965 года – Ю.Рытхэу. В 1971 году он пройдёт в Хабаровске, в 1976 году всех дальневосточников приютит Благовещенск. Начинаются отдельные региональные семинары молодых писателей в областях и краях. Чуть позднее будут проводиться семинары молодых писателей, которые трудятся на строительстве Байкало-Амурской магистрали.


Хабаровск, декабрь 1970 г.

Зональный семинар-совещание молодых литераторов в Чите вселил определённую долю уверенности организаторов подобного рода мероприятий. В первую очередь - Союза писателей РСФСР. Что не удивительно - в Союз было принято сразу большое количество молодых прозаиков, которые удивили всех своим уровнем.

Из 11 человек пятеро были иркутянами. Впоследствии эту группу назовут даже неформальным ЛИТО ровесников - "Иркутской стенкой". Данное словосочетание было придумано Г.Машкиным, который считал в своих литературоведческих трудах, что объединение существовало не на словах, а именно на деле. Её душой был Александр Вампилов, а самым известным для нас является Валентин Распутин.

Однако, как показала история, большой успех Читинского семинар-совещания (с последующим семинаром в 1966 году в Кемерово) был разовым, единичным всплеском. И следующим знаковым для сибирской и дальневосточной литературы современные исследователи считают лишь 1982 год. И семинар, проведённый в Новосибирске. Между этим двумя событиями - 17 лет и по факту два поколения.

Безусловно, открывать новые молодые таланты всегда интересно и важно. Однако сложно представить, чтобы Восточная Сибирь и Дальний Восток - огромная территория (чуть меньше половины территории СССР) с населением в 12 миллионов человек (примерная оценка на 1970 г.) - хотя бы раз в два года проявлялись бы группы молодых писателей уровня "Иркутской стенки". Однако работа велась постоянная, на регулярной основе. И именно она способствовала появлению отдельных авторов, а также развитию литературного движения на Востоке страны в целом.

Сразу после Читинского семинар-совещания региональные отделения СП РСФСР принялись с разным успехом организовывать местные семинары. Они практически всегда проходили в главных городах. Наиболее выделялся Хабаровск, где краевые смотры-семинары в 1970-х были ежегодные. Менее известны (и проходившие нерегулярно) аналогичные мероприятия во Владивостоке и на Сахалине. Скорее всего в виду того, что они были менее представительны, а также тематическими. Всё-таки из Владивостокских встреч вскоре выросли совещания молодых писателей-маринистов Дальнего Востока. Но об этом позже.

Известно, что в Хабаровске основательно и в большом составе писатели собрались в декабре 1970 г. Интересным фактом являлось то, что семинар, хоть и назывался "молодых прозаиков и поэтов", но принимали участие в нём дальневосточники, чей возраст составлял 45 лет. Если учитывать тот факт, что люди того времени выглядели несколько старше своих лет по нашим сегодняшним прикидкам, можно подумать, что это была просто встреча членов краевого Союза писателей...


Хабаровск 1970

Между прочим, такой возрастной ценз был установлен не просто так. В 1969-м году состоялось V Всесоюзное совещание молодых писателей. На котором руководителям дальневосточных отделений было наказано развивать работу с молодыми писателями, как было предложено Читинским семинар-совещанием. И более того - постараться отыскать писателей среднего возраста.

В начале 1970-х был для края характерна ситуация, чем-то схожая с нынешними реалиями в Приамурье: разрыв между именитыми местными писателями и теми, кто по идее должен был участвовать в в молодёжных семинарах. Практически не было в ССП (Союз Советских писателей) 40-50-летних дальневосточников.

Как вспоминал уже в 2018 г. хабаровский писатель и публицист Владимир Иванов-Ардашев, "...Тогда, замечу, словом «писатель» не разбрасывались и так называли профессионалов, членов Союза писателей. А молодых, которым порой было под пятьдесят, называли «начинающими». ...Я в то время был студентом-первокурсником и, разумеется, помалкивал, слушая старших и умудренных жизнью товарищей. .."

Не удивительно, что для студента-первокурсника мужчины 35-45 лет казались как раз пятидесятилетними!

В качестве примера можно привести публициста, прозаика и баснописца из Амурской области Николая Фотьева. Он принял участие как раз в работе семинара (правда, нет возможности точно установить в каком именно направлении, но, судя по косвенным признакам - в семинаре прозы). Родился он 21 декабря 1927 года. То есть буквально через неделю после окончания работы семинар-совещания ему должно было исполниться 43 года.

 

Перед началом проведения Хабаровского семинар-совещания молодых поэтов за неделю до начала состоялся другойй - зональный и творческий. 25 ноября 1970 года секретарь Хабаровского краевого комитета КПСС А.К. Чёрный открыл творческий семинар журналистов Восточной Сибири и Дальнего Востока, пишущих на военно-патриотические темы.

Надо отметить, что подобное часто практиковалось. Ещё в истории современной публицистики можно встретить название "семинар пропагандистов". К примеру, сохранилась в фондах того же Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова фотография учасников подобного семинара с Василием Шукшиным. Мерориятие проходило в 1966 году в г.Иркутск:

Воспитательная и патриотическая работа - весьма важная часть журналистики в любое время. Кстати, не стоит путать патриотическую печать и пропагандистскую. И ставить между ними знак равенства.

После окончания семинара журналистов 29 ноября стали постепенно готовиться к работе семинара молодых писателей. Тем более, что некоторые мастера (руководители) семинаров участвовали в обоих. Кстати, о том, какой семинар считался важнее, можно судить по тому факту, что журналистский открывал секретарь крайкома КПСС, а писательский - крайкома ВЛКСМ А.Латышев.

Все заседания семинар-совещания проходил в ОДОСА - Окружном доме офицеров Советской армии. Особенно это видно на втором фото, где все участники стоят перед его входом. Ныне это здание называется Дом офицеров Восточного военного округа. Это место располагается в самом центре города неподалёку от Набережной Амура. Неподалёку в наше время располагается обширный парк со смотровой площадкой, Утёс, который в народе называют "Ласточкиным гнездом", Краевой и художественный музей.

В 600 метрах от залов, где заседали отдельные секции прозы и поэзии , если идти по улице, располагается Памятник архитектуры Е.А. Киселёвой. Именно там находилось Хабаровское отделение СП РСФСР. Вместе с редакцией журнала "Дальний Восток". Сейчас над входом в здание из тёмно-бордового кирпича висит вывеска "Хабаровский дом литераторов".

Семинары проходили в стенах ОДОСА. На сохранившихся фотографиях с Семинаров сразу угадывается контингент мастеров:

Задорнов Николай Павлович - известный советский прозаик, автор двух больших циклов-эпопей про Дальний Восток. С 1946 г. уже жил в Риге. Однако в Хабаровске оказался после посещения Японии, где собирал материалы по новому своему роману - "Цунами".

Иванов Всеволод Никанорович - известный писатель, философ и историк, проживавший в 1922-1945 гг. в Манчжурии после установления Советской власти, представляя направление в философии и литературе. В феврале 1945 г. вернулся в СССР, жил в Хабаровске, сотрудничал с ТАСС. Есть исследования, что Вс.Иванов был одним из прототипов Штирлица, поскольку Юлиан Семёнов был очень дружен с Всеволодом Никаноровичем. Наверное, самый известный роман писателя - "Чёрные люди".

Рогаль Николай Митрофанович - писатель, критик, главный редактор журнала "Дальний Восток" в 1955-77 годах.

Сысоев Всеволод Петрович - известный дальневосточный писатель, общественный деятель, охотовед, который немного не дожил до 100-летнего юбилея.

Шестакова Юлия Алексеевна  - писательница, публицист, переводчик. С 1967 по 1973 года (при выходе на пенсию) работала завотделом худ.прозы журнала "Дальний Восток".

Алексадровский Виктор Николаевич - ответственный секретарь Хабаровского отделения СП РСФСР с 1955 по 1987 года.

Ефименко Василий Николаевич  - на тот момент уже 10 лет активно издававшийся писатель, участник войны, создававший свои книги по военной тематике.

 

На фотографиях также хорошо заметен и Николай Фотьев. Именно поэтому можно предположить, что он принимал участие именно как прозаик. Между прочим, на тот момент у Николая Ивановича было выпущено 5 книг басен и эпиграмм, 3 книги очерков и одна книга рассказов, были публикации повестей и рассказов в альманахе "Приамурье". По итогам работы семинар-совещания было принято решение о рекомендации к приёму писателя в СП РСФСР. В "Амурской правде" от 19 декабря 1970 года (через 7 дней после окончания работы семинара) уже было опубликовано соответствующее сообщение:

Днём позже поздравил амурчанина с приёмом в ССП и "Амурский комсомолец", опубликовав соответствующее сообщение на 3 странице. Если брать хронологию Амурского отделения СП, которое будет образовано в 1977 году, то Николай Фотьев стал первым членом ССП в Приамурье. И будет долгое время являться старейшим его участником.

 

В том же самом номере на последней странице есть и публикация Станислава Демидова (на тот момент - член бюро Амурского областного литературного объединения, участник семинара поэзии) о ходе и итогах проведения Хабаровского краевого семинара.

В частности, из публикации можно узнать о том, что, как минимум, было два семинара поэзии. Руководили ими М.Асламов (который сам ещё пять лет назад участвовал в семинаре в Чите и был принят в СП РСФСР), а также С.Тельканов. Скорее всего семинаров было несколько больше, поскольку разбирать на одном семинаре больше десятка поэтов - весьма трудная задача.

Если брать из амурчан, принимавших участие в семинарах поэзии, то кроме Станиславаа Демидова это также были: Виктор Алюшин (участвовал как раз в семинаре С.Тельканова), Валерий Черкесов (семинар М.Асламова) и Игорь Ерёмин (не известно, в чьём семинаре принимал участие). Игорь Алексеевич уже через пять лет получит членский билет ССП, став в нём пятым амурчанином.

 

Также хотелось выделить и ещё одного участника семинара. Он есть на фотографии рядом с Н.П.Задорновым. Басаргин Иван Ульянович (опустивший окладистую бороду, также присутствует на самой первой фотографии к данной публикации, и опять же - рядом с Задорновым) - молодой приморский прозаик. Который объездил практически весь юг Дальнего Востока. По итогам семинара несколько его книг будут рекомендованы к изданию. Уже в 1971 году выйдет "Волчья ночь" в Дальневосточном издательстве. В "Молодой гвардии" - "Сказ о Чёрном дьяволе". Она же выйдет и в Западно-Сибирском издательстве под названием "Чёрный Дьявол". Предисловием к повести будет вступительное слово Н.П.Задорнова, который отмечал, что это "...первое крупное произведение Ивана Басаргина, в котором молодой писатель талантливо воссоздает картины природы, портреты и характеры людей тайги во всем их разнообразии. Выросший в семье потомков первых дальневосточных переселенцев, автор обнаруживает глубокое знание языка, в его повести чувствуется красота Дальнего Востока..."

Самый известный роман Басаргина - "В горах тигровых" также выйдет в 1971 году.

 

Хотелось бы также в конце упомянуть о том, что все участники семинара в следующем 1971 году появились на страницах журнала "Дальний Восток".


Тында, 1977, 1978 года

Принято считать, что Байкало-Амурская магистраль – уникальное явление в отечественной истории. Всесоюзная стройка, которая была объявлена ВЛКСМ «ударной комсомольской», явилась сосредоточением десятков тысяч комсомольцев со всех регионов огромной страны. Молодые люди ехали в совершенно непроходимые районы, чтобы проложить «лучшую дорогу нашей жизни», как впоследствии скажет амурский поэт Владимир Гузий. Они ютились в палатках, проживали в совершенно необорудованном жилье, которое окончательно снесли с переселением лишь в 2010-х годах. Они совершали большую логистическую работу, о ценности которой до сих пор спорят политологи, экономисты и простые люди.

А ещё они создали весьма своеобразное направление в литературе. Кафедра филологии Благовещенского Государственного Педагогического Университета даже формулирует понятие «БАМовской литературы». Отличительные черты её для простого читателя просты: концентрация поэтов (прозаиков в общем числе было крайне мало, а в газетах рассказы или очерки очень редко появлялись), обязательное упоминание в стихах таких слов, как «туман», «перевал», «геолог», «геодезист», «путь», «палатка». Среди прочего – наличие десятков совершено непривычных для слуха названий рек, перевалов, населённых пунктов и гор. В общем, прочитав примерно с 5-8 стихов (даже коротких) вы сможете отличить БАМовского поэта когда угодно и где угодно.

 

А началось всё это 4 октября 1974 года. Полгода как ВЛКСМ объявил о начале стройки, только-только начались переброски техники и людей. В первую очередь – для строительства жилья. А в газете «Байкало-Амурская магистраль» появляется объявление: «В целях объединения всех начинающих литераторов редакция газеты ”Байкало-Амурская магистраль” приглашает в субботу 5 октября, на первую организационную встречу. Она состоится в 17 часов в учебном комбинате управления строительства “Бамстройпуть”». Первая встреча в Тынде, будущей «столице БАМа», собрала по инициативе главного редактора упомянутой газета Ивана Шестака почти десяток начинающих поэтов. Они приняли решение собираться каждую субботу, чтобы обмениваться своими стихами, рассказами и новостями. В следующем месяце начинание оформляется в Литературную студию «Звено». Руководителем становится Олег Головко - зам. начальника отдела сигнализации и связи Дирекции строительства БАМа, на тот момент уже являвшийся членом Союза писателей СССР (принят как раз в 1974 году).

В короткие сроки «Звено» становится ярчайшим литературным явлением на территории Амурской области и в местах строительства железной дороги. В газетах «БАМ» и «Авангард», что издавались в Тынде, регулярно публикуются подборки стихов работников стройки. Характерным штрихом является подпись к каждому опубликованному поэту (а чаще были именно они) –место работы и профессии. Подобной строки биографии изначально удостаиваются совершенно все! Чуть позже только перестают писать данные факты у наиболее публикуемых – О.Головко, Т.Шульга, В.Гузий, Г.Кузьмин.

Внутри студии очень быстро появляется и формируется идея создания и проведения какого-либо открытого литературного праздника, на котором каждый автор смог бы выступить со своими произведениями. Таковым становится «Пушкинский праздник». Начиная с 1975 года это – главное событие в литературной и культурной жизни Тынды. И в прошедшем 2020 году «Пушкинский праздник на БАМе» проводился уже в 45 раз.

В 1976 году по итогам Семинара молодых литераторов Дальнего Востока в г.Благовещенске было предложено СП СССР создать отделение писателей непосредственно на территории Амурской области. Решение об этом официально было принято 17 января 1977 года. На тот момент в Амурском отделении числились 4 человека, проживавшие в г.Благовещенске: Н.Фотьев, Л.Андреев, И.Ерёмин и Б.Машук, а также 2 человека, проживавшие в г.Тында: А.Побожий и О.Головко.

Количество рабочих, занятых на постройке магистрали в 1977 году приблизилось к цифре в 75000 человек. Подавляющее большинство из них были молодые люди, которые либо только закончили учебные заведения, либо были на практике, либо посланы от учебных заведений по комсомольским путевкам. Сколько из них писали или пытались писать свои стихи и рассказы, сказать сложно. По имеющимся данным редакции Первого литературного портала Амурской области в газетах «Авангард» и «БАМ» в период с 1974 по 1990 года были опубликованы произведения 219 человек.

Можно смело утверждать, что в редакции газет и лично у Олега Головко были контакты (в первую очередь – принадлежность к предприятиям на строительстве) не менее 60-70 человек. И потому было решено провести семинар молодых литераторов, которые были заняты на строительстве магистрали. Тем более что в 1977 году был сдан участок пути БАМ – Тында. И относительно комфортно можно было добраться до места будущего семинара даже гостям из Москвы. Данное мероприятие должно было стать знаковым для Амурской области! Ещё бы! Такое молодое отделение, а уже проводит серьёзные семинары!

 

«В качестве мастеров на семинар были приглашены известные писатели – Виль Липатов, Владимир Чивилихин, Вадим Кузнецов, Николай Старшинов, Виктор Левашов, Виктор Коротаев, Георгий Семёнов, Николай Шундик…».

Из Благовещенска приехали поэт Игорь Ерёмин и прозаик Борис Машук. Дополнительно в качестве представителей от Союза писателей СССР приехал ответственный за работу с молодыми авторами правления Союза писателей Юрий Лопусов. Были и представители от издательств: заведующий художественной редакцией Профиздата прозаик Виктор Вучетич, заведующий отделом поэзии журнала «Москва» поэт Анатолий Парпапа, заведующий отделом по работе с молодыми авторами издательства «Молодая гвардия» Александр Ольшанский.

«Молодая гвардия» числилась организатором семинара наряду с ЦК ВЛКСМ. Роль Комсомола состояла в откреплении с рабочих мест на время проведения семинара (19 – 21 ноября 1977 года) и проезда в обе стороны. «Молодая гвардия» же собиралась в 1978 году выпустить коллективный сборник стихов поэтов БАМа «Магистраль» [05]. Соответственно, Александр Ольшанский среди прочего осуществлял и отбор отдельных авторов или произведений.

Организаторами непосредственно на местах выступали руководитель Литстудии «Звено» - Олег Головко и Иван Шестак, являвшийся на тот момент сотрудником газеты «Авангард».

Среди участников были представители самых разнообразных профессий. Например, в той же газете «Авангард» [04], где помещалось объявление о начале работы семинара, были напечатаны стихи инженера Геннадия Кузьмина, журналиста Игоря Игнатенко (будущего председателя Амурского отделения СПР), электрика Виталия Лукашенко, бурильщика Николая Евтеева, монтёра пути Нины Коломниковой, продавца Людмилы Мельничук, инженера Олега Головко.

Также известны некоторые другие имена и фамилии участников: военнослужащие Евгений Сакин и Александр Симаков, энергетик Владимир Юринский, электрик Владимир Гузий (член СПР с 2005 г.), лесоруб Владимир Замулаев, инженер Жанна Ржевская, журналист Варвара Солнцева.

Интересно отметить, что изначально семинар подавался как «Творческий семинар молодых поэтов БАМа» [04]. Однако несколько позже в статье по итогам всего семинара звучало определение «Творческий семинар молодых авторов БАМа» [02]. С чем связана такая перемена, сказать сложно. Вряд ли в связи с неведением (тот же редактор газеты Иван Шестак всегда был прозаиком, и вряд ли он не знал о том, как правильно в газете стоит опубликовать название семинара). Вероятнее всего, подобные перемены произошли непосредственно на самом семинаре – были представлены весьма крепкие прозаические тексты. С учетом того, что по публикациям «Звена» было известно в первую очередь о поэтах, считалось, что прозаиков сложно будет собрать на семинар. Тем не менее, в качестве мастеров и наставников приехали и прозаики – упоминавшиеся Борис Машук, Виктор Левашев, Виктор Вучетич.

Интересны некоторые комментарии по итогам работы Семинара молодых авторов БАМа:

«…Горячая полемика, например, разгорелась при обсуждении творчества Владимира Юринского  энергетика СПМ-591. Раскованные вольные ритмы, чем-то напоминающие Уитмена, его баллад и стихов приняты были не всеми, но никто не мог не оценить яркую, порой неожиданную ассоциативность его образов. Вот некоторые, на наш взгляд, его находки: «шпал тельняшки», «ведьма вечная мерзлота», «луна олимпийски спокойно сияла», «депутат от сибирских просторов», «чай с ветерком баргузинским»..,» [05].
«… Не хотелось бы поддерживать, на мой взгляд, неверный тон семинара, когда некоторые оппоненты направо и налево выдавали путёвки на поэтический Парнас отдельным авторам, а других безоговорочно их лишали… …Трудно сейчас, например, сказать состоится или нет поэт Владимир Гузий, но том, что его поэтическое мастерство быстро растёт и то, с каким упорством, огромным трудом рождается каждый его стих, уже сегодня видно – поэзия стала для него потребностью необходимой…» [05]
«…Прежде всего претензии к языку. Литература, избрав своим единственным оружием слово, стремится с его помощью передать свечение человеческих эмоций, богатство чувств и могущество разума. А у языка свои законы, которые даже поэзия при всей её внутренней раскрепощённости не может обходить. Стихи многих же наших авторов грешат, прежде всего, этим. Где-то в угоду рифме или размеру допускаются элементарные грамматические ошибки и смысловые недоразумения… …Некоторые авторы допускают поэтические красивости, коорые при всей их «очаровательности» коробят стих, снимают его смысловую значимость» [05]

 

Итогом работы первого Семинара молодых авторов БАМа можно считать тот факт, что работу в данном направлении было решено продолжить. И уже в следующем году примерно в тех же числах (19 – 21 ноября в 1977 году, 08 – 10 декабря в 1978 году) состоялся второй. Теперь его название звучало как «Второй общетрассовый семинар молодых поэтов, прозаиков и публицистов БАМа». И этот семинар являлся, в том числе, одним из отборочных этапов к VII Всесоюзному совещанию молодых писателей в Москве [06]. Надо отметить, что в тот период появились и другие общетрассовые действия. Например, общестрассовый фестиваль самодеятельной деятельности. Он начинался как раз с 1977 года. И проходил в сентябре-октябре регулярно.

Вероятнее всего, уровень авторов и государственное внимание непосредственно к БАМу были такими, что в этот раз из Москвы приехала не менее представительная делегация: секретарь правления СП СССР, являвшийся председателем оргкомитета по проведению VII Всесоюзного совещания О.Н.Шестинский, представитель Ленинградского телевидения А.А. Шевелев, редактор отдела литературы и искусства «Комсомольской правды» В.М. Свинников, член редколлегии журнала «Юность» Н.Г. Новиков, заместитель главного редактора «Литературной учёбы» Н.П. Машовец. Были и уже известные по первому семинару фамилии: А.А.Ольшанский, В.В. Левашов, В.Е. Вучетич. [06]


БАМ, 1977, 1978

 

Ко второму семинару уже были подготовлены Положение и программа мероприятия. Можно смело предположить, что на первый семинар ничего подобного сделано не было. Скорее всего сами по себе авторы при проведении Семинара в 1977 году приглашались Литстудией «Звено». Во всяком случае, в архивах так и не получилось найти ни единого упоминания о том, что существовала некая подарочная или организационная атрибутика. В 1978 году всем участникам уже выдавались программки. А заодно в газетах «БАМ» и «Авангард» были напечатаны Положение об участии. Самое главное там были – секции и сроки проведения.

«Рукописи со стихами и прозаическими произведениями предоставляются в оргкомитет семинара в трёх экземплярах о 30 ноября 1978 года по адресу: Амурская область г.Тында-1, редакция газеты «БАМ».

 

Программа и положение были напечатаны двумя видами чернил. Связно это с тем, что в процессе подготовки и отпечатки выявились ошибки. В частности, изначально были напечатаны цели: «Семинар посвящён 60-летию ВЛКСМ и проводится среди строителей БАМа в рамках подготовки к VII Всесоюзному совещанию молодых писателей с целью наиболее способный, поэтов, прозаиков, публицистов, чьё творчество…» В данном случае было пропущено слово «выявления». И чтобы не путаться с программками позднее, было решено перепечатать другими чернилами. Чтобы только при одном взгляде спокойно можно было отличить верную – оформленную красно-коричневым цветом.

Кстати, благодаря этому мы можем также узнать, что в окончательном варианте исчезло издательство «Молодая гвардия» из числа приглашающих принять участие во II общетрассовом семинаре. А Пленарное заседание и первую часть работы по секциям, которые состоялись 08 декабря 1978 года, перенесли в Актовый зал «ГлавБАМстроя». Который был удобнее и просторнее ДК «Юность», где проходила работа 09 декабря. Хотя планировалось на оба дня.

 

Интересно ещё и то, что 10 декабря участники собирались и выезжали в два разных направления по БАМу: на запад в посёлок Хорогочи (75 километров по железной дороге) и на север в посёлок Могот (65 километров по железной дороге в сторону нынешнего г.Нерюнгри). На тот момент именно до этих населённых пунктов было открыто свободное движение поездов. То есть по состоянию летнего тёплого периода работы стройотряды остановились примерно в тех местах. Это было своеобразное поощрение строителям. И нечто в стиле выездных концертов.

Собирались, да не смогли выехать. Во всяком случае, одна часть семинаристов отправились в посёлок Могот. А вот другая – осталась в Тынде. Где и провела концерт в ДК «Юность». Здесь на первый план выходили и артистические данные человека, а также его представление чтения своих стихов. К примеру: «…В «Юности» мы сделали для себя радостное открытие. Этим открытием был молодой поэт с КамАЗа Павел Юлаев. Свой стиль, своё виденье мира, своя тема в поэзии – вот что прежде всего отличает Павла Юлаева, за творчеством которого мы на БАМе будем теперь следить чрезвычайно внимательно…» [08] Во время семинара текстами стихов не смог впечатлить, а вот выступлением – вполне.

Что касается работы непосредственно на самом семинаре, то отдельно хочется упомянуть о работе в секции публицистике: «В атмосфере жаркой дискуссии работала секция публицистики, в которую входили молодые писатели-публицисты, журналисты... …Дискуссия разгорелась вокруг выходящих бамовских серий книг «БАМ. Панорама всенародной стройки» (Хабаровск) и «БАМ – стройка века» (Москва, «Современник»)…

Вывод, к которому пришли участники секций таков: наиболее удачным в Хабаровской серии является выпуск 1977 года, поступающий в эти дни на прилавки книжных магазинов. И удачен он по одной-единственной причине: большинство его авторов трудится здесь, на магистрали. Уже одно это сразу позволило ярче высветить лица героев в очерках… …Нет и досадных ошибок в датах, именах и использовании технических терминов, которые так раздражают читателей…» [08]

Кажется, что раздражало это разве что только самих строителей БАМа. Но зато вот теперь… теперь точно все будут знать о том, как правильно называется эта деталь, то звено или что-то ещё. Если учесть о том, что каждый молодой автор хотел рассказать о своей работе (вспоминается сразу критика из первого семинара по части использования русского языка – как говорим, так и пишем), то можно уже представить специфику БАМовской литературы. И тем более – сборников.

Как это часто бывает, интересны воспоминания непосредственно участников самого семинара. Так, спустя много лет, в 2007 году Жанна (Жаннетта) Ржевская на своём юбилейном вечере вспоминала: «Один из самых памятных эпизодов бамовской жизни — это одна из декабрьских ночей 1978 года. После бурных обсуждений стихов друг друга на втором общетрассовом семинаре молодых поэтов БАМа, поэты собрались в одной из комнат общежития тындинского профессионального училища. Обсуждения закончились поздно. Магазины в те времена круглосуточно, как сейчас, не работали. Но у хозяина комнаты, руководителя семинара, благовещенского поэта Игоря Еремина обнаружился на тумбочке электрический самовар, в тумбочке — заварка и сахар. Кто-то принес буханку хлеба. И под такую немудреную закуску началась «Ночь поэзии». Каждый из зашедших на огонек тридцати поэтов прочитал свое лучшее стихотворение. Потом пошли по второму кругу, по третьему. Разошлись только в шестом часу утра…» [09]

«Немудрёная закуска» для чая с сахаром…

 

Итогом двухдневной работы семинара оргкомитет рекомендовал для участия в VII Всесоюзном совещании молодых авторов в Москве (он проходил 20-26 марта 1979 года) в общей сложности 6 человек. Это – поэты Александр Симаков, Владимр Мальков, Тамара Шульга, прозаики Валерий Смирной и Лариса Король, а также в секцию драматургии Всесозного совещания – редактор газеты «БАМ» Иван Шестак. [07] Известно, однако, что в итоге участвовали также В.Гузий и Е.Сакин (последний – по сведениям И.Игнатенко).

Кстати, у Владимира Гузия позднее даже выйдет стихотворение, которое будет как раз называться «Совещание молодых писателей»:

В капканы семинара влипнув чётко,
От множества претензий обессилев,
Мы с Симаковым Сане пили водку, –
Ведь нас три дня поэзии учили.
У мэтров очень нужная работа –
Они разоблачают молодых,
Которым стать поэтами охота,
Но эта участь вовсе не для них.
Мы гнали по болотам километры,
Писали песни о горячке наших дел,
Но нас не слышали заслуженные мэтры,
Привыкшие к базару ЦЛД.
Нам было и досадно, и не сладко.
Но надвигался солнечный апрель.
Мы возвращались к бамовским палаткам
Их ожидал желанный Коктебель.
Писать стихи – на это божья воля.
Нельзя за рифмы сразу бить под дых.
И никогда себе я не позволю
Учить чему-то в жизни молодых. [10]

Стоит заметить, что с общетрассовых семинаров вышел ряд известных на амурской земле писателей. Те фамилии, что на слуху – Тамара Шульга (член СП СССР с 1988 г.) и Владимир Гузий (член СПР с 2005 г.). Последний является автором известной песни «Последнее звено» - неофициального гимна БАМа. Она звучит во вступлении к фильму «Лучшая дорога нашей жизни». Это название как раз взято из всё того же стихотворения.

В истории молодёжных семинаров на территории Амурской области также был и III Общетрассовый семинар молодых авторов БАМа. Он состоялся в 1983 году. Однако является уже скорее явлением 1980-х годов. И прошёл в тот период, когда стройка подходила к логическому завершению. А литературная жизнь в Амурской области покинула пределы только Благовещенска и Тынды. Потому и рассмотрения этот семинар достоин в рамках своего литературного периода.

Литература:

  1. https://www.chita.ru/articles/18841/
  2. http://rospisatel.ru/anashkin-shkaf.htm
  3. http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=676
  4. Газета «Авангард», №139 (4200), 19 ноября 1977 г.
  5. Газета «Авангард», №141 (4202), 24 ноября 1977 г.
  6. Газета «Авангард», №147 (4364), 09 декабря 1978 г.
  7. Газета «Авангард», №149 (4366), 13 декабря 1978 г.
  8. Газета «Авангард», №149 (4366), 13 декабря 1978 г., 3 полоса
  9. Газета «Гудок», №35, 07 сентября 2007 г.
  10. Воспевший БАМ : о жизни и творчестве Владимира Гузия : ин-форм.-метод. материалы / Амур. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Муравьёва-Амурского, 2020

Коваленко Андрей родился в 1985 году в Белогорске Амурской области.
В 2007 году закончил Амурский государственный университет.
По профессии – математик, программист. Работает в области разработки программных решений, мобильный приложений, автоматизации сферы торговли, учёта и промышленного производства. Увлекаюсь краеведением, литературой и спортом.
Член РГО.
С июня 2012 года является  главным редактором портала «Амурские сезоны». С января 2016 года - Первого литературного портала Амурской области.
С октября 2019 года является организатором и руководителем Молодёжного Амурского Литературного Объединения при Амурском отделении СПР.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную