Стихи мои, Я буду воспевать Новенький пятитомник Сергея Есенина мягко сиял голубым цветом. Рядом стояли толстые ярко-красные с золотым тиснением тома Владимира Маяковского. На этажерке нашей, сделанной отцом, тяжёлой, выкрашенной тёмно- коричневой, почти чёрной краской, книги эти были необыкновенно красивы. Привёз их брат Юрий из Москвы. Маяковского я читала, когда оставалась одна в доме, громко, раскачиваясь в такт слову «агитатора, горлана, главаря». В комнате брата висел графический портрет поэта. Есенина открыла не скоро. Но каково же было моё удивление, когда после религиозных и непонятных мне стихов, я стала листать наугад и встретила знакомую песню, которую пели у нас в застолье: «Отговорила роща золотая». В школьных программах Есенина не было. Зато у всех девчонок были тетрадки с названием Альбом. Туда мы записывали песни, стихи, высказывания, загибали уголки-секретики с пожеланиями друзей. Одна такая тетрадка сохранилась, но стихов Есенина в ней тоже не было. А вот вырезка из газеты, вклеенная рядом с альбомным стихом, много говорит о нашем детстве: «Книга – огромная сила» В. И. Ленин. Ваше любимое занятие? «Рыться в книгах». Карл Маркс.«Книга, быть может, сложное и великое ч у д о и з в с е х ч у д е с с о т в о р ё н н ы х человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». М. Горький. (разрядка дана в газете, видимо, в «Известиях», которую выписывал отец) Детство Есенина ещё было овеяно веком девятнадцатым. И родное село Константиново, и Спас-Клепики, где учился Серёжа с 9 лет в церковно-учительской школе, с их природными и духовными богатствами, определили его путь. Безценный благотворный запас дала Есенину дружба с Гришей Панфиловым, который был на год старше его. А также благодаря просвещённому учителю словесности, Есенин полюбил мировую литературу и Пушкина. Недаром сверстники дали ему такое же прозвище, как Пушкину: «Серёга-Монах». Именно тогда начал Серёжа писать стихи и читать их друзьям. В первом классе написал он «Маковые побаски» и рассказ про Миколу. Есенин ворвался в поэзию, как Гагарин в космическое пространство. Похожи они улыбкой и задором, смелостью и уверенностью первооткрывателей. Славой и любовью к планете Земля. Гагарин слышал музыку космоса, чувствовал и переживал мощное притяжение земли. Есенин всё это выразил в Слове. Поэзия его вся – порыв и движение к своему божественному назначению, к Руси-России.
«У меня нет периодов – через всё моё творчество проходит одна и та же тема: любовь к Родине». В 1910- 1914 годы он писал много. Первая публикация появилась в январе 1914 года в Москве. «В это время, - сообщает поэт в автобиографии, - у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам». Поэт утверждал, что стихотворения, включенные им в «Радуницу», были написаны им до отъезда в Петербург. В книге много церковной лексики и образов, но в них же предстают живые картины деревенского быта. Бабка Есенина привечала всех нищих, увечных и бродячих, которые пели по русским сёлам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Так рос он в семье, пропитанной народной словесностью. Я помню, так людно было в нашем новом доме, в селе Агаповка, недалеко от Магнитогорска, на Южном Урале И к нам приходили странники, обездоленные, бесприютные люди. Мама стирала и чинила их одежду, кормила их, а они рассказывали, поминали и пели за гостеприимным столом. Вот одну из таких песен я услышала от Анны Васильевны Пересунько на поминках моей мамы: «Что вы, братцы, собралися, А к вам сёстры все пришли? Мы затем и собралися, Чтоб усопших помянуть. Когда были они живы, И прожили с нами век, А теперь мы их не видим, И не слышим голос их. Соберёмся же все вместе И помянем хлебом-солью, Каплю слёз о них прольём». В «Радуницу» входят циклы стихов «Русь» и «Маковые побаски». По Руси ходит любимый русским народом святой Микола. Он естественно и живо вписывается в природу: «В лапоточках, словно тень, Ходит милостник Микола Мимо сёл и деревень». Он говорит с народом: «Собирайте милость Божью, Спелой рожью в закрома» и слышит их просьбу: «Миколае-Чудотворче, Помолись Ему за нас». Николай Клюев, с которым Есенин был дружен всю жизнь, был ревниво удивлён, когда впервые читал «Радуницу», изданную в 1916 году: «У него Бог живой!». «Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас»,- обращается к Руси поэт и заканчивает это стихотворение знаменитыми, зацитированными строками: «Если крикнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою». Другое стихотворение 1914 года «Шёл Господь пытать людей в любви» стало сразу классикой. В этом же году написано «Край любимый! Сердцу снятся…», которое поэт заканчивает очень тревожно: «Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть». Можно сказать, что Есенин задолго чувствовал трагедию войны и революции и переживал своим чутким сердцем, всё, о чём думал. В том же, 1914 году написал он стихотворение «Чую радуницу Божью»: Чую Радуницу Божью – И горит в парче лиловой Эту родственную, родовую, связь уловил и почувствовал Сергей Есенин. Может и не зря, пенял ему Клюев: «Твоими «рыхлыми драчёнами» все объелись…». Но поэт выплёскивает всё своё, деревенское, осознанно и доверчиво, смело привнося в столичную публику родное, исконно русское слово: и «потом пропахшую выть», и «в свяслах копны хлеба», и «дулейки, коливо, веретье…» и много иных, непривычных городскому уху слов. В разговоре с И. Н. Розановым о «Радунице» Есенин признавался: «В первом издании у меня много местных, рязанских слов. Надо писать так, чтобы тебя понимали…». И, готовя второе издание «Радуницы», исключил «непонятные» слова и четырнадцать стихотворений! Цикл «Маковые побаски» он ставит в «Радунице» после «Руси», хотя в нём много стихов, написанных в 1910-1912-е годы. Здесь и рождение, и судьба: «Родился я с песнями, в травном одеяле… Как снежинка белая, в просини я таю, да к судьбе-разлучнице след свой заметаю». Девушке у него «звонко ветры панихидную поют…ткёт ей саван нежнопенная волна…» В праздничное, Троицыно утро, он говорит птахам: «Похороним вместе молодость мою». В стихотворении 1912 года рождаются песенные мотивы: «Заиграй, играй, тальяночка, малиновы меха, Пусть послушает красавица прибаски жениха». Но следом за ним в книге стоит стих 1910 года «Подражание песне», где поэт возвращается к панихидным настроениям: « В пряже солнечных дней время выткало нить…Мимо окон тебя понесли хоронить». И ямщик поёт: « Я умру на тюремной постели, Похоронят меня кое-как». Даже в любовных стихотворениях у него «есть тоска весёлая». Такое переплетение жизни и смерти, радости и горя часто появляется у Есенина не только в раннем творчестве.
В 1914 году начинается Гражданская война, «рекрута играли в ливенку про остальные деньки», а поэт взывает к родному краю: «Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь», «Я пастух, мои палаты…», « Я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья». С 1915 года Есенин уже постоянно прибегает к приёму контраста. В самом радостном стихе у него «Плачет смехом бубенец». Между сосен, между ёлок, Благотворное радуничное начало сопровождает всё творчество Есенина, от начала жизни и до самого его конца. Стихия поэзии охватывает его и не отпускает. Как Пушкин и Лермонтов, он проживает долго свою недолгую жизнь. Прозревает рано как поэт: «Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне». Недолго был розовым его Пегас, занося поэта то в Москву, отпускал его бродить « по московским изогнутым улицам», то в Петербург, где является к «богу» русской поэзии, Блоку, с чисто крестьянским своим ощущением трудного своего вхождения с «рязанских полей» в кабинет Учителя. Труд души его, понимание вступления на новую стезю в поэтическом творчестве, доводит Сергея до такого физического изнеможения, что «выступает пот на лбу». То перелетал он за океан, то возвращался в деревню. Вся жизнь Есенина – искание Бога – и вера, и безверие; и язычество, и православие, впитанное с молоком матери; и …богохульство, навеянное ветрами революции. Это и борьба с самим собой – хулиганом и кабацким кутилой. Это и осознание нарастающей скорости своей поэтической мощи, которой нужно было научиться управлять. Знаток мировой и русской поэзии В.В. Кожинов в статье «Без религиозной основы поэзия невозможна» приводит высказывание своего учителя Михаила Михайловича Бахтина, что «истинно религиозный человек всегда находится на грани веры и безверия». В письмах Грише Панфилову из Москвы Сергей писал «Все погрузились в себя, и если бы снова явился Христос, то Он и снова погиб бы, не разбудив эти заснувшие души». Сергею Есенину всё было дано от Бога. Но он сам написал о своём мировоззрении: «Розу белую с чёрной жабою я хотел на земле повенчать». Поэт принимал всю жизнь России, «как она есть», следуя пушкинскому завету.
В 2005 году в серии ЖЗЛ издательства «Молодая Гвардия» вышло третье издание книги «Сергей Есенин», исправленное и дополненное. Написали её известные литераторы, отец и сын, С. Ю. и С. С. Куняевы. В ней жизнь и творчество поэта показаны в наибольшей полноте. Так же полно принимают его и читатели всех уровней и в России, и за рубежом. Здесь же мне хотелось понять, как зарождалось и развивалось в поэте чувство родины, Руси православной В своё время стихи Есенина из цикла «Москва кабацкая» вызвали как восхищение, так и возмущение и неприятие. Но когда находишь в них же откровение поэта: «И за все за грехи мои тяжкие, За неверие в Благодать, Положите меня в белой рубашке Под иконами умирать», то понимаешь, что Бог всегда жил в нём. Первая книга «Радуница» изменялась Есениным и переиздавалась ещё три раза. Поэт написал художественное произведение о той самой Руси, которую не хотели знать и видеть в салонных кружках представители разных «измов». В «Радунице» свободная стихия есенинского слова соседствует с реалистическим и мистическим. С благодатью природных стихов и лучшими сторонами деревенской жизни. В вышеназванной статье Вадим Кожинов говорит, что «если в стихотворении поэзия обнимает весь мир, если в нём есть чувство вечности, оно без сомнения религиозно. А вечность можно уловить только в мгновении». Конечно, речь идёт о художественном воплощении религиозности в стихах. В августе 1915 года Есенин опубликовал поэму «Русь» полностью в журнале «Северные записки» и, как говорится, сразу проснулся известным. Отделка стихов, как отмечают его современники, была совершенна! Уже тогда поэт противостоял «упаднической» литературе. Мысль о вечном звучит во всех стихах «Радуницы». Поэт верит в возможность спасения Родины через вечные заповеди, по которым и жила Россия. Чувство родины у Есенина – есть чувство пути. Он часто задумывался на этом пути над пушкинским «Жизнь, зачем ты мне дана?», задавая себе вопросы: «Зачем жить? Зачем жизнь?». Гриша Панфилов написал ему: «А всё-таки я думаю, что после смерти есть жизнь другая». (Есенин приводит эту строку в письме к Панфилову 1913 года из Москвы ) Остался отрывок начатого им стихотворения, а может быть, и поэмы «Смерть». Кто скажет и откроет мне, Поэт сам ответил на свой вопрос: – Зачем жить? Чтобы оставалась тайна творчества – где «все дела святые …всемогущий звук живого слова сотворил». 2015 |