Кому то, наверное, и в Украине и в России покажется невероятным, что в эти дни и месяцы окаянные, когда на Донбассе, воспетом его славным сыном, соловьём Украины Владимиром Сосюрой, не утихают огневые перестрелки, гибнут помрачённые жестоким и чуждым нашим народам противостоянием бойцы и ни в чём не повинные мирные люди по обе линии фронта, когда месяцами не прекращается братствоубийственная сеча электронных и печатных СМИ, когда даже писательские газеты рискуют срываться в воинственный раж, возжигая в читателях едва ли не ксенофобские страсти, — в это самое время в Луцком издательстве «Твердиня» выходит в свет книга стихов русского поэта Валерия Латынина «Сповідь побічного сина» в переводе на украинский Виктора Мельника. Чем привлекли талантливого украинского поэта и переводчика, волынских издателей произведения россиянина? Да тем, что, как отмечено в издательской аннотации, к творчеству московского автора можно вполне отнести уже малость подзабытые на пространстве бывшего СССР, хотя и по-прежнему крылатые, слова Павла Тычины о «чувстве семьи единой» с его «аркодужним перевисанням до народів». В стихах Валерия Латынина, — подчёркивает издатель, — «не только правдиво отражены картины современной российской жизни, нередко с острокритическими инвективами в адрес «шинкарей» при власти, но и звучит признание в любви к другим славянским народам — сербскому, болгарскому, черногорскому. Украинская тема у него — одна из лейтмотивных». Вместе с тем, любовь поэта не слепа, а нередко и обострённо взыскательна. Вспомним лермонтовское про «страну рабов, страну господ» или шевченковское: «доборолась Україна до самого краю. Гірше ляха свої діти її розпинають…» Далеки от безоглядного умиления Отечеством, равно как происходящим у братьев-славян, и стихи В. Латынина, отмеченные вниманием переводчика. Думается, оттого он и взялся за их переложение на родной язык, что в произведениях российского автора увидел нечто близкое и перекликающееся с собственными тревогами и чаяниями, связанное с судьбами собственной страны, своих земляков. Билиці творим, замалим Или: Від`їдь на сто верст від Москви И тревожно предостерегающее двустишие: «Як Вавилон — Москва нічна, А разве не могут быть соотнесены также и с современными украинскими реалиями выразительные, исполненные сыновней боли нациокритические акценты в стихотворениях «Росіяни» («Росія знов напередодні краху. Де раювали, встав пекельний дим…»), «Ростов Великий» («Ні автобуса тут, ні трамвая, Навіть міста — і то не знайдеш. Яв Росії, якого не знаєм, Як же ти здичавіло живеш!»)… Думаю, что ошибутся те, кто, прочитав такое в книге замечательного русского поэта-патриота, поспешит обвинять переводчика (он же, по сути, и составитель) в умышленной тенденциозности-передёргивании при отборе стихотворений к сборнику «Сповідь побічного сина». Но стоит ознакомиться с его содержанием в полном объёме, и мы увидим, насколько взвешенно и репрезентативно опубликованные здесь переводы 62-х стихотворений Валерия Латынина отражают творчество автора более десяти поэтических книг, лауреата литературных премий имени генералиссимуса А.В. Суворова, А. С. Грибоедова, В.В. Маяковского «Светить всегда!», С.А. Есенина «Золотая осень» и др. В украинском небольшом по объёму издании, как и в увидевшем годом ранее в Москве почти 300-страничном томе «Избранного» Валерия Латынина (издательство «Вече», 2013 г.), проявлены основные мотивы творчества «степного орла русской поэзии» — так повеличал автора в предисловии к упомянутой книге председатель правления Московской городской организации Союза писателей России Владимир Бояринов. Мене билинна кликала земля, И жгучее стремление постичь величие и трагизм древней истории Украины-Руси от первоистоков: Морозний день над Хортицею тане. И добросердечное пожелание украинскому народу отстоять и осуществить свои извечные вольнолюбивые идеалы, выраженные в строках Гимна Украины — «Душу й тіло ми положим за нашу свободу, і покажем, що ми, браття, козацького роду», ставших эпиграфом к стихотворению Валерия Латынина: Коли я чую України гімн, Козачий дух — дух братства на землі, Удивительным образом этот завершающий книгу «Гімн козацькому духу» и стихотворным размером-ритмомелодикой и публицистической заряженностью своей перекликается с посланием «Росіяни» в начале сборника: В коріння наше Скіфія лягла, Ми вибивались із бродильних мас, Де раювали, встав пекельний дим… И «лихоліття крові», и «пекельний дим» сегодня отнюдь не метафорически прочитываются и в исполненной трагизма украинской яви. Так же как и образ обветшалого, а теперь ещё и разрушаемого войной «дома», который предстоит в мире всем миром отстроить… Читая и перечитывая книгу Валерия Латынина в переводе Виктора Мельника, не раз ловил себя на мысли, что и поразительная точность, и та удивительная, возможно, лишь кажущаяся лёгкость, с которой украинский поэт воссоздаёт на своём языке смыслы и образы, музыку стиха россиянина, идут не только от несомненного версификаторского умения переводчика, но, главным образом, от найденных им совпадений-соответствий-сочувствий своего родного с сокровенно выстраданным авторским. И в этой связи сборник «Сповідь побічного сина» представляется мне не только профессиональной удачей автора, переводчика и издательства, но также и обнадёживающим свидетельством пусть пока ещё и очень локального, преимущественно лишь межличностного литературного сотрудничества, в котором сегодня, может быть, как никогда прежде и вопреки всему, нуждаются украинцы и россияне, изрядно подуставшие от политологических теле-распрей и взыскующие слова поистине честного, миротворческого, душеспасительного. Когда читаю в новостных сводках что диверсанты снова взрывают мосты, смотрю на книгу русского поэта из «Твердині», вспоминаю его переводчика из Винницы, с которыми познакомился позапрошлой весной на международном фестивале славянской поэзии «Поющие письмена» в Твери, и думаю: «Есть мостостроители. Есть!». На них, сохраняющих и созидающих связи между народами, сегодня надежда. И то, что стихотворение, давшее название книге, отчего-то не вошло в украинский сборник (видимо, по соображениям ложно понимаемой и пресловутой политкорректности: «как бы чего не вышло»?), похоже, не обескуражило бывалого казака Валерия Латынина. Написанное в далёком уже и, кажется, относящемся к иной эпохе 2012 г., оно сегодня может прочитываться и как предупреждение-пророчество, и как политическая инвектива. Но перед нами — всё же поэтическая исповедь: ИСПОВЕДЬ ПОБОЧНОГО СЫНА Из Запорожья и Полтавы Я древним Киевом гордился, Служить в её просторах начал В её ухоженные хаты, …И вот через кордоны еду Смотрю, как зданья обветшали, И только памятник Бандеры И свет евангельский пролился, Верится всё же, вопреки тревожным предчувствиям, что любимая поэтом Украина, «побочным сыном» которой он себя считает, как и родная Россия, следуя «свету евангельскому», всё же устоит и выстоит, так же, как сохранятся и завещанные предками связи между породнившимися — куда уж крепче! — сотнями тысяч и миллионами кровных семейных уз украинцами и россиянами. И ладная «украиномовная» книжица Валерия Латынина, подобно ласточке с лёгкой руки Виктора Мельника выпорхнувшая в свет из луцкой «Твердині», да послужит тому добрым вестником. Виталий Крикуненко - поэт, переводчик, лауреат Международного фестиваля славянской поэзии «Поющие письмена», лауреат международногопоэтического конкурса, посвященного 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Член Союза писателей России и Украины. |