28 апреля на 88-м году жизни скончался известный русский поэт, белгородец Игорь Андреевич Чернухин. Он был одним из организаторов Белгородского отделения Союза писателей РСФСР в декабре 1964 года. Игорь Андреевич возглавлял областную писательскую организацию в 1970-1972 гг. и 1980-1987 гг. Поэт был удостоен нескольких литературных премий, в том числе «Прохоровское поле».

 

Анатолий КРЯЖЕНКОВ, член Союза писателей России (г. Алексеевка, Белгородская область)

…А ЕСТЬ ПОКОЙ И ВОЛЯ

Помнится по сей день то яркое впечатление, которое произвело на меня стихотворение Игоря Чернухина «Память» в сборнике «Горизонт» (Воронеж, 1965). Особенно четверостишье:

И бегу я,
Босой и вихрастый,
Через луг, спотыкаясь, бегу.
И звенит, тонконогий и частый,
Ранний дождь на весеннем лугу.

А в этих строках – «тонконогий дождь». Не встречал я прежде такого зримого выразительного образа. Иной раз красноречивая деталь стоит целого стихотворения, «вытягивает» его.

Давно это было. Вполне вероятно, стихотворение поразило потому, что тогда, в  юности, только начинал осваивать поэтическую грамоту и ее очарование. Не исключается и субъективность восприятия: кому что западает в душу.

Но потом Игорь Чернухин не включал это стихотворение ни в один из последующих поэтических сборников. А их вышло целых 20 – в Белгороде, Воронеже, Харькове, Москве. И всякий раз, листая его новую книжку, слегка недоумевал: нет строк со словами «тонконогий дождь».

 Зато позже в «Теплом снеге» (М., 1982) такую же душевную радость вызвало стихотворение «Над Тихой Сосной – соловьи». Ну, Тихая Сосна – река моего детства, река малой родины. И тут о ней поэтические строки. Да какие!

Над Тихой Сосной – соловьи
И сад с голубою порошей…
Здесь луг еще сочный не скошен
И горькие травы ничьи.
Ничья еще в дымке сирень,
Еще не примят подорожник,
И даже пчела осторожно
Несет над цветком свою тень.

Яркая картина первозданного майского приречья. «И даже пчела осторожно несет над цветком свою тень». Как впечатляюще и поэтически тонко сказано! Какое трепетное ощущение жизни! А вот окончание:

Светло от кукушкиных слез,
От сада, где сыплет пороша,
От рощи, где белая лошадь
Застыла одна у берез.

Такое  же пронизанное светом поэтическое настроение создает живописная картина, скажем, Шишкина «Рожь» или «Портрет Шишкина» Крамского. Там сочетание красок, и здесь сочетание красок: только словесных  - зеленых и белых. А впечатление долго не отпускает тебя, и ты повторяешь: «где белая лошадь застыла одна у берез». Сколько вольного воздуха и душевного простора! Поэт назвал это «веселым царствием дня».

Свет и березы – эти образы красной нитью проходят через поэзию Чернухина. Высокое и земное, возвышая нас и наши думы, возвращает к сущему на земле и создает сплав душевного состояния, которое побуждает и к сосредоточенности, и к желанию широко раскрыть руки навстречу жизни. Лев Толстой на склоне лет обмолвился: бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность вверху притягивает и утверждает меня». И наши размышления идут в том же русле.

Так и листал я сборники Игоря Чернухина в поисках ярких образов. И всякий раз находил. Вот и в книжке «Город надежды» (Белгород, 2006) меня покорила магия строк «В ночь на Ивана Купала» - в раскрепощенном, чисто мужском стихотворении:

И твое молодое и легкое тело
Под луной обнажалось и весело пело.
И молчала река. И светила звезда,
Чтобы я не забыл эту ночь никогда.

Вспоминались строки из Овидия, поэтов французской «Плеяды», Гарсиа Лорки, являющиеся для нас образцами любовной лирики. Но в этом же сборнике остановился на фразе:

Один мудрец однажды
Сказал, что счастья нет, но есть покой и воля.
Нам удержать покоя б равновесье,
Вдохнуть бы волю поднебесной сини!

Игорь Чернухин мудрецом называет Пушкина, а имеет в виду его стихотворение «Пора, мой друг, пора!» К фразе «Есть покой и воля» он еще вернется в этом сборнике – в «Уходе». Не дают ему покоя, если скаламбурить, думы о покое. Пушкин написал эти строки в 35 лет. Нам, посмотревшим на белый свет намного больше его, особенно созвучен смысл сказанного:

На свете счастья нет, а есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Думалось прежде, что Игорь Чернухин живет в гармонии с миром и с собой. И его поэтический дар выражает согласное состояние души. Во всяком случае такое впечатление производили его первые сборники. Он и сам побуждал:

Ты прочти что-то светлое, раннее
Из моих позабытых стихов.

Кто бы мог предположить в те годы, что на автора столь пронзительно лирических строк в юности обрушилась беда и обернулась многолетней драмой. По надуманному обвинению по политическим мотивам ему дали срок, который он отбывал на рудниках. В те тягостные дни его угнетал не столько изнурительный труд, сколько нелепый приговор, вынесенный, как он полагал до этого, самой справедливой Фемидой.

После реабилитации Игорь Чернухин не ожесточился, но вот с годами пришла насущная потребность в покое и воле. Да и ему ли только? Поэт размышлял об этом в сборнике «Город надежды». В «Стансах» он будто бы обретал покой:

Все дольше звенят колокольцы,
Все дальше… все ближе покой.

Радуясь «позднему солнцу, красе кучевых облаков… и звоннице белых церквей» - радуясь жизни в этих же «Стансах», он постепенно осознавал:

Все ближе звенят колокольцы,
Все ближе… все дальше покой.

Чем больше и глубже размышлял, тем дальше от безоблачного состояния души. Ею все так же владело неуемное таинство творчества. Поэт, как сказано лириками, не позволял душе лениться – она обязана трудиться. И к тому побуждало острое ощущение земного бытия и духовного воспарения, неотступная поэтическая восприимчивость.

В чем это таинство поэзии? Как многие лирики, Игорь Чернухин стремился запечатлеть мгновения чувств, у него свои слезы радости и печали:

Что я любил…
Что ты любима…
Что нет возврата теплых дней…
Все отошло.
Лишь запах дыма
Течет, как грусть с ночных полей («Стансы»).

Очень и очень непростое это занятие – в словах поймать оттенки душевного смятения и напряжения. Поэт настойчиво стремился постичь эту высшую математику стихосложения:

Сегодня музыка нужна,
Какая?..
Сам не знаю, право.
Но чтоб была в ней тишина,
И листья красные, и травы.
Вся эта осень за окном,
Когда чего-то жаль до боли («Музыка»).

Во многих стихах Игоря Чернухина встречаются такие строки, в которых неуловимое, зыбкое, пульсирующее состояние души раскрывается по-новому, свежо:  «Лишь запах дыма течет, Как грусть с ночных полей»;  «Вся эта осень за окном, Когда чего-то жаль до боли».

И мы замечаем, сколь богаты, невообразимо разнообразны наши чувства, сколь таинственна натура человеческая. Знания эти не уводят нас к голому эстетству, они углубляют и новым светом освещают наши сердечные склонности.

Гуд грачей в тополиных пологах,
И подснежник в промозглом лесу.
Это март с его сладкой тревогой,
С аритмией в четвертом часу.
В темноте за больничным проемом
Где-то сонно бормочет ручей.
Начинается время знакомых,
Золотых и бессонных ночей.
И высокой болезни… («Март»).

Покоя нет. Вот лирический герой прикован к постели, но жаждет высокой болезни, с нетерпением ждет «золотых и бессонных ночей». С чего бы эта причуда? Наступает весна, пора новых надежд, обновления. И пора вдохновения: «Как при ней хорошо и легко мне и дышать, и читать, и писать!» Пушкинская пора, когда «руки тянутся к перу, перо к бумаге»… Благословенная пора для поэта. Желанность ее автор подчеркивал выразительными строками, звукописью: «гуд грачей в тополиных пологах» доминирующей буквой «г», «аритмию в четвертом часу» стучащей буквой «т».

Наиболее впечатляюще эти свойства поэтического таланта Игоря Чернухина проявились в стихах о Прекрасной Даме. Вовсе не будет натяжкой, если отнесем это к продолжению блоковской традиции.

«Ты плачешь, родная, навзрыд». «Тебе разве плохо со мной?» Во многих лирических стихах поэта трепетное обращение к Ней. Кто эта Ты?

И лик твой почти католичка,
Как в Лувре спокоен и строг.
Но черные волосы смяты,
И сладко дыханье твое,
И белые руки распято
Собой закрывают проем.

Во всех стихах, посвященных Ей, - печаль разлуки, неизменного расставания, несостоявшейся встречи. Горечь и воздыхания. Это особая страна Игоря Чернухина, пожалуй, заветная. Страна элегического настроения, молитвенного отношения к Ней, как к ангелу, сошедшему с небес: «глядеть в глухую даль и слушать свыше голос сладкий»; «она уже почувствовала Бога и вечность, что так медленно течет»; «падет с небес последний луч привета. И озарит на миг твое лицо».

Она многое значила в судьбе лирического героя. С Ее именем он становился чище и сильней, вместе с Ней преодолим духовный кризис, видится смысл жизни, сущность бытия. Она – источник творчества.

Покоя все нет: «Увела меня память куда-то, далеко, далеко увела…» Что предстало перед поэтическим взором? «Я вижу сквозь дали пожары»… Он видел половецкое поле, Холкинский монастырь, путь Петра I под Полтаву. История Отечества и былое малой родины слились воедино в беспокойной душе поэта. В поэме «Белгород» он воссоздал широкую панораму строительства крепости на Белой горе. Но самая пронзительная память о годах Великой Отечественной, о горестных и величественных испытаниях, выпавших на долю взрослых и детей, «сердцами сводки слушавших Советского информбюро»:

И я, пожалуй, видел всякое,
И я от бед и слез мужал.

Самое впечатляющее, запавшее в сердце потом отложилось в поэтических картинах о Прохоровском танковом сражении, об освобождении Белгорода. Эмоциональный накал стихотворений обретал эпический смысл, перекликался с былинным противостоянием предков всякому супостату. Вот как виделось сражение под Прохоровкой:

Земля здесь дымилась рекою
И стала по праву равна
Победной земле Куликова
И мужеству Бородина.

Память неотступно возвращалась к тем годам, когда «до облаков сплошной пожар». Она же не давала покоя возле памятника танкисту, и в душе вызревали чеканные строки о нем:

Сурово нахлынувший брови, -
Высокий.
Как русская песня,
И строгий,
Как русская совесть.

Как мы помним, годы за колючей проволокой стали первым и тяжким испытанием поэта на физическую и духовную прочность. А вот в творчестве та пора оказалась одной из последних. Долгое время Игорь Чернухин не прикасался к этой болезненной сердечной ране: «Что теперь о той беде орать, если задыхаешься при этом?».

 Эту мучительную границу Чернухин переходил исподволь. Возможно, считал вызывающе нескромным выпячивать личную драму. Не исключено, что придерживался мнения Льва Толстого, полагавшего будто память о себе производит бессилие. И только в конце 1990-х он осознал свои зэковские годы как часть социальной трагедии, начал  вспоминать «пустынный край, где будут душу рвать на части конвойный окрик и собачий лай». Вполне вероятно, что его духовные возможности созрели для выражения неласковых впечатлений юности.

Покоя все нет…

Перед глазами вставала камера-одиночка на белгородской улице Чернышевского: «Мне двадцать. Я схожу с ума – Седьмые сутки в одиночке». Затем привиделось жаркое лето 1951 года:

Черный камень колю я на щебень,
Опустившись в глубокий забой,
Молот мой, хоть тяжелый, но меткий.
Бьет и бьет… Сатанеет  жара.
А потом я гружу вагонетки,
Тяжело их качу на гора.

Вспоминался поэту приезд матери, которая «стояла за рабочей зоной одиноким деревом в степи». Стояла и плакала. Когда же ее отгонял суровый конвой, она отходила и снова возвращалась:

Не она –
душа ее рыдала…

Но была у юного зэка отрада – желтая тетрадь, которую заполнял обжигавшими сердце строками: «И, над строчкой замирая, плакал от обид и горечи не раз».

Что побудило Игоря Чернухина прервать «обет молчания», что заставило «орать о той беде, если задыхается при этом?» Думается, не только желание излить душу, выговориться о саднящей и жестокой занозе судьбы и поместить пережитое рядом  с собой. Он хотел выполнить также долг перед памятью о жертвах произвола и беззакония. Он решил громко спросить: что же произошло? почему личность, человеческая судьба утратили ценность? как понять появление массовых и «неизбежных» жертв истории? с кого спросить?

Спросить уже не с кого. Только песок бесшумно осыпается в заброшенные зэковские забои. Ведь о той трагедии поколения потихоньку забывается, молодая поросль ориентирована не на уроки истории, а на рублевый шелест. И мы, попав на пересечение страстей о прибыли, все больше убеждаемся, как честность людей убывает с ростом их состояния.

Нет покоя душе…
И нет в стране ни Бога, ни закона,
И вся Россия, словно темный лес («Чужая осень. 1993).

Поэт, переживший личную драму в юности, пережил драму Отечества в зрелые лета. И снова образ матери, как в лагерные годы, вставал перед его глазами, и снова «дрогнет голос печальный у ней»:

Не жалей… ни сегодняшней славы,
Ни чинов, ни жены, ни друзей,
Ни богатств, ни любовной забавы…
Только душу одну пожалей! («Мистерии»).

Игорь Чернухин оставался верен завету матери, как велению совести, не сгубить душу, «хранить ее больше жизни». И нет ему покоя – он «выбрал себя, свое сердце, а вовсе не фланг» («Выбор»). Это на политических флангах – левых и правых – «сумятица, зыбь, веет сумраком дурно». Именно там лукавые и суетливые, попирая совесть и душу, «в гении лезут, диктуют искусству законы». Поэт с достоинством утверждал:

А сердце мое –
Это жизнь, это центр, это флаг!

«Давно заветная мечтается мне доля…» - вслед за Александром Пушкиным повторял Игорь Чернухин, а вот к тому желанному берегу все не приставал. Это только мечталось, а сердце бунтовало. Разогнанное, разгоряченное жизнью, оно восставало против лицемерных флангов, скорбело о жертвах произвола, преклонялось перед подвигом героев войны. Поэтический характер его одновременно с гражданской твердостью не сторонилось мягкости задушевной лирики. Поэта пленял  «тонконогий и частый, ранний дождь на весеннем лугу». «Волосы осенние твои тонко пахнут травами земли», - восхищался он при встрече с желанной. Ему было дано «писать восторженно сонеты всю ночь, не думая о сне». Он тем не менее был взыскателен к своим делам:

Все люблю я здесь, на белом свете,
Мне как мать родимая земля.
И не важно был ли я поэтом –
Важно, был ли человеком я?! («Memento more»).

Мы ответим на этот вопрос утвердительно. К Игорю Чернухину, старейшине литературного цеха, наставнику многих начинающих стихотворцев Белогорья пишущая братия относилась с благодарным и почтительным чувством. Своим словом – мудрым и проникновенным – он разбудил прекрасное во многих душах. Поэзия Игоря Чернухина вся на солнечной стороне – она осязательна для сердца, полна творческого света, вдохновенного звука и теплоты дыхания.

А воля? Воля у поэта была. Вольная воля. Он мудро распоряжался своей судьбой. Такова была его воля – творить восторженно и свободно, «пока гремит в душе разряд последний, дымится на листе строка».

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную