И ВРЕМЯ ОБГОНЯЙ...

В Краснодаре 10-11 декабря, в рамках подготовки к 70-летию Кубанской писательской организации, прошёл Краевой семинар начинающих литераторов, организованный региональным отделением Союза писателей России при поддержке Министерства культуры Краснодарского края. Директор семинара – председатель правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России С.Н. Макарова-Гриценко, ведущий специалист-руководитель семинара В.В. Дворцов (Москва). Секцией «Поэзии» руководили В.А. Динека, А.И. Смоленцев и Л.К. Мирошникова, секцией «Прозы» Н.А. Ивеншев, Л.Д. Бирюк, Н.А. Широбокова.
По итогам семинара кандидатами в члены Союза писателей России рекомендованы прозаики Руслан Тосунов, Дарья Тоцкая и Алина Хомич; в секции «Поэзия» – Екатерина Тушкова, Лидия Вдовченко, Надежда Казанина, Игорь Васильев, Эллина Савченко.

Слово руководителям семинара.

Василий Дворцов:
— Для меня кубанский семинар начинающих литераторов оказался четвёртым подобным мероприятием в 2016 году: в марте я поработал в Ижевске – на Удмуртском республиканском, в конце августа – в Новосибирске на западносибирском межрегиональном, в октябре в Нижегородчине на своём всероссийском Некрасовском и, вот, – краевой Краснодарский. Поэтому есть что сравнить, обобщая и определяя особенности происходящего, как в общенациональном литературном процессе, так и на местах. К этому необходимо добавить, что на Кубани я уже неоднократно участвовал в семинарах, что тоже добавляет картине временной объём.
Какие чувства-впечатления и выводы-суждения?
Первое: поздравляю собратьев по перу – у всех, кто следит за происходящим на нашем творческо-профессиональном поле, складывается всё крепнущее убеждение, что русская литература прошла критическую точку своего «унижения». Это выражается и всё множащимися творческими удачами состоявшихся мастеров, преодолевших внутреннюю растерянность перед «рынком» и «глобализмом», и, главное, приливом в большую – нашу традиционно реалистическую, психологическую, нравственную литературу новых имён, прибавлением молодых сильных авторов, талантливых и технически оснащённых.
Есть, правда, некий крен в количественном преобладании поэзии, в которой как-то излишне безропотно мужчины уступают лирическое первенство поэтессам, но это лирика, думаю, что брутальная эпика так легко не сдастся. Отставание прозы, не просто отражающей духовное состояние современности, а и осмысляющей его, скорее всего, объясняется этим самым прохождением отечественной литературой критической точки, и обстоятельная, глубоко философская мощь русского романа ещё только набирает динамику восхождения.
Второе: поздравляю кубанцев – на общероссийском литературном пространстве Краснодарский край выглядит очень и очень достойно. И мастера слова у вас какие именитые – Виктор Лихоносов и Вячеслав Динека, Любовь Мирошникова, Николай Зиновьев, Николай Ивеншев, Людмила Бирюк и Светлана Макарова-Гриценко давно знакомы читающей России, а к ним подтягиваются открытия последних лет – Степан Деревянко, Наталья Широбокова, Ирина Иваськова, Руслан Тосунов, Дарья Тоцкая... Более того, у вас есть уникальная особенность – плотная сеть литературных объединений, которая уже многие годы обеспечивает крепкую ремесленную подготовку народным талантам. Подумать только – литобъединения с возрастом в сорок-пятьдесят лет! Со своими альманахами и ежегодниками, с руководителями – членами Союза писателей России. И потому устроителям семинара пришлось очень нелегко с отбором участников.

Алексей Смоленцев:
— Для чего нужен конкурс (отбор рукописей) к участию в семинаре и сам семинар? Радостный хор  авторов, одержимых желанием сочинять собственные произведения вне принятых в литературе, профессиональных норм и канонов, давно и весело разнес по городам и весям России, и Кубань, к сожалению, не исключение, залихватскую сентенцию: «На писателей - не учат!». Строго по секрету, сообщаю: Учат!, да еще и как – учат, учат и учат (почти как говорил В.И. Ленин – комсомолу). Только не «на писателей», сама вот эта формулировка «на писателей» —  принадлежит графоманам, писатель так не скажет.
Учат литературной работе, а на следующей ступени, тех, кто на нее поднимается, учат литературному мастерству. И это сложнейшая учеба, потому что профессия сложнейшая, в которой помимо владения в совершенстве профессиональными навыками, необходим еще и талант (Дар Божий – иными словами тут не скажешь), и особые свойства личности и желание созидать, а не разрушать, и, конечно, главное свойство и качество – Любовь, к Родине, к Русской литературе, Любовь и уважение к нашим национальным ценностям».

Николай Ивеншев:
— Читающих теперь гораздо меньше, чем пишущих. Возможно, время требует того, действовать, а не лениво перелистывать страницы книг. Но ведь, если так будет дальше, то  наш озоновый слой истончится из-за вырубки сибирских лесов на целлюлозу.
На семинаре начинающих писателей Кубани было многочисленно. Прозаики, поэты, публицисты. Были и критики. Не без них. Но будем говорить о секции прозы. Здесь преобладали писатели, имеющие большой житейский опыт, но, увы, те, которым не хватало творческого дерзновения, умения пойти новым литературным путем, отличным от уже знакомых нам классических примеров.
Другая половинка «семинаристов», молодая и дерзновенная, но тоже, говорю «увы», им то как раз и не хватало жизненного опыта. И в своих творениях они сообщали о  том, что вычитали из книг или подсмотрели в телевизоре, в кино. Золотая середина на этом семинаре, если и была, то тончайшая.
Семинар прошел успешно. Много чему его слушатели научились. Однако он оставил и горестный осадок. Мало кто теперь исследует душу простого человека. Никто из новых писателей не вышел из гоголевской «Шинели». Такое впечатление, что вокруг нас одни мадам Ляжкины, барыни, вынутые из Тургеневской прозы, «чипы и дейлы». Где душа? Где сердце?
И в заключении. Бесспорным плюсом семинара является и то, что руководителя наравне с разборами текстов учили молодежь на лучших классический традициях. Это, к примеру, интересно делала Светлана Макарова, показав палитру запахов в произведениях Ивана Бунина. А Людмила Бирюк учила молодых работать с первоисточниками, картами, словарями. Решительный Василий Дворцов говорил о классиках, живущих жизнью именно русского народа. Советовал следовать им.

Любовь Мирошникова:
- Что это, если не чудо?! Состояние восторженного удивления и радости человека, который после затянувшихся пасмурных дней вдруг в небе увидел яркую светящуюся радугу над горизонтом – мои впечатления от  семинара молодых литераторов Кубани, где мне посчастливилось работать в числе руководителей секции поэзии. Как же радостно на сердце оттого, что не иссякает Россия талантами! Поэтическая Кубань переживает сегодня новый подъем. Мы открыли для себя новые интересные имена в поэзии, за которыми – будущее: Екатерина Тушкова, Ольга Худякова, Надежда Казанина, Игорь Васильев, Лидия Вдовченко, Татьяна Чернова. И это далеко не полный перечень имен перспективных авторов.
Семинар – это учеба. Его задача – научить начинающего автора видеть свои недочеты в работе, на практике дать  ему возможность постичь азы поэтического мастерства, самому поучаствовать в полемике по  поводу разбора поэтических строк собратьев по перу, побудить его стремиться к совершенству. Не секрет, что творческая среда нужна пишущему, как воздух. Как раз её-то и обрёл «изголодавшийся» по конструктивному разговору о своих успехах и неудачах в работе со словом каждый приехавший на семинар автор. И участники, и руководители семинара учились друг у друга. Как показала жизнь, такие судьбоносные встречи  являются трамплином  для творческого роста молодых поэтов.


Семинар начинающих литераторов Кубани 2016 г.

Игорь ВАСИЛЬЕВ (станица Марьинская)

***
Как тих ноябрь в своём начале,
он даже в лужах не хрустит
и, подражая мне, грустит,
и так же, как и я, скучает,
и вроде любит, понимает...
И в путь со мной идти готов,
живя без гроз, без холодов,
но он судьбы своей не знает.
А как он нужен, золотой,
с теплом его, кошачье-рыжим,
с его росой, что ноги лижет, 
с его, почти моей, судьбой...
И я бы взял его с собой,
да жалко - ведь умрёт зимой.

***
Холода идут,  холода...
Небо хмурится снежной мглой.
На деревья и провода
налипает иней седой.

Без печалей и без тревог
по брусчатке ломкого льда,
по дорогам и без дорог
холода идут, холода.

Вот уж в окна стучится беда
и уносит тепло твоих рук, -
холода, пришли холода
неприкаянностью разлук.    

 

Эллина САВЧЕНКО

Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ВОЙНЕ
Я ничего не знаю о войне,
И путь, какой я выбрала б – не знаю,
Но, если б надо мной алело знамя
Призывно! Гордо! Если бы в стене
Хотя б на треть не доставало камня,
Чтоб выстоять она могла едва...
... Тогда б я повзрослела очень рано,
Себе прибавив год, а может, два!

 

Лидия ВДОВЧЕНКО (г.Ейск)

СТРАННЫЙ СОН
В нищем, покинутом всеми жилище,
Где решето-потолок,
Слышу, как ходят отца сапожищи –
Вижу лишь тени сапог.
 
Слышу, как дышит он часто и тяжко,
Сердце  взрывая моё.
Под сапогами скулит деревяшка –
Невыносимо  нытьё.
 
Комнаты, комнаты… старости запах,
Вздутых белил кожура.
Ходит, неслышно ступая за папой,
Наше живое Вчера.
 
«Что же ты, детка, так дом запустила?
Надо бы кровлю менять», -
Шёпотом-шорохом что-то спросило
И замолчало опять.
 
Странно, но кажется: мне незнакомо
Это худое жильё.
Эти кровати,  застывшие в коме,
Их вековое бельё.
 
Не узнаю, но перечить не смею
И виновато молчу…
Где же цветущие кущи космеи?
К ним прикоснуться хочу.
 
Где же зелёные ставни простые?
Где же перила крыльца?
Смотрят холодные окна, пустые,
Словно глаза мертвеца…
 
Дремлет за створками фотоальбома
Домик – в раю хризантем.
Больно от мысли, что отчего дома
Скоро не будет совсем.
 
Больно, что папа, которую осень,
Предан  сырой целине.
Видно, тоска моя горькая очень,
Вот он и ходит ко мне.

МОЛЧИТЕ МЫСЛИ
Молчите мысли! Не мешайте мне
Преодолеть земное тяготенье.
Как много неги в лунной светотени.
Как много смыслов в наступившем дне.

Мне так необходима тишина,
Чтоб вырваться из сутолоки суток.
Молчите,  вещи, замолчи, рассудок –
Когда открыта духа вышина.

Когда молчу с собой  наедине –
Бегите  в страхе  прочь,  земные духи.
Как много зла в желании-шептухе.
Как много Бога в полной тишине.

 

Екатерина ТУШКОВА (Краснодар)

***
Во тьме исчезнет белый лист бумаги,
Когда над ним погаснет лампы свет…
Чего же больше – глупости, отваги? –
Признаться нынче в том, что я – поэт?
Что не пыталась выхолостить сердце,
Любила – в дар, жила, конечно, в долг,
Что в мире прозы стала иноверцем,
Беспечно избрала ритмичный слог.
О слабостях души – ритмичным слогом:
Диагноз мой описан стройно весь…
Но кто же я? Творец среди убогих,
Убогая среди несущих весть?
Верней – второе: хватит слов и света,
Уже на смену – мгла и тишина…
И в сумерках моей Эвтерпы флейта
Слышна все тише… Но ещё – слышна!

***
Знаю, ты будешь спорить,
Но не обижусь ничуть.
Мне не хватает моря,
Чтобы отправиться в путь.
Это, конечно, комплекс
(Или боекомплект):
Море – часы и компас,
Море – мундштук и стилет...
Будешь смеяться долго:
Всё инфантильность и бред.
Но море ровняет осколки
Оземь разбитых лет.
Там, где и те, и эти –
Все без разбору стремясь
В море – бегут дети,
Море всегда помнит нас:
На опрокинутых далях
Белые паруса,
Из бирюзы и стали
Неба твои глаза...

 

Лора ВАЖИНСКАЯ (г. Краснодар)

ПРИЧИНА
Причина нужна для кручины,
для гнева нужна причина,
для зависти, злобы и страха,
для горя и для вины.

Нужна причина для взмаха,
чтобы крыло с размаха
тебя подняло из праха,
и стали мечты – тесны.

А разве нужна причина,
чтоб приголубить сына,
чтобы понять кого-то
и подарить тепло,

чтоб проявить заботу,
не осудить за что-то,
делать свою работу,
просто творить добро.

Не надо искать причину,
карабкаясь на вершину,
совсем не нужна причина,
чтоб радовать и любить.

Можно быть справедливым,
добрым, честным,  пытливым
и не нужна причина, 
чтобы счастливым быть…

 

Владимир ГОРДИЕНКО (ст. Марьинская)

Я НЕ СМЕНЮ
Я не сменю свою хандру
на сто искусственных веселий –
Пускай тягучим, пряным зельем
пьянит...
Сегодня по нутру:
и серость неба с наготой
неяркой сдавшейся природы,
И льющиеся с неба воды,
И мой нечаянный покой.

А завтра свежие ветра
прогонят прочь тугие тучи.
И будет солнце, будет лучше,
но...
так не будет, как вчера…

 

Людмила РУДЕНКО (ст. Марьинская)

В СТЕПЬ
Утомился февральский ветер,
Чуть подтаяла колея;
И опять спешу на рассвете
Поздороваться с полем я.
Небо серо, и свет чуть брезжит.
Снег не блещет и не слепит.
Неказистые хатки реже…
Пять минут – и уже в степи.
Здесь ничто ни томит, ни гложет,
Лишь качнёт головой осот…
Но насколько же всё дороже
Утончённых чужих красот.

Анастасия ФЕТИСОВА (г. Краснодар)

***
Солнце бронзой лилось нам на юные тонкие плечи,
И пощипывал ветер речную поверхность воды.
Тополя у реки – исполины, зелёные свечи,
Под которыми мы на песке оставляли следы.

Утомлённо под вечер брели босиком по дороге.
Синий флигель. Крыльцо. Неказистый обед на столе.
И весёлый рассказчик – наш дед, был одним из немногих,
Кто доволен, остался всем тем, что имел на земле.

Разливались беседы и лёгким, и ласковым словом,
Незаметно темнела над нами  небесная высь.
Покрывались дорожки  в саду тенью нежно-лиловой.
Только стрелки часов с каждым днём всё быстрее неслись.

Что нам город сегодня с его суетливым уставом.
Муравейник с тяжёлыми звуками серых дорог.
Мы когда-нибудь город с тобой непременно оставим
И вернёмся в начало, откуда унёс нас поток.

 

Любовь ПАХОМОВА (г. Краснодар)

 ***
Не старайся  кукушка, не надо,
Всё равно я не буду считать,
Сколько встречу ещё снегопадов
И увижу ли осень опять.
Но твой голос таинственно связан
С тем, что временем люди зовут,
И на ветках раскидистых вязов
Не птенцы, а минуты живут.
И когда от весеннего света
Волшебства ожидают сердца,
Словно пропуск в счастливое лето
Пусть кукушка поёт без конца.

 

Дарья МАХНОВСКАЯ (ст. Брюховецкая)

***
...А если прощаться – сразу и навсегда,
Без клятвы вернуться,  всяческой чепухи…
Прости, что не плачу – слезы ведь лишь вода.
Прости, что молчу – иначе пойдут стихи.

Ладони теплы и пахнут степной травой,
Рубашка твоя шершава и чуть шуршит...
Запомнится: я живая, и ты – живой,
И ветер в траве, и более ни души.

Губы твои сухи и чуть-чуть горчат,
И тают печали в белом твоём огне.
Люблю тебя – и об этом смогу смолчать,
Чтоб ты уходил, не думая обо мне.

И все это так привычно – за столько лет,
И фразы прощаний, в общем-то, не новы...
А ветер несётся вскачь, заметая след
Тёплой позёмкой степной золотой травы.

 

Людмила МУРАШОВА (г. Краснодар)

ПОЭТ
Всё на свои места
Расставит жизнь,
И, если жмёт борта
Волна – держись;

И, если парус рвёт
Борей – держись,
Он хочет твой полет
Направить ввысь;

И, поле бороня,
Трудись – крепись,
Науки дуб клоня
Крепись – молись;

И время обгоняй,
И жилы рви,
Не злись, не обвиняй,
А просто жди.

И славы свет испей
За труд и стон,
И в золоте лучей
Твой вещий сон…

Но кто венец певца
Избрал одеть,
С тем будет до конца
Подруга – плеть.

Он с музой слил уста,
Чтоб с нею петь,
Поэтов на места
Расставит смерть.

 

Нина ЛОГВИНОВА (г. Горячий Ключ)

***
Ранним утром я пройду по росе,
Свежий ветер, ты прохладой повей,
И услышу я мелодии все,
Что выводит в тишине соловей.
Лес притихший молча внемлет ему –
До чего же песня та хороша!
Что со мною, я никак не пойму –
Рвётся в небо, как на крыльях, душа.
Впереди блистает водная гладь,
И волна лениво плещется в ней,
Я готова эту землю обнять
И любить её сильней и сильней!
Солнце всходит, горизонт золотит,
Ничего на свете нету милей,
И журавлик одинокий летит
Над просторами России моей

 

Татьяна ЧЕРВОННАЯ (ст. Ладожская)

ПЕРЕЗВОН
Играем я и мокрый перезвон
В соцветьях алых и соцветьях белых.
Как много колокольчиков несмелых
И много тех, кто, кажется, влюблен…

Вода блестит холодным серебром.
Поднимет ветер хваткой величавой
Наш перезвон, игру, былую славу,
Летим. Горим. Сияем… Мы живем!

Летим… Секунда вверх, секунда вниз.
Живем в коротких росчерках заката.
А жизнь, глядите, как она крылата,
И каждый день такой же свежий бриз.

Все дальше гонит ветер. Дикий пруд
Так страшно, одиноко и желанно
Мне домом показался долгожданным
И я сейчас хочу остаться тут!

А дальше? Завтра? Как же мне потом?
Искать сиянье в потемневшей глади.
И если честно, то чего же ради
Все разрубить упрямо топором?

Очнулась… Высох мокрый перезвон
И догорает он в соцветьях алых
Красивых слов, но, жаль, что запоздалых,
Минувших дней от тех, кто так влюблен.

МНЕ БЫ…
Мне бы стать чужим крылом,
Пролететь другие страны,
Сердце завязать узлом,
Спутать реки, океаны…

Мне бы лучик золотой,
Да иголку в стоге сена,
Я бы стала той звездой,
Что сбежала из Вселенной.

Мне бы в руки огонек
И кусочек новой силы,
Я б в костер, как мотылек,
Первой крылья не спалила!

Мне бы птичку в небесах,
А синиц пущу на волю,
Я б в крылатых сапогах
Пронеслась по жизни полю.

 

Татьяна ЧЕРНОВА (г. Тихорецк)

***
Вечер жизни. Тишь да глушь.
Ходит март кругами.
Перешептыванье луж
С мокрыми стогами.
На крылечке старый кот
С царственной осанкой,
У распахнутых ворот
Дров сырых вязанка.
Отгремевшая гроза
Захлебнулась синью…
Небо замерло в глазах
Старицы Аксиньи.

К ЭСМЕРАЛЬДЕ
Подними глаза, моя хитана!
Дай запомнить, как они горят.
Не жалей о сердце капитана –
там пылает страсть ко всем подряд.
Жизнь летит, как брызги из фонтана.
Так танцуй, пока не вышел срок!
Вон, мелькает чёрная сутана.
Вот убийца пишет слово «Рок».
Беспощадней палача Тристана,
в сотни раз упрямей короля…
Не спастись тебе, моя хитана,
не сносить тебе их, мать-земля!
Близок час. Не бойся приговора –
боль твоя останется в петле.
Полетит с тобой душа собора,
плоть, как камень, бросив на земле.

 

Лина САЛЬНИКОВА (Краснодар)

ЛАВАНДОВОЕ
Глядишь, как мир становится по росту: 
младенец, мальчик шумный и подросток. 
Как мать, земля меняет взгляд и поступь - 
и смотрит за тобой издалека. 

Ложатся фиолетовые тени 
на фермерский покой и понедельник, 
а к ночи в сонном шепоте растений 
лавандовая плещется река. 

Вот жизнь, как полдень, набирает соки. 
Ты спишь - пока мальчишка - сном глубоким, 
но будит шум шагов и мамин лёгкий 
лаванды запах на твоих щеках.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную