В Совете по литературной критике Союза писателей России
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ

ВЫВЕСТИ  РУССКУЮ  ЛИТЕРАТУРУ  ИЗ  ПОДПОЛЬЯ

Круглый стол Совета по критике СП России

Совет по литературной критике Союза писателей России в ноябре-декабре 2014 г. провел второй заочный круглый стол и предлагает его материалы читателям сайта «Российский писатель». Главная мысль этой дискуссии – вернуть традиционной русской литературе ее законные права, которые в прежние времена не подвергались сомнению ни со стороны власти, ни со стороны ее антагонистов из числа подлинных мастеров слова. Буржуазная реальность стремится подмять под себя человеческое достоинство читателя, ангажировать литературную мысль и превратить пространство «изящной словесности» в пошлое подобие рынка услуг и предложений. Касаясь конкретики и развивая общие, принципиальные положения, этот разговор содержит в себе смысловой отпечаток современного литературного процесса.

Основной вектор размышлений настоящего круглого стола определили вопросы Светланы Замлеловой:

  1. Почему ни критиков, ни филологов не заботит такая проблема, как умирание изящной словесности, деградация художественного языка?
  2. Для кого пишет современный писатель, и может ли Союз писателей способствовать тому, чтобы до читателя доходила альтернативная «раскрученной» литература?
  3. Какова роль критика в современном литературном процессе, что должен делать критик, где искать жемчужные зёрна?
  4. Та же проблема у читателя – как найти хорошую литературу среди современного массива. В магазине – джентльменский набор, читателю сложно ориентироваться. Проще отказаться от современной литературы и классику читать – как русскую, так и зарубежную.
  5. Премия – идея хорошая, как система поощрения и ориентир для читателя. Но сегодня премии себя изжили, превратившись, с одной стороны, в коммерцию, с другой – в «лохотрон». Нужны ли вообще премии или некие конкурсы?

Разговор, начатый на исходе 2014 г., завершает Вячеслав ЛЮТЫЙ.

Редакция "Российского писателя" рассчитывает, что и другие наши коллеги присоединятся к начатому Советом по литературной критике важному разговору, ответят на все или на часть предложенных для обсуждения Советом по литературной критике вопросов. Материалы присылать по адресу: sp@rospisatel.ru

Светлана ЗАМЛЕЛОВА: "Это именно с подачи критиков отпала для писателя необходимость владеть языком, как инструментом. С подачи критиков стало нормальным писать кое-как."
Юрий ПАВЛОВ: "Сегодняшняя система книгораспространения – это преступление перед литературой, народом, страной…"
Виктор БАРАКОВ: "Почему тогда были возможны необычайные, непревзойденные взлеты духа: революция, Победа, космос  - а сейчас всего этого нет?"
Нина ЯГОДИНЦЕВА: "Критика по определению является частью общественного диалога, и если диалога как такового практически нет, то и критика не у дел – не востребована, не публикуется широко, не обсуждается, не развивается."
Вячеслав ЛЮТЫЙ: "Литература истосковалась по большим характерам и ясным душам, а читатель именно потому и тянет руку к классическому тому прозы, поскольку давние страницы отвечают его внутренней жажде."
Андрей ТИМОФЕЕВ: "В современном литпроцессе широко распространено мнение о том, что писатель должен «подстраиваться» под среду, о которой пишет, в том числе подстраивать под неё свой язык. В этом принципиальном заблуждении корень проблем многих современных авторов ."
Григорий БЛЕХМАН: "Ещё в сравнительно недавние времена читать классику было МОДНЫМ.  Сейчас, на мой взгляд, МОДА ИЗМЕНИЛАСЬ : у молодых людей превалирует чтение того, что для них «раскручивают» средства массовой информации."
Андрей СМОЛИН: "По большому счёту литературных критиков не должна беспокоить ни «умирание изящной словесности», ни «деградация художественного языка». В области художественной литературы у критики другие задачи."

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ, литературный критик, зам. главного редактора журнала «Подъём» (Воронеж)

В конце декабря минувшего года на сайте были размещены вопросы и ответы второго заочного Круглого стола Совета по критике при СП РФ. Прошел месяц, этот материал собрал суждений даже больше, чем первый круглый стол, хотя общий тон высказываний был во многом, пожалуй, раздраженным. Думаю, причина здесь в том, что обсуждаемые вопросы носили в какой-то мере практический характер, и «профессиональные» читатели ждали от участников круглого стола каких-то новых формул и рецептов. Это очень понятно: душа писательская устала от морока слов представителей власти, и хочется действий в соответствии с некоторым планом.

Между тем, писательское дело – одинокое дело, и когда возникает определенная организационная идея, то ее воплощают люди скорее энергичные, нежели затаенные, разгадывающие нюансы и тайны текстов хороших и плохих писателей. Впрочем, плохих прежде и разгадывать не имело смысла – все огрехи и слабый талант подобного автора оказывались перед глазами, нужно было только назвать их определенно и подтвердить собственную мысль соответствующим цитатным материалом. Но сегодня необходимо еще и сформулировать общее впечатление: что же перед нами предстает в качестве литературного достижения, чем же является сочинение, в поддержку которого звучат многочисленные трубы? Почему коллеги автора по литературному кружку или корпорации столь настойчиво приводят доводы, способные объяснить главные приметы опуса серьезными особенностями проживаемой всеми нами эпохи?

Вот Геннадий Старостенко блестяще представил читателям сайта важнейшие черты произведений Захара Прилепина, причем формальная сторона его анализа все-таки находилась в подчиненном положении в сравнении с основной критической мыслью. И это обстоятельство говорит нам о том, что личность критика в его профессии играет чрезвычайно важную роль. Сколько уже читано аналитических заключений, в которых, образно говоря, расписаны функции всех косточек и сухожилий рассматриваемого сочинения, а нет искры Божьей – и не дышит опус, будто живое существо, хотя критик выплясывает перед изумленным читателем то один интеллектуальный танец, то другой…

Я говорю об этом потому, что критика в большей степени должна задаваться вопросами, а не вбрасывать в читательскую аудиторию готовые ответы, будто агитационные листовки с пролетающего мимо вертолета. Именно потому вопросы и ответы каждого критика важны по отдельности, так сказать в качестве «статьи», по словам одного из неудовлетворенных читателей Круглого стола, а не в виде спора с коллегой – дабы явить писательскому цеху некое единство цеха критического. В отличие от распространенного мнения, я не считаю, что в споре рождается истина, а думаю, что в споре возникает потенциальный мордобой. Достаточно посмотреть по ТВ любое ток-шоу на общественно значимую тему. Потому-то суждения критиков в совокупности дают нам возможность рассмотреть «вещь» с разных сторон, согласиться с одним мнением и возразить другому.

В данном случае участники Круглого стола беседуют не перекрестно друг с другом, но с читателем: один критик – с одним читателем. И тот уже определяет собственную точку зрения на заявленную тему, корректирует вчерашнюю – или укрепляется в постоянной приверженности давнему взгляду.

Темы Круглых столов критики дают возможность солидарно выявить важнейшие болевые точки литературной современности. Кроме того, в процессе обсуждения выявляются чрезвычайно интересные грани первично заявленных формул. И возникают новые имена, вычерчиваются неожиданные интеллектуальные связи.

Я сердечно благодарен Андрею Тимофееву, Григорию Блехману и Андрею Смолину – критикам, принявшим участие в этом Круглом столе по собственной инициативе. Все-таки должно быть эхо у тех проблем, которые мы озвучиваем. Заявленные мнения иным читателям кажутся недопустимо индивидуальными, но заметьте: так или иначе слова самых разных критиков не то чтобы совпадают взаимно, но перекликаются – совершенно точно.

Второй Круглый стол ознаменовался для Совета по критике не только литературными синяками, но и сердечным желанием других читателей едва ли не усыновить/удочерить представителей этой пограничной творческой профессии. Это радует, хотя и противоположное не обижает, поскольку писатель сегодня живет в поле лукавых формулировок власти, когда она и «да» не хочет выговорить, и желательное «нет» опасается уронить – не случилось бы чего, загодя непредусмотренное…

В состав Совета по критике приглашен Андрей Тимофеев – человек ясно мыслящий и внятно формулирующий свои суждения, не меняющий собственную позицию под градом упреков, представляющийся мне фигурой корневой и нравственной. По своему возрасту он – представитель новой творческой эпохи, с чутким слухом, позволяющим учитывать многие акценты, ускользающие от внимания критиков старшего поколения. Впрочем, это совсем не подразумевает склонности оправдывать иные современные веяния, представляя «новое грязное» – как «новое специфически чистое».

Спасибо всем принявшим участие в нашем обсуждении.

Ваш Вячеслав Лютый.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную