20 марта - 85 лет поэту Валентину Устинову, первому президенту Академии поэзии

Любовь ЛАДЕЙЩИКОВА, поэт, академик Академии Поэзии, член СП России (СССР), Заслуженный работник культуры РФ

"...ПЕРЕД ВСЕЛЕННОЙ И САМИМ СОБОЙ"

(Размышления о творчестве Валентина Устинова)

В масштабной книге избранных произведений выдающегося русского писателя Валентина Устинова "Сочинения" (Стихотворения. Поэмы. Проза. "Московский писатель", 1998г. 400стр.) — "свет звезд и нравственный свет соединились и сотворили ту единую сферу"* , которая и является основой его творческого мироздания. Но небесная и земная "полусферы" человеческой души не могут постоянно находиться в равновесии и покое, поэтому поэтический нерв книги — это борение хаоса и красоты, постижение воли и долга, движение солнц и пассионарных народов, "идущих по спиралям и вихрям вселенной".

Стержневое великодушие личности писателя, стремление быть "равным всем и во всем" вступает в естественное противоречие с "огнепальной страстью" и "богоравной любовью". Поэт, готовый придти на помощь "всем обреченным и пленным", отвергающий "исключительность и избранность", несмотря на врожденный демократизм, конечно же, не равен всем и каждому, а равного по размаху крыл и полету страсти всегда не просто найти.

* * *

С тех пор как поэт начал свой путь "по звездам юный и босой" прошло несколько десятилетий. Издано два десятка узнаваемых книг, найдена собственная возвышенно-торжественная интонация, недаром некоторые стихотворения именуются гимнами ("Гимн Большой Северной Двине", "Гимн черной пахоте"). Возрожден и творчески переработан старорусский словарь и выработан собственный слог, насыщенный "молниями речи", которые поднимаются все выше и круче, становясь "ярым светом" и "столбом огня":

Я солнц касался и сквозь них парил,
И сам сиял, и вдаль светил звездою...

Пожалуй, только в книге Валентина Устинова можно встретить такое взрывное беспредельное словотворчество, неповторимую экспрессию, когда "во чреве почвы шевелятся травы", слышится "влажное кипенье зеленого парного молока", а вокруг — "медостав, миросвод, громосвист"... Его лучшие стихотворения — это "праздник солнца", тайна зарожденья, это ода природе, где падают "протяжные длинные вишни" и шелестят "осиянные деревья". Звездочет по призванию и "бахарь по наследству" В. Устинов сумел использовать "непомерную силу" и свойственный русской душе "оптимизм терпения" и стать мудрым сеятелем "чистого белого слова", идущим за мужественым плугом строки, где ощутимо слышна:

...Та древняя, загадочная связь
Меж полем, солнцем, острием металла
И человеком потным и усталым
И караваем посреди стола...

Но поэт не только воспевает величие зримой красоты, он, как бы мимоходом, сказав: "Мне жаль всего, чего я ни коснусь", или: "Так хорошо, что даже страшно", — заставляет сердце вздрогнуть от хрупкости земного великолепия.

* * *

К сожалению, "страха и боли в человеческой истории больше, чем созидания, торжества и радости", потому сердцевину книги прожигают до основания такие полные драматизма стихотворения, как "Дикое поле", "Русская баллада", "Стрелецкое сказание" и "Русь великая". Трагедийные строки с "орущей болью" и ужасом, как "убойная сталь" вонзаются в "прощальную мглу" истории и лобная площадь "Дикого поля", никогда ранее не ставшая "ни песней, ни горькой былиной", воспринимается в книге современного поэта, как обезумевшая реальность:

Были раны той ночи — как смерть — глубоки,
Безымянный овраг стал готовой могилой...

Но так ли уж многие сегодня пристально вглядываются в поэтическую строку? Увы, не знают и не хотят знать своих болевых корней одичавшие людские стада, потерявшие потребность в чтении и осмыслении жизни. И грустно, держа в руках духовные сокровища, ощущать себя чуть ли не единственным их обладателем.

Лучшие произведения Валентина Устинова выдержали испытание крушением времени, поскольку их художественная ткань не была намертво пришита к директивам лозунговой эпохи. Мир круто изменился. Но жаль, что многие подлинные ценности подвергаются сомнению в угоду массовой циничной псевдокультуре. При мнимой свободе все явственней ощущается приватизация мышления, растление национального духа и подмена корневых культур разрушительной, оболванивающей клиповой индустрией. Продажное время беззастенчиво навязывает читателю бездуховную, отупляющую "жвачку", а в поэзии безальтернативно господствует партия приблизительной духовности и подражательной пустоты... У автора этой статьи вызывает протест не само по себе то или иное направление в поэзии, напротив, я за многогранность и многополярность красок и мнений, но зато – категорически против замалчивания, а значит, негласной отмены гуманистических литературных основ. Отсутствие противоречивых точек зрения, их естественной соревновательности, как неподвижный воздух, губительно для искусства и цветения мысли.

* * *

В творчестве Валентина Устинова поэзия и проза не отменяют, а гармонически дополняют друг друга, сочетание взрывной энергии стиха и лирической по исполнению, но философской по глубине обобщений прозы, это и есть две, осознанные писателем, смыкающиеся полусферы, где "зримая красота и целесообразность звездного неба" соприкасается с не менее прекрасной, но многотрудной земной жизнью. И это не параллельные, а взаимопроникающие миры, не зазеркалье, а беспредельное магнитное поле, усеянное звездами.

В основных, на мой взгляд, прозаических произведениях "Калена стрела венчала", "Хиус", "Сирти" и "Високосное лето" — продолжается начатая в стихах исповедь "перед Вселенной и самим собой", обнажающая "истину души" либо в наиболее счастливые, но "короткие, как переход", мгновения, либо в часы экстремальных ситуаций, когда происходит "схватка с самим собой за себя". С обостренным вниманием прочитывается сегодня небольшая по объему повесть с экзотическим заполярным названием "Хиус" (так по-ненецки звучит явление, именуемое безудержной метелью), когда "бешеный бык непогоды несется сквозь косяки летучего снега", тундра наливается тьмой и мраком, а души наполняет дикий неуправляемый страх. Разбушевавшийся "хиус" мгновенно переводится мною с "буранного языка" на язык социальных катастроф не иначе как "хаос", и очень напоминает броуновскую кризисную ситуацию в нынешнем обществе. Невольно представляешь, что тьма непогоды накрыла не героя повести, лежащего посреди тундры, а всех нас, застигнутых врасплох на территории "между жизнью и смертью". Но ждать любого исхода невозможно, и это заставляет искать просвет в толще тьмы или хотя бы надежду на "живой завтрашний день".

Этой надеждой жили люди войны и горькие дети войны, на глазах которых осиротевшая земля уходила из-под ног, калечились души и судьбы, становились огнем и пеплом имена близких. Писатель Валентин Устинов — тот самый ребенок, потерявший мать и отца, заглянувший "в мертвые глаза уничтоженного города", уцелевший, но запомнивший : "У войны начало есть всегда, а вот конца у нее не бывает..." Эта война продолжается в повести "Калена стрела венчала", в памяти миллионов людей, наяву сотрясает Багдад и Белград, уничтожая мосты доверия, но приходится жить и работать, потому что, "если бы память человеческая беспрерывно держала в себе все, что... довелось перестрадать, не было бы давно человека на земле..."

Именно поэтому ищет художник выход из лабиринта бедствий, а многовековой опыт и природный талант подсказывают единственную дорогу: "от любви — сквозь любовь — к любви. Другого пути человеку нет". Но прежде чем осознать любовь и красоту, как неведомую и жгучую тайну жизни, надо пройти сквозь "звездный стремительно налетающий на тебя свет", пережить страх и восторг взрослеющего "пернатого лета", "схватку чистоты помыслов с жаждой молодого тела" — и найти мужество "не уронить в себе человека". Повесть "Високосное лето" и есть — начало полета над бездной, "погоня за чудом" и желание сохранить себя для того настоящего, что и станет золотой сердцевиной твоей жизни... Это "нравственные уроки, которыми награждает и испытывает тебя отчина".

В книге Валентина Устинова немалую долю занимает экзотика севера: олени и тундра, охота и  путина, добытчики и каюры, складывающаяся в Гимн труду и восхищение красотой, "с глазами горячими, как самое неистовое коричневое солнце, и узкими, будто прорезанными самым отточенным ножом". "Краше ненецких девушек — только сирти", — из одноименной повести, а точнее, легенды о сирти, которая является верхом совершенства и потому губительна и почти недосягаема в этой сверхчеловеческой красоте.

* * *

"Путем любви на стыке тьмы и света", — наиболее характерная, лучевая строка, насквозь пронизывающая творческое поле поэта. Душа его постоянно стремится к высоте и вновь падает во тьму, туда, откуда не может вырваться "птица воли — Россия". Но смена эпох, вытряхнув из нашего сознания множество шелухи, не смогла уничтожить до основания постоянство любви и красоты, которые и являются энергетической основой жизни и фундаментом творчества поэта.

Стихи, поэмы, баллады, сонеты о любви — это вспышки сердца, желание навеки соединить "древо жизни с деревом  любови". На этой дороге, ведущей "путем грома", происходит "окликание звезд", слышатся "вскрики женщин", а "вечный зов мужества и любви" не дает покоя, заставляя постигать земные и небесные тайны. И такой немеркнущей тайной является для поэта любовь к женщине, этой загадочной "полусфере" бытия, которую он пытается постичь. Стихам Валентина Устинова присуще страстное удивление и бережное восхищение, он как бы отступает от явления на шаг, чтобы увидеть красоту целиком и гармонически вписать в естественный природный контекст времени и пространства:

Как ты пришла?
Как внезапная верба — навстречу,
Так, чтобы листья свились и светились их пряди,
Брови вразлет, — словно взмыл в нетерпении кречет...
Солнце мое!...

Вот эта потребность скульптурно вылепить любовь из полуденного ветра и солнца и только потом с достоинством вступить в "столб огня", — и есть особый устиновский осознанный порыв, позволяющий поэту предугадывать глубины омута и колодца, измерять душой бездну истины и красоты и высоким словом фиксировать "вихри духовного бытия". Эта беспредельная продуманность поэтического размаха, не отменяя широту русской души, закрепляет в национальном сознании деятельную исповедальность — черту, которая является провидческим достоинством книг  Валентина Устинова, и которая сегодня так необходима для талантливого обустройства нашего духовного "метельного храма" – великой России.

PS.   Статья «Перед вселенной и самим собой» написана в 1999-2000 гг. после прочтения книги В.Устинова «Сочинения»  (Стихотворения. Поэмы. Проза. «Московский писатель», 1998 г. 400 стр.)

___________________
* Здесь и далее приводятся цитаты из произведений В.Устинова.

Любовь ЛАДЕЙЩИКОВА

СКАЗАНИЕ
           Валентину Устинову
Как зачинаются легенды?
Кладется искра в основанье,
Затем идея – для победы,
И жар взаимопониманья.

Академическая кухня.
Нас четверо. Мы – демиурги.
...Пока восторги не затухли
В бурлящем Екатеринбурге,

Пока забвеньем не накрыли,
Пока имен не переврали,
Легенда расправляет крылья
И бронзовеет на Урале.

И час великого зачатья,
И свет духовного братанья
Скреплен, как круглою печатью,
Клеймом взаимного признанья.

Державностью искрятся лица
В глубинных недрах государства...
...Столичный гость отбыл в столицу
Венчать сей замысел на царство.

Но: Академии основа
Взойти в Провинции посмела, –
И стало легендарным слово,
Которым зачиналось дело…

Привычно вечность копошится
И тянет в горочку салазки...
...Вот так история вершится,
Сказания, легенды, сказки.
1996

 

ГАДАНИЕ НА КАРТЕ
       Памяти Валентина Устинова
У подножья сумрачной державы,
Сжавши горсть осыпавшихся звёзд,
Словно в изголовье горькой славы,
В нас душа восстала в полный рост.

Взмыла ввысь – и вновь уткнулась птица
В тень от разворованных широт...
Тяжелы крыла твои, орлица, –
Двухматериковый разворот!

Эта ширь сама себя загубит –
От глубин до звёздных корневищ,
Если запоздало не возлюбит
Отчина замшелых пепелищ,

Где под шелест вечного гаданья
Усыхает суша и вода,
Тихо, словно перья мирозданья,
Сыплются года и города...

...Помнишь, Валентин, как мы стояли
У державной пасмурной стены,
И бесстрашным словом подпирали
Дух и честь стреноженной страны?

...Вновь – до дрожи – память растревожа,
Воронье неистово кружит...
Карта, как шагреневая кожа,
На ладонях вечности лежит.
1998 – 2015

КНИЖНЫЙ ПОРОГ
В. У.        
Как нелегко переступить порог,
Не возрастной, не болевой, а книжный,
Где время искривляет позвонок
Хранителю сокровищ непрестижных,

Чтоб род людской дремучий, но подвижный,
Споткнувшись о сиянье слов и строк,
Усвоил просветления урок,
Как книжный червь, врезаясь в путь неближний.

Не бойтесь запредельный сделать шаг
Над бездной дней и лезвием бумаг,
Над азбучными таинствами истин,

В век электронно-вирусных атак
Раскройте книг нетленный саркофаг,
Где дух познанья сладок и неистов!
2001

Устинов Валентин Алексеевич (20.03.1938, г.Луга Ленинградской обл.  – 20.11.2015 г.Москва).
Известный русский поэт. Первый Президент Академии Поэзии.
Рано потерял родителей, воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, трудился на судостроительном заводе, работал в многотиражке «Балтиец», служил в армии. Литературная деятельность началась в 1965 году, когда В.Устинов  стал собкором  газеты «Правда Севера».
Первая крупная публикация  в журнале «Звезда» (1967). Первая книга «Зеленая песня» вышла в 1968 в г.Петрозаводске. Затем трудился в журнале «Север» (1969 – 1977). Закончил филфак ЛГУ им. А.А. Жданова и Высшие Литературные Курсы при Литинституте им. А.М.Горького. Член Союза писателей СССР с 1972 г.
В 1977 г. переехал в Москву, работал  зам.главного редактора в журнале «Наш современник». С 1989 г.  по 1996 г. руководил издательством «Московский писатель».
В 1996 г. зародилась идея создания Всероссийской Академии Поэзии. В мае этого же года на выездном организационном заседании в г. Екатеринбурге были определены цели и задачи Академии Поэзии, сделан набросок  ее Устава. Присутствовали члены Союза писателей СССР (России), поэты: Валентин Устинов (Москва), Любовь Ладейщикова, Юрий Конецкий (Екатеринбург) и член Союза писателей России с 1994 г. Арсений Конецкий (Москва).
Валентину  Устинову было предложено занять пост Президента Академии Поэзии и «венчать  сей замысел на царство» (то есть доработать документы и их юридически оформить).
В 1998 г. замысел был осуществлен, и первым академикам были вручены дипломы, скрепленные печатью Академии Поэзии и подписью Президента. В.Устинов руководил Академией до дня кончины. Похоронен в 2015 г. на Переделкинском кладбище.
В.Устинов – автор более двух десятков книг, среди которых: «Талан» (1971), «Живица» (1971), «Путина» (1974), «Исполать» (1975), «Братина» (1978), «Ярило» (1980), «Окликание звезд» (1984), «Марево» (1998), «Сочинения. Стихотворения. Поэмы. Проза» (1998), «Метельный храм «(2006), «Сентиментальные деревья» ( 2008), «Песчаный свиток. Пятикнижие» (2009) и др.
Лауреат Литературных премий: Премия Союза писателей России по поэзии (1987), Премия  имени А.Твардовского (1989), Большая Литературная премия России (2009). Награжден орденом «Знак Почета (1988)» и орденом Дружбы (2009).

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную