Валерий ЛАТЫНИН, член Союзов писателей России и Сербии, член Попечительского совета уголовно-исполнительной системы
«НЕБО – В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ»

Казалось бы, поэтическое творчество в местах лишения свободы маловероятно. Ведь, как говорится в народе, соловьи в неволе не поют. Однако человек, в отличие от «братьев меньших» не перестаёт думать, а это значит – выражать свои чувства и переживания, в любых условиях, в том числе в тюрьмах и колониях. И, как правило, больше думать и глубже переживать, чем на свободе. Если эти мысли светлы и одухотворены, из них могут родиться замечательные поэтические произведения, наподобие тех, что написаны выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем в застенках Моабитской тюрьмы в 1943 году, и подготовленные к печати на русском языке знаменитым Константином Симоновым. И это не единичный случай.

История русской литературы знает немало именитых поэтов и писателей девятнадцатого и двадцатого веков, прошедших через места лишения свободы. Это: друзья А.С. Пушкина из числа декабристов, а так же Николай Чернышевский, Дмитрий Писарев, Александр Солженицын, Ярослав Смеляков, Борис Ручьёв, Варлам Шаламов, Анатолий Жигулин, Николай  Якушев и многие другие. Годы вынужденной изоляции от литературной среды не высушили источники их творчества и даже в какой-то мере помогли глубже разобраться в сути человеческой природы и многообразии личностных качеств товарищей по несчастью и тех, кто остался в прежних комфортных условиях, но  гораздо сильнее заключённых страдал духовной анемией и чёрствостью. Как показала жизнь, потребность в возвышающем  душу поэтическом слове оказалась весьма необходимой в местах далеко не поэтичных.

Вот как писал об этом один из бывших заключённых, впоследствии ставший известным поэтом, преподавателем Литературного института имени А.М. Горького в Москве, Анатолий Жигулин в автобиографической повести «Чёрные камни»: «Когда же случайно узналось, что я помню так много стихов Есенина, я стал в бригаде и в бараке человеком важным, нужным и уважаемым. Я стал как бы живым, говорящим сборником Есенина… Аудитория была особенная и разная, не верившая, ни в Бога, ни в чёрта, но Есенин примирял людей, заставлял таять лёд, накопившийся в их душах».

Думаю, что именно желание «растопить лёд, накопившийся в душах», руководило инициативной группой устроителей Всероссийского поэтического конкурса осуждённых и издателей сборника стихов «Я верну потерянное имя», ежегодно выходящего при поддержке Попечительского совета Уголовно-исполнительной системы.

У истоков конкурса и поэтического сборника стоял замечательный русский поэт, лауреат Государственной премии России, других престижных премий и наград, Владимир Иванович Фирсов. Его творчество высоко ценили А.Т. Твардовский и М.А. Шолохов, поддерживали молодого поэта на этапе его вхождения в отечественную литературу. Ребёнком переживший годы военного лихолетья, смерть матери, беспризорничество, голод и холод, Владимир Фирсов тонко чувствовал беды и чаяния соотечественников и родной страны, поэтому его правдивые и искренние стихи так пронзительны и трогательны:

            У сверстников моих печальна доля,
            Лишь вспомню – и на сердце тяжело,
            Ведь под Москвой, где я учился в школе,
            Две трети школы –
            Без отцов росло…
                                    «Баллада о сиротстве»

            Я знал, что красть нельзя, но приходилось
            В послевоенном детстве красть уметь.
            А в основном меня кормила милость
            Людских сердец, умеющих жалеть.
            А ремесло дурное я оставил.
            Должно быть, пробудилось естество,
            Когда люблинский вор в законе Саня
            Мне повелел забыть про воровство…
                               «Я знал, что красть нельзя…»

Признанный мастер лирической и гражданственной поэзии Владимир Иванович не случайно обратился к творчеству заключённых. Он на собственном опыте убедился, что стихи, идущие от души, способны возвысить человека, поднять над житейской неустроенностью, открыть новые горизонты судьбы, убедить, что «небо – в самом человеке», как написал Кадынцев Андрей Николаевич – один из авторов сборника «Я верну потерянное имя».

Поэтический конкурс среди осуждённых и выпуск сборника стихов, безусловно, внесли освежающую струю в жизнь людей, изолированных от остального общества, пробудили их интерес к литературе, собственному творчеству, к серьёзному анализу своих судеб и совершённых проступков и преступлений. Это прочитывается в стихах авторов сборника. Многих волнует не только долгая разлука с родными и близкими людьми, что естественно в сложившейся ситуации, но и – всестороннее осмысление своего жизненного пути, более трепетное отношение к родителям, детям, верным друзьям, родному дому, природе, происходящим в стране и за рубежом событиям.

Среди произведений заключённых данного сборника немало по-настоящему удавшихся стихотворений, и по уровню владения техникой стихосложения, и по оригинальности мыслей и образов.

Вот, например, отрывок из стихотворения Барашковой Марины Владимировны (Республика Коми) «Я рисую картину вчерашнего дня…»:

            …Тенью движется грех за моею спиной,
            Вот достался в попутчики сторож незримый.
            Так и хочется крикнуть: «Тебе не со мной!
            Проходи стороной! Проходи, давай, мимо!»

Горькой исповедью звучат строки Ивкина Альберта Валентиновича (Республика Марий Эл):

            …И никого, кто раньше был с тобой,
            Ушли друзья, потеряна любовь.
            Ты победил? Увы, проигран бой.
            Твой враг – в тебе, его впустил ты в кровь.
            Вот на Руси важнейшая беда –
            Средь наших исковерканных дорог
            Есть скользкая дорога в никуда.
            За ней – лишь смерть или тюремный срок.
                                     «Дорога в никуда»

Подобные чувства сожаления об ошибках прошлых лет звучат в стихах Махонченко Александра Валентиновича (Республика Коми), Баевой Светланы Геннадьевны (Ивановская область), Полехина Михаила Николаевича (Кировская область), Роженко Юрия Андреевича (Республика Мордовия), Суханова Сергея Григорьевича (Рязанская область). А Гончаров Валерий Николаевич (Кировская область) предлагает в своём стихотворении точку опоры для выхода из жизненных неурядиц:

            Не радуйтесь чужой беде,
            Не злобствуйте, не исходите ядом.
            Ищите лишь добро везде,
            Особенно упорно в тех, кто рядом.

Привлекают внимание афганские стихи Бушуева Владимира Николаевича (Свердловская область) «Афган» и «Воспоминание». Они написаны с психологической достоверностью и без технических огрехов.

Очень профессионально написано стихотворение «Игрок» Никулаеско Виктора (Республика Мордовия):

            …Мне не хватало лишь удач
            К воротам счастья дотянуться…
            Теперь душа моя, как мяч,
            Разорванный шипами бутсы.

Можно с полным правом сказать, что сборник «Я верну потерянное имя» не только является важной трибуной для способных к творчеству заключённых, но и открывает дарования всероссийского масштаба. В любом случае это издание помогает людям, попавшим в места лишения свободы, услышать голос своей души и поверить в возможность возвращения к полноценной созидательной жизни. 

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную