6 июня - Пушкинский день России
Валерий ЛЕПАХИН, филоллог, искусствовед
В древнерусской литературе имеется огромное количество произведений, посвящённых иконам или как-то связанных с иконной тематикой, а сказания о чудотворных иконах можно выделить в особый жанр литературы той эпохи. Естественно, что и позже в XIX веке русские писатели в своих художественных произведениях не могли пройти мимо икон и иконописи. Свои произведения или отдельные эпизоды своих повестей и романов посвящали иконе Н. Полевой, Гоголь, Лесков, Мельников-Печерский, Достоевский, Толстой, Бунин, Ремизов и другие писатели. В этом ряду не хватает имени Пушкина. Писал ли поэт об иконах и можно ли говорить об иконной тематике в его творчестве? — На этот вопрос мы и попытаемся ответить. Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т. е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашённые на дом священники. Как сообщает А.П. Арапова,1 «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключённой в ней частицей ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин 1996: 113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в сёлах Михайловском, 2 Болдине, Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишинёве и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре,3 который, по словам сестры Пушкина Ольги, «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985: I, 38). В монастыре находились две чудотворные иконы — Одигитрии и Умиления. Явление первой иконы произошло следующим образом. В 1653 году пятнадцатилетнему пастуху, юродивому Тимофею, на Си- ничьей горе было видение, он услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришёл на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления4 . Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания 1993: 469-471). Икона Одигитрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом её торжественно носили по близлежащим сёлам, оставляя её там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты5 . Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания связанные с явленной иконой, не раз видел её и встречальную икону Умиления6 в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов7 . Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А. Осипова, помещица из соседнего Тригор- ского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божьей Матери. С час тому назад прошёл крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики, в ожидании прибытия иконы, расположилось у подошвы нашей горы десять или 12 экипажей, стоявших по близости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например, у княгини Зинаиды Волконской, салон которой Пушкин посещал. Как сообщает А.Н. Муравьёв, княгиня любила св. равноапостольную Ольгу, «так как и в её жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси. (У них в доме даже хранилась древняя её икона, писанная, по семейному преданию, живописцем императора Константина Багрянородного в то самое время, когда крестилась Ольга в Царьграде)» (Воспоминания 1985: II, 54)8 . Весной 1836 года в Петербурге умерла Надежда Осиповна — мать поэта. Пушкин, согласно завещанию, привёз тело покойной в Святогорский монастырь, в ограде которого возле Успенского храма захоронили усопшую. В день возвращения в Петербург Пушкин зашёл в монастырь и с каким-то тайным предчувствием купил место для своей могилы. Игумен Геннадий9 в книге доходов и расходов пометил: «Получено от г-на Пушкина за место на кладбище 10 рублей. Сделан г-ном Пушкиным обители вклад — шандал бронзовый с малахитом и икона Богородицы — пядичная, в серебряном окладе с жемчугом» (Приют 1979: 332)10 . Икона стала вкладом по усопшей родительнице, но также и залогом собственного упокоения поэта в освящённой земле Святогорской обители. Икона встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с самых ранних. У поэта остались детские впечатления, связанные с иконами. В отрывке Сон он вспоминает свою бабушку Марию Алексеевну Ганнибал, которая перед сном рассказывала ему сказки:
От ужаса не шелохнусь, бывало, Это произведение можно воспринять как свидетельство индифферентности шестнадцатилетнего поэта к вероисповедным вопросам, сознательное смешение христианского с языческим, даже пресловутого «двоеверия», но следует отметить также, что Пушкин в юности действительно как бы делил себя на поэта и человека: Пушкин-человек соблюдал большую часть православных обрядов, Пушкин-поэт воспевал покровительство Аполлона (Феба), Диониса (Вакха), Афродиты (Венеры) и безымянных муз14 . Например, в письме Гнедичу от 24 марта 1821 года из Кишинёва поэт сообщает: «Не скоро увижу я вас; здешние обстоятельства пахнут долгой, долгою разлукой! Молю Феба и Казанскую Богоматерь, чтоб возвратился я к вам с молодостью, воспоминаньями и ещё новой поэмой...» (X, 24). Здесь, кажется, очевидно, что Казанскую Богоматерь поэт молит о том, чтобы его как можно скорее вернули из ссылки (ещё молодым), а покровителя искусств Феба (поскольку православного покровителя поэтического творчества Пушкин не знал) о том, чтобы была хорошо принята читателем только что оконченная поэма Кавказский пленник. Интересно было бы уточнить, почему Пушкин молился именно перед Казанской иконой Богородицы15 . В этот день Церковь празднует память св. мучеников Стефана и Петра Казанских. Возможно, в Кишинёве в церкви, в которую ходил Пушкин (стоял Великий пост и посещение храма было по тем временам обязательным) имелась Казанская икона Божией Матери. Вполне возможно, что он думает о Петербурге, о Казанском соборе на Невском проспекте и знаменитой иконе, во имя которой и был построен собор. Но нельзя исключать, что у Пушкина была личная или семейная Казанская икона Богородицы, и молился он именно перед ней, или же поэт вспоминал в молитвах икону Богородицы, виденную им в Москве, Болдине, Михайловском. Иконы, красный угол есть в домах у многих героев Пушкина. В известной повести гробовщик переезжает на новую квартиру на Никитской улице. Там он начинает обустраиваться: «Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определённые углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами» (VI, 81). Обратим внимание, что «порядок» у Пушкина начинается с красного угла, с киота, и лишь потом следует мебель, а за ней изделия хозяина. В Пиковой даме Пушкин описывает, как Герман пробирается в квартиру старой графини: «Зала и гостиная были тёмны. Лампа слабо освещала их из передней. Германн вошёл в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями» (VI, 224). Потом, пишет Пушкин, «свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою» (VI, 225). И именно тогда — в свете золотой лампады — Герман появляется перед графиней. Интересно сравнить этот эпизод с явлением графини Герману после своей кончины. Герман неожиданно проснулся среди ночи, комнату его освещала луна и именно в этом таинственном, но неверном и обманчивом свете луны ему явилась графиня, чтобы сообщить свой «секрет». А вот светёлка больной Наташи из Арапа Петра Великого: «Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады наследственных икон. Дрожащий свет её слабо озарял занавешенную кровать и столик, уставленный склянками с ярлыками» (VI, 35). И здесь, как видим, взгляд писателя движется от икон к лекарствам. Может быть, в этой последовательности заключена уверенность: если Бог не поможет, то никакие лекарства не спасут. В красном углу возле икон обычно хранили маленькие домашние святыньки: просфоры, освящённый елей, церковные свечи, ладан, засохшие благовещенские прутики вербы. В одном отрывке у Пушкина есть описание красного угла:
С перегородкою коморки, Вспомним драматичное благословение Маши в повести Дубровский: «С Богом, — отвечал Кирила Петрович и, взяв со стола образ, — подойди ко мне, Маша, — сказал он ей тронутым голосом, — благословляю тебя... — Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала» (6, 205). Маша рыдает, потому что родительское благословение иконами — это Божие благословение. Венчание ещё не состоялось, но до него остался лишь один шаг, исправить ничего нельзя и отступать уже поздно, что и показывают дальнейшие события в повести. Благословение молодой четы иконами у Пушкина имеет и собственно обрядовые, и исторические, и автобиографические корни. Поэтому образами благословляют молодых у поэта даже в сказках. В упоминавшемся уже Женихе к родителям Наташи приходит сваха, рассказывает о женихе и сразу приступает к делу:
Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Во время венчания в церкви молодым вручали венчальные иконы, которые вместе с венчальными свечами хранились всю жизнь в красном углу. После венчания супруги обычно отправлялись на новую квартиру. Здесь иконы опять играли немаловажную роль. Родители или особо доверенные близкие люди спешили впереди молодой четы и встречали её в новом жилище с иконами. Л.Н. Павлищев, муж сестры Пушкина Ольги, вспоминает: «Иконофором при обряде (венчании Пушкина с Гончаровой) был малолетний сын кн. Вяземского Павел, а родитель его и П.В. Нащокин, уехав прежде новобрачных, встретили Пушкиных с образом на новой квартире молодой четы». Об этом эпизоде вспоминает и сам «иконофор» П.П. Вяземский: «Я принимал участие в свадьбе и по совершению брака в церкви отправился вместе с Павлом Воиновичем Нащокиным на квартиру поэта для встречи новобрачных с образом» (Воспоминания 1985: II, 189). При шествии в церковь на венчание и выходе из церкви впереди молодых идёт иконофор (от греч. eikrov — икона и форю — нести) с венчальной иконой. Обычно для этой цели выбирают мальчиков. В роли встречающего молодых с иконой на новой квартире выступал и сам Пушкин, кстати, вместе с А.П. Керн, которая вспоминает: «...В квартире Дельвига мы вместе с Александром Сергеевичем имели поручение от его матери, Надежды Осиповны, принять и благословить образом и хлебом новобрачных Павлищева и сестру Пушкина Ольгу. Надежда Осиповна мне сказала, отпуская меня туда в своей карете: "Remplacez-moi, chere amie, ici je vous confie cette image pour benir ma fille en mon nom"28 . Я с гордостью приняла это поручение и с умилением его исполнила» (Воспоминания 1985: I, 429). Икона сопровождала человека всю его жизнь, вплоть до самой смерти. Икону клали в гроб на грудь умершему. И на могильном кресте обычно в маленьком киоте ставили икону, а перед ней зажигали лампаду в стеклянном фонарике. Часто для этой цели использовали не писанные на дереве, а литые медные иконы. Такая иконка есть у Пушкина на кресте покойного Самсона Вырина в Станционном смотрителе. Устами Белкина Пушкин повествует: «— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом» (VI, 98). Икона играла важную роль не только в личной и церковной жизни, но и в общественной, государственной. Формы этого «участия» исключительно многообразны. В Борисе Годунове Пушкин описывает призвание Бориса на царство:
Заутра вновь святейший Патриарх, Пушкин уделял внимание иконам и в подготовительных материалах к своим историческим сочинениям. Когда поэт в Истории Петра описывает стрелецкий бунт, он не забывает упомянуть об иконе: «Мая 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль» (IX, 18-19). Позже Пушкин рассказывает, как царевна Софья пыталась примириться с братом, который находился в Троице-Сергиевой Лавре, и послала в монастырь в качестве посредника патриарха: «Патриарх задержан был в монастыре. Царевна в ужасе поехала сама, в сопровождении знатных особ, держа в руках икону Спасителеву. Но Пётр узнал, что она остановилась в селе Воздвиженском, послал к ней стольника Ивана Ивановича Бутурлина сказать, что в монастырь её не впустят и чтоб она поехала назад» (IX, 30). Упоминаются иконы и при описании поражения стрельцов в 1698 году: «Разбитие стрельцов происходило 18-го июня у Воскресенского монастыря. Мятежники, отслужив молебен и освятя воду, не внемля увещеваниям, пошли на войско, состоявшее из 2000 пехоты и 6000 конницы. Попы несли впереди иконы и кресты, ободряя мятежников. Генералы, думая их устрашить, повелели стрелять выше голов. Попы закричали, что сам Бог не допускает оружию еретическому вредить православным, и стрельцы, сотворив крестное знамение, при барабанном бое и с распущенными знамёнами, бросились вперёд» (IX, 52). Как известно, Пётр I в приказном порядке приказал русским боярам брить бороду на западный манер, что вызвало страшное недовольство и в обществе, и в Церкви. В Истории Петра Пушкин делает запись: «Народ почитал Петра антихристом» (IX, 11). Одной из причин, по которым в действиях Петра видели антихристианские начала, было бритье бород. Как видно по записям поэта, его заинтересовала эта проблема и ниже он делает выписку из постановлений Стоглавого собора: «Творящие брадобритие ненавидимы от Бога, создавшего нас по образу Своему» (IX, 13) 32. Запрет на бритье бороды на Руси имеет богословское объяснение, он основывается на 26-ом стихе первой главы Священного Писания. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт. 1: 26); Образ же Божий есть Христос (2Кор. 4: 4; Кол. 1: 15). Итак, человек — живая икона Христа, каждый человек носит в себе образ Христов. Образ же Божий, согласно святым Отцам, следует понимать и в духовном, и в физическом смысле — образ Божий проявляется и «в очертании телесном», как учит свт. Василий Великий. Если Господь сотворил мужчину так, что у него растёт борода, то она становится неотъемлемой частью образа Божия, а потому брить её — значит искажать этот заданный образ своим вмешательством. И на иконах Спаситель всегда изображается с бородой; с бородой пишутся и все святые, кроме отроков и юношей. Выписки Пушкина помогают понять не просто логику, но богословские соображения и благочестивые устремления противников бритья бород не только в петровские времена, но и в более ранний период 33. В своих подготовительных материалах Пушкин отмечает и разные указы Петра, связанные с иконами. Например, в 1722 году царь «определил над иконами иметь смотрение живописцу Ивану Заруд- неву» (IX, 291). Вопросы качества иконописания заботили Церковь всегда. Знаменитый Стоглав в середине XVI века принимал постановления относительно улучшения художественной и богословской сторон иконописания, ставил вопрос об иконных мастерах-наставниках и учениках, о контроле над иконными мастерскими, иконными лавками, о борьбе против «плохописания» и поддержке хороших, «добрых» иконописцев. Эти проблемы обсуждались на церковном и государственном уровне и в середине XVII века, в частности на Большом Московском Соборе 1666-1667 годов. Пётр разрушил налаженную в царской Иконописной палате в Москве систему писания икон, но вскоре понял свою ошибку и признал необходимость наблюдения и контроля за качеством иконописания, за подготовкой молодых мастеров, что Пушкин и отметил в своей записи. В материалах встречаются ещё такая запись Пушкина: царь приказал «в церковь своих икон из дому не носить» (IX, 305). В XVII веке и в более ранний период существовал обычай приносить в храм свои, так называемые, «собинные» или «особные», т. е. личные иконы и оставлять их там. Владелец иконы молился преимущественно перед ней, перед ней также ставил свечи. Церковные образа от такого иконопочитания оставались в небрежении. Другим прихожанам молиться перед этими иконами не полагалось, но они могли принести в церковь свою икону. Если на владельца накладывали епитимью — временно отлучали от церкви, то выносили из храма и его икону. Эта ложная, имеющая языческие корни, практика иконопочитания была запрещена Большим Московским Собором 1666-1667 годов (см. Успенский 1982: 182-183). Не известно, когда она зародилась, но дожила она до времён Петра, и ему ещё раз пришлось запрещать её, что и отметил Пушкин под 1723 годом. Ещё одна запись Пушкина также относится к иконопочитанию. Царь приказал: «Не целовать икон и мощей во время службы и штрафу брать в церкви же по одному рублю» (IX, 305). Здесь речь идёт о поддержании простого порядка и благочиния в храме. Не только в России, но ещё в Византии (о чём сохранились достоверные свидетельства) был такой слой верующего народа, который приходил в церковь во время службы не молиться, а прикладываться к образам. Не обращая внимания на священнодействие, на священников, они ходили по храму, по очереди прикладывались к мощам и иконам, а затем уходили домой. Такие почитатели вносили в храм и шум, и сутолоку, и общую суету, тем самым мешая всем. Против них и был направлен указ Петра, предполагавший даже денежный штраф. Пушкин обратил на него внимание, возможно, потому, что и в его время такие иконопочи татели встречались в церкви. Особое место занимают у Пушкина упоминания об иконах в Истории пугачёвского бунта; их, по нашим подсчётам, около сорока. Описывая восстание, Пушкин говорит об иконах в следующих случаях. Во-первых, к помощи и заступлению чудотворных икон прибегают осаждённые. Рассказывая о штурме пугачёвцами Казани, Пушкин особо отмечает свой способ участия в защите города архиепископа Казанского Вениамина: «Преосвященный Вениамин34 во всё время приступа находился в крепости, в Благовещенском соборе, и на коленах со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы, и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нём духовенством, сопровождаемый народом, обошёл снутри крепость при молебном пении» (VIII, 173). Как известно, город был выжжен дотла, но подоспевший на помощь Михельсон заставил Пугачёва отступить, и казанский кремль уцелел. Этот эпизод закончился опять при участии митрополита: «Михельсон отправился... в собор, где преосвященный Вениамин отслужил благодарственный молебен» (VIII, 173). Во-вторых, поэт обращает внимание на то, как народ и священники встречали Пугачёва, когда он входил в очередной населённый пункт или брал его приступом. Пушкин много раз отмечает: «Поп ожидал Пугачёва с крестом и с святыми иконами»; «Чернь встретила его (Пугачёва) на берегу с образами и хлебом»; «Жители вышли к нему (Пугачёву) навстречу с иконами и хлебом и пали пред ним на колени» (VIII, 124, 180, 182). Свидетелем одной такой встречи, как сообщает Пушкин, был поэт Г.Р. Державин: «...Подъезжая к городу, услышал он (Державин) колокольный звон и увидел передовые толпы мятежников, вступающие в город, и духовенство, вышедшее к ним навстречу с образами и хлебом» (VIII, 183). Надо сказать, что Пугачёв выдавал себя за царя Петра III, и его встречали так (но нередко пушками и картечью) по наивности и по искренней вере в него, как в царя и освободителя. В-третьих, и сам Пугачёв, когда его встречали подобным образом, торжественно прикладывался к иконам, доказывая своё правоверие, как православного царя, и принимал хлеб-соль. Когда же он выбирал для себя дом в новопокорённом или сдавшемся городе, то, как отметил Пушкин, садился в красный угол под иконы и оттуда вершил суд и расправу (см. VI, 331). В-четвёртых, солдат, казаков, офицеров, переходивших на сторону Пугачёва, приводили к присяге новому царю перед иконами, как выписано Пушкиным во втором документальном томе Истории пугачёвского бунта. Например: «Присяга была над образом, писанном в медных складнях». Наконец, в-пятых, несмотря на внешне выказываемое иконопо- читание со стороны Пугачёва, после взятия города начинались грабежи монастырей и храмов. При этом надруганиям и кощунству подвергались и иконы. Пушкин выписывает десятки свидетельств, которые ему удалось собрать: «В церкви, куда мятежники приносили своих раненых, видны были на помосте кровавые лужи. Оклады с икон были ободраны, напрестольное одеяние изорвано в лоскутьи. Церковь осквернена была даже калом лошадиным и человечьим»; «Крепость была разорена и выжжена, церковь разграблена, иконы ободраны и разломаны в щепы»; «Город стал добычею мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы...» (VIII, 130, 165, 172, 229 и др.). Итак, по свидетельствам того времени, церкви грабили святотатцы, они обдирали с икон ризы, поскольку обычно оклады были серебряные, либо золотые. Конечно, при этом они могли расколоть и икону. Пушкин записывает и включает в свой труд факты кощунства над иконами. Пугачёвцам было мало просто поживиться, им хотелось непременно осквернить икону. И Пушкин выписывает: «Маия 2 числа церковь Захария и Елиса- ветская, состоящая за Яиком рекою на Азиятском Меновом дворе, свидетельствована была, в которой без изъятия все иконы святые исколоты и копьями и ножами изрезаны ими злодеями, в которой было украшение весьма не худо, сие злодейское тиранство над иконами всякого христианина может привесть в слёзы и в крайнее сожаление... каждая икона знаков десять и более на себе имеет, а что было можно, то и грабили и увезли без остатку». В другом месте Пушкин выписывает: «А у Распятия Господня, которое над царскими дверьми стояло, усмотрен гвоздь в уста пробитый». Или Пушкин приводит свидетельство очевидца: «Я, имея овса на сутки, думал догнать Пугачёва в Петропавловской, однако и ту нашёл разорённую и сожжённую. Церкви были разграблены, образы исколоты и из них щепками кашу варили». Из Известия о Емельке Пушкин выписывает: при губернаторских покоях «на восток построена была великолепная церковь, в которую сии злодеи купно и с татарами вместе въезжали верьхами на лошадях, во оной пребогатую ризницу со всею утварью ограбивши, над новоизображёнными божественными иконами всячески ругались». В XVIII веке появились и получили довольно широкое распространение «иконы», написанные на холсте (ранее же холст служил лишь в качестве паволоки, которую наклеивали на доску). Пушкин в своей Истории приводит несколько рассказов участников сражений с бунтовщиками и очевидцев осквернения таких икон. Вот одно свидетельство: «...Наша партия, разделясь на две части, ударили сильно на копьях и саблях, тотчас злодеев смяли и привели в великую робость и сколько было возможно гнали, из которых убито на месте человек слишком до 70, притом отбит один значок и в добычу получено лошадей с сёдлами 150, у которых находили под сёдлами святые иконы, писанные на холсте, вместо намётов, кои награблены из губернаторской загородной церкви, и с тем благополучно наши войска в город возвратились». Пушкин выписывает и ещё несколько подобных фактов: «В хоромах окошки и двери разбивали, а на холсте иконы божественные писанные к себе брали, под седла клавши на оных ездили, как то после, то есть в ноябре месяце, при главной из города высылке захвачен нашими войсками был самый главный вор, Емельки Пугачёва любимец и великой наездник и кровопивец вышепомянутый престарелый Шелу- дяков, которого как скоро 14 числа в город Оренбург наши войска привезли и в секретную канцелярию поведши сего любимца Емелькиного, на самом верху седла нашли образ на холсте написанный распятого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, который образ прилучившийся в то время присланный в Оренбург на житьё разжалованный статский советник за знание сделанных полковником Пушкиным фальшивых ассигнаций Феодор Иванович Сукин, узнал, яко то был из его заимки, купленный у генерал-маиора и бывшего здесь обер- коменданта Ланова, и ему, Сукину, того ж часу отдан»35 . Комментарии здесь, как говорится, излишни. Отметим только, что Пушкин отметил сам и хотел обратить внимание читателя на все эти факты надругательства над иконами. Частично это варварское иконоборство объясняется тем, что в рядах пугачёвского войска было много язычников и мусульман, башкир и татар, для которых икона вовсе не была святыней, а у многих даже вызывала презрение36 . Но свидетели упоминают, что в обдирании золотых окладов с икон участвовали и русские; использовали писаные на холсте образы в качестве потников не только инородцы, но и ближайшие помощники Пугачёва из своих. В действиях пугачёвцев видны одни и те же из века в век повторяющиеся приёмы, к которым прибегают иконоборцы всех времён и народов. В Византии было известно много случаев, когда императоры- иконоборцы в знак отречения от иконопочитания требовали от защитников икон осквернить каким-либо образом икону. Например, Константин Копроним в 762 году казнил игумена Иоанна, настоятеля монастыря около Кизика, за то, что тот отказался наступить на икону Богородицы. Другой император-иконоборец, Феофил, в начале IX века стремился уничтожить всех изографов, если же они желали остаться в живых, то должны были «плевать на иконы и попирать их на полу ногами, как нечто скверное» (Болотов 1917: IV, 536, 576)37 . Позже в России в XV веке сначала стригольники, потом жидовствующие тайно в своём кругу оскверняли святые образа: они мочились на иконы, бросали их в отхожее место, плевали на них, клали под постель, вставали на них ногами, когда мылись в бане и т. п. (см. Просветитель 1993: 348349). Святотатствовали и уничтожали иконы предшественники Пугачёва Стенька Разин в конце XVII века и Кондрат Булавин в начале XVIII столетия. Иконы уничтожали все завоеватели русской земли: немцы, шведы, поляки, французы, о чём также сохранилось немало свидетельств38 . Но, конечно, самый большой удар по русскому иконописанию был нанесён большевиками: огромную часть икон уничтожили, немалую часть продали за бесценок заграницу; были насильственно закрыты все иконописные мастерские. Перед тем как икону уничтожить, её часто оскверняли: в иконы стреляли как в мишень, иконам выкалывали глаза, вставляли в рот святому дымящуюся цигарку, просто раскалывали и топили печи и т. п. Пушкин, собирая материалы о восстании Пугачёва, как будто предупреждает и даже предсказывает возможность повторения такого варварского и кощунственного иконоборства. Следует сказать ещё об одной форме присутствия иконы в творчестве Пушкина, когда икона не названа, о ней не сказано, она незаметна. В известном стихотворении Мадонна читаем:
Одной картины я желал быть вечно зритель, В этом сонете поэт выделил величие Девы и разум в глазах Младенца — именно те черты созданных Рафаэлем образов, на которые впоследствии обращали внимание едва ли не все писавшие о Сикстинской Мадонне. В комментариях к этому стихотворению (см. III, 454) говорится, что речь идёт о белокурой «Мадонне» Перуджино, перед которой Пушкин, по его выражению, «часами простаивал» в Петербурге. Мадонна была внешне похожа на Наталью Николаевну, и поэт не купил её только из-за высокой цены — 40.000 руб. (см. X, 240, 552, 642). Однако ни в одном собрании Петербурга нет похожей картины. И вообще у Перуджино нет Мадонны только с ангелами, которых было бы легко мысленно убрать из композиции (что и делает Пушкин) 39. Г.М. Кока полагает, что в письме Пушкина имеется в виду старинная копия картины Рафаэля Бриджуотерская (Bridgewater) Мадонна (Шотландская Национальная галерея, Эдинбург — см. Рафаэль 1983: 98, № 73). Эта копия была выставлена в книжном магазине И.В. Слёни- на в Петербурге40 и продавалась в качестве подлинника, а потому и стоила так дорого (см. Пушкин 1974: II, 587). Мы полагаем, что в стихотворении Мадонна поэт говорит не о произведении Перуджино и не о копии Бриджуотерской Мадонны, а о Сикстинской Мадонне. О Пе- руджино мы уже сказали, а в Бриджуотерской Мадонне нет ангелов; как раз на этой картине Мадонна и Младенец изображены «одни без ангелов», и там некого убирать. Кстати, нельзя сказать, что Бриджуотерская Мадонна смотрит с величием (она склонилась к Младенцу); Младенец же изображён не как «Божественный Спаситель» (Пушкин), а как игривый ребёнок, поза которого ясно предвещает скорое пришествие маньеризма. Не видно и разума в Его очах, поскольку лицо его повёрнуто вверх к Матери (см. Рафаэль 1983: 98). И всё же, обратившись к черновикам стихотворения, мы находим, что вначале у поэта значилось «играющий Спаситель», а не «Божественный». Поэтому можно признать, что первым толчком к написанию стихотворения послужила Бриджуотерская Мадонна, но законченное стихотворение свидетельствует о том, что в конце перед мысленным взором Пушкина стояла Сикстинская Мадонна. Но и после этих рассуждений остаётся «загадка пальмы»: поэт желал бы видеть Мадонну с Младенцем под пальмой. У Рафаэля есть картина «Святое семейство под пальмой» (хранится также в Шотландской Национальной галерее); Мадонны с Младенцем под пальмой — нет. Можно предположить, что и здесь Пушкин корректировал композицию Сикстинской Мадонны: ему мешала кулисная драпировка по обеим сторонам Мадонны, и он предпочёл бы видеть там пальму. В любом случае это стихотворение содержит ещё не одну загадку для исследователей. Пушкин считает лишними фигуры ангелочков (скорее даже амурчиков)41 . Позже такие художники как И.Н. Крамской и В.Д. Поленов также обратили внимание на композицию картины и единодушно нашли лишними фигуры св. Сикста, св. Варвары и ангелов, которые «только мешают, развлекая внимание и портят впечатление» (Крамской 1937: I, 64). Как нам кажется, претензии к композиции картины вызваны у Крамского и Поленова композиционными особенностями иконописных подлинников: на иконе не должно быть ничего отвлекающего внимание, икона должна помочь сосредоточиться на молитве, поэтому, по словам Крамского, «развлекая внимание», картина снижает духовное воздействие. Скорее всего, именно об этом говорил и Пушкин, мечтая видеть у себя в рабочем кабинете Мадонну, по описанию совпадающую с Сикстинской, но «без ангелов», ведь без них композиционно картина напоминала бы традиционный, привычный русскому глазу Деисус или Богородицу с предстоящими (например, преп. Сергием и Никоном Радонежскими или Зосимой и Савва- тием Соловецкими)42 . Примечательно, что поэт не сравнивает религиозную живопись с иконописью, и даже само слово «икона» не употребляет, но тем парадоксальнее, на наш взгляд, выглядит скрытое в подтексте сопоставление религиозной живописи и иконописи. Заметим, что Пушкин употребляет и слово «одни», что можно понять и так: не только без ангелочков, но и без предстоящих Сикста и Варвары. В этом случае Пушкин предвосхитил мнение Крамского и Поленова 43. Ещё в одном стихотворении икона невидимо присутствует у Пушкина — В начале жизни школу помню я... К интерпретации стихотворения обращались Иннокентий Анненский, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов и едва ли не все учёные-пушкинисты. В этих терцинах для исследователей заключено много загадок. Например, такая: кого конкретно имеет в виду поэт под двумя кумирами-бесами. В комментарии к этому стихотворению в десятитомнике Пушкина44 говорится, что один кумир — статуя Аполлона, другой — статуя Венеры (другие исследователи называют её Афродитой). Как замечает Б.А. Васильев, странно было бы назвать Венеру «женообразной» и предлагает видеть в одной статуе Аполлона, а в другой Вакха (см. Васильев 1994: 182-183). В таком случае Пушкин задолго до Вячеслава Иванова выделил две наиболее репрезентативные, символические и значимые фигуры античной мифологии, искусства и всей античной культуры. Не менее спорным остаётся вопрос о том, кого имеет в виду поэт под «величавой Женой»? Амплитуда колебаний в понимании Жены исключительно велика. В Выбранных местах Гоголь написал, что в виде строгой Жены поэт олицетворил науку 45. Также ещё в XIX веке Н.С. Кохановская (Соханская) предположила, что это аллегория — олицетворение высшей житейской мудрости. Д.Н. Николич, наоборот, хочет видеть в Жене одну из воспитательниц, одну из гувернанток, и даже называет несколько возможных имён (см. Васильев 1994: 183-184). Митрополит Антоний Храповицкий полагал, что под чужим садом Пушкин разумел Западную Европу, а Женой Пушкин называет Святую Русь и Православную Церковь (Пушкин 1996:147). Б.А. Васильев предлагает новую интереснейшую интерпретацию этого пушкинского образа: величавая Жена — это чудотворная икона Божией Матери Знамение (см. Васильев 1994: 186). Икона эта, согласно преданию была привезена в подарок царю Алексею Михайловичу из Византии 46. По наследству она перешла со временем к Елизавете. Царица очень почитала этот образ, поскольку в день празднования иконы Знамение (27 ноября) она официально взошла на престол. В честь иконы царица построила в роще Царского села Знаменскую церковь. Позже в эту церковь ходили лицеисты (хотя у них была и своя церковь в Лицее), а роща стала постоянным местом их отдыха и игр. Пушкин, конечно, не раз молился перед этой иконой. Его описание во многом соответствует царскосельской иконе Знамение: смиренная, одетая убого, но величавая видом; покрывало на челе, светлые и вместе с тем строгие очи, строгая краса чела и уст; Её разговоры правдивы и смысл их понятен, Своими советами и укорами Она хранит строгий надзор за школой (здесь речь идёт, вероятно, о христианских заповедях). И вот от этой Жены убегал отрок в Екатерининский сад к статуям Аполлона и Вакха, которые против его воли влекли его к себе. И хотя уже тогда он понимал, что это демонское наваждение, — его «сковывал» холод, уныние, лень, угрюмость, кумиры сада покрыли душу тенью — поэт не смог от него освободиться. Так становится понятным, что в стихотворении противопоставляются Христианство и язычество; строгие, ясные, чистые заповеди и прекрасные, на первый взгляд, но сомнительные или даже лживые идеалы; смирение и гордость; чистота и сладострастие; строгая красота и волшебная краса; икона и идол. Главный смысл стихотворения — в запоздалом покаянии поэта перед величавой Женой за то, что он в юности часто не прислушивался к Ней, а убегал к языческим кумирам. Стихотворение считается, как и многие другие произведения Пушкина, незаконченным. Но, как нам кажется, оно вполне завершено и примыкает к другим стихам поэта, в которых выражены покаянные мотивы. Напомним лишь одно, самое известное:
И с отвращением читая жизнь мою, Итак, всё стихотворение есть покаяние за юношеские измены Жене, Лик который был запечатлён на чудотворной иконе. Б.А. Васильев пишет: «А.С. Пушкин был, по-видимому, первым среди представителей русского образованного общества первой половины XIX в. не только оценившим художественные достоинства этого произведения древнерусской иконописи (иконы Знамения), но и выразившим своё впечатление в поэтической форме. Он не усомнился противопоставить Богоматерь Знамение художественным образам античной скульптуры, а живой символ Богоматери — пантеистическим силам древней Эллады... Пушкин на столетие предвосхитил взгляд на древнюю иконопись как на высокое искусство, получивший полное и широкое признание только в наши дни» (Васильев 1994: 189). Таким образом, икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитва и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство над ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы. ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Дочь Н.Н. Пушкиной-Ланской от второго брака.
2 Иконы встречали всех приезжавших в Михайловское — в начале Еловой аллеи стояла часовня, фундамент которой после войны обнаружил С.С. Гейченко (Приют 1979: 129-130). Иконы стояли во всех комнатах дома в Михайловском (Пушкин проживал там в 1817, 1819, 1824, 1827, 1835 и 1836 годах): в кабинете Пушкина, в гостиной, в девичьей и, конечно, в домике Арины Родионовны. 3 В экспозиции Святогорского Успенского монастыря сохранилась икона св. архангела Михаила (XVI век) — покровителя Михайловского (Приют 1979: 329). Скорее всего, именно в честь Михаила архангела была освящена и часовня в начале Еловой аллеи. 4 Когда-то Воронич был крепостью. В ней было два храма: Ильинский и Георгиевский. Икона Бо- жией Матери Умиление находилась в Георгиевской церкви. Ни тот, ни другой храм не сохранились. Крепость вызывала заметный интерес Пушкина, поскольку Лжедмитрий проходил через Во- ронич. По просьбе Пушкина священник приходской церкви Воронича о. Илларион переписал для него историю вороничского погоста. У Бориса Годунова в первоначальном варианте заголовка значилось: «Писано бысть Алексашкою Пушкиным на городище Ворониче» (Приют 1979: 186). 5 Особой торжественностью и многолюдством отличался крестный ход с иконами Одигитрии, Умиления и Феодоровской Божией Матери, длившийся более месяца, начиная с первого воскресенья после девятой пятницы по Пасхе (см. Обители 1910: 174-175). 6 Встречальная икона Божией Матери Умиление также прославилась чудесами, празднование ей совершается 19 марта и в девятую пятницу после Пасхи. Обе иконы находились в иконостасе Успенского собора Святогорского монастыря, и Пушкин их, конечно, не раз видел. 7 Благочестивые люди заказывали списки чудотворных икон. Икона Святогорской Божией Матери была в Михайловском у возлюбленной поэта — дворовой девушки Ольги Калашниковой (Приют 1979: 110). 8 Конечно, это благочестивая, но неправдоподобная легенда. Сразу после крещения Ольги в Византии никак не могли написать её икону. 9 Игумена Иону, который часто встречался с Пушкиным во время первой ссылки поэта в Михайловское, к тому времени перевели в другой монастырь. Сохранилось профильное изображение настоятеля Святогорского монастыря игумена Ионы, сделанное рукой поэта. 10 Пядь — расстояние между растянутыми указательным и большим пальцами, обычно равнялась 17, 78 см. Иконописцы и офени на своём профессиональном языке часто называли иконы по размерам досок; этот способ именования и различения икон стал со временем широко распространённым и в народе. 11 Все цитаты из стихотворений Пушкина приводятся по следующему изданию: А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Л., 1977-1979. В скобках указываются том и страница. 12 Перечисление православных святых — покровителей крестьянской семьи и народного быта — часто встречается в поэзии Николая Клюева и Сергея Есенина. 13 Богами называют иконы герои и персонажи Мельникова-Печерского, Лескова, Горького, Шмелёва, Пильняка и других писателей. 14 От этого деления и противопоставления в себе поэта и человека Пушкин начал освобождаться с конца 20-х годов. 15 Письмо написано в канун Благовещения, но о двунадесятом празднике в письме нет ни слова, хотя, конечно, весть о конце ссылки была бы для поэта доброй, благой вестью. 16 Хотя, например, у Толстого в повести Отец Сергий икона упоминается лишь один раз, причём заалтарная (Толстой 1982: 352). Об иконах в келье отца Сергия Толстой ни разу не упоминает, как будто их там нет и не было. 17 К теме живописи и поэзии Пушкин обращается в третьей части. Он сожалеет, что не родился художником, как Корреджо, Тициан, Пуссен или Рубенс, уверяет, что с удовольствием променял бы лиру на вдохновенную кисть, дабы воспеть женскую красоту. Здесь живопись однозначно предназначается поэтом для изображения плотской красоты (в противоположность иконе, которая призвана изобразить духовную красоту. Напрямую у Пушкина эта мысль не высказана, но такой вывод напрашивается сам собой). 18 В Петербурге прославилось несколько чудотворных икон Богородицы Всех Скорбящих Радость. Две из них — Всех Скорбящих Радость с грошиками и Больше-Охтинская — прославились в 1888 и 1873 годах; естественно, они была неизвестна Пушкину. Та, перед которой заказал молебен Самсон Вырин, — список первоначальной иконы Всех Скорбящих радость, которая была явлена в Москве в храме Преображения на Ордынке сестре патриарха Иоакима в 1648 году. Сестра Петра I Наталья Алексеевна заказала список чудотворной иконы и привезла его в Петербург. Икона была с Петром в походе против турок. В память спасения и Государя, и армии при реке Прут в 1711 году Пётр построил храм Воскресения, куда и поставили икону. Позже на этом месте Елисавета Петровна построила каменный храм, освящённый в честь чудотворной Скорбященской иконы (был разрушен, ныне восстанавливается). Он стоял на Шпалерной улице, которая выходит на Литейный проспект. Поэтому Самсон Вырин после молебна и оказался на Литейном. В настоящее время чудотворная икона находится в Спасо-Преображенском храме (сооружен по проекту В.П. Стасова на месте сгоревшего в 1825 году храма лейб-гвардии Преображенского полка и освящён в 1829 году), так что если бы ныне Самсон Вырин отслужил молебен иконе, то он опять легко вышел бы на Литейный, но с другой стороны. 19 Сокращение «разб» было прочитано как разбойный; «блг» — как бог; святой, в сокращении «ст» и «Рах», как страх. 20 Золотой оклад на иконе, конечно, свидетельство не только благочестия, иконопочитания, но и богатства. В стихотворении Будрыс и его сыновья старый литвин, посылая одного из сыновей «поживиться от русских добычей» в Новгороде, в своём наставлении употребляет такое сравнение: «Жены их (новгородцев), как в окладах, в драгоценных нарядах» (III, 241). 21 Ф.М. Пешель — лицейский доктор. 22 Когда гроши отменили, самые распространённые свечи стали называть копеечными. 23 Набросок сделан 12-13 мая 1830 года, т. е. через неделю после помолвки Пушкина с Н.Н. Гончаровой. 24 Напомним, что в кишинёвской ссылке Пушкин молился Казанской Богоматери. 25 Абрам — Ибрагим в арабском произношении. Интересно, что дети Ганнибала именовались Абрамовичами, а не Петровичами, как следовало по крестильному имени отца. 26 Гораздо чаще, чем «богами» иконы называли в просторечии «святыми». Отсюда и поговорка «Хоть святых вон выноси», т. е. в доме творится такое непотребство, что благочестивый человек готов вынести из дома все иконы. У этой поговорки есть другой вариант: «И святых выноси, и сам уходи». Приветствие хозяина «Садись под святые!» означало предложение гостю занять место в почётном красном углу. 27 С 1969 года началось восстановление Петровского. С.С. Гейченко сообщает, что там уже собраны уникальные книги, рукописи, печать Ганнибала, а также фамильные иконы. Возможно, среди этих икон находится и знаменитый образ Петра и Павла. 28 Подмените меня, дорогая; доверяю Вам от моего имени благословить этой иконой дочь мою. 29 Икона Владимирской Богоматери по преданию написана апостолом и евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, а позже — послана в дар великому князю Юрию Долгорукому. Его сын Андрей Боголюбский перенёс образ во Владимир-на-Клязьме, и с тех пор икона называется Владимирской. В XV веке её перенесли в Москву. В память чудес, явленных Владимирской Богоматерью в защите Отечества от нашествия Тамерлана в 1395 году и татарских набегов в 1480 и 1521 годах, в церковном календаре ей установлено три празднования — 21 мая, 23 июня и 26 августа (см. Сказания 1993: 282-290). 30 Донскую икону, согласно преданию принесли с собой на Куликово поле казаки. Там икону носили между рядами для ободрения православного воинства, Перед ней молился князь Димитрий Донской. После битвы казаки принесли святыню в дар великому князю. Она была помещена вначале в Успенский собор Кремля, а затем перенесена в Благовещенский собор. В 1591 году в царствование Бориса Годунова Москва заступничеством Донской иконы Богоматери чудесным образом была избавлена от набега превосходящих сил крымского хана Казы-Гирея. В память об этом событии Борис Годунов основал в Москве Донской монастырь, который позже достраивали царевна Софья и Пётр I (см. Монастыри 1995: 51). 31 Позже в 1613 году также с чудотворными иконами (Феодоровской, Петровской) происходило в Ипатьевском монастыре Костромы призвание на царство Михаила Фёдоровича Романова. 32 Далее Пушкин делает выписку и о наказании, которое следовало за бритье бороды: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь приносити, с неверными да причтется» (IX, 13). Как видим наказание самое строгое: бреющий бороду отпадает от Православия, и поэт обратил на это внимание. 33 Протопоп Аввакум в своём жизнеописании, за десятилетия до петровских реформ, рассказывает о том, как боярин Шереметьев повелел протопопу благословить своего сына. Но поскольку тот был бритый, Аввакум воспротивился, и как его не принуждали к этому (даже сбросили с корабля в Волгу) — не согласился дать благословение «бритобратцу» (Пустозерская 1989: 45). 34 Архиепископ Казанский Вениамин был оклевётан, но позже оправдан и восстановлен в правах самой императрицей Екатериной II. В подготовительных материалах у Пушкина этот эпизод записан другими словами: «Неутомимый пастырь Вениамин, архиепископ, во все то время продолжавшегося штурма, не выходя из соборной Благовещения Пресвятыя Богородицы церкви, коленопреклонно молил Господа о ниспослании скорой на нечестивых помощи, а по утишении пальбы, не взирая на жар, дым и копоть, взяв честные иконы, со всем бывшим при нём духовенством, внутрь крепости обошёл вокруг с умилённым пением, молебствуя ко Всевышнему». 35 Насколько важно было для Пушкина отметить эти надругательства указывает то, что он включил во второй том все документы и свидетельства, связанные с иконами. Например: «В хуторе губернаторском злодеи, разорив церкви, из икон писаных на холсте, сделали подседельные напотники»; «...Напоследок святые иконы находили у казаков под седлами»; «Злодеи не только все внутренние сего дома уборы изломали, но и церковь Божию разорили, так что после у пойманных видны были образа, писанные на холсте, под сёдлами на потниках». И в императорском манифесте от 19 декабря 1774 года, который приводит Пушкин во втором томе, говорится: «...Забыв закон всемогущего Господа и Творца, явился он (Пугачёв) преступником пред самим Богом; презрев присягу монаршей власти, сделался не только изменником, но, похитив имя монарха, стал возмутителем народа... разорял он храмы Божии, разрушал святые алтари и жертвенники, расхищал сосуды и все утвари церковные, и поругал святые иконы, не ощущая в душе своей ни мало не токмо священного благоговения к таковым вещам, где жертва приносится Всевышнему Создателю, искупившему спасение наше кро- вию Спасителя Христа, но ниже содрогания». 36 Напомним, что в VIII веке в Византии иконопочитатели называли иконоборцев capaKrvofpovej — по-сарацински рассуждающие, думающие, поскольку Коран запрещает изображение Божества, мечеть же украшается лишь орнаментом и надписями. 37 Борис Пильняк, побывавший в Японии, в книге Корни японского солнца пишет: «Как известно, в шестнадцатом веке в Японию проникло Христианство, которое было там запрещено: христиан узнавали просто, — подозреваемым предлагали пройти по образу Богоматери со Христом, — и христиане отказывались идти по образу Христа, тогда их душили, распинали или бросали в кратеры вулканов...» (Пильняк 1930: 27) Поразительно это сходство в иконоборческих приёмах — от Византии до Японии. 38 Причём это происходило и совсем недавно. После освобождения Псковской области в Михайловском работала Государственная Комиссия. В её Сообщении (август 1944 года) говорится: «Немецкие вандалы прострелили в трёх местах большой портрет Пушкина, который висел на арке у входа в Михайловский парк... Мраморная плита для памятника Пушкину разбита... Площадка вокруг могилы Пушкина завалена мусором, щебнем, обломками иконных досок...» (Приют 1979: 15). 39 У Перуджино есть несколько картин Мадонны с предстоящими: св. Себастьяном и Иоанном Крестителем, св. апостолом Петром и блж. Иеронимом, св. Екатериной и св. Розой и др. (см. Knapp 1926). В Петербурге (Эрмитаж) имеются лишь две картины Перуджино — триптих Распятие с Богоматерью и св. Иоанном, на створках изображены блаж. Иероним и св. Мария Магдалина и Св. Себастьян. 40 Пушкин посвятил Слёнину одно своё стихотворение 1828 года (см. III, 60, 440). 41 В Священном Писании ангелы всегда являлись праведникам, пророкам или святым в виде юношей в белых одеждах и с крыльями. Голенькие же младенцы с крылышками перекочевали в христианскую церковную живопись Возрождения из дохристианского — языческого по сути — античного искусства. 42 Такие иконы — Спаситель или Богородица с предстоящими святыми — часто встречаются в византийской иконописи. 43 Позже о. Сергий Булгаков в Автобиографических заметках описывал две встречи с этой картиной. Первая случилась во времена его учёбы в Германии, и тогда он воспринял произведение Рафаэля как икону. Вторая — произошла намного позже, когда Булгаков был уже священником, и картина произвела на него совершенно другое впечатление: «Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой. Я помню, что и раньше всегда мне это мешало... Ну, можно ли после видения Матери Божией брать такой тон, как будто глумиться над собственной святыней?» (Булгаков 1991: 106). 44 Там же говорится: «В данном стихотворении Пушкин, по-видимому, изображает Италию эпохи позднего средневековья или раннего Возрождения» (3, 457). В комментарии нет даже намёка на самую очевидную и простую интерпретацию стихотворения: оно носит автобиографический характер, речь идёт о времени учёбы в Лицее и царскосельском парке. 45 Гоголь писал: «Суровые терцины Данта внушили ему (Пушкину) мысль в таких же терцинах и в духе самого Данта изобразить поэтическое младенчество своё в Царском Селе, олицетворить науку в виде строгой жены, собирающей в школу детей, и себя — в виде школьника, вырвавшегося из класса в сад затем, чтобы остановиться перед древними статуями с лирами и циркулями в руках, говорившими ему живей науки...» (Гоголь 1994: 161). 46 Современные русские учёные справедливо считают икону произведением царских мастеров Оружейной палаты и относят её ко второй половине XVII века. https://clck.ru/34cZEN Лепахин Валерий Владимирович родился в 1945 году под Суздалем. В 1963 году закончил Кольчугинский техникум по обработке цветных металлов давлением. Работал на Урале, служил в армии в Новосибирске. В 1972 году получил диплом преподавателя французского и немецкого языков во Владимирском педагогическом институте. С 1977 года живет и работает в г. Сегед (Венгрия). Окончил Будапештский университет по специальности русская филология и Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Доктор филологических наук (2007), профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (2008). Заведующий аспирантурой по специальности “Древнерусская литература XI-XVII веков”. Член Союза писателей России.
|
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||