Владимир МАХНАЧ (1948-2009), русский историк и православный просветитель, искусствовед, историк русской архитектуры, политический философ, русский православный публицист
Отрывок из лекции «Сирия, Палестина, Карфаген». 2001 или позже. Фаза активного (или явного) подъема евреев (вспоминайте вторую лекцию) приходится на исход, где первая фигура — Моисей. А заканчивается этногенез древних евреев при апостолах. И на том древнееврейский этнос исчезает. Значительная часть древних евреев становится первыми христианами. Другие евреи становятся лютыми врагами христиан, начиная новый этногенез. К этому мы будем еще обращаться. Во всяком случае, скажу сразу, что восстание Бар-Кохбы («Сына Звезды») в начале II века нашей эры, в правление императора Элия Адриана, это уже другой еврейский, другой иудейский этнос, остатки которого сейчас — сефарды. Нынешние «евреи» — это вообще не этнос, а религиозно-культурная группа. А этносы — это сефарды, ашкенази (наши восточноевропейские ровесники), таты (кавказские иудеи), бухарские евреи. Честно признаюсь, ничего не знаю про этногенез бухарских евреев, они для меня загадка. Потому никогда не спрашивайте меня о них. Видны все гумилевские тринадцать веков от Моисея до Спасителя. Видно, что такое их подъем — это исход из Египта и период судеб. Видно, что такое их перегрев или акматическая фаза — это создание царства. И царство разорвалось от переизбытка пассионарности. Как известно, в едином царстве евреев управляли всего три царя — Саул. Давид и Соломон. Того было мало. После Соломона оно разорвалось на два царства — Израиль и Иудею. Видно, к чему привел их надлом — к вавилонскому плену. Это нормальная фаза надлома. И видно, что такое их инерция — это их существование после возвращения из вавилонского плена, когда Кир Великий Персидский разрешил иудеям вернуться в Иудею и восстановить храм. Даже регенерация была у древних евреев по Гумилеву. Регенерация бывает не у всех народов. То был религиозный подъем Маккавеев, когда маленькая и уже достаточно задрипанная Иудея бросила вызов монархии Селевкидов и героически отстояла свои права. А перед Спасителем и во времена Спасителя еврейский этнос переживает обскурацию, он рассыпается. Потому появляются саддукеи, которые не верили в посмертную жизнь, фарисеи (слово нарицательное — «фарисеи лицемеры», хотя ученые, благочестивые люди), эссеи, которые в общем-то ждали Христа и пытались проповедовать нравственность древнейшего Ветхого Завета, зелоты, которые хотели драться, сражаться и убивать. Классическая обскурация. Все разваливается. Разваливается единство этнической системы и разваливается единство религиозной системы. Теория Гумилева для христианства принципиально важна, потому что непонимание многими христианами этногенеза ввергает вас в одну из двух крайностей: либо крайность маркионитскую — отвержение Ветхого Завета («А чего нам до этих жидов?»), либо в крайность эбионитскую (евионитскую), когда мы начинаем подозревать, что они есть существа более высокого порядка, потому что они заключили завет с самим Богом и существуют вечно. А их нету, древних евреев уже 19 веков не существует! А наследники Ветхого Завета — христиане. Отрывок из лекции «Сирия, Палестина, Карфаген». 2005. Грубейшая ошибка, которую христианин никогда не должен позволять ни себе, ни окружающим — это отождествлять ветхозаветную веру и современный талмудический иудаизм, тех евреев и нынешних. Этоне один народ, и это не одна религия. Это тяжелая ситуация, потому что такое рассмотрение (истории евреев, их предков и современных этносов, исповедующих талмудизм) от Моисея, если не от Авраама, прямо до наших дней проникло в энциклопедические словари. А это довольно зловредное явление, потому что когда вы читаете статью, хотя бы даже мою, которая вам нравится, вы все равно принимаете ее критически, а когда вы открываете словарь, вы же за справкой туда лезете, а не полемизировать с автором словарной статьи. Отрывок из лекции «Что есть народ (этнос, нация)». 2006. Под словом «еврей» мы подразумеваем не менее шести этносов. Современные «евреи» — это вообще не этнос, а религиозно-культурная общность. Мы обычно имеем дело с одним из этих этносов — с восточноевропейскими евреями «ашкенази». Вот ашкенази — этнос. * * * Вопрос студента: Извините, а почему вы сказали, что евреи — это не этнос? Там ведь есть какие-то физиологические особенности. Махнач: Нет, физиологических особенностей у них нет, потому что есть не менее четырех антропологических типов типичных евреев. И самый распространенный еврейский тип, про которого мы говорим «типичный еврей» — это так называемый арменоидный тип. Смешно, да, что арменоидный тип — это типичный еврей? Это, соответственно, брахицефал, не очень высокого роста, склонный к полноте, черноволосый и склонный к быстрому раннему облысению. Но есть же и тип худощавого, стройного еврея, рыжеволосого и голубоглазого. Он встречается редко, но он встречается. Я много таких видел, в конце концов. Так вот, их антропологические типы разные. Это разные этносы. А то, что сейчас называется «евреями» — это реликтовые этносы сефарды, то есть испано-итальянские евреи, они родились примерно в эпоху Спасителя, а сейчас они реликт, они давно прошли свои тринадцать веков; это таты — горские евреи северного Кавказа, их этногенез мне неизвестен; это бухарские евреи, потомки иранских евреев, это для меня совершенно не представимые, но они существуют, фалаша, абсолютно чернокожие евреи из Эфиопии. Я даже в Иерусалиме пару фалаша видел. Евреи их ужасно не любят, но они такие абсолютно талмудически ортодоксальные евреи, но черные. Вопрос студентки: А как это могло получиться — евреи черные? Они просто ассимилировались? Махнач: Нет, там же рядом все, допрыгнуть можно. Какое расстояние от Святой Земли до Эфиопии? Студент: Но еврей может быть и атеистом, и мусульманином. Махнач: Да, конечно. Правда, мусульманина не встречал, не знаю. А православным бывает в наше время. И что характерно, за два поколения такие перестают быть этническими евреями вообще. И не потому, что русские того требуют, а потому что иудеи отторгают христиан. Да, христианство для всех открыто. Святитель Епифаний Кипрский, современник Златоуста, был не просто еврей, а вроде бы даже гипотетически сын раввина. Хотя нужно сказать, что по воспитанию он был абсолютный еврей, потому что он был зануда и начетчик. Он был, конечно, святой человек. Ведь неслучайно именно он составил описание ересей. Он подробнейшим образом описал все уже тогда бывшие ереси. Между прочим, мечтаю, чтобы этот «ящик противоядия», наконец, издали. Но никто не смеет почему-то. Наверное, евреи не разрешают. У нас святоотеческую литературу издают, а вот Епифания не издали до сих пор. Вопрос студентки: А где же евреи, которых Моисей из Египта вывел? Махнач: А то был только что родившийся народ древних евреев. Он закончил свою историю во времена Спасителя. Кстати, классические тринадцать веков. А вот те, кто были до исхода, те были не евреи, те были их предки. И называть «евреем» Авраама может только абсолютно безграмотный человек. На таком же основании араб может сказать, что Ибрагим — араб, мы от него происходим. Вопрос студентки: А бывает случай, когда иудаизм принимает не еврей? Махнач: Да! Они это не поощряют. Они шовинисты, они этого не любят. Но это возможно. Если будешь просить, примут. Их мало, тех, кто перешел в иудаизм. Вопрос студентки: А что такое «еврей» тогда? Махнач: Религиозно-культурная общность «иудеи талмудические». Есть загадочный народ, который не принадлежит ни к одной великой культуре и ни к одной религиозно-культурной общности. Это караимы. Это потомки хазар. Они вроде бы иудеи. Иудеи их за своих не считают, но про них любят говорить, что они иудеи. А они отвергают Талмуд, они принимают только Ветхий Завет. Они существуют и до сих пор живут в Таврии. Я в Феодосии был в их магазинчике, купил очень заинтересовавшую меня книгу по истории караимов, жутко дорогую! В Прибалтике они тоже живут. Есть такой народ. Вопрос студентки: Они этнос? Махнач: Да, караимы — точно этнос. Но они не часть еврейского суперэтноса. По сути, евреи — это суперэтнос, несколько этносов, объединенных Ветхим Заветом, Талмудом, в какой-то степени культурной традицией, но несколько этносов. Отрывок из беседы «Святитель Епифаний Кипрский». Самая большая ошибка — полагать (и нас к этому подталкивают энциклопедические словари), что иудаизм как начался во времена египетского плена или даже еще раньше, так и продолжается до наших дней. Одним и тем же словом названы два разных вероисповедания — ветхозаветная вера и иудаизм талмудический. Ветхозаветную веру называют еще «христианством до Христа». Неслучайно в XIV веке один из наших святых князей Дмитрий (будущий Донской) в письме к своим союзникам, литовским Ольгердовичам называет их и себя «сыновьями Авраамовыми», как и надлежит каждому христианину. А современный талмудический иудаизм есть вероучение безусловно антихристианское, его стержень — антихристианство. Это два совершенно разных иудаизма, две разных веры. Отрывок из лекции «О русской революции». 2008. Вопрос: Я так понимаю, что вы уважаете Гумилева, да? Но чем построения Гумилева отличаются от марксистско-ленинской философии? Ведь у того, и у другого в истории все происходит по закону. У марксистов смена формаций, а у Гумилева фазы этногенеза. Ответ: Какая мне с этого разница, если появление новых этносов и смерть старых этносов видны вам так же, как и мне. Или вы мне сейчас, возражая Гумилеву или не возражая, найдете хоть одного римлянина? Вопрос: А евреи? Ответ: А древние евреи исчезли во времена Спасителя и Апостолов. А сейчас евреев не существует. Те, кого у нас (в России) называют «евреями» — это вообще не этнос. Евреи разные. Евреи ашкенази — это другой этнос в сравнении с евреями сефардами. Вопрос: А какова роль Бунда в революции? Или организации вообще значения не имеют, а имеют значение только какие-то объективные никем не управляемые процессы? Ответ: Роль Бунда в революции ничтожна. Но, безусловно, нельзя назвать ничтожным моментом то, что подавляющее большинство этнических ашкенази если не поддержали революцию активно, то хотя бы пассивно. Это один из факторов — еврейское участие в революции, безусловно, конечно. Во всяком случае, это дает нам больше прав предъявить претензии евреям ашкенази — сефардов, видимо, в России совсем нет, и тогда не было — гораздо масштабнее, чем они предъявляют небезуспешно немцам, и назвать это «русским холокостом». Слово «холокост» все равно греческое, а не еврейское. Участие в революции — это боковые факторы. Вопрос: А что есть основной фактор? Ответ: А основные факторы развивались в XVIII и XIX веках, они мною перечислены и указаны в этой лекции и в статье «Диагноз». Вопрос: Независящие от нас факторы? Ответ: Не надо повторяться! Я уже ответил вам один раз и не обязан никакому слушателю на один вопрос отвечать трижды! То, что уже произошло, существует действительно независимо от нас. Но ничего не произошло независимо от нас. Русское западничество создали люди, а не злой дух какой-нибудь. Но когда создали, тогда уже есть. Избавляться надо, совершать следующее сознательное человеческое действие! Вопрос: А мы сейчас в какой фазе находимся? Ответ: Не знаю. Либо в надломе по-прежнему, либо в фазе переходной от надлома к инерции в соответствии с теорией этногенеза. Это плохо, потому что межфазовые переходы, утверждает тот же Гумилев, хуже, чем сами фазы. Понятно, да? Немножечко корректируются стереотипы поведения. Они этнические, безусловно, но корректируются. Кстати, отвечаю вам, хотя вы прямо не спросили, но спросили косвенно. Ну, в самом деле, почему по-польски — «жид» (zýd), по-чешски — «жид» (Zid), по-английски — «жид» (Jew), по-немецки — «жид» (Jude), а вот по-русски «жид» говорить неприлично? Я не слышал, чтобы какой-нибудь американский жид оскорблялся на то, что он — Jew. А ведь в английском языке слово еврей есть. Английский перевод Нового Завета содержит послание св. апостола Павла евреям, но только там не «to the Jews», а «to the Hebrews». А очень просто. Я полагаю, не навязывая вам свою точку зрения, что жиды стремятся стать «евреями», что они сумели проделать только в России, не потому, что это слово чем-то оскорбительно, иудей — слово как слово, а потому что они хотят хотя бы нам доказать, что они те самые евреи, которые были при Моисее. Это претензия на нарушение теории этногенеза. А то были абсолютно другие евреи. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Андрей Аганин: "КАК ОБУЯННЫЙ СИЛОЙ ЧЕРНОЙ..." Хасиды как они есть и конкретно хасиды в России |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||