Юрий МАНАКОВ (г.Риддер, Рудный Алтай - Подмосковье)
|
* * *
Однако же, когда вжился в строки, и мне приоткрылся мир его переживаний и я, пусть краешком, но прочувствовал состояние осиротевшей души, то всё не только встало на своё место, но и лирическое пространство обрело новые объёмы и глубину. И стала понятна причина безмятежности, она проста и сложна одновременно, а именно – поэт через перенесённое горе в своих горьких, порой отчаянных переживаниях вознёсся скорбной душой на то внешне незримое горнее поле, имя которому - смирение. Замечу сразу, не каждому такое под силу, поскольку телесного буйства и гордыни нередко в нас, грешных, через край… А это трогательное стихотворение, напротив, всё пронизано предчувствием, ожиданием встречи, поэт уповает на метафизическое и духовное воссоединение после роковой разлуки двух любящих сердец. Хотя поправлюсь, уже и в этих строчках ощущается нечто настораживающее: беготня и волнение петуха, тревожный взгляд пса, исчезновение улиц и деревьев… И вдруг как озарение - «виденье странное» особенного тумана, когда он, этот, в общем-то, рядовой приречный туман разрастается до акватории вселенского и выводит поэта на таинственные просторы и увлекает в апокалипсическое будущее: … И кончится история. Казалось бы, всё, конец бытия... Вон уже и ангелы летят, и отнюдь не те ангелы-хранители, что при каждом из нас, православных, с нашего крещения, а ангелы Судного Дня, о которых «предсказано давно». То есть, полная безнадёга и душевное отчаяние, однако не таков характер у лирического героя русского поэта. И это нам представлено в заключительных неожиданных строчках, кардинально меняющих восприятие читателя, ставящих всё на свои места: И здесь опять мы сталкиваемся с тем (условно назовём это поэтическим приёмом автора), как Геннадий Иванов мастерски использует то, о чём я говорил выше, когда слова вроде бы нет в тексте, а оно явственно проглядывает. Даже больше, в данном случае мы имеем дело с целым понятием, и оно заключается в том, что не только Евангелие на столе в ожидании, но и не обозначенный в тексте, однако незримо присутствующий, человек за столом тоже замер в предчувствии Пришествия. Только так и прочитываются воображением эти замечательные строки. Стихотворенье «Люблю я этот стёршийся подсвечник» прозаическими словами не пересказать - о чём оно? Здесь такая мощная поэзия в её глубинном значении и смыслах, такой сноп ясных и живительных лучей, каждый из которых выхватывает из твоей памяти что-то сокровенное и, казалось бы, уже давно и безнадёжно погребённое под грудой прожитых лет, что просто диву даёшься… Интонация, настрой здесь абсолютно доверительные, можно сказать, домашние: Ты мне напомнил крепкие сугробы Стёршийся подсвечник, эта старинная вещица, служит своеобразным проводником в заповедные дали давно минувшего. За ними мы с отцом во второй половине осени специально ходили за речку в разноцветный лес. Мало того, сознание моё, отталкиваясь от этой родной картинки, своим особенным зрением отчётливо увидело волшебную галерею того несказанного времени: узорчатый иней на окошках, письменный стол с учебниками, чернильницей и перьевой ручкой, раскрытую тетрадку в линейку; в углу у дивана пушистую новогоднюю ёлку с серебристым дождём, стеклянными игрушками и рубиновой звездой на макушке, гирлянды, развешенные через всю комнату, а на полу цветастые и ворсистые, домотканые половицы. Вот оттого, наверное, и я, окунувшись в эти строчки, вслед за автором «как новостям, воспоминаньям рад». То яблоко – как детство налитое Вот скажите, как можно, не теряя изумления от затопившего душу чувства сопричастности, пересказать подобное прозой? А никак. Такие вещи не препарируются, они цельные, родом из того сокровенного измерения, имя которому – ПОЭЗИЯ. Или такое вот: А как не вспомнить горницу под праздник: А как не вспомнить то… или вот это… Когда первый раз прочитал это заключительное четверостишье, аж перехватило дыхание! Такие полюса сошлись и заискрили… Это надо же совместить несовместимое! Как можно помнить о будущем, оставшись там, в златом детстве, и как это вообще осуществимо? Так что две последние строчки - классический алогизм. Но почему же тогда при прочтении их сознание вдруг вспыхивает и нездешним светом озаряет всё вокруг, показывая и утверждая непрерывность течения нашей жизни во вселенной. И хотя поэт словом «будто» придаёт своей пронзительной догадке оттенок некоего сомнения, однако всё уже сказано, чуткий и восприимчивый читатель увидел новые объёмы бытия и теперь живёт этим обнадёживающим душу открытием. * * * Всего увидел много, пережил Все дни мои у Господа в горсти… При знакомстве с этим стихотворением в душе возникают смешанные и не однородные чувства. И в них нужно разобраться. На первый взгляд, из некоторых строчек здесь сквозит какой-то недосказанной обречённостью, но и вместе с тем, явственно прочитываются мотивы приготовления лирического героя к переходу в непознанное, одновременно манящее и отпугивающее своей неизвестностью. Словом, ситуация, чем-то схожая с эпизодом из предыдущего стихотворения: Стоит подсвечник…Вот я вспоминаю, И вновь переплетение времён и глубокие раздумья, нет, не о пресловутой бренности жизни, а о более значительном – о постижении и достойном принятии того, через что каждому из нас в свои минуты предстоит пройти…. Какая мудрость поэта и сила примирения с неизбежным таится в строках: Уже привычно мне среди могил И, заметьте, при этом ни капельки тоски, ни намёка на уныние! Душа, как должное, приемлет то, что произойдёт. И здесь мне невольно вспоминается мама. Видная крестьянка, она, после выхода на пенсию стала потихоньку, без какой-либо суеты, готовить себя к уходу. Мы поначалу и не подозревали об этом. Однажды я открыл дверцу шифоньера, что-то понадобилось взять из вещей, и случайно перепутал полки. Отодвинул сложенные аккуратно простыни, а в глуби стопка носовых платков, да приличная - штук пятьдесят, новое, ни разу не ношеное женское белье и большой отрез красной материи. А закончить свои заметки мне хотелось бы задорным гимном юности и жизни, написанным поэтом, как указано, ровно шестьдесят лет назад в 1965-ом году, в отличие от всего цикла, который создан буквально за последние несколько месяцев. Очень, очень раннее… Радуга-надежда запропала. А раз так, то буду я поэтом, Бейся сырость в драночную крышу, Автору всего пятнадцать и настроение, естественно, как полёт ввысь, однако и стиль-то уже различим, причём отчётливо. «Рыжий пруд давно промок насквозь». Это же какой непостижимый образ, казалось бы, невозможный по всем существующим правилам, но вопреки всему – явственно, до капельки зримый и принимаемый душой и сердцем! Помните, я упоминал про алогизм? Так вот, он здесь в чистейшем виде, единственно, с разницей более чем в полвека! Рассвет и закат… А какой искромётно юношеский максимализм в энергичных строчках: «а раз так, то буду я поэтом»! И между прочим, пророческий! |
||||
|
| ||||
|
|
||||
| Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
|
||||
|
|
||||