Марина МАСЛОВА, кандидат филологических наук, член СП России (Курск)
В преддверии 100-летнего юбилея великого русского советского и российского писателя Евгения Ивановича Носова (15 января 1925 г. - 14 июня 2002 г.) в Курске прошла I Всероссийская научно-практическая конференция «Е.И. Носов: личность и творчество писателя в контексте русской литературы». Встреча объединила литераторов, журналистов, литературоведов, лингвистов, историков-краеведов, библиотекарей, учителей-словесников и студентов-филологов, всех, кто неравнодушен к творчеству блестящего мастера русской прозы. В конференции принимали участие специалисты из Москвы, Воронежа, Курска и других городов. Мероприятие проходило 29-30 июня 2023 года в Литературном музее Курской области (Курск, ул. Садовая, 21). В число организаторов вошли Министерство культуры Курской области, Курский государственный университет, Московский городской педагогический университет, Курский литературный музей, на базе которого осуществлялась основная работа. Представлено более 30 докладов, озвученных на пленарном заседании, двух секциях и круглом столе. Демонстрировался документально-публицистический фильм «Письма из провинции» (проект телеканала «Культура»). Участники конференции посетили малую родину писателя – село Толмачёво под Курском, а также проехали в экскурсионном автобусе по местам боевой славы на Курской дуге, имея возможность соприкоснуться воочию с историей малой и великой Победы – победы на полях Курской битвы и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Конференцию открыло пленарное заседание в Большом зале Литературного музея, присутствующих приветствовал сын писателя, Евгений Евгеньевич Носов, тепло и трогательно рассказавший об отце. С приветственным словом к участникам конференции обратились заведующая Литературным музеем Курской области Наталья Вячеславовна Захарова и организатор мероприятия, научный сотрудник Литературного музея Ирина Петровна Михайлова, подчеркнув, что на курской земле это первая встреча, посвящённая масштабному осмыслению творческого наследия прозаика и его места в современной культуре. Слово о Е.И. Носове сказали замдиректора по научной работе Курского областного краеведческого музея Игорь Михайлович Плаксин и декан филологического факультета КГУ, профессор кафедры русского языка Сергей Павлович Праведников, активный участник проекта «Курское слово», в рамках которого осуществляется изучение языка художественной прозы писателя. Также выступили с докладами крупные филологи, исследующие литературу ХХ века, в том числе творчество Е.И. Носова: Альфия Исламовна Смирнова, автор книг по эстетике и теории искусства ХХ века, профессор, заведующая кафедрой русской литературы Института гуманитарных наук (МГПУ) с докладом «Эпистолярий Е.И.Носова как источник изучения биографии, творческого процесса и литературного окружения писателя»; Ольга Васильевна Быстрова, доцент, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН с докладом «М.Горький – наставник литературной молодёжи» (о вхождении Е.Носова в большую литературу); Ирина Ивановна Матвеева, музыкант, член Общественной палаты Московской области, доцент кафедры русской литературы Института гуманитарных наук МГПУ с докладом «Музыкальный экфрасис в рассказе Е.И.Носова «Шопен, соната номер два»; Татьяна Анатольевна Тернова, профессор кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков Воронежского государственного университета с докладом «Образ Е.Носова в мемуаристике И.Евсеенко» (видеодоклад). В видеозаписи прозвучало и приветственное слово курянам и гостям конференции директора Института гуманитарных наук МГПУ, профессора Виктора Васильевича Кириллова, отметившего важность подобных встреч и пожелавшего успешной работы во благо русской культуры. Особой лирической тональностью отличался рассказ скульптора Владимира Ивановича Бартенева о встрече с Евгением Носовым. Заслуженный художник России поведал историю создания памятника писателю. Скульптура установлена во дворе дома по улице Блинова, где жил Евгений Иванович и где любящие Носова куряне ежегодно 15 января, в день его рождения, собираются, чтобы почтить память звонкого курского соловья. Впрочем, рядом с писателем, запечатленным в бронзе, скачут миниатюрные… отнюдь не соловьи. Любил Евгений Иванович больше синичек и воробьёв. Об этих шустрых непоседах и поведал скульптор, признаваясь, каково это – махонькую юркую птичку усадить рядом с могучей фигурой писателя, чтобы она и на бронзовых лапках не казалась тяжеловесной, а была такой же лёгкой и стремительной, как и душа Евгения Ивановича, заповедавшего написать на его могиле один из любимых своих девизов: «Покормите птиц!». Как непосредственный участник события, позволю себе небольшое отступление в связи с лирическим повествованием Владимира Бартенева, существенно смягчившего строгость научных докладов, придавшего этой встрече единомышленников неформальный, душевный колорит. Знаю, не все курские писатели из учеников Носова довольны образом своего наставника, представшего в виде бронзового «птицелова». Вот эта схожесть мастера русской прозы с незадачливым птицеловом их как раз и огорчает. После долгого критического созерцания монумента во дворе дома, где многие годы до своей кончины жил писатель, можно всё-таки прийти к убеждению, что Евгений Иванович больше похож здесь на беспечного романтика, впавшего в задумчивость от безоглядного доверия птиц, окруживших его, нежели на практичного птицелова, каковой был бы и насторожен, и выжидающе хитроват. «По натуре я лирик, романтик…», – признавался писатель в одном из своих интервью 90-х годов. Таковым он оставался и в молодые, и в зрелые годы. Таким его и запечатлел художник. После пленарного заседания докладчики, по причине своей многочисленности, разделились на две секции: кому ближе лирический контекст прозы, широкие культурные параллели, выступали в секции «Философия и поэтика художественной прозы Е.И. Носова». Кому важнее строгий аспект анализа языка и конкретика толкований, те оказались в секции «Изучение художественного наследия писателя: лингвистический аспект». Курскую региональную организацию Союза писателей России на форуме представляли прозаик, краевед Николай Пахомов и критик, литературовед Марина Маслова (лауреаты литературной премии им. Е.И. Носова 2020 г.). Литераторы выступили с докладами в обеих секциях. Н.Пахомов подготовил рассказ лингвистам о своей книге «Немеркнущий свет таланта», посвящённой жизни и творчеству Евгения Носова. М.Маслова затронула литературоведческую проблематику разных версий очерка «Краски родной земли».
Чтобы очертить хотя бы пунктирно широкий диапазон проблем, рассматриваемых на научных площадках, стоит назвать несколько наиболее любопытных прочтений. Кроме уже названных, слушателям особенно запомнился доклад профессора, заведующего кафедрой литературы КГУ Владимира Николаевича Криволапова на тему «”Усвятские шлемоносцы” и “Слово о полку Игореве”». Так, один из слушателей конференции, автор РИА «Курск» Олег Качмарский, подводя итоги события, отмечал в своей публикации: «Среди наиболее интересных назовём, в первую очередь, выступление профессора КГУ Владимира Криволапова о фольклорном прочтении наиболее крупного произведения Носова – «Усвятских шлемоносцев». Для поэтического космоса названной повести присуще двоемирие, сказочная замкнутость, что делает неведомые Усвяты неким заповедным царством, миром по сути совершенным, идеальным. В этом мире и живёт главный герой повести пастух Касьян. А когда война вторгается в Касьянову вселенную, сказка перерастает в эпос былинный, героический. И это ключ не только к «Усвятским шлемоносцам», но и ко всему творчеству Евгения Носова». Далее автор, называя других ораторов литературоведческой секции, подмечает самую главную тенденцию курской встречи: «Мысль, прозвучавшая в докладе профессора Криволапова, так или иначе нашла своё продолжение и в других выступлениях. В обращении Натальи Коковиной к образному миру календарной обрядовости в рассказе «Аз-буки»; в осмыслении Елены Криволаповой быто-бытийного соотношения у Пришвина и Носова; в восприятии главного курского писателя как «гения места» в докладе профессора ЮЗГУ Надежды Степановой; наконец, в размышлениях Марины Масловой о природе иконописи в приложении к творчеству Евгения Носова». Конечно, с последней формулировкой трудно согласиться – и не «в приложении к творчеству…», и не «о природе иконописи», а скорее наоборот: природа созданного Носовым портрета иконописца Дионисия как собирателя красок родной земли рассматривается «в приложении» к исторической действительности, которую игнорирует писатель. Носов создаёт не исторический, не очерковый, а фольклорный, былинно-песенный портрет своего героя. Но в самом главном автор этих наблюдений прав – Первая Всероссийская носовская конференция сразу же обозначила основной вектор изучения творческого наследия русского писателя второй половины ХХ века – века больших катаклизмов и потрясений. И этот вектор не может отклониться от насущных вопросов современности. А сегодня, как никогда, актуальна идея Носова: когда война вторгается в человеческую жизнь, быт перерастает в бытие, сказка – в героический эпос. Потому неслучайны на конференции и «Дороги войны у Е.И.Носова и К.Д.Воробьёва» (автор доклада С.П.Праведников), и печальные ноты «Музыкального экфрасиса в рассказе «Шопен, соната номер два» (автор И.И.Матвееева), и дружеский эпистолярий фронтовиков Астафьева и Носова, каждый из которых сказал своё слово о войне (уже упомянутый доклад А.И.Смирновой). Даже лингвистическая проблематика творчества писателя освещалась неотступной памятью «священной войны» («Ономастическое пространство рассказа Е.И.Носова «Памятная медаль»; автор доклада Р.В.Подосинникова). Иные выступления могли порадовать рассказом о современных курских писателях – носовских учениках. Доцент кафедры литературы КГУ Татьяна Васильевна Доронина в докладе «На грани искусства и живой жизни» (размышления над страницами произведений Е.И.Носова)» уделила внимание творчеству прозаика Михаила Еськова, цитируя его книгу «Храм Евгения Носова». Звучали на конференции имена Юрия Першина, Бориса Агеева, Владимира Деткова…
Из докладов, которые не удалось послушать, но можно будет прочесть в сборнике материалов конференции, назовём ещё несколько, прозвучавших в лингвистической секции: «Концепт “ветер” в прозе Е.И.Носова» (автор И.С.Климас, профессор кафедры русского языка Курского университета); «Природа как одна из духовно-нравственных основ прозы Е.И.Носова» (Н.В.Беляева, доцент Курского аграрного университета им. И.И.Иванова); «Публицистика Евгения Носова» (Е.Н. Гранат, главный библиограф Курской областной научной библиотеки им. Н.Н.Асеева); «Соловьиный мир Е.И.Носова: от экологии к краеведению» (Л.Н. Еремина, руководитель музея «Курский Соловей»). Названы эти темы неслучайно. Попутно очерчивается здесь круг участников, организаций, которые они представляют. Мне довелось представлять не только Союз писателей России, но и Курскую духовную семинарию. Доклад назывался «Загадка очерка Евгения Носова “Краски родной земли”». Исследование на эту тему было опубликовано прошедшей зимой ко дню рождения писателя на сайте Курского дома литератора под названием «Схимный живописец» и носило форму научно-публицистическую. На конференции же представлена сугубо научная версия работы. И это не эксплуатация найденной темы, а вполне уместная популяризация, расширение круга влияния носовского художественного слова на современников, влияния, несомненно, преображающего и просветляющего. С той же целью предварила и свой устный доклад стихотворением Николая Рубцова «Ферапонтово», тема которого так ярко подхвачена Евгением Носовым в патриотичном и вдохновенном очерке «Краски родной земли». Формат электронной публикации позволяет напомнить здесь эти стихи: В потемневших лучах горизонта Евгений Носов, побывав в Ферапонтово, написал очерк о курском крае с оглядкой на эти заповедные святые места. Добавленный позднее особый былинно-песенный зачин очерка стал своего рода эпосом о Дионисии как проповеднике «чего-то Божьего в земной красоте». Эти эпические мотивы как раз и разглядел журналист в нескольких докладах конференции, неожиданно объединившихся своей проблематикой в нечто цельное и тем обозначивших главную точку отсчёта в изучении носовского наследия – от «Слова о полку Игореве» и даже раньше. «От «Слова…» и даже раньше» – слова эти прозвучали в письме архангельского прозаика Михаила Попова в ответ на мой рассказ о прошедшей конференции и впечатлениях от неё. Одно из впечатлений тесно связано с Архангельском, так что не поделиться было невозможно. Руководитель курского Литературного музея Наталья Захарова, открывая мероприятие и приветствуя участников, сообщила, что буквально вчера вернулась из Верколы, где была потрясена музейной экспозицией, посвящённой творческому диалогу Фёдора Абрамова и Евгения Носова. «Почему у нас нет ничего подобного?!» – вопрошала она. И эта вполне понятная зависть к коллегам-музейщикам, располагающим перепиской Носова и Абрамова, навела на мысль о возможности сотрудничества курских и архангельских литераторов, о совместном собирании сокровищ прозы и публицистики двух гигантов-почвенников. Об этом и написала я Михаилу Константиновичу Попову, редактору журнала «Двина».
На курском форуме не обошли вниманием и другую известную повесть Е.Носова – «Шумит луговая овсяница», которой в былые годы посвящалось немало восторженных слов. В связи с этим не обошлось и без литературных анекдотов. Озвучивающий свой доклад «Герои Е.И.Носова между городом и деревней» главный научный сотрудник Литературного музея, доцент кафедры литературы КГУ Сергей Сергеевич Романов завершил речь воспоминанием, как Евгения Носова, пришедшего в 90-х в Курский университет поделиться писательским и жизненным опытом, спросили о героях: «Вот вы соединили Анфису и Чепурина любовным чувством, подарили им эту прекрасную лунную ночь… А что дальше?». Евгений Иванович, будто растерявшись, но не выказывая насмешки, спокойно отреагировал: «Не знаю. Давно не перечитывал свой рассказ…». А после на кафедре литературы, в присутствии узкого круга слушателей, удивлялся: «Зачем задавать автору такие вопросы!.. Что дальше?.. Откуда я знаю, что дальше…» Анекдот на этом не кончился. После слов Носова профессор кафедры А.Е.Кедровский, видимо, опасаясь за авторитет писателя перед учениками-аспирантами, укоризненно сказал Евгению Ивановичу: «Если бы вы отвечали мне по этому произведению на экзамене, я бы выше тройки не поставил вам». На нынешней конференции вопросов к докладчикам после выступлений было пока не много. Видимо, первая встреча не располагает к дискуссиям, это пока знакомство, выявление круга неравнодушных исследователей, кому потом формировать современную литературоведческую и языковедческую базу художественного, публицистического и эпистолярного наследия писателя. Не случайно и круглый стол, подводящий итоги работы форума, назывался «Перспективы изучения творческой биографии Е.И.Носова».
Когда несколькими исследователями рассматривается одно произведение, но с разными «срезами» содержания, эти различные подходы к материалу существенно обогащают научный контекст и расширяют горизонты культурных обобщений. Курская «носовская» конференция явилась площадкой, где литераторы и учёные могли обменяться гипотезами, наблюдениями, текстологическими находками, литературоведческими откровениями. Одно из таких откровений – рассмотрение повести Е.Носова «Усвятские шлемоносцы» не в привычном контексте былинного эпоса (о чём писали ещё в 80-е годы А.Кондратович, Н.Подзорова и др.), а в свете «Слова о полку Игореве». Думается, в ближайшие годы на родину «курского шлемоносца» (так называл Евгения Ивановича критик Вл. Бондаренко, посвятивший ему большую статью) захотят приехать не только учёные-филологи, заинтересованные в профессиональном разговоре о писателе, но и многие из тех, кто видел и знал его лично, кто не представляет русскую культуру и русскую жизнь без очистительного и победительного слова писателя-фронтовика, неподражаемого мастера-стилиста русской прозы. Таковых осталось не много. Но Владимира Крупина, создавшего замечательный лиричный документальный фильм о Носове, или кого-то из младших его современников мы, куряне, хотели бы видеть у себя в гостях. 30 июня, на второй день конференции, всем участникам, курянам и гостям города, предлагалась обширная культурная программа. Желающие посетили Мемориал памяти павших и малую родину Евгения Носова – деревню Толмачёво под Курском (там он родился и провёл раннее детство, затем семья перебралась в город). В программу входила экскурсия по историко-мемориальному музею Курской битвы в Понырях, а также посещение знаменитого мемориального комплекса «Тепловские высоты», откуда, как на ладони, видны поля Курской битвы.
Своеобразным девизом прошедшего форума стали слова писателя, размещенные в Программе конференции в качестве эпиграфа: «Сколько мы ещё не знаем! Какое-нибудь худосочное озерцо, тут же под городом, полно жизни, но какова она, эта жизнь, – для многих такая же загадка, как тайна планеты Марс. А мы ещё мечтаем о путешествиях в дальние страны, думаем открывать, удивлять мир. Вот они, дальние неведомые страны, вокруг тебя. Поля, луга, рощи, реки, озёра…» Этим призывом постигать мир вокруг себя и не искать красот в чужих землях Евгений Носов благословляет первую конференцию, посвящённую изучению его творческого наследия. Знаменательно, что открывалась курская встреча рассказом о впечатлениях «на абрамовском угоре» в Верколе, и удивительно ли, что носовский девиз её оказался так созвучен заветным мыслям Фёдора Абрамова: «Для всякого честного человека любовь к Родине – это святой долг по её возвышению и, если надо, защите. Только люди с пустой душой теряют сыновнее чувство к Родине». Быть может, чтобы не терять это чувство, как раз и собрались на курской земле специалисты-филологи, писатели и журналисты, все, кому дорого наследие великого курянина, сумевшего и защитить, и возвысить свою малую и большую Родину (уходил на войну восемнадцатилетним, по ещё дымящимся полям Курской дуги), и воспеть её вслед за автором «Слова…» в былинно-песенной прозе, не солгав ни строчкой, не покривив душой. Курский богатырь Евгений Носов – общенациональное достояние! Этим надо гордиться, это надо исследовать, это надо помнить, это надо любить. Первая Всероссийская – состоялась. Событие это, несомненно, стало всероссийским не только по названию. Умелая организация мероприятия, многочисленность участников и высокий научный статус докладчиков (девять докторов наук) – всё это позволяет надеяться, что у литературного наследия Евгения Ивановича Носова хорошее будущее. Положено начало серьёзному, многостороннему его прочтению не только на Курской земле (где оно уже много лет изучается в университетском проекте «Курское слово», а в прежние годы осмысливалось на городских «Носовских чтениях», инициатором которых выступала краевед Е.Д.Спасская), но и по всей России. А это неоспоримое преимущество для всей русской культуры! |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||