Марина МАСЛОВА, кандидат филологических наук, преподаватель Курской православной духовной семинарии, член Союза писателей России (Курск)

ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ

«Противостояние Марса» Николая Заболоцкого и Светланы Сырневой
(набросок на злобу дня)

 

Если Россия выживет, если русский человек сохранит себя, –
то будущие школьники найдут это стихотворение в своих хрестоматиях
и, может быть, содрогнутся перед всем тем,
что мы, современники Сырневой, стерпели на своём веку,
может быть, поймут они, в какой воистину дьявольской тьме
мы не сбились с пути
и любовь к человеку как к образу и подобию Божьему
в сердце своём не выстудили…
 Николай Дорошенко

Есенин, Блок, Заболоцкий, Рубцов и Кузнецов –
гениальные поэты XX века – особенно мне дороги.
У них я училась и учусь. Нет и не может быть настоящего поэта,
способного проигнорировать их влияние,
как и физик не может проигнорировать законы Ньютона.
Светлана Сырнева

«Божественный Гёте матовым куполом скрывает от меня небо, и я не вижу через него Бога», – признавался Николай Заболоцкий несколько иронично и «с лёгким сожалением», как сказал современный поэт Геннадий Красников. «Диалектическим реализмом» называет Красников то направление, которое избрал Заболоцкий как свой индивидуальный, отдельный ото всех путь, хотя и «в рамках проповедуемого официального социалистического реализма»1 .

В день рождения поэта, 7 мая 2018 года, на сайте «Российский писатель» были опубликованы материалы Заочного круглого стола: «Николай Заболоцкий – жизнь и поэзия», представленные Советом по поэзии СП России.

И так совпало, что в тот же день один из наших писателей напомнил мне стихотворение Светланы Сырневой «Противостояние Марса», назвав его лучшим «из того, что написано в ХХI веке и о ХХI веке», и именно тогда же я перечитала стихотворение Заболоцкого с тем же названием, которое тоже, может быть, кто-то из современников поэта называл лучшим из того, что написано в ХХ веке…

Увидев отзыв Светланы Сырневой о творчестве Заболоцкого, внимательно перечитала его, надеясь встретить упоминание о «Противостоянии Марса»: был ли это сознательный диалог с поэтом советского периода или же «голая метафизическая связь», как когда-то выразился, кажется, Г.П.Федотов по поводу сходства духовных переживаний христианских подвижников в разных частях планеты. О сознательной связи Светлана Сырнева здесь ничего не говорит. Но я нашла её рассказ о создании стихотворения в другом материале, в содержании онлайн-встречи от 2.02.2012.

На сайте РП одна из читательниц «Встречи с поэтом Светланой Сырневой» обращается к ней со словами: «…где-то год назад Николай Дорошенко в одной из своих статей полностью процитировал Ваше стихотворение "Противостояние Марса". Речь у него шла не о Вашей поэзии, а о современных противостояниях в обществе. Значит, и это стихотворение стало одним из опорных в нашей современной литературе. Как "Двенадцать" Блока в начале прошлого века. Все-таки поэзия выражает то, что можно понять только чувством, а не умом. А какие свои стихотворения Вы сами считаете наиболее важными в Вашем поэтическом ощущении и отражении прожитого Вами времени?»

Светлана Сырнева отвечает так:

«Думаю, каждому поэту хотелось бы, чтобы его строки стали неким символом если не эпохи, то хотя бы ее отрезка. Я уверена, что в современной русской литературе есть немало произведений, которые способны стать «знаковыми» для нашего переломного времени. Наиболее вероятно, что «Двенадцать» нашего времени» написала совсем не я. Время покажет».

И далее она говорит уже конкретно о волнующем нас тексте:

«Блок не случайно вспомнился Вам в связи со стихотворением «Противостояние Марса». Вы – чуткий к слову человек, и, возможно, уловили некую перекличку с блоковским «Ты нам грозишь последним часом, из синей вечности звезда». Правда, у Блока – не Марс, а комета, но, тем не менее, Сырнева «списала сочинение» у Блока. И заодно у Н. Заболоцкого – у него есть замечательное одноименное стихотворение. Тут никуда не денешься: великое противостояние Марса бывает каждые 15-17 лет, и поэты поневоле хватаются за перья, всяк по-своему его воспевая».

Но даже и после такого рассказа нам пришлось искать «метафизическую» связь между двумя текстами, а проще говоря – общие предпосылки для вдохновения.

Итак, прежде всего – это известное астрономическое явление, на которое, как нам удалось выяснить, во все века поэты и писатели, а позднее и кинорежиссеры, неизменно откликались неким особенным всплеском творческой энергии.

27 июля снова произойдёт событие, подобное тому, какое когда-то (а именно в 1956 году) послужило поводом к написанию стихотворения Заболоцкого «Противостояние Марса», а в 2003 году вдохновило Светлану Сырневу написать одно из лучших (на сей день) своих стихотворений (доверимся мнению уважаемого писателя!) на ту же тему и с таким же названием. Причём будет оно событием даже меньшей интенсивности по сравнению с теми, на которые откликнулись в своё время два поэта.


А теперь немного из истории астрономических наблюдений (это поможет отчётливее представить себе внешний повод к стихотворению).

«Земля и Марс – космические соседи, орбита Марса располагается следом за орбитой Земли…»
 «2018 год будет особенным для наблюдений Марса – 27 июля планета вступит в Великое противостояние. В этот момент Марс и Земля окажутся на минимальном расстоянии друг от друга в 57,7 млн километров. К середине лета видимый угловой размер «красной планеты» на земном небе достигнет рекордных значений, а значит наступит один из самых наилучших моментов для наблюдений Марса за прошедшие 15 лет. В последний раз подобное событие было в 2003 году, а в следующий раз состоится уже в 2035 году.  Видимый блеск планеты к дате противостояния достигнет значения  – 2,8 m (ярче Юпитера!)…»
«Противостоянием планеты (оппозицией) называется положение верхней планеты на орбите, в которой она видна с Земли в противоположном Солнцу направлении. Вблизи противостояний складываются наилучшие условия для наблюдений…»
«Во время противостояний планета видна на небе всю ночь (восходит на востоке вечером с заходом Солнца, заходит на западе утром с восходом Солнца)».
«Планеты максимально сближаются, когда Марс проходит через перигелий, а Земля – через афелий, причём обе планеты находятся по одну сторону от Солнца. Максимальное приближение планет друг к другу называется Великим противостоянием»2

Вот такое Великое противостояние наблюдалось и в 1956 году (максимальное приближение Марса к Земле  – 0,379 а.е.), и в 2003 (приближение – 0,373 а.е.). Предстоящее 27 июля нынешнего года противостояние будет иметь максимальное приближение 0,386 астрономических единиц.


Нестеров Владимир Дмитриевич. Земля слушает, 1965

Для стихов Светланы Сырневой, наверное, имеет значение вот эта астрономическая справка: «Исключительный интерес представляет противостояние 2003 года – не просто великое, а величайшее: столь близко Марс не подходил к Земле ни разу за всю историю астрономических наблюдений!»

А значит, и тяжёлое влияние этой планеты на магнитное поле Земли никогда ещё не было столь ощутительным.
Можно напомнить в этой связи и дату начала Второй мировой…

В 1939 году было тоже Великое противостояние. Так что планета, периодически тяготеющая к Земле, печально оправдывает своё воинственное имя.

Сегодня вряд ли кто-то станет фантазировать в этом направлении, когда мир уже пережил две мировые войны и пребывает в тревожном предчувствии возможности третьей.

А когда-то это было уместно: в 1898-ом Герберт Уэллс написал знаменитый роман о Марсе – «Война миров». Потом были менее воинственные «Аэлита» Алексея Толстого (1923), «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери (1950), «Путь марсиан» Айзека Азимова (1952).

Но дело не в том, что планеты сами по себе создают воинственную обстановку в космосе, приближая её к хаосу. Пожалуй, только русские поэты, в отличие от писателей-фантастов, сумели рассказать что-то наиболее важное о той метафизической силе, которая инициируется космическим противостоянием соседствующих во вселенной планет, то разделённых Солнцем, то сближающихся в обход его.

Николай Заболоцкий
ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАРСА
Подобно огненному зверю,
Глядишь на землю ты мою,
Но я ни в чём тебе не верю
И славословий не пою.

Звезда зловещая! Во мраке
Печальных лет моей страны
Ты в небесах чертила знаки
Страданья, крови и войны.

Когда над крышами селений
Ты открывала сонный глаз,
Какая боль предположений
Всегда охватывала нас!

И был он в руку – сон зловещий:
Война с ружьём наперевес
В селеньях жгла дома и вещи
И угоняла семьи в лес.

Был бой и гром, и дождь и слякоть,
Печаль скитаний и разлук,
И уставало сердце плакать
От нестерпимых этих мук.

И над безжизненной пустыней
Подняв ресницы в поздний час,
Кровавый Марс из бездны синей
Смотрел внимательно на нас.

И тень сознательности злобной
Кривила смутные черты,
Как будто дух звероподобный
Смотрел на землю с высоты.

Тот дух, что выстроил каналы
Для неизвестных нам судов
И стекловидные вокзалы
Средь марсианских городов.

Дух, полный разума и воли,
Лишённый сердца и души,
Кто о чужой не страждет боли,
Кому все средства хороши.

Но знаю я, что есть на свете
Планета малая одна,
Где из столетия в столетье
Живут иные племена.

И там есть муки и печали,
И там есть пища для страстей,
Но люди там не утеряли
Души единственной своей.

Там золотые волны света
Плывут сквозь сумрак бытия,
И эта малая планета –
Земля воскресшая моя.
1956

Светлана Сырнева
ПРОТИВОСТОЯНИЕ  МАРСА
Над черной пропастью пруда,
над темным лесом и над степью
встает кровавая звезда
во всем своем великолепье.
Она царит, в сердца неся
и восхищенье, и усталость,
и перед ней природа вся
ушла во тьму и тихо сжалась.
И всякий маленький листок
молчал, и птица затаилась.
И каждый тихо изнемог,
еще не зная, что случилось.
Звезда! Ничтожны пред тобой
мои поля, мои дубравы,
когда ты луч бросаешь свой
для развлеченья и забавы.
И подойдя, что ближе нет,
как злобный дух на голос выпи,
ты льешь на нас разящий свет,
который днем из нас же выпит.
И мы молчим из нашей тьмы,
подняв растерянные лица —
затем, что не умеем мы
противостать, оборониться.
Мы тихо сжались, чтоб пришли
разруха, войны и неволи
и обескровленной Земли
сухая судорога боли.
Я не ищу судьбы иной
и не гонюсь за легкой славой:
не отразить мне свет ночной,
насквозь пропитанный отравой.
Но травы, птицы и цветы
меня о будущем просили.
И молча вышли я и ты
навстречу неизвестной силе.
2003

Стихотворение Николая Заболоцкого было опубликовано после Великого противостояния Марса и Земли в 1956 году, в журнале «Новый мир» (№10) (Кстати, в том же году Эльдар Рязанов снимал свою «Карнавальную ночь», где не преминул обыграть космическую тему в знаменитой теперь фразе: «Есть ли жизнь на Марсе?»)
 
В объёмном сборнике произведений поэта издания 1995 года «Огонь, мерцающий в сосуде…» из пяти критиков, чьи отзывы приводятся в книге, только один упоминает этот текст.

Ю.М. Лотман касается проблематики стихотворения лишь в одном, интересующем его особенно, аспекте – опасное противостояние холодной мысли и живой «освобождённой природы».

Рассматривая в своей статье стихотворение Заболоцкого «Прохожий», Лотман касается и «Противостояния Марса», и в связи с его содержанием пишет:

«Поэт понял опасность негибкой, косной, полностью детерминированной мысли, которая таит в себе гораздо меньше возможностей, чем самая грубая и вещная природа. В «Противостоянии Марса» впервые появляется у Заболоцкого мысль об угрозе догмы, застывшей мысли, и «разум» характеризуется без обычной для этого образа положительной эмоциональной окраски:

Дух, полный разума и воли,
Лишённый сердца и души…»

Здесь мы пока прервём рассуждения филолога, обратившись к более близкой нам современности, потому что эти две процитированные учёным строки ярчайшим образом характеризуют состояние мысли некоторых сегодняшних интеллектуалов, о чём свидетельствует, к примеру, статья прозаика и публициста Николая Дорошенко «Навстречу неизвестной силе…», опубликованная на сайтах «Русское воскресение» и «Российский писатель». Не в том смысле, что автор статьи – тот самый интеллектуал, а как раз наоборот: он этим интеллектуалам ставит в вину их холодный разум и злую волю. И в связи с этим в своей статье он несколько саркастически рассуждает:

«…А ведь вроде бы все более или менее образованные люди знают, что русская интеллигенция была выделена из огромного отряда работников умственного труда по той же причине, по которой, например, из разбойников был когда-то выделен Робин Гуд. То есть, даже в условиях жестокосердной феодальной Европы самым беззащитным людям очень хотелось верить в высшие смыслы правды и добра. А беспощадная к правым и виноватым гильотина была изобретена только тогда, когда в роли народных заступников диковатых разбойников сменили интеллектуалы…»


И вот, в этой же статье Николай Дорошенко далее называет «Противостояние Марса» Светланы Сырневой «редким по глубине стихотворением» и заканчивает им свою полемику с «человеконенавистническими» идеями писателя Александра Потёмкина, предлагающего «генетически модифицировать человека».

Кажется, что «дух, полный разума и воли, лишённый сердца и души», увиденный Заболоцким и привлёкший внимание Лотмана как некая «угроза» для живой человеческой мысли, как раз и пленил писателя Потёмкина, мечтающего о том времени, когда «кардинально изменятся традиционные человеческие ценности» (газета «Завтра», №24 2008). И тут остаётся только продолжить строфу поэта о свойствах этого мрачного духа:

…Кто о чужой не страждет боли,
Кому все средства хороши.

А Лотман об этом тексте Заболоцкого размышляет так:

«Не случайно в стихотворении резко меняется обычная для поэта пространственная расстановка понятий: зло перемещается вверх, и это, вместе с отрицательной оценкой разума, делает текст уникальным в творчестве Заболоцкого:

Кровавый Марс из бездны синей
Смотрел внимательно на нас.
И тень сознательности злобной
Кривила смутные черты,
Как будто дух звероподобный
Смотрел на землю с высоты…»

Здесь опять хочется прервать цитату, потому что «дух звероподобный» из эпохи 70-х (когда рассуждал Лотман) возвращает нас в современность, отсылая теперь уже к фантазиям писателя Потёмкина, который, будто в той же «злобной сознательности», говорит дикие для уха живого человека слова, будто по тексту другого стихотворения Заболоцкого (Все тяжко-животное, злобно-живое /Встает и глядит человеку в глаза):

«Разум не связан с общей биомассой, он развивается лишь в узких пределах избранности. Борьба с площадей и улиц, митингов и демонстраций, из парламентов и ассамблей перейдет в кабинеты генетиков. Лишь интеллектуалы будут способны сохранить жизнь завтра, и они станут пользоваться этим всемерно.
...Если человек хочет сохранить себя в будущем, он должен становиться более жёстким.
...Ресурсы заканчиваются, общество идет к полному собственному уничтожению. Уцелеет лишь интеллект, сконцентрированный в разуме. Люди с высоким интеллектом в конце концов продумают, как постепенно избавиться от мешающей развитию разума массы. Увы, это так! Но в этот балласт входят, кстати, и многие так называемые деятели культуры, не способные сказать новое слово.
Что делать? Возвращаться в прошлое невозможно с нынешним семимиллиардным населением. Единственное, что остается, – генетически модифицировать человека, и чем быстрее, тем лучше!
В этом случае кардинально изменятся традиционные человеческие ценности» (газета «Завтра», №24 2008).

Вот на эту чудовищную ахинею как раз и откликается в своей статье Николай Дорошенко стихотворением Светланы Сырневой:

Над черной пропастью пруда,
над темным лесом и над степью
встает кровавая звезда
во всем своем великолепье.
Она царит, в сердца неся
и восхищенье, и усталость,
и перед ней природа вся
ушла во тьму и тихо сжалась.
И всякий маленький листок
молчал, и птица затаилась.
И каждый тихо изнемог,
еще не зная, что случилось.
………………………..
Но травы, птицы и цветы
меня о будущем просили.
И молча вышли я и ты
навстречу неизвестной силе.

«Если Россия выживет, – пишет вслед за этим Николай Дорошенко, – если русский человек сохранит себя, то будущие школьники найдут это стихотворение в своих хрестоматиях и, может быть, содрогнутся пред всем тем, что мы, современники Сырневой, стерпели на своем веку, может быть поймут они, в какой воистину дьявольской тьме мы не сбились с пути и любовь к человеку как к образу и подобию Божьему в сердце своем не выстудили».

После такого явного, прямого попадания в цель нам уже мало дают отвлечённые рассуждения Лотмана:
 «Всем формам неподвижности: материальной (в природе и быту человека), умственной (в его сознании) – противостоит творчество. Творчество освобождает мир от рабства предопределённости и создаёт свободу возможностей, казавшихся невероятными. В этой связи возникает и особое понятие гармонии. Гармония у Заболоцкого – это не идеальные соответствия уже готовых форм, а создание новых лучших соответствий. Поэтому гармония всегда – создание человеческого гения»3 .

Лотман, писавший это в 1970-е годы, разумеется, не мог касаться социального, нравственного звучания произведения. Поэтому толкование его кажется нам несколько отвлечённым, доказывающим его собственную «теорию эволюции» поэтики Заболоцкого. Он рассматривает только оппозицию «верх – низ», «гармония – хаос», показывая, как эволюционирует мысль поэта. Причём настойчивое утверждение, что гармония – дело рук человека, кажется нам сегодня довольно странным, если судить о нём с позиции православной антропологии. Да и современность наша как-то не очень подтверждает такое умозрение. Человек стремительно, казалось бы, развивается вместе с техническим прогрессом, а гармонии окружающему его пространству (созидаемому его же руками, его же дерзновенным «гением») явно недостаёт…

Потому живое, острое звучание стихотворения Николая Заболоцкого открывается нам во всей полноте, может быть, именно сейчас.

Звезда зловещая! Во мраке
Печальных лет моей страны
Ты в небесах чертила знаки
Страданья, крови и войны…

Потому и для Николая Дорошенко стихотворение Светланы Сырневой «Противостояние Марса» прозвучало духовным призывом к современникам «противостать, оборониться»! Призывом к ответному мужественному противостоянию «злобному духу», «неизвестной силе»…
26 июля 2018 года

ПРИМЕЧАНИЯ

3 Лотман Ю.М. «Прохожий» Н.А. Заболоцкого // Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде…»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. – М., «Педагогика-Пресс», 1995.- 944 с. С. 906.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную