Эмма МЕНЬШИКОВА (Липецк)

Звёздный путь генерала Осканова

30 лет назад военный летчик Липецкого авиацентра совершил подвиг, стоивший ему жизни. Невероятными усилиями он увёл свой самолёт, потерявший управление и падающий на посёлок, как можно дальше от домов, не оставив себе шанса на спасение. Погиб сам, чтобы не пострадали люди.

Вряд ли начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС страны, генерал-майор авиации Суламбек Осканов, собираясь 7 февраля 1992 года в тренировочный полет, мог испытывать какое-то особое волнение или предчувствие. Свыше трех тысяч часов (!) провел он в небе, был мастером спорта СССР по высшему пилотажу на реактивных самолетах, заслуженным летчиком-испытателем. Наконец он руководил ведущим центром фронтовой авиации России, что свидетельствует об особом его мастерстве и огромном авторитете его в ВВС. Но в последнем «бою» он оказался на высоте своих и профессиональных, и человеческих, нравственных качеств.

 

Только он не вернулся из боя

О подвиге Осканова написано много книг, опубликованы сотни статей, очерков, воспоминаний. Его самопожертвование называют полётом в вечность, шагом в бессмертие, яркой вспышкой звезды, а самого летчика — рыцарем неба и образцом мужества. Им гордятся на его родине в Ингушетии, им гордится Россия, его помнят сослуживцы и коллеги.

Особенно трепетно относятся к памяти Суламбека Осканова на добринской земле, в небе над которой 7 февраля 92-го произошла катастрофа, чуть не ставшая роковой для жителей поселка Хворостянка.
Это был пятничный вечер, за окном непогодило, как обычно в феврале. Но в домах люди уютно отдыхали после рабочей недели, строили планы на выходные. И, конечно, не слышали гула самолетов высоко в небе.

Им и невдомёк было, что над ними сейчас идет учебный воздушный бой в облаках, что летчики и в сложных метеорологических условиях продолжают нести свою нелегкую службу, отрабатывают навыки защиты воздушного пространства России. И что вот-вот при наведении на воздушную цель в истребителе МиГ-29, который пилотирует начальник Липецкого авиацентра генерал Суламбек Осканов, откажет система управления. И у него останется несколько минут жизни, чтобы, вынырнув из облаков над посёлком на высоте 400 метров, сделать невероятное: при огромных перегрузках развернуть практически неуправляемый и стремительно теряющий высоту самолёт в сторону поля, туда, где нет людей.

Из этого «боя» генерал Осканов не вернулся. Его самолет разбился в 18 часов 21 минуту 7 февраля 1992 года в трех километрах от Хворостянки, у деревни Казельки, где впоследствии установили памятную стелу. Думал ли лётчик о своём спасении? Ведь он мог катапультироваться — как потом показало расследование Государственной комиссии, время и возможность для этого у Осканова были...

 

Мог ли спастись?

Хорошо знавшие Осканова люди — сослуживцы, друзья, земляки, однокурсники, родные — уверены: не мог. Не мог пилот такого ранга и такой внутренней порядочности, человек совести и чести, покинуть самолёт ради своего спасения. Генерал, начальник авиацентра — и вдруг «спрыгнуть» с боевой машины, не попытавшись сберечь её?!

За годы службы он не раз «вытягивал» свой самолёт из нештатных ситуаций. А однажды, уже получив команду катапультироваться, всё же боролся за самолёт буквально до последнего и посадил-таки его, сохранив ценную во многих смыслах военную технику.

Судя по всему, до последнего пытался он вывести из пике свой истребитель и в тот роковой вечер. А потом уже все усилия и мастерство направил на то, чтобы не погибли люди. В этом был весь Осканов: его звезда стремительно падала, грозя сжечь в своём огне тех самых ближних, которых так часто нам не удается любить больше себя, а у него — получилось.

Наверное, есть в этом какая-то таинственная предопределённость. Один из друзей Осканова в своих воспоминаниях отмечал, что Суламбеку особенно нравились ночные полёты. «Полёт в ночном небе, — говорил Осканов, — это чарующая картина любования Вселенной. Именно там понимаешь, что есть вечность и божественный мир».
А ведь в эту вечность, словно в своё призвание, вглядывался будущий лётчик ещё с малых лет, мечтая когда-нибудь взмыть в небо к самым звёздам. Казалось бы, где ингушский паренек из многодетной крестьянской семьи, пережившей много испытаний и бедствий, — и где звёзды? Однако без такой мечты лётчиками вряд ли становятся...

 

Своя высота

Суланбек Осканов родился 8 января 1943 года в селе Плиево Назрановского района тогда Чечено-Ингушской АССР, ныне Ингушетия. Отец его воевал на фронте, защищал Сталинград в Великую Отечественную войну. А в 44-м, едва Суламбеку исполнился год, семью депортировали в Казахстан. Сказать, что было трудно, ничего не сказать. Суламбек был третьим ребёнком у своих родителей, но младшим оставался недолго: семья росла, и отец, по воспоминаниям Суламбека, много трудился, чтобы обеспечить детей и жену хлебом насущным.

Только в конце 50-х Оскановы вернулись в родные места. В сложных, порой драматических условиях родители вырастили и воспитали достойными людьми всех своих десятерых (!) детей: у Суламбека было двое братьев и семь сестёр. Его маму наградили орденом «Мать-героиня» с золотой звездой посередине. И кто же тогда знал, что свою звезду заслужит и один из её сыновей, но какой же дорогой ценой она достанется ему и его родным.

Но это будет потом. А маленький Суламбек часто лежал на стогу сена и смотрел в ночное небо, завороженный сиянием других, небесных звезд. Они манили его своим мерцанием, но между ними и мальчиком была такая пропасть, что одолеть её, казалось, невозможно. Однако Суламбек при всей своей романтичности, мечтательности, по натуре был борцом. Медленно, но верно он шёл к своей высоте, однажды и уведшей его в «божественный мир» Вселенной...  

 

Дорога в небо

Семилетку Суламбек окончил уже в отчем селе Плиево и поступил в ПТУ в Грозном. Казалось бы, далеко до мечты. Но одновременно паренёк учится в вечерней школе, а с отличием завершив обучение и устроившись на работу слесарем-монтажником (уже ближе к небу!) на завод, начинает заниматься в грозненском аэроклубе.

Его желание стать лётчиком крепло и обретало реальную перспективу. Серьезно подготовившись, он поступает в легендарное Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, где вскоре становится образцовым курсантом и примером для подражания. Впрочем, он всегда всё делал на отлично: учился, летал, любил...

Может быть, поэтому его жизнь и карьера складывались так успешно. После окончания училища в 1966 году лейтенант Суламбек Осканов служил там лётчиком-инструктором, стал мастером спорта СССР по пилотажу на Л-29 (из первого поколения реактивных учебно-тренировочных самолётов). А уже в 26 лет был назначен заместителем командира учебной авиационной эскадрильи.

В 1970-м старший лейтенант Осканов поступил на лётный факультет Краснознаменной  Военно-политической академии имени В. И. Ленина, в 74-м стал  заместителем командира истребительно-авиационного полка Группы советских войск в Германии. А по возвращении назначен старшим летчиком-инспектором Службы безопасности полетов Военно-Воздушных сил СССР.  Казалось бы, чего ещё желать? Москва, высокая должность, жильё, стабильность и приличное содержание для семьи. Предел мечтаний, но не для Осканова.

Он пишет рапорт о переводе в боевую часть. И с 1984-го по 86-ой служит заместителем командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск в Венгрии. Много летает, по-прежнему рвётся в небо. А в 1987-м приезжает в Липецк, на должность заместителя начальника Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава ВВС СССР.

Как и мечтал, он стал настоящим асом,  лётчиком-снайпером, военным летчиком 1-го класса. Освоил десять типов самолетов. Участвовал во многих лётных экспериментах. И в небе чувствовал себя как в своей стихии, где до звёзд, можно сказать, рукой подать. Да и земной путь его был отмечен высокими по человеческим меркам звёздами: их прибывало на погонах, они росли и сверкали по мере присвоения ему очередных воинских званий, они мерцали с наград за безупречную и доблестную службу, среди которых был и Орден Красной Звезды.

Но звёздная болезнь не поразила Осканова. Он уважителен к людям, прост и доступен в общении, участлив и готов прийти на помощь, оставаясь при этом бесстрашным и мужественным летчиком, тебовательным и жёстким командиром, патриотом и защитником своей Родины, как бы громко сегодня это ни звучало.

 

Сергей Сергеевич

В 1989 году Осканову присвоили звание генерал-майора авиации и назначили начальником Липецкого авиацентра. В 46 лет боевой лётчик в сложнейшие для страны времена становится во главе крупного воинского формирования фронтовой авиации. И не изменяет своей воинской присяге до конца. Хотя ему поступали предложения уйти из армии и занять достаточно высокие, престижные государственные посты.

Более того, он продолжает учиться: в 1991-м заочно окончил Военную академию Генерального штаба ВС СССР, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук. Но главная его забота на этом витке истории — авиацентр. Именно от Осканова тогда зависела судьба соединения, горячих голов было много, могли и потрафить заокеанским «партнёрам», прикрыв легендарный авиацентр с вековой историей, уникальными кадрами и огромным потенциалом.

Сегодня признаётся, что Суламбек Осканов не только сохранил авиацентр, но и даже упрочил его положение. Стал инициатором проведения в областном центре авиационных праздников, возведения в Липецке мемориального комплекса лётчикам, погибшим в мирное время при выполнении полётных заданий. Помог сохранить клуб «Юных авиаторов» в Липецке.

При этом все уже тридцать лет вспоминают о нём как о человеке очень скромном, мягком, обходительном. А вот лётчик-снайпер и учёный Николай Нешто, который работал с Оскановым, когда они оба ещё были в ранге заместителей начальника авиацентра, рассказывает, что сдержанность и скромность Сергея Сергеевича — как называли генерала сослуживцы, —  не мешали ему удивительно быстро сходиться с людьми, вызывать у них доверие. Его ценили за справедливость, честность, нестяжание, порядочность в личном плане — не требовал себе особых привилегий, жил в обычной гарнизонной квартире, не «тянул одеяло на себя», обожал свою семью.

А ещё был великолепным летчиком, очень любил свой самолет МиГ-29, одним из первых осваивал его и готов был в любом тренировочном воздушном бою доказывать его достоинства и превосходства. К сожалению, поломки случаются и в надёжных машинах. Впоследствии те узлы, которые оказались «виноваты» в катастрофе, случившейся 7 февраля, были усовершенствованы, изменены, и самолёт исправно несет свою службу. Нет только Осканова, который умел быть твёрдым и последовательным, не сломался, остался верен человеку в себе.

Об авторитете Осканова и его даре пробуждать в людях совесть поразительный случай рассказывает полковник запаса ФСБ, генерал-майор милиции в отставке Юрий Самофалов. Вкратце, история такова: в 1990 году особый отдел КГБ СССР по Липецкому авиацентру предотвратил хищение оружия, были задержаны трое потенциальных участников этой несостоявшейся «операции». Все они оказались жителями Чечено-Ингушской АССП. Для беседы с ними был привлечён начальник Липецкого авиацентра Суламбек Осканов, уроженец Чечено-Ингушской АССР, хорошо знавший вайнахские традиции и языки, обладающий непререкаемым авторитетом в среде чеченцев и ингушей.
«За свою службу я много видел профилактических бесед, сам провёл не один десяток, но это было нечто, — вспоминал позже Самофалов. —  Генерал Осканов говорил сразу на трёх языках: на чеченском, русском, а когда не хватало подходящих слов, переходил на родной ингушский. В итоге он их так подавил морально, что двое из троих плакали, что для взрослых чеченцев мягко говоря нехарактерно...» В итоге парни были отправлены по месту жительства, где уже и решалась их дальнейшая судьба...

 

Навсегда Первый

7 февраля 1992 года ингуш Осканов пожертвовал собой ради жителей русского поселка Хворостянка Добринского района Липецкой области. Конечно, он не думал, что совершает подвиг. Наверняка в какую-то секунду вспомнил любимую жену Раису, сыновей Руслана и Амира, которому было тогда всего шесть лет, дочь Резеду. Может быть, успел мысленно попрощаться с матерью, которая тогда была ещё жива, и подумать о встрече с отцом «там, за облаками...» Вспыхнув яркой звездой и сгорев во имя жизни людей, он навсегда остался в их памяти. Для кого-то единственным и незаменимым, а для истории — Первым.
Ушёл на стыке двух эпох, когда в России ещё не было своей награды за жертвенный подвиг. Её учредили в честь Осканова и других выдающихся россиян, для которых долг, честь и совесть — неразменные ни на что чувства.

Ему было присвоено звание Героя России первым указом, открывшим счёт отважных её сынов, удостоенных Золотой Звезды Героя РФ. Его и считают первым Героем России, хотя в удостоверении на награду стоит №2: первый вручили космонавту Сергею Крикалёву.

Так получилось, что когда Осканов совершил свой подвиг, Крикалёв был в космосе, вернулся на Землю в марте.  Указ о награждении был подписан в апреле. Ну а поскольку Осканов не вернулся, удостоверение под номером один выдали Крикалёву. Но что значит номер, когда подвиг Осканова был не просто первым в истории России, обретшей новый государственный статус, но и посмертным. 

Для ингушей он стал ещё и первым из их народа генералом авиации, первым летчиком такого высокого класса, первым и несомненным их Героем.

А в Липецком авиацентре у командира, генерала Осканова был позывной «01-ый», «первым» и называли его сослуживцы. Первым и останется он теперь навсегда.

 

Послесловие. 

Похоронен Суламбек Осканов в родном селе Плиево. Его именем в России названы улицы, школы, музеи, клубы, спортивные турниры, главный аэропорт Ингушетии и два самолета. Ему установлены памятники, в том числе в Липецкой области, где ежегодно проходят памятные митинги и встречи в честь Героя России.

В ознаменование 30-летия подвига Суламбека Осканова 5-7 февраля прошли дни активности, организованные Клубом радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при участии членов регионального отделения Союза радиолюбителей России по Липецкой области и радиолюбителей республик Северного Кавказа. Его имя звучало на всех коротковолновых диапазонах, а участники акции, выполнившие её условия, награждены дипломом «Миг генерала Осканова», специально разработанным по инициативе ветерана ФСБ подполковника Андрея Исоченко.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную