Предлагая вниманию читателей опубликованную на сайте "Парламентской газеты" статью, я бы хотел обратить внимание на главную проблему, обозначенную в ней не прямо, а что называется, à propos.
Вот мнение ректора Литературного института и заодно писателя Алексея Варламова относительно того, что "заведовать литературным процессов в стране" теперь поручено Минцифре - такому же непрофильному по отношению к литературе ведомству, как и Роспечать:
«Пусть хоть цифра, хоть вопросительные и восклицательные знаки заведуют литературой — не в этом дело. Главное, чтобы уделялось достаточно внимания этой сфере. Если будет сохранена прежняя команда, если не будет уменьшено финансирование, а желательно увеличено, то всё будет хорошо».
А поскольку "прежняя команда", это Роспечать, которая за всю постсоветскую историю на русскую литературу не выделила ни копейки и при этом обильно финансировала только таких, как Алексей Варламов, писателей из её либеральной тусовки, то и главная проблема даже не в том, какое ведомство будет курировать литературу, а в том, что деятели типа Варламова, властью назначенные и властью же вскормленные как самые значительные писатели, вполне довольны тем, что ничего не изменится и "все будет хорошо".
И это вовсе не значит, что писатели настоящие, не в медийных пробирках и не властью на бюджетные средства изготовленные, не пытаются о своем существовании заявлять. Просто на заявления подобного рода от Союза писателей России "прежняя команда" отвечала с самой откровенной циничностью:
«Как вам известно, Конституцией Российской Федерации (статья 44), действующим законодательством, в нашей стране гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, независимость творческих организаций, в связи с чем было бы странным видеть Союз писателей России в чьем-либо подчинении — будь то «Роспечать» или Минкультуры России. Считаем, что такая постановка вопроса дискредитирует «единственную Всероссийскую писательскую организацию».
Нам представляется логичным и очевидным, что родным причалом для писателей является Родина, а не государственные органы, а источником вдохновения — талант и творческий взгляд на жизнь, а не гранты… В связи с вышеизложенным, не видим оснований и возможностей для передачи функций «Роспечати» в части, касающейся Союза писателей России, в Минкультуры России. (Из письма руководителя «Роспечати» М. Сеславинского председателю Союза писателей России Н. Иванову от 24 декабря 2019 года.)
В статье "Парламетской газеты" также сообщается, что "В структуре Минцифры уже есть отдел поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения. Он же распределяет субсидии на издание социально значимой литературы. Этой же логике отвечает объединение союзов писателей и издателей в единую ассоциацию в декабре прошлого года. «Смысл её существования — поддержка литературы и литераторов», — сказано в манифесте ассоциации. Мастера слова и издатели решили сообща отстаивать интересы и права литераторов, делать их труд популярным и востребованным".
Но одно дело наполнять манифесты должными в них быть словами, иное дело - слова подтверждать делами. А, например, у возглавляющего Ассоциацию писателя Сергея Шаргунова в реальном рабочем активе все те же Варламовы, у которых и без манифестов "все будет хорошо". По крайней мере, я тоже в каких-то списках актива Ассоциации от Союза писателей России значусь, но пока ни разу на её рабочие заседания не был приглашен.
И надо ли удивляться тому, что наиболее по-писательски нынешнюю проблему литературы изложила не писатель, а актриса Елена Драпеко, являющаяся первый зампредседателя Комитета по культуре Госдумы VII созыва:
«Издательство — это промышленная деятельность, а литература — это творчество, отдельный вид искусства. Произведение может быть напечатано на бумаге, опубликовано в Интернете, да хоть на телячьей коже нацарапано — это не важно, это лишь форма фиксации, а вот содержание — это искусство».
Автор статьи в "Парламентской газете" Марина Третьякова дает следующее объяснение тому, что литература у нас курируется непрофильным ведомством:
"Такой подход сложился в советское время. Если в 1950-е годы Министерство культуры СССР, как следовало из положения о нём, ещё ведало «всеми видами искусства», то в 1969 году появилось новое положение, где литература уже не упоминалась: министерство отвечало за развитие «театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного, эстрадного, циркового искусства и культурно-просветительной работой в стране». О мастерах слова в те годы заботился Союз писателей СССР, которого нынче нет. Так литература осталась сиротой".
Да, по факту так оно и есть, в СССР Министерство культуры литературу не курировало. Но это только потому, что значительная часть прибыли от продажи книг в тогдашней "самой читающей" стране уходила в распоряжение Союза писателей СССР, и писатели через свою систему рецензирования рукописей решали, что книжного рынка достойно, а что недостойно. Независимость от власти писательский Союз не мог проявлять только по отношению к произведениям откровенно антисоветским или покушающимся на традиционную мораль.
Николай ДОРОШЕНКО
Марина ТРЕТЬЯКОВА, корреспондент "Парламентской газеты"
Минцифры получило новые полномочия: теперь оно будет заведовать литературным процессом в стране — определять политику и оказывать государственные услуги в этой сфере. Это следует из опубликованного постановления Правительства. Опрошенные газетой эксперты не видят в этом ничего странного и надеются, что сокращения финансирования литературы не случится. Ну а сами творцы мечтают получить наконец законный юридический статус — по их словам, профессии «писатель» в России просто нет! Всё дело в книге «Пусть хоть цифра, хоть вопросительные и восклицательные знаки заведуют литературой — не в этом дело. Главное, чтобы уделялось достаточно внимания этой сфере. Если будет сохранена прежняя команда, если не будет уменьшено финансирование, а желательно увеличено, то всё будет хорошо», — уверен он. В структуре Минцифры уже есть отдел поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения. Он же распределяет субсидии на издание социально значимой литературы. Этой же логике отвечает объединение союзов писателей и издателей в единую ассоциацию в декабре прошлого года. «Смысл её существования — поддержка литературы и литераторов», — сказано в манифесте ассоциации. Мастера слова и издатели решили сообща отстаивать интересы и права литераторов, делать их труд популярным и востребованным. Культуре оставили зрелища В структуре Минкультуры есть Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества, но он состоит из музыкального, театрального и циркового отделов. Подразделений, связанных с литературой, в структуре ведомства вообще нет. Такой подход сложился в советское время. Если в 1950-е годы Министерство культуры СССР, как следовало из положения о нём, ещё ведало «всеми видами искусства», то в 1969 году появилось новое положение, где литература уже не упоминалась: министерство отвечало за развитие «театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного, эстрадного, циркового искусства и культурно-просветительной работой в стране». О мастерах слова в те годы заботился Союз писателей СССР, которого нынче нет. Так литература осталась сиротой. Самих писателей мало заботит, какое именно ведомство будет заботиться о поддержке их ремесла. Есть более серьёзная проблема: их профессии в принципе не существует — в юридическом смысле, разумеется, сказал «Парламентской газете» прозаик, поэт и драматург, лауреат премии «НацБест» Сергей Носов. «Есть профессия композитора, художника, артиста, а писателя — нет. Я написал 20 книг, а как писатель я не существую», — посетовал он. Без юридического статуса мастера слова лишены всякой социальной защиты, например, не могут подтвердить трудовой стаж и получать пенсию за свой вклад в литературу. Сергей Носов надеется, что Минцифры, получив новые полномочия, позаботится об этом. Он добавил, что книгоиздание тоже находится в сложной ситуации, и это затрагивает и авторов. «Самые большие проблемы — с распространением книг. Кроме того, в магазинах книги по ценам, значительно превышающим выпускную цену издательства. А ещё писатель не имеет процента с продаж», — отметил он. Вначале всё же было Слово «Издательство — это промышленная деятельность, а литература — это творчество, отдельный вид искусства. Произведение может быть напечатано на бумаге, опубликовано в Интернете, да хоть на телячьей коже нацарапано — это не важно, это лишь форма фиксации, а вот содержание — это искусство», — сказала она «Парламентской газете». Время покажет, справедливы ли опасения, и что даст поддержка писателей через издателей — деньги придут к тем, чьи произведения хорошо продаются, или к тем, кто продолжает создавать великую русскую литературу. |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||