Елена СВИТНЕВА
"Закон Ливанова" о ликвидации вузов: провинция погружается во мрак

Министерство образования готовит список вузов, которым грозит реорганизация или даже полная ликвидация к марту 2013 года. В течение ближайших трех лет министерство намерено сократить количество государственных высших учебных заведений на 20%, а их филиалов — на 30%. Что это: повышение качества образования за счет уменьшения количества вузов – либо палки в колеса высшего образования? На вопросы корреспондента Накануне.RU ответил эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.

Вопрос: Насколько оправданы действия министерства, направленные на объединения и ликвидацию вузов?

эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев|Фото: pravmir.ruОлег Сергеев: Я думаю, что все эти штучки с объединениями, с закрытиями не имеют никакого отношения к качеству образования. Ведущие ректоры говорят, что если вы объединяете хорошие вузы с плохими, то образование становится ближе к "плохим". 

То, что пытается делать Ливанов - это и Фурсенко тоже пытался - сокращать. У нас есть масса вузов, имеющих и лицензию, и аккредитацию, но это вузы фантомные, и с этими вузами Министерство образования справиться не сможет, оно справится только с государственными вузами, с которыми можно так обращаться – издать приказ, закрыть. А вот с вузами негосударственными, но имеющими государственную аккредитацию, с ними, как правило, ничего не сделаешь, это неподъемная сила. Так что все это "объединение" будет проводиться за счет государственных вузов, прежде всего региональных, которые являются культурными центрами в провинции. Провинция погружается во мрак.

Вопрос: Какой образ создает Ливанову его политика, можно ли его назвать "человеком на своем месте", который проводит  правильные реформы или это все видимость реформаторства, а на самом деле - разрушение сложившейся системы?

Олег Сергеев: Реальных сил и проекта нет, мы считаем, что это сотрясение воздуха. Эти меры ведутся за счет административной активности, министр ничего не может, он даже не представляет себе, что такое образование, но хочет сформировать образ активного чиновника, но эта активность – просто бег на месте. Мы объединяем-разъединяем, в свое время объединили министерства – теперь не знаем, как их разъединить. То же самое и с высшим образованием, то есть мы не знаем, что делать. Пока нет общего проекта, все эти демонстрации намерений - они ровным счетом ни о чем не говорят.

Вопрос: То есть, дело в проекте? 

Олег Сергеев: В свое время Владимир Ильич Ленин создал мощнейший проект, это был ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России, – прим. Накануне.RU), по этому проекту немцы создали свою систему, американцы сделали DARPA (агентство передовых оборонных исследовательских проектов при Министерства обороны США, – прим. Накануне.RU). Сейчас и Путин, и Медведев, и Рогозин говорят о необходимости DARPA, так идея и родилась у нас, а американцы пошли дальше! У них проект равнозначен и в образовании, и в науке. Сейчас у нас хотят уменьшить количество вузов, а американцы же, наоборот, в рамках проекта увеличивают и количество вузов, и количество школ, и количество учителей, а у нас все идет с точностью до наоборот. Результата здесь никакого не будет, кроме отрицательного.

Вопрос: Если сопоставить новую инициативу с законопроектами об отмене "бесплатного" образования в вузах и вводе автономности для школ – наблюдается ли грустная тенденция по сокращению доступного образования?

Олег Сергеев: У нас совершенно дикие стимулы, сама идея образовательной услуги - абсурдна. Ну, нельзя функцию государства возлагать на "услугу". Весь ученый мир вообще смеется: что вы, говорят, ребята, крыша у вас совсем поехала? У нас чиновники от образования даже не представляют себе, чем занимаются. Ливанов - просто человек из другого мира. Напоминает мне эпизод из истории: Наполеон, он к ученым вообще относился с очень большим уважением,  назначил министром внутренних дел Лапласа, ну вы знаете, он занимался математическим анализом, высшей математикой. И вот через некоторое время он его снял с формулировкой "за использование в политике бесконечно малых величин". Сейчас Наполеон мог бы снять и Ливанова, и Фурсенко за использование в политике теории физики твердого тела (Ливанов - доктор физико-математических наук по специальности "физика твердого тела", - прим. Накануне.RU). Они оба специалисты в очень важной области, но не в сфере образования. Полупроводники, кристаллизация – это все очень хорошо, но далеко от реальности. Этот человек, Ливанов, даже не представляет себе основных законов психологии познания, он не открывал не то что учебник, а даже словарь, чтобы посмотреть, что там такое есть.

Вопрос: Это у Вас сложилось такое мнение?

Олег Сергеев : Нет, это он сам сказал. Года полтора назад я имел с ним приватный разговор. Я ему привел пример, есть такая теория "Поэтапное формирование умственных действий", этот закон наш, советский, ему 50 лет, он реализуется, великие ученые за ним стоят. "А я такой теории не знаю", - сказал Ливанов. Ну, если он не знает теории, на которой основано познание – о чем дальше-то с ним говорить?

Вопрос: Как Вы считаете, можно ли расценить данную реформу как попытку централизации образования, проводимую для более детального контроля над вузами со стороны государства?

Олег Сергеев: Вузы нуждаются не в контроле государства, они нуждаются в самостоятельности. Наука, образование – они, прежде всего, связаны с самостоятельностью познания, принятия решений, всегда на этом основывалась вся система образования. Союз ректоров России высказался об этом законе очень резко - сам закон останавливает все развитие образования, и я с ними согласен.

http://clck.ru/27k0x


Комментариев:

Вернуться на главную