Ирина МИШИНА

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Закрытие сельских школ превращается в вопрос национальной безопасности страны

фото: Владимиир Смирнов/ТАСС

Система сельских школ однажды уже стояла на грани полного исчезновения, когда в 70-х годах советское партийное руководство объявило войну «неперспективным» деревням. Сейчас, судя по всему, идёт очередная волна.

По данным Росстата, число сельских школ за минувшие шесть лет сократилось на четверть. На этом фоне Росстат сообщает: в России уже сегодня насчитывается 2 млн безграмотных людей. Учитывая, что жители сёл составляют почти четверть населения страны, проблема закрытия сельских школ становится особенно острой.

Процесс закрытия сельских школ начался несколько лет назад по инициативе Министерства образования. Там решили: если в школе учатся всего пять-семь ребят, им невозможно дать достойное образование. В принципе аргумент этот кажется резонным. Однако на деле это далеко не факт – в реальности малочисленность классов может дать прямо противоположные результаты. Так, студент факультета журналистики МГУ Максим Еремеев приехал из деревни Озерки. В школе, которую он окончил, вместе с ним учились всего семь человек. На протяжении всей учёбы у Максима не было ни одной четвёрки. Почему? Дело в том, что в малокомплектном классе обучение было практически индивидуальным. «Весь 11-й класс учителя меня натаскивали, поэтому поступление в МГУ не стало какой-то непосильной задачей», – рассказывает Максим.

Впрочем, минус учёбы в маленькой сельской школе он всё же ощутил. Хотя школу юноша окончил на одни пятёрки, золотую медаль ему в деревню так и не привезли – далеко.

В школу – с портфелем и топором

Не хочу проводить пресловутую параллель с Ломоносовым, но мотивация деревенских и сельских ребятишек зачастую просто поражает. Многих потряс в Интернете ролик, снятый на мобильный телефон в Башкирии. На нём видно: дети едут в школу на лыжах через лес с топорами в руках. Как выяснилось, из-за закрытия школы дети вынуждены ходить учиться в соседнее село, вооружившись топорами на случай нападения волков. Сейчас прокуратура района проверяет исполнение законодательства об образовании и законность обучения детей в соседней школе. Также в ходе проверки будет дана оценка действиям должностных лиц органов местного самоуправления по организации безопасной перевозки подростков к месту учёбы и обратно. Хотя «перевозка» на лыжах – это, согласитесь, новое слово в обеспечении школьников транспортом.

Ранее, в 2003 году, страну потрясла история, произошедшая в подмосковном селе Никульском. Там было решено сохранить школу ради единственной ученицы – семилетней Наташи Шуваловой. Школу не раз хотели снести, но жители села смогли отстоять её право на существование. Правда, удалось это им ненадолго, всего на год. Затем Наташа тяжело заболела, и её пришлось перевезти поближе к врачам. После этого школу закрыли, хотя в селе было на то время как минимум восемь детей школьного возраста. Им предложили ездить в другую школу, расположенную в 14 километрах от дома. Из-за этого ребята просыпались в 5 утра, в полшестого уже стояли на остановке. О том, чтобы выспаться, в таких условиях речь, понятно, не шла.

Здесь ещё надо учитывать, что дороги на селе – история особая. В некоторых случаях их просто нет. То есть проехать можно, только лишь когда сухо и не идут дожди или снег – летом, ранней осенью и поздней весной. Хотя дети учатся и в другое время. «По дорогам в отдалённых регионах страшно ездить не то что зимой – даже после маленького дождя, – рассказывают на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ. – Весной и осенью эти дороги превращаются в болото. Ездить по таким дорогам без потерь могут только танки». Неудивительно, что родители учеников сельских школ порой начинают задумываться, не стоит ли, словно при царе Горохе, начать обучать детей самостоятельно. Так, в посёлке Краснолесье Калининградской области в прошлом году взбунтовавшиеся взрослые вообще решили не переводить детей – а их 63 человека – в новую школу, расположенную от их посёлка в десятке километров.

Школы – вне закона?

При этом мало кто знает, что закрытие школы на селе – сложный и долгий процесс, если подойти к нему с точки зрения закона. Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» ликвидация так называемой малокомплектной школы допускается только с согласия схода жителей села. Но соблюдается это правило не везде и не всегда. К примеру, за последние годы в Псковской области было уничтожено более 100 малокомплектных школ. Причём сделали это невзирая на протесты родителей и общественности. На селе убеждены: всё это – следствие финансовой политики областной администрации. Хотя чиновники наверняка знают: согласно закону «Об образовании в РФ» нормативы финансирования малокомплектных сельских школ не должны зависеть от количества учащихся.

Нам удалось достать эксклюзивный документ – стенограмму обсуждения депутатами Госдумы вопроса о внесении изменений в статью 22 федерального закона «Об образовании в РФ». Заседание началось со слов: «Решение о реформировании или ликвидации общеобразовательных учебных заведений в сельском поселении без согласия жителей не допускается, ибо нет школы – нет села». Депутат Госдумы Владимир Поздняков привёл пугающую статистику: «Настало время укрупнения, объединения, реформирования средних общеобразовательных учебных заведений, а фактически их ликвидации. Создаются интернаты в крупных населённых пунктах за 100, 200, 300 километров в округе, собирают школьников из обезлюдевших деревень, и дети фактически лишаются семьи».

По словам депутата Олега Смолина, начиная с 1991 года в стране было ликвидировано 25,5 тыс. школ… «Проблема в том, что детей в последние годы становится больше, а сельские школы продолжают закрывать», – констатировал депутат. В связи с этим можно говорить, что проблема закрытия сельских школ уже вышла за рамки образовательной сферы. Огромные пустующие обезлюдевшие территории – это уже из сферы национальной безопасности.

Владимир Поздняков, депутат Госдумы:

– У меня имеются статистические данные за 2000–2015 годы. В связи с закрытием сельских школ численность населения в Амурской области сократилась за этот период на 130 тыс. человек. Сокращается численность сельского населения, численность населения трудоспособного возраста. Сокращается число детей от 0 до 18 лет. Происходит это потому, что сокращается число общеобразовательных учебных заведений и обучающихся в них. Количество получивших аттестаты зрелости снизилось за 15 лет в 2 раза, количество учителей – в 3 раза. Происходит обезлюдение территорий Амурской области. Такое положение дел – по всей Сибири и Дальнему Востоку. А на освободившиеся земли уже с вожделением поглядывают наши соседи…

https://clck.ru/AwEFo

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную