Чему учат в школе: уберут ли Солженицына из программы обучения?

Произведение Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" предложили убрать из школьной программы по литературе под предлогом, что оно "не прошло проверку временем", по крайней мере, с таким заявлением выступил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Вместо Солженицына пусть школьники вновь изучают "Молодую гвардию" Александра Фадеева и "Горячий снег" Юрия Бондарева. Что ж, предложение шикарное, хоть и несвоевременное — на Солженицыне и подобной литературе уже было воспитано не одно поколение. Хотя и тут власти поспешили давать "заднюю", мол, не одному человеку принимать такие исторические решения. Впрочем, по всей видимости, как раз таки одному, только не Вяткину. Подробности — в материале Накануне.RU.

Школьную программу по литературе, действительно, собираются пересмотреть в этом году, уже и ранее чиновники покушались на подобное, но вот исключить из списков обязательной литературе хотели "Войну и мир" Льва Толстого, "Преступление и наказание" Федора Достоевского, так как произведения титанов мировой классики якобы оказываются сложны для понимания современными детьми. Впрочем, дальше громких заявлений дело не шло.

Но здесь дело другое, политическая повестка сильно изменилась, а значит, курс диктует совсем другие правила — нужно больше патриотизма. Конечно, смысла исключать Солженицына из школьной программы больше, чем Толстого, но депутат Ольга Казакова остудила пыл, она опровергла исключение "Архипелага ГУЛАГа" из школьной программы, хотя с таким предложением выступил заместитель руководителя фракции "Единой России" в Госдуме Дмитрий Вяткин, по его мнению, произведение о репрессиях в СССР не соответствует фактам.

"Как показал исторический анализ "Архипелага ГУЛАГа", многие факты Александром Исаевичем были "высосаны из пальца", придуманы. Историки проверяли все факты", — сказал Вяткин.

"Раньше-то непонятно было, что если вы будете воспитывать подрастающее поколение на литературном власовце, то вы обязательно воспитаете "власовцев"? Вот они побежали во время мобилизации из страны", — комментирует инициативу историк Евгений Спицын.

Наиболее примечательным воспоминанием о Солженицыне в наше время можно назвать его выступление в США, хотя потом он пытался от него откреститься и говорил, что слова вырваны из контекста. Слов все же из песни не выкинуть, писатель пытался вразумить американцев и выступал против ядерного разоружения:

"Было время, когда Советский Союз не шёл ни в какое сравнение с вами по атомному вооружению. Потом сравнялся, сравнялся. Потом, сейчас уже все признают, что начинает превосходить. Ну, может быть, сейчас коэффициент больше единицы. А потом будет два к одному. А потом три к одному. А потом пять к одному. <…> …при таком превосходстве в ядерном оружии можно будет ваше оружие остановить! И в одно несчастное утро открыто объявят: внимание, мы отправляем войска в Европу. А если вы пошевельнетесь, мы вас уничтожим".

А в его романе, который, вроде бы, хотят изъять из школьной программы, есть такая цитата: "Подождите, гады! Будет на вас Трумен! Бросят вам атомную бомбу на голову!" И надзиратели трусливо молчали. Ощутимо и для них рос наш напор и, как мы ощущали, наша правда. И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами. Мы были в том предельном состоянии, когда нечего терять".

Но исключение произведений из списка программы школьной литературы — сложный и долгий процесс, хотя уже принят закон, который будет регулировать его. История и литература под особым прицелом, и понятно почему — воспитательный характер этих дисциплин сложно отрицать, хотя долгие годы у нас вычищали все, что способствует созданию какой-либо идеологии, кроме идеологии индивидуального потребления. Не только школьное образование воспитывает "индивидуалиста", чьи потребности всегда стоят выше государственных, вся либеральная система заточена именно на такого гражданина — тут и экономика, и политика.

Откуда же тогда такое рвение у правящей партии вернуть советскую классику? По мнению политолога Павла Салина, власть и государственная машина оказалась сейчас в двойственной и в чем-то даже "шизофренической" ситуации: та политика, которую проводит власть, особенно в последний год, исходит из приоритета интересов государства над интересами отдельной личности. А поскольку власть сейчас занята решением чисто политических проблем, то для того, чтобы распространить этот подход на остальные сферы, у нее просто не хватает ресурсов. И те функционеры, которые хотят продемонстрировать свою нужность власти, продемонстрировать свою лояльность политическому курсу, пытаются выступать с инициативами, которые эту политическую доминанту распространяют на другие сферы.

"В чем смысл "Архипелага ГУЛАГа" — в том, как государственная машина, исходя из, неважно, правильно или неправильно, приоритета своих интересов, ломает судьбы отдельных людей. А те произведения, которые рекомендуются, там на первый план выходит идея служения государству", — говорит Павел Салин.

Историк Евгений Спицын задается коренным вопросом — как вообще такое произведение, как "Архипелаг ГУЛАГ", попало в школьную программу? Неужели только сейчас узнали в Госдуме, что это книга — "сборник баек и фэнтези", а факты высосаны из пальца, когда десятилетиями на это пытались обратить внимание историки? Здесь, по мнению эксперта, не обошлось без личных связей — жена Солженицына стала "профессиональной вдовой", общалась с президентом и продавливала идею о том, что книги ее мужа надо изучать в школе, без указаний сверху этого бы никогда не случилось, поэтому и ожидать, что "Архипелаг ГУЛАГ" уберут без отмашки на самом сверху, глупо.

"Я уж не говорю про содержательную часть, там с литературной точки зрения все очень плохо, это не классическая литература, которая воспитывает вкус, там такие вычурные глагольные формы, выдуманные ни к селу, ни к городу, что называется. Но это лучшее средство от бессонницы. Бедные дети, которым приходится это читать, каторга, а ведь они еще никаких преступлений не совершили, а их так называют — "Архипелагом ГУЛАГ". Это "профессиональная вдовушка" должна выплачивать детям и их родителям компенсацию за тяжелые условия учебы", — говорит Спицын.

Но и что касается возможных нововведений в список обязательной литературы, таких как "Молодая гвардия" или "Горячий снег", а также других — тут вопросов больше, чем ответов. Действительно, 30 лет подобную литературу целенаправленно вычищали, а теперь спохватились, где у нас Твардовский, где у нас Фадеев?

"Давайте возьмем "Как закалялась сталь" Островского — там есть знаменитый монолог главного героя, который мы все учили наизусть в школе, про бесцельно прожитые годы: "Чтобы не жег позор за бесцельно прожитые годы, и чтобы, умирая, ты мог сказать, что вся жизнь и все силы отданы борьбе за освобождение рабочего класса". Это дети тоже будут учить в капиталистической школе или как?"

Политолог Павел Салин считает, что те из публичных лиц, кто пытаются показать свою лояльность, действуют на чисто политическом поприще, где конкуренция "выше крыши", и с лоялистскими заявлениями теперь выступают все, кто ни попадя. А тема образования — непаханое поле, и ясно, что изменения как-то затронут школу.

"Что будет в школьной программе, покажет время, причем ближайшее — изменение политического курса, о котором мы говорили, пока носит верхушечный характер, будет школьная программа меняться так же, как будет меняться российская политическая система", — говорит Павел Салин.

В последнее время российская "имперская" идеология старалась смешивать "красное и белое": советский период уже не так активно критикуется, а даже в чем-то ставится в пример, в то же время РПЦ начинает играть все большую роль в построении идеологии — здесь и культ Романовых, неизменно открываются исторические центры, посвященные князьям и царям давних эпох — Александру Невскому или Петру I. Здесь прогнозы политолога не слишком утешительные, отходить от микса вряд ли решатся, но в какую сторону повернет образование, будет зависеть от политического курса, под него подстроится и культурный, и образовательный базис. Скорее всего, будут постулироваться ценности средневекового феодального общества, когда есть правящая верхушка, она же есть и государство, и ее интересы доминируют над интересами всего остального общества, которое выступает ресурсом для реализации интересов правящей верхушки, по мнению Павла Салина.

"И эта система должна носить такой феодально-средневековый закостеневший характер. А какая идеологическая окраска этому будет придаваться? — скорее всего, будет что-то намешано — это будет что-то близкое к феодализму, а не "правое" или "левое". Это модель не из 20 века, а модель из средневековой феодальной эпохи. Некая имперская идея, которая апеллирует и к левым, и к правым, и к различным историческим эпохам. Это то же, что действующая власть сейчас пытается миксовать, для нее и православная церковь — партнер, и сторонники ренессанса "Советской Империи" тоже партнеры".

Автор: Александр НАЗАРОВ

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную