Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, политолог, публицист, Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ

ЛИШЕНИЕ НАДЕЖДЫ

 

7 ноября, день Октябрьской Революции, точнее – день Великой Октябрьской Социалистической революции – был своего рода Праздником Мечты и Надежды. Связанный с образом Великой Революции, он сам был носителем образа возможности создать Новый Мир, образом Мечты и Надежды на обновление.

Для тех, кто отмечал его искренне, он означал простую вещь: что простые люди, как когда-то говорили, «люди труда», могут сами изменить порядок вещей, могут изменить мир – и сделать его светлее и справедливее. В этом отношении это был день торжества добра – активного добра, сильного добра – над злом. Каким бы сильным и прочным оно не казалось.

Он означал, что те, кто честно трудится, могут собраться и выгнать из своего мира тех, других, кто присваивает себе их труд, живет за их счет, делает их беднее – и сами богатеют, кичатся своим богатством и своими привилегиями и глумятся над людьми труда, овладев властью и подчинив себе мир.

Кому-то этот праздник искренне не нравился, и он тихо злился, потому что не нравился он им ровно по тем же причинам, по которым нравился другим: им не нравилось, что нужно работать, а не наживаться за чужой счет, не нравилось, что нельзя обладать привилегиями, нельзя быть выше остальным и подавлять их своим богатством и своей властью.

А кому-то было все равно – как у Маяковского: «Мы только мошки, мы ждем кормежки, закройте, Время, вашу пасть, мы обыватели, нас обувайте вы, – и мы уже за вашу власть». И таких со временем стало уж очень много. Первые были носителем Светлого начала, вторые – Темного, третьи – носителем и воплощением Сумерек.

Но дело даже не в этом конкретном их различении: сам этот праздник предполагал и утверждал, что мир может быть чище и лучше, что чище и лучше он может быть не когда-то в иной, посмертной жизни, а в этой, реальной – и лучше и чище его можешь сделать ты.

Каждый год эта празднуемая дата утверждала, что если у людей есть Мечта и если у них есть воля, смелость и готовность к борьбе, люди могут ее реализовать. Конечно, правда, то, что у них подчас получалось, не всегда совпадало с их совместной мечтой, но важнее то, что они понимали: то, что у них получается – зависит только от их собственных действий. Они – хозяева мира и нет в их мире иного господина, кроме их воли и совести. И, кончено, их умений и знаний.

Что нужно, чтобы проходить сквозь стены? Видеть цель, не замечать препятствий, верить в себя: у тебя может получаться или не получится – но проходить сквозь стены можно, и проходишь ты или нет - все зависит от тебя.

Поэтому праздник нес в себе и образ Мечты – быть хозяином своей судьбы и своего мира, и образ Надежды, что если мир еще не стал таким светлым и чистым, как мечта о нем – он еще может стать таким, если ты проявишь волю и его таким сделаешь.

Парад, который был в этот день, утверждал: вот та сила, которая стоит за тобой, и ничто в мире не сможет тебе помешать. Колонны демонстрантов, которые шли следом, утверждали: вот те, кто думает и чувствует так же как ты, и вместе вы сможете все. Это рождало эйфорию, иногда излишне чрезмерную, и вредило своей успокоенностью – но утверждало и уверенность в своих возможностях: «Мы уже перевернули Мир, мы разгромили тех, кто вставал на нашем пути, мы меняем природы, вторгаемся в мир Атома и выходим за пределы Земли!»

Конечно, чем больше проходило времени, тем больше праздник нес в себе начало исторических побед – и не случайно именно к этому дню каждый год подводили итоги того, что уже сделано, но удовлетворенность и, увы, самоуспокоенность тем, что уже сделано, рождали и надежду, и уверенность, что чем дальше, тем больше будет сделано теми же самыми людьми, кто совершил уже достигнутое. И утверждали Надежду, что то, что еще не сделано, все равно еще будет сделано и с таким же размахом, как уже совершенное: повернуты реки, созданы массово роботы, посажены яблони на Марсе, достигнуты новые Галактики с иными цивилизациями – все в наших силах, «все еще впереди!»: «Самая лучшая песня не спета, самая лучшая девушка – где ты? Все еще впереди, все еще впереди!».

А потом праздник отменили. Сначала, по сути, как мечту – праздновать еще разрешалось, хотя и не поощрялось, но открытым текстом объявлялось: «Хотите праздновать – празднуйте, только что? Ничего этого не будет, и ничего из того, что вы создали, – не в зачет: мира без равенства и привилегий не будет, власть будет у тех, кому положено и кто за эту власть будет платить, а главным будет не какой-то там ваш «труд», а те деньги мы у вас отобрали. Или которые вы сумеете у кого-то отобрать. Хотите мечтать об ином – не будет иного. Революция ваша – это бунт черни, попытаетесь о ней мечтать или не дай бог повторить: раздавим. Бог всегда на стороне толстых кошельков. И не хозяева вы своей судьбы и мира - живите, как назначено нами и нашим богом с его служителями. Хозяева мы, те, кто сумел вашу мечту отменить».

Это был первый заход, с началом 90-х. Но Праздник еще официально был – не хватало свободных рук и голосов в парламенте, чтобы его отменить. Мечту отменили и мир перевернули обратно, к положенному, кастовому, трансцендентальному и богоугодному, в котором Надежде если разрешено быть, то только на реализацию после смерти. Но праздник еще был, и была смутная надежда: вдруг все это – морок, нечто вроде гитлеровской оккупации, нужно пережить – и морок спадет, все наладится…

Оккупантов вроде бы прогнали – или они сами сменили форму и партбилеты, но те, кто их сменил, связанную с освобождением надежду отменили уже официально. И сказали, что праздновать нужно другое – не освобождение Мира от гнета зла, а освобождение Москвы от поляков. Дело, собственно, не то чтобы плохое: но Мечта-то здесь где… И где Надежда?

В общем, и народное единство – не то чтобы плохо, только всегда встает вопрос: с кем, против чего и во имя чего…

Одно было праздником Нового Мира, другое – торжеством старого, привычного…

Одно – Мечтой и Надеждой на создание чего-то измененного, Светлого и Чистого, другое - утверждением привычного и положенного.

Один праздник говорил: «Мы повернули земную ось – и перевернем все мироустройство»! и звал в Будущее, в 22 и 23 век.

Второй сладко вещал: «Мы все вернули на место, никаких фантазий, все по обычаю, все как велят традиции, все как положено от сотворения мира». И под речитатив молитвы звал в далекое летописное прошлое…

Элита России вроде бы признает, что страна страдает от отсутствия образов будущего, но как только доходит до их обрисовки, как-то сразу все возвращается уж как минимум в те времена, когда 7 Ноября праздником света и надежды на новый мир и мечты о светлом и чистом мире и в помине не было.

Отменив праздник 7 ноября, власть имущие отменили не выходной день – они отменили право на Мечту и Надежду. И право самим быть хозяевами в своем мире.

Источник

ЧИТАЙТЕ ТЕКЖЕ:

Александр Плеханов: ЧТО ДАЛА НАШЕЙ СТРАНЕ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Наш канал
на
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную