О состоянии отечественного образования

Открытое письмо Федеральному Собранию РФ

Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания РФ
Миронову С.М.
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
Грызлову Б.В.

Участники Соборной встречи «Духовная сила слова: основа единства народа» выражают глубочайшую озабоченность состоянием современного образования в России. На протяжении столетий российское образование ставило своей целью духовное и интеллектуальное развитие личности, воспитание сознательных созидателей Отечества, людей, способных своей творческой деятельностью принести родной стране как можно больше добра и пользы. Российские образованные круги постоянно стремились к тому, чтобы все жители страны имели равные права и возможности в получении образования.

И вдруг нынешний министр образования и науки РФ А. Фурсенко во всеуслышание делает заявление: «У нас идет борьба с ЕГЭ — все только и говорят, что дети перестанут самостоятельно и творчески мыслить… Скажу жестко, но рабочий на конвейере не должен рассуждать, он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата. К сожалению, в нашей жизни, в экономике «конвейеров» больше, чем исключительно творческой работы. Ты в праве выбирать себе работу, но, выбрав, делай то, что от тебя требуется. А мы все продолжаем рассуждать…» («Итоги», 21.10.2008). Своим заявлением министр образования не только перечеркивает, но и отказывается от многовековой отечественной традиции, направленной на созидание духовной, развитой личности.

Но дело обстоит более серьезно. Министр образования фактически призывает к нарушению конституционных прав граждан на образование. В п.2 ст. 43 Конституции РФ говорится: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». А. Фурсенко открыто признал, что главная задача бесконечно продолжающейся реформы системы образования состоит в отказе от принципа общедоступности и в возрождении сословного принципа: широкое и глубокое образование сделать доступным только для избранных, а остальное население России должно быть лишено такой возможности, ибо оно должно работать на «конвейерах».

На фоне таких заявлений становится вполне понятна и практика образовательной реформы, целенаправленно ведущая к снижению уровня образованности наших детей. Особенно это касается предметов гуманитарного цикла. Только за последние годы было снижено количество учебных часов на литературу в средней школе и на чтение в начальной школе. Зато в начальной школе повсеместно вводится иностранный язык и освоение компьютеров. В результате, дети перестают грамотно говорить на родном языке, а то и вообще говорить, превращаются в аутистов, которым общение с людьми заменяет общение с Интернетом.

После введения так называемых «концентров» резко снизился уровень исторического образования. Причем, в нашей стране уже введено обязательное 11-летнее образование, а «концентры» продолжают сохраняться.

Из программ по литературе постоянно изымаются произведения отечественных писателей, в первую очередь, представителей классической традиции. За счет снижения часов на историю, литературу и другие предметы гуманитарного цикла, в школе вводятся странные по своему содержанию и задачам предметы, вроде граждановедения, ОБЖ и др.

Вместо классической формы выпускных экзаменов, на которых учащиеся могли показать свое владение речью, знания, умение мыслить, насильственно внедряется тестовая форма аттестации в виде ЕГЭ. Причем, все это делается в приказном порядке и в последний момент. К примеру, в 2007/2008 учебном году только в марте 2008 года стало известно, что Министерство отменило итоговый экзамен по литературе.

В недрах Министерства образования и науки разрабатываются проекты стандартов образования. Но внимательный анализ этих стандартов свидетельствует, что они продолжают толкать отечественную систему образования в пропасть, в небытие. В частности, по прочтении этих документов возникает стойкое подозрение в том, что школу готовят к введению платного образования (или, как нынче модно говорить, «образовательных услуг»).

Участники Соборной встречи ответственно заявляют:

— Продолжающаяся реформа образования ведет к разрушению отечественных традиций, имеет своей целью отказ от принципа общедоступности и возрождение сословного принципа, при котором широкое и глубокое образование станет доступным только для избранных, а остальное население России лишится такой возможности. Фактически нынешняя реформа образования нарушает конституционные права граждан на образование.

— Министерство образования и науки РФ насаждает бюрократическое, приказное начало в управлении образованием, педагогическая общественность отрешена от участия в обсуждении различных педагогических проектов. Такое положение совершенно недопустимо, ибо система образования не может считаться полем деятельности только министерских чиновников. Образование имеет общегосударственное и общенародное значение.

— Проблемы отечественного образования, состав учебных предметов в базовом учебном плане, содержание и методика преподавания предметов должны стать предметом общественной дискуссии. А на период этой дискуссии необходимо наложить мораторий на всякие изменения в образовательных стандартах, программах, в системе образования в целом.

Участники Соборной встречи Всемирного Русского Народного Собора 5 декабря 2008 г.

Вернуться на главную