Писать сегодня правду - занятие, в некоторой степени, бессмысленное. Причин тому, как минимум, две - неочевидность того, что правда эта объективна и очевидность того, что объективность невозможна в силу человеческой ограниченности. Помимо прочего, из этих нескольких строк вполне себе можно сделать простой вывод - писать правду в любое другое время - вчера, сегодня, завтра - не имеет смысла вообще, потому что такое занятие всегда двусмысленно и грозит катастрофическими заблуждениями. Тем не менее, всегда остаётся возможность для манёвра в так называемой области письма, называемого художественным сочинительством. На первый взгляд, такой подход изначально несёт в себе элементы мошеннечества, ведь сочинительство многими понимается чисто утилитарно, как вещь несерьёзная и не имеющая отношения к реальной действительности. С таким мнением можно поспорить, но спор этот вряд ли даст ответы или поставит новые вопросы, а скорее будет тем яростнее, чем больше фанатиков или невежд привлечёт. Неизбежность сведения такого многоголосия к разговору с глухим очевидна. Здесь можно нащупать главную проблему современности - очевидная глухота разговоров о чём угодно. Глухота эта тотальна и настолько привычна, что стала принимать уже формы пародии на диалоги. Недавний пример публичного монолога Константина Райкина очень показателен, как демонстрация формулы прагматизма о том, что приписывать некому утверждению свойство быть истинным не значит делать его истинным. И всё же, позволю себе несколько замечаний довольно общего характера, но сугубо личного свойства. Страна, которая живёт под двумя бессменными лозунгами «Долой!» и «Да здравствует!», приобщилась сегодня к мировым экономическим ценностям и прибавила дополнительным лозунгом «Всё пофиг...». Какой может быть рок-н-ролл после лихих 90-х, тем более, какая может быть свобода после того, как свободу поняли, как вседозволенность. Этот маятник от всезапретности до вседозволенности раскачивается лишь в пределах маятника, иных траекторий полёта (мысли, пули, сигнала) просто не предусмотрено, а, следовательно, любое программное заявление о «новой свободе» - было, есть и будет только симуляцией в рамках маятниковой дуги. И здесь появляется очередной инженер-механик и делает очередное заявление, ну, допустим, на съезде какого-нибудь Союза, каких-нибудь Деятелей. - Хватит нас троллить! - экспрессивно воскликнет он. - Сил нет терпеть цензуру! - убедительно он заявит. Прекрасные банальности будут звучать так искренне, так трогательно, что невольная слеза скатится из уголка глаза какого-нибудь пожилого деятеля каких-нибудь искусств. И никто даже не вспомнит, что оратор всю свою жизнь посвятил тому, чтобы говорить чужие тексты искренне и убедительно, что совершенно нет возможности у оратора избавиться от этого побочного эффекта своей профессии, допустим, профессии актёра театра или кино, что не так принципиально важно. Вся жизнь игра - так серьёзно играть, чтобы доиграться до ручки, это вам не дверные ручки шлифовать. - Но вот, позвольте, - говорит какой-нибудь другой инженер-механик человеческих душ, - ведь идеальная фигура, это круг, и, в общем-то, чтобы выскочить из порочного маятника в круг, то надо сделать на маятнике (из маятника?) солнышко, как в детстве на качелях. То есть, надо вырваться на секунду в точку зенита и всё - вы попадаете в пространство свободы. Как известно, подобные эксперименты характерны для юного возраста или влюблённого состояния, да и то, если крутить на качелях солнышко постоянно, то всё это солнцем свободы не станет, а превратится в привычку, в тот самый круг, который называют порочным. Из той точки, в которой находится человеческая личность, можно двигаться в глубину, в высоту или по горизонтали. Этим исчерпывается не только разнообразие путей человека, но и путей общества. В конце концов, этим исчерпывается всё то, что называют традицией - человеческой, общественной, культурной. Посмотрев на такую геометрию пространства шире, распространив её на движение государственной идеологии, можно заметить, что сегодня наша стезя - горизонталь. Учитывая форму планеты, горизонталь может переходить в секундный апофеоз победы над всем и, сделав солнышко, превратиться в тот самый порочный круг, которого мы вроде бы стремились избежать. Да, казалось бы, есть сегодня попытки буквального стремления вверх - в космос, но в силу приоритета горизонтали, все эти попытки из человеческой высоты переходят в область горизонтальной рентабельности и потому на звёзды можно только смотреть, но не лететь к ним. То же самое и с глубиной. Любая глубина сегодня либо паразитическая - нефть, газ, руда; либо зрелищная - погружение на дно Байкала или прогулки на подводной атомной махине. Знаменитая Кольская сверхглубокая скважина потому и заморожена, что приоритетно одно только горизонтально-рентабельное погружение за потенциальной прибылью, а Кольская сверхглубокая - это чистая мечта нации, в деньги не переводимая и оттого экономически не выгодная. С таким пунктом в программных политических заявлениях, как покорение космоса, полёты на Луну и Марс - избирётся ещё много поколений правителей любых государств, где есть хоть один макет ракеты и здание с вывеской «Нужный институт». Но это вовсе не означает, что кто-то реально собирается что-то там покорять и достигать. Очевидно, что в глубину планеты будут лезть не дальше полезных ископаемых, то есть и в космос полетят не дальше тех же ископаемых. Привычка паразитического горизонтального взгляда настолько постоянна, что даже сложно сказать, есть ли у человеческих существ какая-то иная история, кроме войны и склок из-за прибыли. По большому счёту, «Долой!», как основная фигура политической речи равна всезапретности. С другой стороны маятника - «Да здравствует!» - свободная вседозволенность. «Всё пофиг...» - новый лозунг не сам по себе, а как лозунг максимальной толерантности общества, где хоть «Долой!», хоть «Да здравствует!» - это «Всё пофиг...». Такой толерантный тип сознания готов быть большинством при любом раскладе - а это хуже всех вместе взятых истерик о конце (света, истории, искусства). В конце концов, давно известно, что воля - это стремление уменьшить когнитивный диссонанс. Толерантность тем и опасна, что лишает человека воли. В той или иной форме, этот маятник несвободы раскачивается, оставаясь раз за разом неизменным и единственным символом стабильности, на которую способно человеческое общество. Любой режим объявляет себя благом для общества и опирается на одни и те же лозунги. Каждый раз производится перелицовка фасада, но никогда не возведение нового здания. Власть имущие, как правило, пользуясь речью именно пользуются ей. То есть, речь имеет для них чисто прикладной смысл - ведёт власть к своим целям, но сама целью не является. Дополнительные смыслы - удел литературы. Власть правителя тем прочнее удерживается им в руках, чем неизменнее остаются смыслы. Торжество юриспруденции здесь неизбежно становится общественным ужасом и прибежищем красноречивых болванчиков-толкователей. В конце концов, искусство красноречия становится сведено к умению усладить слух народа, вызвать, если не симпатию, то, как минимум, ощущение перемен к лучшему или чувство сопричастности. При смене режима в первую очередь компрометируется литература, потому что только она одна может уличить в словоблудии. Ведь для писателя речь всегда не окончательна и всегда стремится к дополнительным смыслам. Если политик вчера говорил «Да здравствует!», то сегодня он скажет «свобода», но за этой «свободой» стоит тоже «Да здравствует!» и никакого прогресса. Никакого наполнения речи не бывает в этом топтании на одном месте. Политик ищет не следующий смысл, а другое готовое слово, которым можно обозначить старые лозунги. Если речь писателя направлена в будущее, то речь политика всегда консервирует прошлое. Из этого маятника несвободы нет очевидного выхода, кроме самого стремления вырваться. Другими словами, свобода не может быть окончательной и всеобщей, а её достижение - явно удел личности, но не посулы власть имущих. Образцов Иван Юрьевич родился 21.11.1977 в городе Бийске Алтайского края. Окончил Бийскую школу № 25, экономический факультет БТИ (филиал АлтГТУ им. И. И. Ползунова). |
||